СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование физического, психического (духовного) и социального здоровья обучающихся на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование физического, психического (духовного) и социального здоровья обучающихся на уроках географии»

УДК 371.72+371.78


ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО, ПСИХИЧЕСКОГО (ДУХОВНОГО) И СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ


Аннотация. На сегодняшний день перед образованием остро поставлены задачи поддержания и сохранения здоровья школьников путём оптимизации образовательного процесса, использование в обучении и воспитании технологий здоровьесбережения, формирования системы ценностей здоровья и здорового образа жизни. Требуется проведение особой работы в образовательных учреждениях по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Важнейшим фактором здоровья выступает здоровый образ жизни, формировать который может и призвана школа.

Ключевые слова. Здоровьесберегающие технологии, психологически комфортная среда, физкультминутка, психофизиологическое состояние.


Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс

санитарно-гигиенических норм и правил

и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху.

Это, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех

физических и духовных сил, и венцом этой гармонии

является радость творчества…

В. А. Сухомлинский

Состояние здоровья молодого поколения — ключевой показатель социального благосостояния государства.

ФГОС впервые определяет сохранение и укрепление здоровья школьников приоритетным направлением деятельности образовательного учреждения, а само здоровье обучающихся важнейшим результатом образования.

От педагога — ключевой фигуры образовательного процесса — в значительной степени зависит, какие последствия на здоровье школьников оказывает время их пребывания в школе, процесс обучения, в какой мере здоровьесберегающими являются технологии образования и вся внутришкольная среда.

В урочной и внеурочной деятельности учитель географии решает три типа задач, которые связаны с проблемой здоровьесбережения учащихся: диагности­ческие, коррекционные и формирующие, сосредотачивая при этом свое внимание не исключительно на обучающихся, но и на условиях прове­дения занятий.

Приоритет постоянного внимания о здоровье педагога и учащегося – все применяемое в образовательной деятельности должно быть оценено с точки зрения влияния на психофизиологическое состояние лиц, участвующих в образовательном процессе.

Технологии здоровьесбережения (здоровьесберегающие технологии) – это способы и методы, которые позволяют учителю добиться эффективности обучения в наибольшей степени с наименьшим причинением ущерба физическому и психическому здоровью участников образовательного процесса. Вышеуказанные технологии должны отвечать здоровьесберегающим принципам, сформулированных Н.К.Смирновым: «Не навреди!» - все применяемые и используемые образовательные методы, приёмы и средства должны быть обоснованными, практически проверенными и не причинять вреда здоровью ученика и педагога.

Деятельность учителя географии во время урока направлена на:

  • исследование факторов риска;

  • понимание возрастных психологических особенностей обучающихся;

  • диагностирование уровня тревожности и утомляемости;

  • формирование позитивного настроя школьников;

  • создание психологически комфортной среды на уроке;

  • соблюдение санитарно-гигиенических условий и требований;

  • выполнение двигательных упражнений (физкультминутки) на уроке;

  • проведение воспитательной работы, направленной на формирование здорового образа жизни, культуры здоровья и т.п.

Здоровьесберегающими аспектами в процессе обучения географии являются:

  • постоянство и преемственность – работа ведётся ежедневно и на каждом уроке, а не от случая к случаю;

  • отношения «объект-субъект», где учащийся выступает непосредственным участником мероприятий по здоровьесбережению как в содержательном так и в процессуальном аспектах;

  • соответствие возрастным особенностям учащихся объёма учебной нагрузки и сложности материала;

  • межотраслевой и комплексный подход – общность и единство в действиях педагогов, психологов и медиков;

  • успех порождает успех – упор делается только на хорошее; успех – качественная составляющая деятельности школьника, отражающая чувство уверенности в собственных силах в достижении высоких результатов;

  • активность – чередование умственных и физических нагрузок.

На уроках географии может быть использована план-схема подготовки и проведения занятия, направленного на сохранение здоровья учащихся.

  1. Оценивание гигиенических условий учебного кабинета.

  2. Определение и экспресс-оценка эмоциональной и психологической – обстановки в классе.

  3. Правильная организация урока.

  4. Наблюдение учителем за детьми «группы риска» по здоровью.

  5. Формирование физического, психического (духовного) и социального здоровья обучающихся и применение здоровьесберегающих технологий.

  6. Интеграция в определённых разделах программы по географии темы «Здоровье».

  7. Моделирование национального и культурного самосознания молодого поколения.

Оценка гигиенических условий учебного кабинета

В самом начале урока педагог проводит оценку и впоследствии удерживает свое внимание на гигиенических условиях в классном кабинете: не мешает ли учащимся шум и звуки, которые доносятся из окон или соседних помещений, достаточно хорошо ли проветрен кабинет, оптимальна ли температура и влажность воздуха. Для проведения такой оценки специальных приборов не требуется – достаточно органолептики учителя. Пренебрегая этими требованиями, можно получить быструю утомляемость обучающихся, а в дальнейшем проблемы со здоровьем.

Определение и экспресс-оценка эмоциональной и психологической обстановки в классе

Первичная экспресс-оценка эмоциональной и психологической среды в классном коллективе на уроках географии может быть проведена по следующим показателям в поведении школьников:

  • возбуждены (перевозбуждены) после чрезмерной активности, например, после перемены или урока физической культуры;

  • выглядят утомленными и уставшими;

  • обеспокоены чем-либо, взволнованы, обладают тревожностью;

  • конструктивны, сосредоточены и обладают настроем на учебную деятельность на уроке;

  • ведут себя насторожено, напряженно, враждебно по отношению друг к другу или учителю;

  • исполнены весёлости, дурачества, расслаблены.

Очень часто встречается сочетание тех или иных показателей, но оценить преобладающий эмоционально-психологический статус школьников необходимо.

Правильная организация урока

Правильная организация урока – это принять в соображение все здоровьесберегающие критерии на рациональном уровне. Разного рода виды учебной деятельности, их средняя продолжительность и частота чередования. В совершенстве на протяжении урока должно наблюдаться до 5-7 видов деятельности с продолжительностью не более 10 минут.

Ранжирование интенсивности умственной деятельности выглядит следующим образом:

  • 5-25-я минута – 70%;

  • 25-35-я минута – 50-30%;

  • 35-40-я минута – 10%.

На протяжении урока используется чередование не менее 3-х видов преподавания (вербальный, иллюстративный, аудиовизуальный, работа в парах и группах и т.д.) с интервалом 10-15 минут.

Организация урока обязательно должна включать наличие эмоциональных разрядок (2-3 за урок) или содержательных физкультминуток.

Наблюдение учителем за детьми «группы риска» по состоянию здоровья

Объектом особенно сосредоточенного наблюдения педагога на протяжении выступают обучающиеся «группы риска» по состоянию здоровья. Поведение данных категорий школьников обусловлено повышенным уровнем нервозности и физической ослабленностью , например, перенесших определённые заболевания. Именно к этим детям должны быть направлены индивидуальные педагогические подходы и технологии, реализуя которые учитель прицельно проводит психолого-педагогическую диагностику детей «групп риска» на каждом уроке.

Формирование физического, психического (духовного) и социального здоровья обучающихся и применение здоровьесберегающих технологий

На уроках географии педагогом формируется физическое, психическое (духовное) и социальное здоровье школьников:

  • здоровье тела или физическое здоровье, предполагает наличие у человеческого организма человека тех возможностей, которые обеспечивают его наилучшую адаптацию к изменениям внешней и внутренней среды (на уроке географии это, прежде всего, сохранение зрения, осанки и слуха обучающихся);

  • психологическое здоровье, которое характеризуется уровнем и состоянием внимания, памяти, мышления, свойствами эмоционально-волевых качеств, потенциалу к саморегулированию, управлению своим внутренним психологическим состоянием;

  • социально-нравственное здоровье, отражающее концепцию ценностей и мотивов поведения учащегося в его межличностных отношениях и отношениях с внешним миром, которое проявляется в принятии общечеловеческих духовных ценностей, в почитании и уважении иных точек зрения и результатов чужого труда.

Все это может быть достигнуто путём совокупности следующих здоровьесберегающих педагогических технологий:

  • плотности урока (% времени, который был затрачен школьниками на учебную работу);

  • количества видов учебной деятельности, их частота и продолжительность (письма, чтения, слушания и т.д.)

  • число видов преподавания (вербального, иллюстративного, аудиовизуального самостоятельной работы);

  • продолжительность и условия применения информационно-коммуникативных технологий (ИК);

  • содержания и длительности эмоциональных разрядок и физкультминуток;

  • применения интерактивных и активных форм обучения (творческие задания, обучающие игры, интерактивные лекции и т.п.).

Цели здоровьесберегающих технологий на уроках географии устанавливают принципы обучения, отражающие современные и актуальные потребности общества.

Принципами оздоровительной педагогики являются:

  • принцип осознанности и активности, нацеливающий на формирование устойчивого понимания, глубокой заинтересованности, сознательного отношения к познавательной деятельности, формированию высокой степени самостоятельности, предприимчивости и творчества;

  • принцип наглядности, обязывающий выстраивать процесс обучения с предельным использованием различных форм чувственного познания человека;

  • принцип очередности и систематичности, проявляющийся в соотношении знаний, умений и навыков и позволяющий перейти к освоению нового и познанию последующего усложненного материала;

  • принцип повторения, в результате неоднократных повторений умений и навыков происходит выработка динамических стереотипов;

  • принцип постепенности, предполагающий наличие преемственной связи при переходе от одной ступени обучения к другой;

  • принцип индивидуальности и доступности, осуществляемый на базе основных закономерностей воспитания и обучения и опирающийся на индивидуальные особенности ребенка при планировании и организации его развития педагогом;

  • принцип постоянства, тесно связанный с принципом очередности и системности нагрузок и отдыха;

  • принцип многогранного и гармонического личностного развития, предусматривающий формирование интеллектуального, духовно-нравственного и эстетического развития школьника;

  • принцип оздоровления, ставящий целью укрепление здоровья ребенка в процессе обучения.

Интеграция темы «Здоровье» в определённые разделы программы по географии

Гигиена: с давних пор подмечено, что некоторые болезни человечества встречаются в конкретных областях земного шара, возникая после контакта с определенными видами представителей растительного и животного мира, ареалом обитания которых являются фиксированные для данной местности природные условия.

Рациональное питание: колониальная экспансия стран (традиции национальной кухни), роль воды и воздуха для рационального питания и здоровья человека.

Развитие медицинской науки и профилактика эпидемиологических заболеваний: глобальные проблемы человечества (наркомания, ВИЧ-инфекция и СПИД).

Негативное отношение к алкоголю, табакокурению, наркомании: Великие географические открытия (история распространения табака); глобальные проблемы человечества (наркомания).

Психология здоровья: Япония – страна-гармония (психологическая саморегуляция), тоталитарные страны мира (манипулирование людьми), этнический состав (межличностные отношения), религиозный состав (духовно-нравственные воспитание личности).

Моделирование национального и культурного самосознания молодого поколения

Одной их главных задач географического образования состоит в формировании национально-культурного самосознания будущего поколения. На уроках географии школьники изучают этнографическое наследие государств. отражающее отношение населения страны к своему здоровью, а также взаимоотношения между народами, государствами и религиозными организациями, выступающие показателем становления межличностных отношений и воспитания духовно-нравственных качеств личности.

В заключение следует подчеркнуть, что географические знания одновременно знаниями других дисциплин, способствуют формированию научного мировоззрения школьников. Изучение географической науки закладывают фундамент основ пространственного мышления, формирует личностную установку каждого учащегося на заботливое и бережное отношение к окружающей среде, развивает экологическую культуру; способствует формированию общественной позиции обучающихся и воспитанию сознательного члена социума, способного к активной трудовой деятельности.

Акцентируя внимание обучающихся на уроках географии на здоровье и здоровый образ жизни, не обойтись без создания идеала здорового человека. Обращение учителей-географов к личностям путешественников, показывающих примеры здорового образа жизни, представляет собой эффективный способ достижения этой крайне сложной преподавательской цели. В качестве примера для подражания могут быть взяты общественные факты из биографии Н.М.Пржевальского, Н.Н. Миклухо-Маклая, Н.И.Вавилова, Р.А.Амундсена и других известных путешественников. Проводя исследование жизненного пути известных людей, педагог подводит обучающихся к осознанию того, что следование принципам ЗОЖ представляет собой крайне важный источник жизненных сил и энергии и является обязательным условиях для реализации творческого потенциала личности.

Список литературы

  1. Абаскалова Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни обучающихся и студентов в системе «школа - вуз»: автореф. докт. дис. /Н.П. Абаскалова, Барнаул, 2004. — 48 с.

  2.  Баладанов О.Ю., Козловский, И.З., Бахтинов, О.П. Актуальные проблемы сохранения, укрепления и приумножения здоровья школьников// Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно - практической конференции. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2012. — С. 172-174.

  3. Запрудский Н.И. Современные школьные технологии: Пособие для учителей. — 2-е изд. / Н.И. Запрудский. — Мн., 2004.— 288 с.

  4. Колесникова М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя// Естествознание в школе. – 2005. – №5. – С.50-55.

  5. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005.

  6. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.















Скачать

© 2022, 90 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!