СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи»


ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ


Фонематическое восприятие у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи является одним из основных компонентов развития речи у таких детей. Фонематическое восприятие представляет собой способность различать и сравнивать звуки речи, которые играют ключевую роль в формировании речи. Для формирования фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи необходимо проводить специальные занятия и упражнения. Важно использовать разнообразные игры, задания и упражнения, которые помогут развить у детей способность различать звуки и составлять слова.

Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе, слоговой структуры слов. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков т. п. [1, с. 53].

Фонематическое восприятие является результатом деятельности фонематической системы, которая включает в себя сложную работу таких систем как: слуховой рецептор, слуховой анализатор и соответствующий отдел в головном мозге. Нормальное функционирование фонематической системы предполагает возможность безошибочной слуховой дифференциации всех звуков речи (включая и акустически близкие) и правильность их произношения. Таким образом, фонетико-фонематическая сторона речи это важный показатель общей культуры речи, которая должна соответствовать определенным произносительным нормам [1, с. 52].

Недоразвитие фонематического восприятия – это состояние, при котором ребенок испытывает трудности в различении звуковой формы слов. Это может проявляться в том, что ребенок ошибается в звуковом восприятии слов, трудно понимает речь или имеет сложности в правильном произношении звуков. Это состояние может быть обусловлено различными причинами, такими как нарушения слухового восприятия, недостаточный опыт в общении с окружающими людьми, недоразвитие фонематической сенсорики и др. Для исправления этого состояния часто применяются специальные логопедические занятия и другие методы речевой коррекции [1, с. 54].

Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна. М. Ф. Фомичёва выделяет следующие его уровни:

Начальный уровень – ребенок не может адекватно различать звуки в речи других людей, произносит звуки неправильно, часто путает гласные и согласные звуки.

Промежуточный уровень – ребенок может различать отдельные звуки, но имеет трудности в их анализе и синтезе, испытывает затруднения при различении схожих звуков.

Высокий уровень – ребенок имеет некоторые проблемы с фонематическим восприятием, но может успешно обучаться и развивать свои речевые навыки при помощи специальных методик и программ.

Замены и смешения обычно происходят в определенных пределах, они распространяются лишь на те звуки, которые отличаются друг от друга одним каким-либо признаком, на так называемые «оппозиционные» звуки. Таким образом, замены и смешения наблюдаются между определенными фонетическими группами. Таковы смешения и замены звуков внутри свистящих и шипящих, звонких и глухих, мягких и твердых, «р» и «л».

Чаще всего смешения наблюдаются среди пары звуков, например «с» и «ш», «п» и «б» и т. д. («иглюски», «уштали» вместо игрушки и устали). Иногда смещение звуков сочетается с искаженным произношением отдельных звуков или отсутствием и постоянной заменой их другими. Искажения наблюдаются чаще всего среди свистящих звуков (боковое, межзубное их произношение) и звуков «р» и «л» [4, с. 92].

Ошибки на смешение и замену букв проявляются в основном внутри определенных групп звуков, отличающихся очень тонкими акустико- артикуляционными признаками: 1) шипящих и свистящих; 2) глухих и звонких: 3) мягких и твердых; свидетельствуют о недостаточной дифференциации на слух и артикуляцию этих звуков.

Одним из методов работы с фонематическим восприятием является аудиальная дифференциация звуков. На занятиях можно использовать различные звуковые игрушки, упражнения на выделение и сравнение звуков, а также задания на нахождение одинаковых и различных звуков.

Также важно проводить занятия по сенсорному анализу звуков, при котором дети могут использовать тактильные и визуальные материалы для различения и сравнения звуков. Это поможет им лучше понимать структуру звуковых образов и легче формировать фонематическое восприятие.

Кроме того, следует проводить занятия по артикуляционному анализу звуков, при котором дети изучают артикуляционные особенности звуков и учатся правильно произносить их. Это поможет им лучше усваивать звуки и различать их в речи.

Для коррекционной работы по формированию фонематического восприятия можно использовать различные методики и упражнения. Например, это может включать работу со звуками, слогами или словами, чтобы помочь учащемуся различать и правильно воспринимать звуки языка. Также можно проводить аудиальные тренировки, игры с фонемами, задания на выделение звуков в словах и прочие упражнения, направленные на улучшение фонематического восприятия. Важно индивидуально подходить к каждому учащемуся и создавать задания, опираясь на его потребности и уровень восприятия [2, с. 37].

Для формирования фонематического восприятия можно использовать следующие упражнения:

1. Сегментация звуков: Ребенок прослушивает слова и разделяет их на отдельные звуки. Его задача определить первый, средний и конечный звук в слове.

2. Сравнение звуков: Игра «Найди лишний звук» (из группы слов выбрать слово с отличающимся звуком). Сравнение пар слов с одним отличающимся звуком.

3. Слушание и повторение: Ребенок прослушивает и повторяет слоги и слова с целью правильного восприятия звуков. Игры с повторением слогов и слов могут быть в разных вариантах.

4. Задания на дифференциацию звуков: Идентификация и различение похожих звуков (например, [р]- [л], [с]-[ш]). Задача найти звук из двух или трех других схожих звуков.

5. Анализ и синтез слов: Разложение слова на фонемы и обратное синтезирование из фонем в слово. Задания на изменение одного звука в слове и определение нового слова на этот звук.

Данные упражнения помогут детям улучшить свое фонематическое восприятие и различать звуки родного языка более точно.

По мнению Т. Б. Филичевой, коррекционном обучении можно выделить три раздела:

I раздел работы – артикуляторный (подготовительный) предполагает уточнение артикуляторной основы сохранных и легких в артикуляции звуков: [a], [o], [у], [э], [ы], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [т], [к], [к’], [x], [x’], [ф], [ф’], [в], [в'], [й], [б’], [д], [г], [г'] в целях развития фонематического восприятия и звукового анализа. Эти звуки в речевом потоке детьми произносятся неотчетливо, с вялой артикуляцией, смешиваются между собой ([к]-[x], [в]-[б] т. д.) или являются заместителями отсутствующих звуков, что свидетельствует о незавершенности процесса фонемообразования.

Занятия по уточнению артикуляции, развитию фонематического восприятия и подготовки детей к анализу и синтезу звукового состава слова проводятся логопедом на фронтальных занятиях и обязательно на звуках, правильно произносимых всеми детьми группы. Затем логопед в определенной последовательности включает во фронтальные занятия поставленные к этому времени исправленные звуки [5, с. 62].

II раздел работы – дифференцированный, в котором выделяются 2 этапа.

На первом этапе дифференциации каждый правильно произносимый звук сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками. Большое внимание уделяется уточнению дифференциации гласных звуков, от четкости произношения которых, прежде всего, зависит внятность речи и апализ звукослогового состава слова. После усвоения артикуляции второго из пары взаимозаменяющихся в речи звуков дифференциации.

III раздел работы формирование звукослогового анализа и синтеза со стоит в следующем:

1. Формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими: слово, предложение, слог, звук, согласный и гласный, глухой и звонкий, твердый и мягкий звуки.

2. Формирование представления о линейной последовательности звуков в слове и о количестве звуков в слове.

3. На основании уточненных произносительных навыков артикуляции гласных звуков [у], [а], [и] отрабатывается наиболее легкая форма анализа - выделение первого гласного звука из начала слова.

4. Формирование умения делить слова на слоги. Используя зрительную опору – схему, где длинной чертой обозначается слово, короткой слог, формирование умения делать слоговой анализ слова.

5. Анализ и синтез обратного слога типа [ап].

6. Уточнение артикуляции согласных звуков. Выделение последнего согласного в слове типа суп.

7. Выделение начальных согласных в словах типа сок.

8. Выделение ударных гласных из положения после согласных в словах типа «сом».

9. Анализ и синтез прямого слога типа [са].

10. Полный звукослоговой анализ и синтез односложных слов из 3 звуков типа сом и двухсложных типа зубы с опорой на схемы, где обозначаются и слоги, и звуки.

11. Полный звукослоговой анализ и синтез слов со стечениями согласных в составе односложных слов типа стол, стул, двухсложных с закрытым слогом типа кошка, трехсложных типа панама, произношение которых не расходится с написанием.

12. Преобразование слов путем замены отдельных звуков: сок сук.

1.3. Знакомство с буквами, объединение букв в слоги и слова.

14. Полный слого-звукобуквенный анализ слов [4, с. 81].

Итак, система преодоления фонематического недоразвития предусматривает два взаимосвязанных направления работы:

1) коррекцию произношения, т. е. постановку и уточнение артикуляции звуков, при обозначении которых буквы заменяются на письме, различение их на слух,

2) последовательное и планомерное развитие звукового анализа и синтеза слова на основе развитии фонематических процессов.

Как известно, на начальном этапе обучения детей языку первостепенная роль отводится углубленной и разносторонней работе над звуками. Детей учат воспринимать звуки на слух, правильно их произносить, осознавать звуки как фонемы.

Таким образом, основными задачами логопеда являются:

1) длительная работа, максимально направленная на формирование у ребенка умения сравнивать, сопоставлять и различать звуки речи (сначала правильно произносимые, позже – уточненные и исправленные);

2) отработка и уточнение артикуляции тех звуков, которые правильно произносятся изолированно, но в речи сливаются или звучат недостаточно отчетливо, смазано:

3) постановка отсутствующих и искаженно произносимых звуков и введение их в речь;

4) формирование умений сопоставлять и различать систему дифференциальных (акустико-артикуляционных) признаков звуков;

5) закрепление уровня звукового анализа, который доступен ребенку и постепенное подведение к устойчивому, автоматизированному навыку т. е. обучение ребенка сокращенным и обобщенным операциям, посредством которых производится звуковой анализ, формирование умения выделять звуки не только в сильных, но и в слабых позициях, различать варианты их звучания. Обобщенное представление о звуке, а следовательно, и правильное использование соответствующей буквы возникают не сразу. Ребенок нуждается в большом количестве тренировочных упражнений но звуковому анализу, с соблюдением постепенного усложнения его форм [3, с. 255].

Чтобы направить внимание и интерес ребенка к звуковой стороне речи, научить его прислушиваться к звукам, выделять их из слова, необходимо вначале организовать его ориентировку в звуковом составе слова на правильно произносимые и четко дифференцируемые звуки. После этого внимание ребенка следует сосредоточить на вновь поставленном или уточненном в произношении звуке. На специально подобранном речевом материале достигается правильное произношение звука, различение и выделение этого звука из состава слова, умение определять его место в целостном звуковом комплексе слога или слова.

Лишь после того как ребенок достигает соответствующего развития звукового анализа, изучаемый звук соотносят с соответствующей буквой. Когда ребенок усвоит правильное произношение изучаемого звука, проводят работу по дифференциации этого звука от других, акустически и артикуляционно близких. Детям предлагают упражнения на сравнение и сопоставление звуков по артикуляционным и акустическим свойствам, на различение этих звуков в словах и связных текстах.

Важно помнить, что развитие фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи требует систематической и терпеливой работы со специалистами – логопедами и педагогами-дефектологами. Только комплексный подход и индивидуальные методики помогут детям успешно преодолеть трудности и освоить навыки фонематического восприятия.


Список использованных источников


1. Никишкова, Н. В. Формирование фонематического восприятия как важнейшее условие овладения детьми правильным произношением / Н. В. Никишкова // Colloquium-Journal. – 2020. – № 14-3(66). – С. 52-54. – DOI 10.24411/2520-6990-2020-11916. – EDN MBZBRD.

2. Пимкина, Т. В. Формирование фонематического восприятия элементами игротерапии у детей 6 лет с общим недоразвитием речи / Т. В. Пимкина // Вестник современных исследований. – 2021. – № 1-4(39). – С. 35-45. – EDN TSDGMT.

3. Рахимова, Л. Ф. Особенности развития фонематического восприятия у детей старшего младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / Л. Ф. Рахимова // Студенческая наука и XXI век. – 2020. – Т. 17, № 2-2(20). – С. 255-257. – EDN WIQION.

4. Фомичева, М. Ф. Основы логопедии практикумом по звукопроизношению / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутснова и др./ под. ред. Т. В. Волосовец. М.: Академия, 2019. – 200 с. – ISBN 978-5-459-01166-1. – Текст : непосредственный.

5. Чистикина, Е. Ю. Развитие фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в игре / Е. Ю. Чистикина // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2020. – № 1(83). – С. 61-65. – EDN FOENDP.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!