СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии в средней школе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии в средней школе»

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии в средней школе Подготовил: учитель географии ГБОУ СОШ пос.Чапаевский, м.р.Красноармейского, Самарской области Каримов Баскар Салимович . Самара 2022

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии в средней школе

Подготовил: учитель географии ГБОУ СОШ пос.Чапаевский, м.р.Красноармейского, Самарской области

Каримов Баскар Салимович .

Самара 2022

Естественнонаучная грамотность - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: ➢ научно объяснять явления; ➢ понимать основные особенности естественнонаучного исследования; ➢ интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов . .

Естественнонаучная грамотность -

это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:

научно объяснять явления;

понимать основные особенности

естественнонаучного исследования;

интерпретировать данные и использовать

научные доказательства для получения выводов .

.

Проблемы у школьников, выявленные международными исследованиями: Дефицит знаний типа «знаю как »; Умение формулировать вопросы; Умение обосновывать, доказывать; Использовать простейшие приемы исследования;  Строить развернутые высказывания; Устанавливать надежность информации; Сотрудничать.

Проблемы у школьников, выявленные международными исследованиями:

  • Дефицит знаний типа «знаю как »;
  • Умение формулировать вопросы;
  • Умение обосновывать, доказывать;
  • Использовать простейшие приемы исследования;
  • Строить развернутые высказывания;
  • Устанавливать надежность информации;
  • Сотрудничать.
Проблемы, выявленные учителями биологии на практике:   1.Малое количество часов (особенно в 5-6 классах), 2. Готовые“ PISA-подобные” задания слишком большие для использования на уроке, 3. Нехватка мотивации учащихся к разбору и решению данных заданий, 4. Скудный или устаревший набор школьного лабораторного оборудования по биологии.

Проблемы, выявленные учителями биологии на практике:

1.Малое количество часов (особенно в 5-6 классах),

2. Готовые“ PISA-подобные” задания слишком большие для использования на уроке,

3. Нехватка мотивации учащихся к разбору и решению данных заданий,

4. Скудный или устаревший набор школьного лабораторного оборудования по биологии.

Технологии, применяемые для формирования и развития ЕНГ на уроках биологии 1. Смысловое чтение. 2. Технологии проблемного обучения. 3 . Технологии развития критического мышления. 4 . ИКТ технологии. 5 . Проектно-исследовательская деятельность. 6. Кейс-технологии.

Технологии, применяемые для формирования и развития ЕНГ на уроках биологии

1. Смысловое чтение.

2. Технологии проблемного обучения.

3 . Технологии развития критического мышления.

4 . ИКТ технологии.

5 . Проектно-исследовательская деятельность.

6. Кейс-технологии.

1. Смысловое чтение

1. Смысловое чтение

Пример задания   -«Сконструируй определение»;  -«Развернутый ответ»; Пример задания  -«Верные и неверные утверждения»; Приемы: -«Исключение»; -«Задай вопрос».  Даются слова: камбий, древесина, прилистник ,сердцевина. Необходимо указать лишнее слово и обосновать свой выбор « Прилистник, т. к. не является частью стебля ». Учащиеся получают задание прочитать фрагмент текста, задать к нему вопросы, причем ограничивается время и число вопросов. И тут же предлагается на эти вопросы ответить самим учащимся. Результаты : общая ориентация в тексте, глубокое понимание текста, применение полученной информации в практической деятельности.

Пример задания

-«Сконструируй определение»;

-«Развернутый ответ»;

Пример задания

-«Верные и неверные утверждения»;

Приемы:

-«Исключение»;

-«Задай вопрос».

Даются слова: камбий, древесина, прилистник ,сердцевина. Необходимо указать лишнее слово и обосновать свой выбор

« Прилистник, т. к. не является частью стебля ».

Учащиеся получают задание прочитать фрагмент текста, задать к нему вопросы, причем ограничивается время и число вопросов. И тут же предлагается на эти вопросы ответить самим учащимся.

Результаты : общая ориентация в тексте, глубокое понимание текста, применение полученной информации в практической деятельности.

2. Технология проблемного обучения Этапы проблемного обучения:  Осознание общей проблемной ситуации, Анализ ситуации, Формулировка конкретной проблемы, Выдвижение и обоснование гипотез, последовательная их проверка (решение проблемы), Проверка правильности решения . Предполагает  создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитием мыслительных способностей .

2. Технология проблемного обучения

Этапы проблемного обучения:

  • Осознание общей проблемной ситуации,
  • Анализ ситуации,
  • Формулировка конкретной проблемы,
  • Выдвижение и обоснование гипотез, последовательная их проверка (решение проблемы),
  • Проверка правильности решения .

Предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитием мыслительных способностей .

3. Технология развития критического мышления (ТРКМ) Приемы  (могут использоваться на различных этапах урока): Кластер. Синквейн. Таблица «толстых» и «тонких» вопросов. Инсерт.  Фишнбоун, или Рыбий скелет.  Мозговой штурм  Критическое  мышление - оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

3. Технология развития критического мышления (ТРКМ)

Приемы (могут использоваться на различных этапах урока):

  • Кластер.
  • Синквейн.
  • Таблица «толстых» и «тонких» вопросов.
  • Инсерт.
  • Фишнбоун, или Рыбий скелет.
  • Мозговой штурм

Критическое мышление - оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

1.Кластер 2. Синквейн

1.Кластер

2. Синквейн

3. Таблица «толстых»  и «тонких» вопросов: 4. «Инсерт»: Читая текст, ученик делает пометки:    V – уже знал;  +  – новое;   –   – думал иначе;  ? – не понял, есть  вопросы.

3. Таблица «толстых» и «тонких» вопросов:

4. «Инсерт»:

Читая текст, ученик делает пометки:

  V – уже знал; 

– новое; 

 – думал иначе; 

? – не понял, есть

вопросы.

4.Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) Использование :  интерактивной доски, презентаций, иллюстраций, видео компьютерных программ и приложений Microsoft Office для построения графиков, таблиц виртуальных лабораторий и т.д.

4.Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

Использование :

интерактивной доски, презентаций, иллюстраций, видео

компьютерных программ и приложений

Microsoft Office для построения графиков, таблиц

виртуальных лабораторий и т.д.

5. Проектно-исследовательская деятельность это способ организации творческой деятельности учащихся по решению новых для них задач. Цель технологии  - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания. Формы организации работы:  Урок-исследование; Урок-лаборатория; Урок-защита исследовательских проектов; Урок изобретательства; Урок открытых мыслей и др.

5. Проектно-исследовательская деятельность

это способ организации творческой деятельности учащихся по решению новых для них задач.

Цель технологии  - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

Формы организации работы:

  • Урок-исследование;
  • Урок-лаборатория;
  • Урок-защита исследовательских проектов;
  • Урок изобретательства;
  • Урок открытых мыслей и др.
ситуационно-ролевая игра «Суд присяжных». 6. Кейс-технологии Кейс - описание конкретной реальной ситуации, подготовленной по определённому формату и предназначенной для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленным критериям и . Кейс-технология – это обучение действием .
  • ситуационно-ролевая

игра «Суд присяжных».

6. Кейс-технологии

  • Кейс - описание конкретной реальной ситуации, подготовленной по определённому формату и предназначенной для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленным критериям и .
  • Кейс-технология это обучение действием .

Ситуация: На прием в генетическую консультацию пришла молодая семейная пара. Они планируют рождение детей, но хотят убедиться в том, что их дети не будут иметь некое генетическое заболевание, которое встречается в семье одного их супругов.

Кейс-стадии:

1 шаг: сформулируйте конкретную проблему и запишите ее . Какова вероятность рождения больных детей?

2 шаг: выявите и запишите основные причины ее возникновения . В семье есть проявление этой болезни .

3 шаг: проблема переформулируется в цель . Определить вероятность рождения больного ребенка.

4 шаг: причины становятся задачами . Выявить больных родственников, их место в родословной .

5 шаг: для каждой заданий определяется комплекс мероприятий-шагов по ее решению, назначаются ответственные, которые подбирают команду для реализации мероприятий. Вопросы к семейной паре, определение элементов родословной .

6 шаг: Ответственные определяют необходимые ресурсы и время для выполнения мероприятия. Построение генеалогического дерева.

7 шаг: для каждого блока задач определяется конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи. Анализ родословной, определение вероятности, результаты .

Основные умения ЕНГ ВЫВОД ОБЪЯСНЯТЬ АНАЛИЗИРОВАТЬ ИССЛЕДОВАТЬ РЕАЛЬНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ

Основные умения ЕНГ

ВЫВОД

ОБЪЯСНЯТЬ

АНАЛИЗИРОВАТЬ

ИССЛЕДОВАТЬ

РЕАЛЬНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ

Благодарю Вас за внимание!

Благодарю Вас за внимание!