СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формирование естественно-научной грамотности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Естественно-научная грамотность включает понимание основных закономерностей и особенностей естествознания, осведомлённости в том, что естественные науки и технологии оказывают влияние на материальную, интеллектуальную, культурную сферы общества. Она также проявляется в активной гражданской позиции при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.

Просмотр содержимого документа
«"Формирование естественно-научной грамотности"»

Естественно – научная грамотность Подготовили презентацию: Учителя начальных классов МБОУ «СОШ № 7» Безносова Светлана Александровна Николаева Маргарита Валерьевна

Естественно – научная грамотность

Подготовили презентацию:

Учителя начальных классов МБОУ «СОШ № 7»

Безносова Светлана Александровна

Николаева Маргарита Валерьевна

 Функциональная грамотность - способность человека, общества вступать в отношения с внешней средой и умение быстро адаптироваться в изменяющихся условиях.      Функциональная грамотность – это умение находить верные решения в сложных ситуациях, в которых обучающиеся могут оказаться в реальной жизни.

Функциональная грамотность - способность человека, общества вступать в отношения с внешней средой и умение быстро адаптироваться в изменяющихся условиях.

Функциональная грамотность – это умение находить верные решения в сложных ситуациях, в которых обучающиеся могут оказаться в реальной жизни.

Важной составной частью функциональной грамотности является естественно-научная грамотность .  Естественно-научная грамотность (международное определение PISA) - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно-значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями.     Естественно-научная грамотность включает понимание основных закономерностей и особенностей естествознания, осведомлённости в том, что естественные науки и технологии оказывают влияние на материальную, интеллектуальную, культурную сферы общества. Она также проявляется в активной гражданской позиции при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.

Важной составной частью функциональной грамотности является естественно-научная грамотность .

Естественно-научная грамотность (международное определение PISA) - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно-значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями.

Естественно-научная грамотность включает понимание основных закономерностей и особенностей естествознания, осведомлённости в том, что естественные науки и технологии оказывают влияние на материальную, интеллектуальную, культурную сферы общества. Она также проявляется в активной гражданской позиции при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.

В естественно-научной грамотности младших школьников выделяют четыре составляющие:      1. Готовность осваивать и использовать знания о природе для решения учебных и жизненных задач включает развитие умений: воспроизводить изученную научную информацию, описывать и объяснять природные явления, используя научные факты.  2. Осознание ценности и значения научных знаний о природе включает осведомлённость о том, что знание законов природы положительно влияет на развитие общества, подразумевается самостоятельное приобретение знаний, используя различные источники информации.  3. Овладение методами познания природных явлений умение проводить несложные наблюдения, опыты, мини-исследования, измерения, анализ полученных результатов установление на их основе причинно-следственных, временных и последовательных связей  4. Способность к рефлексивным действиям  оценка фактов негативного отношения человека к природе, участие в деятельности по её охране и защите.

В естественно-научной грамотности младших школьников выделяют четыре составляющие:  

1. Готовность осваивать и использовать знания о природе для решения учебных и жизненных задач включает развитие умений: воспроизводить изученную научную информацию, описывать и объяснять природные явления, используя научные факты.

2. Осознание ценности и значения научных знаний о природе включает осведомлённость о том, что знание законов природы положительно влияет на развитие общества, подразумевается самостоятельное приобретение знаний, используя различные источники информации.

3. Овладение методами познания природных явлений умение проводить несложные наблюдения, опыты, мини-исследования, измерения, анализ полученных результатов установление на их основе причинно-следственных, временных и последовательных связей

4. Способность к рефлексивным действиям оценка фактов негативного отношения человека к природе, участие в деятельности по её охране и защите.

 Большие возможности для этого представляет «Окружающий мир», так как является фундаментом для изучения таких естественных наук как: физика, химия, биология, география.    Естественно-научная грамотность реализуются через предметное содержание курса «Окружающий мир», внеурочную и проектную деятельность. Такие как: Урок. Внеурочная деятельность. Проектная и исследовательская деятельность. Внеклассная работа, которая включает в себя: -классные часы, кружки; -акции, викторины; -волонтёрская деятельность -экскурсии.  Используются межпредметные связи на уроках изобразительного искусства, технологии, литературного чтения

Большие возможности для этого представляет «Окружающий мир», так как является фундаментом для изучения таких естественных наук как: физика, химия, биология, география.

Естественно-научная грамотность реализуются через предметное содержание курса «Окружающий мир», внеурочную и проектную деятельность. Такие как: Урок. Внеурочная деятельность. Проектная и исследовательская деятельность. Внеклассная работа, которая включает в себя:

-классные часы, кружки;

-акции, викторины;

-волонтёрская деятельность

-экскурсии.

Используются межпредметные связи на уроках изобразительного искусства, технологии, литературного чтения

  Практические задания по формированию естественно-научной граммотности.

Практические задания по формированию естественно-научной граммотности.

Готовность осваивать и использовать знания о природе  для решения учебных и жизненных задач включает развитие умений: воспроизводить изученную научную информацию, описывать и объяснять природные явления, используя научные факты. Кто оставил эти таинственные знаки? Можно ли увидеть в зимнем лесу вот эти следы животных?
  • Готовность осваивать и использовать знания о природе  для решения учебных и жизненных задач включает развитие умений: воспроизводить изученную научную информацию, описывать и объяснять природные явления, используя научные факты.
  • Кто оставил эти таинственные знаки? Можно ли увидеть в зимнем лесу вот эти следы животных?
Глобус     Задание 1. Как переводится слово глобус ( лат)? Выбери правильный ответ: 1.круг 2.шар Задание 2. Объясните, почему мы говорим, что Земля имеет шарообразную форму? Задание 3. Глобус вращается на железной оси, а Земля имеет такую ось? Как она называется? Выбери правильный ответ: 1. Наша планета Земля вращается вокруг большой металлической оси 2. Наша планета Земля вращается вокруг воображаемой  оси Задание 4. Географическое понятие, где Земля немного сплюснута Выберите правильный ответ: 1.немного сплюснута слева и справа 2.немного сплюснута сверху и снизу 3.немного сплюснута с полюсов

Глобус

Задание 1.

Как переводится слово глобус ( лат)?

Выбери правильный ответ:

1.круг

2.шар

Задание 2.

Объясните, почему мы говорим, что Земля имеет шарообразную форму?

Задание 3.

Глобус вращается на железной оси, а Земля имеет такую ось? Как она называется?

Выбери правильный ответ:

1. Наша планета Земля вращается вокруг большой металлической оси

2. Наша планета Земля вращается вокруг воображаемой  оси

Задание 4.

Географическое понятие, где Земля немного сплюснута

Выберите правильный ответ:

1.немного сплюснута слева и справа

2.немного сплюснута сверху и снизу

3.немного сплюснута с полюсов

 « Сезон активности энцефалитных клещей начинается в середине апреля, а к середине мая их популяция достигает пика. Опасность укуса клеща сохраняется в июне, июле и начинает уменьшаться вместе с сезонным падением температуры воздуха, но не ранее начала августа. Что делать, чтобы не заболеть клещевым энцефалитом?» Предложите, как можно больше разных вариантов решения данной задачи.

« Сезон активности энцефалитных клещей начинается в середине апреля, а к середине мая их популяция достигает пика. Опасность укуса клеща сохраняется в июне, июле и начинает уменьшаться вместе с сезонным падением температуры воздуха, но не ранее начала августа. Что делать, чтобы не заболеть клещевым энцефалитом?» Предложите, как можно больше разных вариантов решения данной задачи.

1. Сделать прививку. 2. Не следует ходить в лес в период активности клещей. 3. Обработка лесопарковой зоны химическими средствами против клещей 4. Пользоваться репеллентами (средствами против клещей). 5. Правильно одеваться (головной убор, одежда светлых тонов, с капюшоном, с длинными рукавами, манжетами, воротником; рубашку заправлять в брюки, брюки в высокие сапоги). 6. Каждые 15-20 мин осматривать себя и спутников (одежду, открытые участки тела, волосистую часть головы). 7. Если укусил клещ, правильно его извлечь, место укуса обработать, отнести в мед. лабораторию на анализ, ждать результат. 8. Если клещ был заражен энцефалитом, ввести сыворотку в мед. учреждении.

1. Сделать прививку.

2. Не следует ходить в лес в период активности клещей.

3. Обработка лесопарковой зоны химическими средствами против клещей

4. Пользоваться репеллентами (средствами против клещей).

5. Правильно одеваться (головной убор, одежда светлых тонов, с капюшоном, с длинными рукавами, манжетами, воротником; рубашку заправлять в брюки, брюки в высокие сапоги).

6. Каждые 15-20 мин осматривать себя и спутников (одежду, открытые участки тела, волосистую часть головы).

7. Если укусил клещ, правильно его извлечь, место укуса обработать, отнести в мед. лабораторию на анализ, ждать результат.

8. Если клещ был заражен энцефалитом, ввести сыворотку в мед. учреждении.

Ребята нашли в лесу невысокое растение с чёрными ягодами. Альберт сказал: «Чёрные ягоды бывают у черники. Значит, это черника. Давай поедим этих ягод». Ира возразила: «Я не уверена, что это черника. Мне кажется, у черники совсем не такие листья. Давай не будем трогать этих ягод». Чьё предложение правильное? Предложение Альберта Предложение Иры

Ребята нашли в лесу невысокое растение с чёрными ягодами. Альберт сказал: «Чёрные ягоды бывают у черники. Значит, это черника. Давай поедим этих ягод». Ира возразила: «Я не уверена, что это черника. Мне кажется, у черники совсем не такие листья. Давай не будем трогать этих ягод». Чьё предложение правильное?

  • Предложение Альберта
  • Предложение Иры
Работа с научно-популярным текстом . «Радуга-это самое красивое и необычное явление природы. Она появляется при освещении Солнцем множества водяных капель во время дождя или после него. Два человека видят одну и ту же радугу по-разному, если стоят в разных местах. При наблюдении радуги Солнце всегда находится за спиной наблюдателя. Поэтому увидеть одновременно Солнце и радугу невозможно. Радуга обычно выглядит, как дуга. В действительности все радуги имеют форму круга». Задание: расположи события, в той последовательности, как они были описаны в тексте.

Работа с научно-популярным текстом .

«Радуга-это самое красивое и необычное явление природы. Она появляется при освещении Солнцем множества водяных капель во время дождя или после него. Два человека видят одну и ту же радугу по-разному, если стоят в разных местах. При наблюдении радуги Солнце всегда находится за спиной наблюдателя. Поэтому увидеть одновременно Солнце и радугу невозможно. Радуга обычно выглядит, как дуга. В действительности все радуги имеют форму круга».

Задание: расположи события, в той последовательности, как они были описаны в тексте.

-Радуга обычно выглядит, как дуга. -Солнце всегда находится за спиной наблюдателя. -Радуга- это самое красивое явление природы. -Увидеть одновременно Солнце и радугу невозможно. -Цвет радуги изменяется в зависимости от местонахождения наблюдателя.

-Радуга обычно выглядит, как дуга.

-Солнце всегда находится за спиной наблюдателя.

-Радуга- это самое красивое явление природы.

-Увидеть одновременно Солнце и радугу невозможно.

-Цвет радуги изменяется в зависимости от местонахождения наблюдателя.

Задание по ПДД.  Нужно рассмотреть иллюстрацию и отметить на рисунке школьников которые переходят дорогу не по правилам дорожного движения?
  • Задание по ПДД.

Нужно рассмотреть иллюстрацию и отметить на рисунке школьников которые переходят дорогу не по правилам дорожного движения?

Вывод По определению А. А. Леонтьева: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

Вывод

По определению А. А. Леонтьева: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!