СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация про этапы формирования фонематических процеесов у дошкольников. Приведены некоторые игры для занятий с детьми.

Просмотр содержимого документа
«Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста»

МБДОУ Детский сад №1 г.Бокситогорска  «Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста» Подготовила учитель – логопед Камкина А.В.

МБДОУ Детский сад №1 г.Бокситогорска «Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила учитель – логопед Камкина А.В.

Фонематические процессы включают в себя:  Фонематический слух  Фонематическое восприятие  Фонемный анализ

Фонематические процессы включают в себя:

  • Фонематический слух
  • Фонематическое восприятие
  • Фонемный анализ
Фонематический слух - это особый вид человеческого слуха, позволяющий различать фонемы  (звуки) родного языка.   Фонематический слух включает в себя:  1.способность слышать есть данный звук в слове или нет;   2.способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;(повторить:мак-бак-так)   3.способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.(коза-коса, лама-рама)

Фонематический слух - это особый вид человеческого слуха, позволяющий различать фонемы  (звуки) родного языка. Фонематический слух включает в себя: 1.способность слышать есть данный звук в слове или нет; 2.способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;(повторить:мак-бак-так) 3.способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.(коза-коса, лама-рама)

Фонематическое восприятие  -  это различение на слух всех звуковых единиц языка. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное звукопроизношение, т. к. прежде, чем произнести звук, нужно научиться различать его на слух.  Поэтому речевое внимание, фонематический слух, восприятие, анализ и синтез нужно развивать и лучший период для этого – дошкольный возраст.

Фонематическое восприятие  -  это различение на слух всех звуковых единиц языка. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное звукопроизношение, т. к. прежде, чем произнести звук, нужно научиться различать его на слух. Поэтому речевое внимание, фонематический слух, восприятие, анализ и синтез нужно развивать и лучший период для этого – дошкольный возраст.

 Фонематическое восприятие включает:   1.умение определять линейную последовательность звуков в слове;  2.умение определять позицию звука в слове(в начале, в середине, в конце);  3. осознание, подсчет количества звуков слове.

Фонематическое восприятие включает: 1.умение определять линейную последовательность звуков в слове; 2.умение определять позицию звука в слове(в начале, в середине, в конце); 3. осознание, подсчет количества звуков слове.

Фонемный анализ включает: 1.выявление порядка следования фонем; 2.становления различной функции фонем; 3.выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных языку .

Фонемный анализ включает:

1.выявление порядка следования фонем;

2.становления различной функции фонем;

3.выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных языку .

У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.

У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.

          1 этап Развитие неречевого слуха. Игры и упражнения: «Громко – тихо» «Мишки-зайцы с бубном»; «Молчанка», «Тишина»; «Найти пару (киндеры)» «Где стучали,звенели колокольчиком?(слева,справа,сзади)»; «Что звучало?(скотч,бумага,пакет,дудочка,ножницы,гармошка,бабочка с моторчиком)»; «Послушай звуки и угадай(звуки на телефоне)»; «Чей голос? Кто тебя позвал?»; «Хлопни,топни, стукни карандашом, как я» «Жмурки» ребенок в центре должен с закрытыми глазами определить направление хлопка; «Хлопок на заданную тему» (животные, мебель, посуда и т.д.)Тот кто ошибся выбывает из игры.

1 этап

Развитие неречевого слуха.

Игры и упражнения: «Громко – тихо» «Мишки-зайцы с бубном»;

  • «Молчанка», «Тишина»; «Найти пару (киндеры)»
  • «Где стучали,звенели колокольчиком?(слева,справа,сзади)»;
  • «Что звучало?(скотч,бумага,пакет,дудочка,ножницы,гармошка,бабочка с моторчиком)»;
  • «Послушай звуки и угадай(звуки на телефоне)»;
  • «Чей голос? Кто тебя позвал?»;
  • «Хлопни,топни, стукни карандашом, как я»
  • «Жмурки» ребенок в центре должен с закрытыми глазами определить направление хлопка;
  • «Хлопок на заданную тему» (животные, мебель, посуда и т.д.)Тот кто ошибся выбывает из игры.
2 этап Различение высоты, силы, тембра голоса.  Игры и упражнения: «Угадай, чей голосок»; «Далеко - близко»; «Команды шепотом (но четко)»; «Телефон(передача слова на ушко)»; «Слушай внимательно » «Три медведя- подражание тембра героев из сказки» и т. д. «Мама и детеныши»(тихо громко)

2 этап

Различение высоты, силы, тембра голоса.

Игры и упражнения:

  • «Угадай, чей голосок»;
  • «Далеко - близко»;
  • «Команды шепотом (но четко)»;
  • «Телефон(передача слова на ушко)»;
  • «Слушай внимательно »
  • «Три медведя- подражание тембра героев из сказки» и т. д.
  • «Мама и детеныши»(тихо громко)
3 этап Различение слов, близких по звуковому составу. Игры и упражнения: «Красный - зелёный»; «Цепочка»; «Какое слово отличается от других?»; «Подскажи словечко» (рифмовки); «Поэт»; «Кто придумает конец, тот и будет молодец» «Незнайкины стихи» «Звуковые песенки (со звуковыми символами)» «Игрушка ошибается» (неправильно называть окружающие предметы) «Запомни слова и повтори» (3-5 слов)

3 этап

Различение слов, близких по звуковому составу.

Игры и упражнения:

  • «Красный - зелёный»;
  • «Цепочка»;
  • «Какое слово отличается от других?»;
  • «Подскажи словечко» (рифмовки);
  • «Поэт»;
  • «Кто придумает конец, тот и будет молодец»
  • «Незнайкины стихи»
  • «Звуковые песенки (со звуковыми символами)»
  • «Игрушка ошибается» (неправильно называть окружающие предметы)
  • «Запомни слова и повтори» (3-5 слов)
Звуковая цепочка  Все играли в города, поэтому правила следующей игры ни для кого не составят труда: Вы с ребенком по очереди называете слова, каждое из которых начинается с той буквы, которой закончилось предыдущее. Постепенно игру можно и нужно усложнять, предлагая ребенку называть слово, которое начнется с третьей буквы слова

Звуковая цепочка

Все играли в города, поэтому правила следующей игры ни для кого не составят труда: Вы с ребенком по очереди называете слова, каждое из которых начинается с той буквы, которой закончилось предыдущее. Постепенно игру можно и нужно усложнять, предлагая ребенку называть слово, которое начнется с третьей буквы слова "корова".

к актус

ма к

с олнце

« Закончи слово»                          КО…  РА…  ЛУ…  КАБАЧО…  КОЛОБО…

« Закончи слово»

КО…

РА…

ЛУ…

КАБАЧО…

КОЛОБО…

Покажи, где коса, а где коза, кот-кит, лак-рак, крыса-крыша)

Покажи, где коса, а где коза, кот-кит, лак-рак, крыса-крыша)

4 этап Различение слогов (анализ и синтез) Игры и упражнения: «Назови лишний слог»;(ма-ма-на, са-са-за, та-та-да.) «Назови по порядку слоги»;(цепочки слогов. Сначала из двух слогов) «Составь слово из слогов»; (лу+на= луна) «Паровозик и вагончики» (паровоз это слово, сколько в нем вагончиков) «Хлопок в ладошки на слог »

4 этап

Различение слогов (анализ и синтез)

Игры и упражнения:

  • «Назови лишний слог»;(ма-ма-на, са-са-за, та-та-да.)
  • «Назови по порядку слоги»;(цепочки слогов. Сначала из двух слогов)
  • «Составь слово из слогов»; (лу+на= луна)
  • «Паровозик и вагончики» (паровоз это слово, сколько в нем вагончиков)
  • «Хлопок в ладошки на слог »
 «Длинные и короткие слова»

«Длинные и короткие слова»

5 этап  Различение фонем родного языка Игры и упражнения: сначала гласные, далее согласные; начало, конец, середина «Поймай звук в ладошки»(жест); «Различай и повторяй»; «Какой звук общий в словах»; «Какой звук лишний?» «Назови все звуки слова» «Угадай слово : «с-у-п».

5 этап

Различение фонем родного языка

Игры и упражнения: сначала гласные, далее согласные; начало, конец, середина

  • «Поймай звук в ладошки»(жест);
  • «Различай и повторяй»;
  • «Какой звук общий в словах»;
  • «Какой звук лишний?»
  • «Назови все звуки слова»
  • «Угадай слово : «с-у-п».
Какой звук слышен во всех словах .

Какой звук слышен во всех словах .

6 этап Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Игры и упражнения: «Две шеренги, столбика»; «Исправь ошибки»; «Где звук спрятался?»; «Назови слова на заданный звук»;

6 этап

Формирование навыков звукового анализа и синтеза.

Игры и упражнения:

  • «Две шеренги, столбика»;
  • «Исправь ошибки»;
  • «Где звук спрятался?»;
  • «Назови слова на заданный звук»;
Определить наличие-отсутствие звука в слове  ___ Л ___ ___ Л ___

Определить наличие-отсутствие звука в слове ___ Л ___ ___ Л ___

 «Где стоит звук?»

«Где стоит звук?»

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!