СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование финансовой грамотности школьников на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый из нас ежедневно сталкивается со всевозможными финансовыми операциями. Многие взрослые люди не знают и не умеют управлять своими деньгами, потому что их не обучали этому Формирование финансовой грамотности у современных школьников является актуальным.  Сегодняшний день открывает возможность через математику познавать сложный, информационный мир. И одна из этих возможностей – это исследование финансового мира. Для успешного усвоения экономического материала в средней школе необходимо начинать готовить детей к решению экономических и финансовых задач уже с учащимися 5-6 классов.

Просмотр содержимого документа
«Формирование финансовой грамотности школьников на уроках математики»

Формирование финансовой грамотности школьников на уроках математики

Финансы – это неотъемлемая часть жизни человека, мы каждый день сталкиваемся с теми или иными финансовыми операциями, оплачиваем за проезд, совершаем покупки.

Многие неразумно растрачивают свои деньги и не делают сбережений. Экономика в нашей стране крайне нестабильна, и в периоды кризиса человек должен уметь выжить и не влезть в долги. Для того что бы иметь всегда сбережения и приумножать их, необходимо разбираться в банковских услугах и уметь рационально вкладывать свои деньги так, чтобы не потерять их, а получить прибыль для комфортной жизни и беззаботной старости.

Результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ совместно с Российским микрофинансовым центром и Фондом Citi, говорят о том, что 44% россиян испытывают потребность в повышении уровня знаний и навыков в финансовой сфере, и в этом вопросе 38% респондентов возлагают ответственность на государственные образовательные учреждения.

Программы обучения действующей сегодня системы российского образования охватывают практически все сферы жизнедеятельности современного человека, что обеспечивает качественную подготовку школьников к взрослой жизни. Исключением до недавнего времени являлась только практическая подготовка учеников к нынешним экономическим условиям, то есть финансовая грамотность детей. И это несмотря на то, что Россия входит в список стран с высоким уровнем развития экономики. Формирование финансовой грамотности — одно из востребованных направлений работы системы общего образования. Современный учитель должен быть не только сам вооружен знаниями в области финансовой грамотности, но и владеть необходимыми навыками педагогической деятельности по формированию финансовой грамотности у школьников.

Перед школой стоит задача формирования экономической грамотности выпускников школ как важного элемента воспитания подрастающего поколения. Особую роль в решении этой задачи призвана решать математика, в курсе которой целесообразно поэтапно формировать финансовую грамотность или, проще говоря, умение рационально распоряжаться финансами.

Математическое образование в условиях сегодняшних инновационных процессов подвергается серьезному испытанию. Попытки составить программу, способную дать возможность всем абитуриентам быть конкурентоспособными на «рынке поступающих в вуз» привели к введению единого государственного экзамена по математике. Хотя ЕГЭ и является объективным оценочным средством знаний, он постоянно дорабатывается и изменяется, что приводит к дисбалансу и нецелостности математического образования. Более того, учащиеся, обладающие неглубокими знаниями, вряд ли способны оценить в полной мере всю важность формирования логического и абстрактного мышления, необходимость теоретических основ в данной науке. К несчастью, многие школьники настаивают на исключительно прикладном характере математики, возможности применять полученные знания в жизни.

Перед математикой уже сегодня возникает нелегкий путь: адаптация к новым рыночным реалиям. Сегодняшний день открывает возможность через математику познавать сложный, информационный мир. И одна из этих возможностей – это исследование финансового мира. Школьники, решившие посвятить себя экономике и финансам, нуждаются в практических знаниях. Именно здесь «школьная» математика, используя современные методы инновационного образования и компьютерные технологии, открывает новую нишу.

Прикладная направленность обучения математике состоит в использовании межпредметных связей, что вносит элемент занимательности в учебном процессе. Данная методика помогает школьникам более широко и глубоко понять новые термины и математические модели в экономике.


Современные тенденции обучения математике предполагают выявление связей абстрактных математических структур с реальной действительностью, а одной из задач обучения является раскрытие роли математики в практической деятельности, в том числе применительно к простейшим финансовым расчетам, часто встречающимся в реальной жизни.

Для успешного усвоения экономического материала в средней школе необходимо начинать готовить детей к решению экономических и финансовых задач уже с учащимися 5-6 классов (и даже начальной школы). Для того чтобы подготовить почву для усвоения учащимися сложных экономических понятий, необходимо провести с учениками подготовительную работу, например, в рамках урока или внеурочного времени поговорить о потребностях и возможностях. При этом учащиеся усваивают понятие «потребность», учитель объясняет, как формируются потребности и от чего они зависят. Обсуждается с детьми и значение термина «экономика», что дети знают о нем и с чем он у них ассоциируется. Учитель объясняет детям процесс формирования потребностей, их многообразие. Необходимо объяснить школьникам, почему невозможно удовлетворить абсолютно все их потребности. После вводных обсуждений полезно закрепить теорию на практике, для чего детям можно предложить различные игры на экономическую тематику (проблемные, обучающие, игры, направленные на повторение и контроль знаний), которые будут стимулировать активную деятельность учеников, формировать способности самостоятельно ориентироваться в различных ситуациях. Подобные игры обычно способствуют поддержанию интереса к предмету, так как дети особенно хорошо понимают содержание изучаемого материала через игру.

В средней школе ученикам необходимо получать уже знания основных математических приемов расчетов финансовых показателей. Например, тема «Проценты» может быть использована при изучении планирования личных сбережений и инвестиций. Также в средней школе учащихся можно познакомить с процентной ставкой банка, формулами простого и сложного процентов, научить рассчитывать временную стоимость денег с учетом инфляции и т.д.

Применение контекстных задач является эффективным способом формирования финансовой грамотности. Под контекстной задачей понимается разработанный в логике деятельностного подхода прием мотивации учащихся. Суть его заключается в том, что учитель создает на уроке реальную или моделирует воображаемую жизненную ситуацию и предлагает ученику действовать в ней, опираясь на имеющиеся у него знания и опыт.

Так в качестве примера приведем сюжет контекстной задачи, которую можно использовать на уроке математики в 7 классе при изучении темы «Математические модели реальных ситуаций».

Задача. У фермера есть два поля, каждое площадью 10 гектаров. На каждом поле можно выращивать картофель и свёклу, поля можно делить между этими культурами в любой пропорции. Урожайность картофеля на первом поле составляет 500 ц/га, а на втором – 300 ц/га. Урожайность свёклы на первом поле составляет 300 ц/га, а на втором – 500 ц/га. Фермер может продавать картофель по цене 5 000 руб. за центнер, а свёклу – по цене 8000 руб. за центнер. Какой наибольший доход может получить фермер?

Наличие задач с экономическим содержанием на уроках математики в начальной и средней школе способствует получению основ финансовой грамотности, вносит практическую направленность.

Для того чтобы на уроках математики в основной школе реализовывать модель формирования финансовой грамотности, учителю необходимо учителю самостоятельно подбирать соответствующие задачи из дополнительных источников. Для достижения этих целей задачи с экономическим содержанием можно выбирать из электронных образовательных ресурсов, таких как: банк заданий ЕГЭ, ОГЭ ФИПИ, образовательный портал «Решу ЕГЭ, ОГЭ», сайт А. Ларина и т.п. Это требует от учителя дополнительных временных и материальных затрат для подбора и распечатывания подобранных дидактических материалов. Таким образом, для формирования финансовой грамотности современных школьников средствами предмета математики необходимо дополнить содержание учебников задачами финансовой математики.

В процессе формирования финансовой грамотности при обучении математике следует учитывать уровень подготовки по предмету и интересы учащихся, реализовываться в равной степени, как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности, иметь практическую направленность и возможность представления полученной учащимися информации в форме публичного выступления, заканчиваться коллективным обсуждением и принятием общих рекомендаций.

Таким образом, вопрос грамотного распоряжения финансами является одним из самых важных вопросов в жизни современного человека, однако далеко не каждый выпускник общеобразовательной школы может рассчитать, спрогнозировать, оценить риски. Особая роль в экономическом образовании школьника принадлежит именно математике, так как решение практико-ориентированных финансовых задач позволяет адаптировать теоретические основы школьного курса математики и лишенные практического смысла задачи к жизненным ситуациям, с которыми приходится сталкиваться школьникам. В частности, нередко дети и взрослые при решении всевозможных математических заданий задают вопрос педагогу: «А для чего же все это нужно? Где нам могут пригодиться математические понятия?», поскольку усвоение математических формул, законов не всегда подкрепляется основами использования их в жизненных обстоятельствах.

На сегодняшний день можно сказать, что взаимосвязь между уровнем математической и финансовой грамотностей находится на высоком уровне. Финансовая грамотность, кроме теоретических основ, принимаемых из курса обществознания, нуждается в основательной математической подготовке учащихся. Сложные экономические модели, при разборе, основываются на всевозможных разделах математики, которые изучаются в 5-11 классах. В условиях инновационного образования в XXI веке трудно представить совершенно независимые предметы, которые никак не коррелируются с другими. Особенно, математику. Необходимо осознать, что для развития компетентной личности, обладающей комплексом навыков, который поможет реализовать себя в жизни, нужен исключительно взаимосвязанный подход в области преподавания школьных предметов. Усиление корреляции в преподавании математики и экономики делается тенденцией, которая нужна нынешнему обществу в обстоятельствах инновационного развития образования.

В заключение необходимо отметить, что знание ключевых финансовых понятий и умение их применять на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами. Низкий уровень таких знаний приводит к негативным последствиям не только для потребителей финансовых услуг, но и для государства, частного сектора и общества в целом. Поэтому разработка уроков по повышению финансовой грамотности на уроках математики позволит вести учет доходов и расходов, избегать избыточной задолженности, планировать личный бюджет, формировать сбережения, а также ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, и приобретать их на основе осмысленного выбора.

Список литературы

Вендина, А. А. Формирование финансовой культуры школьников посредством уроков математики [Текст] / А. А. Вендина, В. В. Малиатаки. // Теоретические и методологические проблемы современного образования. – 2014. – № 4. – С. 31-34.

Лазебникова, А. Ю. Практическая реализация задачи повышения финансовой грамотности школьников: состояние и проблемы [Текст] / А. Ю. Лазебникова // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2017. – Т. 1, № 2. – С. 22-30.

Паатова, М. Э. Финансовая грамотность детей и молодежи как актуальная задача современного образования [Текст] / М. Э. Паатова, М. Ш. Даурова. // Вектор науки ТГУ. – 2014. – № 2. – С. 173-175.

Пучков, Н. П. Математика в экономике Учебное пособие [Текст] / Н. П. Пучков, А. Л. Денисова, А. В. Щербакова. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2012. – 80 с.

Веверица, А. Г. Формирование финансовой грамотности на уроках математики [Электронный источник] / А. Г. Веверица. // Молодежный научный форум : Гуманитарные науки : электр. сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. – № 4. – Режим доступа : https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4(43).pdf (дата обращения : 01.09.2018).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!