Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии в средней школе
Подготовил: учитель географии ГБОУ СОШ пос.Чапаевский, м.р.Красноармейского, Самарской области
Каримов Баскар Салимович .
Самара 2022
Естественнонаучная грамотность -
это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
➢ научно объяснять явления;
➢ понимать основные особенности
естественнонаучного исследования;
➢ интерпретировать данные и использовать
научные доказательства для получения выводов .
.
Проблемы у школьников, выявленные международными исследованиями:
- Дефицит знаний типа «знаю как »;
- Умение формулировать вопросы;
- Умение обосновывать, доказывать;
- Использовать простейшие приемы исследования;
- Строить развернутые высказывания;
- Устанавливать надежность информации;
- Сотрудничать.
Проблемы, выявленные учителями биологии на практике:
1.Малое количество часов (особенно в 5-6 классах),
2. Готовые“ PISA-подобные” задания слишком большие для использования на уроке,
3. Нехватка мотивации учащихся к разбору и решению данных заданий,
4. Скудный или устаревший набор школьного лабораторного оборудования по биологии.
Технологии, применяемые для формирования и развития ЕНГ на уроках биологии
1. Смысловое чтение.
2. Технологии проблемного обучения.
3 . Технологии развития критического мышления.
4 . ИКТ технологии.
5 . Проектно-исследовательская деятельность.
6. Кейс-технологии.
1. Смысловое чтение
Пример задания
-«Сконструируй определение»;
-«Развернутый ответ»;
Пример задания
-«Верные и неверные утверждения»;
Приемы:
-«Исключение»;
-«Задай вопрос».
Даются слова: камбий, древесина, прилистник ,сердцевина. Необходимо указать лишнее слово и обосновать свой выбор
« Прилистник, т. к. не является частью стебля ».
Учащиеся получают задание прочитать фрагмент текста, задать к нему вопросы, причем ограничивается время и число вопросов. И тут же предлагается на эти вопросы ответить самим учащимся.
Результаты : общая ориентация в тексте, глубокое понимание текста, применение полученной информации в практической деятельности.
2. Технология проблемного обучения
Этапы проблемного обучения:
- Осознание общей проблемной ситуации,
- Анализ ситуации,
- Формулировка конкретной проблемы,
- Выдвижение и обоснование гипотез, последовательная их проверка (решение проблемы),
- Проверка правильности решения .
Предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитием мыслительных способностей .
3. Технология развития критического мышления (ТРКМ)
Приемы (могут использоваться на различных этапах урока):
- Кластер.
- Синквейн.
- Таблица «толстых» и «тонких» вопросов.
- Инсерт.
- Фишнбоун, или Рыбий скелет.
- Мозговой штурм
Критическое мышление - оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
1.Кластер
2. Синквейн
3. Таблица «толстых» и «тонких» вопросов:
4. «Инсерт»:
Читая текст, ученик делает пометки:
V – уже знал;
+ – новое;
– – думал иначе;
? – не понял, есть
вопросы.
4.Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Использование :
интерактивной доски, презентаций, иллюстраций, видео
компьютерных программ и приложений
Microsoft Office для построения графиков, таблиц
виртуальных лабораторий и т.д.
5. Проектно-исследовательская деятельность
это способ организации творческой деятельности учащихся по решению новых для них задач.
Цель технологии - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.
Формы организации работы:
- Урок-исследование;
- Урок-лаборатория;
- Урок-защита исследовательских проектов;
- Урок изобретательства;
- Урок открытых мыслей и др.
игра «Суд присяжных».
6. Кейс-технологии
- Кейс - описание конкретной реальной ситуации, подготовленной по определённому формату и предназначенной для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленным критериям и .
- Кейс-технология – это обучение действием .
Ситуация: На прием в генетическую консультацию пришла молодая семейная пара. Они планируют рождение детей, но хотят убедиться в том, что их дети не будут иметь некое генетическое заболевание, которое встречается в семье одного их супругов.
Кейс-стадии:
1 шаг: сформулируйте конкретную проблему и запишите ее . Какова вероятность рождения больных детей?
2 шаг: выявите и запишите основные причины ее возникновения . В семье есть проявление этой болезни .
3 шаг: проблема переформулируется в цель . Определить вероятность рождения больного ребенка.
4 шаг: причины становятся задачами . Выявить больных родственников, их место в родословной .
5 шаг: для каждой заданий определяется комплекс мероприятий-шагов по ее решению, назначаются ответственные, которые подбирают команду для реализации мероприятий. Вопросы к семейной паре, определение элементов родословной .
6 шаг: Ответственные определяют необходимые ресурсы и время для выполнения мероприятия. Построение генеалогического дерева.
7 шаг: для каждого блока задач определяется конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи. Анализ родословной, определение вероятности, результаты .
Основные умения ЕНГ
ВЫВОД
ОБЪЯСНЯТЬ
АНАЛИЗИРОВАТЬ
ИССЛЕДОВАТЬ
РЕАЛЬНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ
Благодарю Вас за внимание!