СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии в средней школе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии в средней школе»

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии в средней школе Подготовил: учитель географии ГБОУ СОШ пос.Чапаевский, м.р.Красноармейского, Самарской области Каримов Баскар Салимович . Самара 2022

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии в средней школе

Подготовил: учитель географии ГБОУ СОШ пос.Чапаевский, м.р.Красноармейского, Самарской области

Каримов Баскар Салимович .

Самара 2022

Естественнонаучная грамотность - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: ➢ научно объяснять явления; ➢ понимать основные особенности естественнонаучного исследования; ➢ интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов . .

Естественнонаучная грамотность -

это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:

научно объяснять явления;

понимать основные особенности

естественнонаучного исследования;

интерпретировать данные и использовать

научные доказательства для получения выводов .

.

Проблемы у школьников, выявленные международными исследованиями: Дефицит знаний типа «знаю как »; Умение формулировать вопросы; Умение обосновывать, доказывать; Использовать простейшие приемы исследования;  Строить развернутые высказывания; Устанавливать надежность информации; Сотрудничать.

Проблемы у школьников, выявленные международными исследованиями:

  • Дефицит знаний типа «знаю как »;
  • Умение формулировать вопросы;
  • Умение обосновывать, доказывать;
  • Использовать простейшие приемы исследования;
  • Строить развернутые высказывания;
  • Устанавливать надежность информации;
  • Сотрудничать.
Проблемы, выявленные учителями биологии на практике:   1.Малое количество часов (особенно в 5-6 классах), 2. Готовые“ PISA-подобные” задания слишком большие для использования на уроке, 3. Нехватка мотивации учащихся к разбору и решению данных заданий, 4. Скудный или устаревший набор школьного лабораторного оборудования по биологии.

Проблемы, выявленные учителями биологии на практике:

1.Малое количество часов (особенно в 5-6 классах),

2. Готовые“ PISA-подобные” задания слишком большие для использования на уроке,

3. Нехватка мотивации учащихся к разбору и решению данных заданий,

4. Скудный или устаревший набор школьного лабораторного оборудования по биологии.

Технологии, применяемые для формирования и развития ЕНГ на уроках биологии 1. Смысловое чтение. 2. Технологии проблемного обучения. 3 . Технологии развития критического мышления. 4 . ИКТ технологии. 5 . Проектно-исследовательская деятельность. 6. Кейс-технологии.

Технологии, применяемые для формирования и развития ЕНГ на уроках биологии

1. Смысловое чтение.

2. Технологии проблемного обучения.

3 . Технологии развития критического мышления.

4 . ИКТ технологии.

5 . Проектно-исследовательская деятельность.

6. Кейс-технологии.

1. Смысловое чтение

1. Смысловое чтение

Пример задания   -«Сконструируй определение»;  -«Развернутый ответ»; Пример задания  -«Верные и неверные утверждения»; Приемы: -«Исключение»; -«Задай вопрос».  Даются слова: камбий, древесина, прилистник ,сердцевина. Необходимо указать лишнее слово и обосновать свой выбор « Прилистник, т. к. не является частью стебля ». Учащиеся получают задание прочитать фрагмент текста, задать к нему вопросы, причем ограничивается время и число вопросов. И тут же предлагается на эти вопросы ответить самим учащимся. Результаты : общая ориентация в тексте, глубокое понимание текста, применение полученной информации в практической деятельности.

Пример задания

-«Сконструируй определение»;

-«Развернутый ответ»;

Пример задания

-«Верные и неверные утверждения»;

Приемы:

-«Исключение»;

-«Задай вопрос».

Даются слова: камбий, древесина, прилистник ,сердцевина. Необходимо указать лишнее слово и обосновать свой выбор

« Прилистник, т. к. не является частью стебля ».

Учащиеся получают задание прочитать фрагмент текста, задать к нему вопросы, причем ограничивается время и число вопросов. И тут же предлагается на эти вопросы ответить самим учащимся.

Результаты : общая ориентация в тексте, глубокое понимание текста, применение полученной информации в практической деятельности.

2. Технология проблемного обучения Этапы проблемного обучения:  Осознание общей проблемной ситуации, Анализ ситуации, Формулировка конкретной проблемы, Выдвижение и обоснование гипотез, последовательная их проверка (решение проблемы), Проверка правильности решения . Предполагает  создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитием мыслительных способностей .

2. Технология проблемного обучения

Этапы проблемного обучения:

  • Осознание общей проблемной ситуации,
  • Анализ ситуации,
  • Формулировка конкретной проблемы,
  • Выдвижение и обоснование гипотез, последовательная их проверка (решение проблемы),
  • Проверка правильности решения .

Предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитием мыслительных способностей .

3. Технология развития критического мышления (ТРКМ) Приемы  (могут использоваться на различных этапах урока): Кластер. Синквейн. Таблица «толстых» и «тонких» вопросов. Инсерт.  Фишнбоун, или Рыбий скелет.  Мозговой штурм  Критическое  мышление - оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

3. Технология развития критического мышления (ТРКМ)

Приемы (могут использоваться на различных этапах урока):

  • Кластер.
  • Синквейн.
  • Таблица «толстых» и «тонких» вопросов.
  • Инсерт.
  • Фишнбоун, или Рыбий скелет.
  • Мозговой штурм

Критическое мышление - оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

1.Кластер 2. Синквейн

1.Кластер

2. Синквейн

3. Таблица «толстых»  и «тонких» вопросов: 4. «Инсерт»: Читая текст, ученик делает пометки:    V – уже знал;  +  – новое;   –   – думал иначе;  ? – не понял, есть  вопросы.

3. Таблица «толстых» и «тонких» вопросов:

4. «Инсерт»:

Читая текст, ученик делает пометки:

  V – уже знал; 

– новое; 

 – думал иначе; 

? – не понял, есть

вопросы.

4.Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) Использование :  интерактивной доски, презентаций, иллюстраций, видео компьютерных программ и приложений Microsoft Office для построения графиков, таблиц виртуальных лабораторий и т.д.

4.Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

Использование :

интерактивной доски, презентаций, иллюстраций, видео

компьютерных программ и приложений

Microsoft Office для построения графиков, таблиц

виртуальных лабораторий и т.д.

5. Проектно-исследовательская деятельность это способ организации творческой деятельности учащихся по решению новых для них задач. Цель технологии  - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания. Формы организации работы:  Урок-исследование; Урок-лаборатория; Урок-защита исследовательских проектов; Урок изобретательства; Урок открытых мыслей и др.

5. Проектно-исследовательская деятельность

это способ организации творческой деятельности учащихся по решению новых для них задач.

Цель технологии  - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

Формы организации работы:

  • Урок-исследование;
  • Урок-лаборатория;
  • Урок-защита исследовательских проектов;
  • Урок изобретательства;
  • Урок открытых мыслей и др.
ситуационно-ролевая игра «Суд присяжных». 6. Кейс-технологии Кейс - описание конкретной реальной ситуации, подготовленной по определённому формату и предназначенной для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленным критериям и . Кейс-технология – это обучение действием .
  • ситуационно-ролевая

игра «Суд присяжных».

6. Кейс-технологии

  • Кейс - описание конкретной реальной ситуации, подготовленной по определённому формату и предназначенной для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленным критериям и .
  • Кейс-технология это обучение действием .

Ситуация: На прием в генетическую консультацию пришла молодая семейная пара. Они планируют рождение детей, но хотят убедиться в том, что их дети не будут иметь некое генетическое заболевание, которое встречается в семье одного их супругов.

Кейс-стадии:

1 шаг: сформулируйте конкретную проблему и запишите ее . Какова вероятность рождения больных детей?

2 шаг: выявите и запишите основные причины ее возникновения . В семье есть проявление этой болезни .

3 шаг: проблема переформулируется в цель . Определить вероятность рождения больного ребенка.

4 шаг: причины становятся задачами . Выявить больных родственников, их место в родословной .

5 шаг: для каждой заданий определяется комплекс мероприятий-шагов по ее решению, назначаются ответственные, которые подбирают команду для реализации мероприятий. Вопросы к семейной паре, определение элементов родословной .

6 шаг: Ответственные определяют необходимые ресурсы и время для выполнения мероприятия. Построение генеалогического дерева.

7 шаг: для каждого блока задач определяется конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи. Анализ родословной, определение вероятности, результаты .

Основные умения ЕНГ ВЫВОД ОБЪЯСНЯТЬ АНАЛИЗИРОВАТЬ ИССЛЕДОВАТЬ РЕАЛЬНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ

Основные умения ЕНГ

ВЫВОД

ОБЪЯСНЯТЬ

АНАЛИЗИРОВАТЬ

ИССЛЕДОВАТЬ

РЕАЛЬНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ

Благодарю Вас за внимание!

Благодарю Вас за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!