СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование финансовой грамотности на уроках обществознания в 6-9 классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование финансовой грамотности на уроках обществознания в 6-9 классах»

Формирование финансовой грамотности на уроках обществознания в 6-9 классах Сидоренко Александр Валентинович учитель истории и обществознания, МБОУ 

Формирование финансовой грамотности на уроках обществознания в 6-9 классах

Сидоренко Александр Валентинович

учитель истории и обществознания,

МБОУ "Гимназия №1

Определение понятия финансовой грамотности, как вида функциональной грамотности. Финансовая грамотность - это вид функциональной грамотности, который охватывает знания, навыки и компетенции, необходимые для эффективного управления финансами и принятия финансовых решений в повседневной жизни.

Определение понятия финансовой грамотности, как вида функциональной грамотности.

Финансовая грамотность - это вид функциональной грамотности, который охватывает знания, навыки и компетенции, необходимые для эффективного управления финансами и принятия финансовых решений в повседневной жизни.

 учебно-методическое пособие / И. Б. Орлов, Е. К. Калуцкая, И. А. Лобанов, О. А. Французова ; под ред. И. Б. Орлова ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». —  2-е изд., эл. — 1 файл pdf : 386 с. — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2023

учебно-методическое пособие / И. Б. Орлов, Е. К. Калуцкая,

И. А. Лобанов, О. А. Французова ;

под ред. И. Б. Орлова ;

Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 

2-е изд., эл. — 1 файл pdf : 386 с. — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2023

Актуальность задачи формирования финансовой грамотности: Финансовая грамотность поможет стать финансового независимыми в будущем. Обновленные Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования включают преподавание финансовой грамотности в школах с 1-го по 11-й классы. Финансовая грамотность включена в задания ОГЭ (Основного государственного экзамена) и ВПР (Всероссийских проверочных работ).

Актуальность задачи формирования финансовой грамотности:

Финансовая грамотность поможет стать финансового независимыми в будущем.

Обновленные Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования включают преподавание финансовой грамотности в школах с 1-го по 11-й классы.

Финансовая грамотность включена в задания ОГЭ (Основного государственного экзамена) и ВПР (Всероссийских проверочных работ).

Человек с высоким уровнем финансовой грамотности

Человек с высоким уровнем финансовой грамотности

  Из опыта работы по формированию финансовой грамотности на уроках обществознания.

Из опыта работы по формированию финансовой грамотности на уроках обществознания.

6 класс  Глава II «Человек и его деятельность». Параграф 8. Труд – основа жизни.

6 класс Глава II «Человек и его деятельность». Параграф 8. Труд – основа жизни.

"Грамотный покупатель"

Учащиеся исследуют цены на продукты и услуги в разных магазинах, составляют список продуктов и услуг, их цены в нескольких местах. Детям предлагается сравнить цены и определить, где можно сделать более выгодные покупки.

  7 класс  Глава I «Мы живём в обществе». Параграф 6 . Домашнее хозяйство

7 класс Глава I «Мы живём в обществе».

Параграф 6 . Домашнее хозяйство

"Бюджетирование личных финансов".

Учащиеся делятся на группы и каждой группе дается определённый бюджет на месяц.. Участники каждой группы составляют список своих ежедневных трат. Дети должны составить план расходов на месяц, не превышающий имеющийся бюджет. После этого учащимся предлагается обсудить, какие траты были необходимыми, а какие можно было бы сократить или отложить.

7 класс  Глава I «Мы живём в обществе». Параграф 7. Бедность и богатство.

7 класс Глава I «Мы живём в обществе».

Параграф 7. Бедность и богатство.

"Разбираемся с налогами"

Семиклассники изучают, какой процент налога взимается с различных видов товаров и услуг. После этого каждый ученик выберет интересующий его товар или услугу и рассчитает, сколько налога он должен будет заплатить при покупке. Задание поможет понять, как налоги влияют на стоимость товаров и услуг, а также позволит осознать важность выплаты налогов для функционирования государства.

 8 класс  Глава IV «Экономическая сфера».   Параграф 20. Рыночная экономика.

8 класс Глава IV «Экономическая сфера».

Параграф 20. Рыночная экономика.

"Невидимая рука рынка"

«Каждый человек мыслит лишь о собственной выгоде, но невидимая рука, которая его направляет, как и во многом другом, приведет его к результату, о котором он сам и не помышлял».

Адам Смит

Учащимся предлагается описать или разыграть ситуацию между различными участниками экономических отношений (например, продавца и покупателя).

 

 8 класс  Глава IV «Экономическая сфера».   Параграф 24. Инфляция и семейная экономика.

8 класс Глава IV «Экономическая сфера».

Параграф 24. Инфляция и семейная экономика.

"Анализ инфляции и ее последствий"

Каждый ученик выбирает несколько продуктов или услуг, которые он покупает регулярно. Затем, используя статистические данные об инфляции, учащимся необходимо узнать, как изменилась цена на эти продукты или услуги за последний год. После этого следует обсуждение того, как инфляция влияет на их бюджеты и каких стратегий они могут придерживаться, чтобы справиться с ней.

8 класс  Глава IV «Экономическая сфера».   Параграф 25. Банковские услуги

8 класс Глава IV «Экономическая сфера».

Параграф 25. Банковские услуги

"Понятие кредита"

Восьмиклассники дают определение понятия "кредит" Учащиеся делятся на пары. Им выдаются воображаемые суммы денег, которую они могут занять. Затем идёт обсуждение, для чего они хотят использовать этот кредит и какие будут последствия, если они не смогут его вернуть в срок. Это задание должно подвести детей к пониманию необходимости ответственного использования кредитных средств и своевременного погашения долга.

8 класс  Глава IV «Экономическая сфера».   Параграф 28. Современный работник.

8 класс Глава IV «Экономическая сфера».

Параграф 28. Современный работник.

"Готовимся искать работу"

Одним из важных навыков, которое будет полезно освоить ученикам 8 класса, является умение составлять резюме, при использовании шаблона из интернета. Это позволяет не только подчеркнуть свои сильные стороны, но и объективно оценить свои достижения.

9 класс  Глава III «Основы российского законодательства».   Параграф 19. Гражданские правоотношения.

9 класс Глава III «Основы российского законодательства».

Параграф 19. Гражданские правоотношения.

"Консультация с юристом"

Класс делится на две условные группы: "потребители" и "юристы". Первый вариант предлагает "потребителям" самостоятельно придумывать ситуации, в которых их права нарушены, а "юристы" помогают разобраться, опираясь на карточки, выданные учителем с информацией из Закона РФ «О защите прав потребителей».

9 класс  Глава III «Основы российского законодательства».   Параграф 20. Трудовые правоотношения.

9 класс Глава III «Основы российского законодательства».

Параграф 20. Трудовые правоотношения.

"Собеседование"

Интересным и эффективным способом обучения может быть проведение ролевой игры, где ученики выступают в роли "работодателей" и проводят собеседования с другими учениками в качестве потенциальных работников. Такой подход позволяет практически применить полученные знания и навыки в реальной ситуации, что повышает уровень понимания и уникальности обучения.

Результаты финансовой грамотности 1. Умение эффективно управлять личными финансами и достигать финансовой стабильности. 2. Способность планировать и управлять своим бюджетом, а также понимание принципов финансового планирования. 3. Знание и умение пользоваться базовыми финансовыми инструментами, такими как открытие и управление банковским счетом, инвестирование и планирование пенсии. 4. Понимание концепции риска и умение принимать обоснованные финансовые решения на основе оценки рисков и доходности. 5. Способность анализировать и понимать финансовые отчеты, такие как бухгалтерская отчетность и бюджетные отчеты.

Результаты финансовой грамотности

1. Умение эффективно управлять личными финансами и достигать финансовой стабильности.

2. Способность планировать и управлять своим бюджетом, а также понимание принципов финансового планирования.

3. Знание и умение пользоваться базовыми финансовыми инструментами, такими как открытие и управление банковским счетом, инвестирование и планирование пенсии.

4. Понимание концепции риска и умение принимать обоснованные финансовые решения на основе оценки рисков и доходности.

5. Способность анализировать и понимать финансовые отчеты, такие как бухгалтерская отчетность и бюджетные отчеты.

Знания , умения и личные характеристики для достижения финансовой грамотности 1. Базовые финансовые понятия и принципы, такие как доходы, расходы, сбережения, кредит и инфляция. 2. Навыки бюджетирования и планирования финансовых целей. 3. Понимание финансовых рынков и инвестиционных возможностей. 4. Умение анализировать и принимать обоснованные решения на основе финансовых данных. 5. Навыки коммуникации и взаимодействия с финансовыми учреждениями, такими как банки и страховые компании. 6. Дисциплина и самоконтроль при управлении финансами. 7. Терпение и способность к риску при инвестировании.

Знания , умения и личные характеристики для достижения финансовой грамотности

1. Базовые финансовые понятия и принципы, такие как доходы, расходы, сбережения, кредит и инфляция.

2. Навыки бюджетирования и планирования финансовых целей.

3. Понимание финансовых рынков и инвестиционных возможностей.

4. Умение анализировать и принимать обоснованные решения на основе финансовых данных.

5. Навыки коммуникации и взаимодействия с финансовыми учреждениями, такими как банки и страховые компании.

6. Дисциплина и самоконтроль при управлении финансами.

7. Терпение и способность к риску при инвестировании.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!