Учитель музыки и кубановедения
МАОУ СОШ 31 им. В. В. Толкуновой
поселка Родники,
МО Белореченский район
«Формирование функциональной грамотности через технологию критического мышления
Педагогическое кредо
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи».
И.Г. Песталоцце.
Цель:
Показать приемы технологии
критического мышления как средства
развития функциональной грамотности
Функциональная грамотность
овладение учащимися системой предметных ключевых компетенций
вступление в отношения с внешней средой, максимально быстрая адаптация и функциони-рование в ней.
применение усвоенных знаний в практической ситуации
Федеральные государственные образовательные стандарты «третьего поколения»
Начальное образование
Основное образование
Духовно-нравственное развитие и воспитание
Единство учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы
Технология критического
мышления
Проблема
Цель
определение педагогических средств обучения, обеспечивающих формирование критического мышления.
формирование критического
мышления в процессе
изучения предмета.
Практическая
Значимость
Актуальность
научить учеников самостоятельно
приобретать знания, мыслить, применять свои знания в практической деятельности.
современное общество требует от выпускника способности
адаптироваться к изменяющимся
условиям, проектировать собственное развитие.
Технология
критического мышления
- это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией;
позволяющий ученику
вынести здравое
суждение о
предложенной
ему точке зрения
или модели поведения;
взвешенный подход к принятию сложных решений.
Базовая модель урока
Осмысление
Рефлексия
Вызов
Стадия «Вызов»
- активизировать, заинтересовать мотивировать, «вызвать» уже имеющиеся знания
- активизировать, заинтересовать
- мотивировать,
- «вызвать» уже имеющиеся знания
Задача
- информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается
- информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается
Вывод
Стадия «Вызов»
Деятельность учителя
Деятельность ученика
- направлена на вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе
- направлена на вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу,
- активизацию их
- деятельности, мотивацию
- к дальнейшей работе
- Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел получитьбы ответ
- Ученик вспоминает, что ему
- известно по изучаемому
- вопросу, систематизирует
- информацию до ее
- изучения, задает вопросы,
- на которые хотел получитьбы ответ
Мозговая атака
- Цель: стимулировать учащихся к быстрому генерированию большого числа идей.
Анализ
и
оценка
идей
Свободное течение идей
Песня «Ой, да, Краснодарский край» Задание:
- Прослушав песню, сформировать тему урока и ответить на вопросы:
- О каком регионе России идет речь в песне?
- Какой подарок России делает край?
- Имя какого героя Кубани упоминают в песне?
Песня «Ой, да, Краснодарский край» Тестирование (дистанционно): https://multiurok.ru/tests/9520837/
Мультиурок
Итог:
Пробуждение интереса
Формирование чувства национального достоинства.
Умение делать вывод
Воспитание патриотизма
Итог:
Выделение ключевых слов
Развитие монологической речи.
Анализ информации
Функциональная грамотность
Итог:
Формирование познавательного интереса
Повышение мотивации
Анализ исторических событий
Элементы интегрированного урока
(Кубановедение, музыка, история)
«Лови ошибку»
приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность;
развивает аналитические способности;
воздействует на эмоциональную сферу;
способствует более прочному усвоению учебного материала;
Стадия «Осмысление»
- непосредственная работа с информацией
- непосредственная работа с информацией
Задача
- происходит непосредственныйконтакт с новой информацией
- происходит непосредственныйконтакт с новой информацией
Вывод
Стадия «Осмысление»
Деятельность учителя
Деятельность ученика
- Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания старого к новому
- Направлена на сохранение
- интереса к теме при
- непосредственной работе с
- новой информацией,
- постепенное продвижение от
- знания старого к новому
- Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях и ведет записи по мере осмысления новой информации
- Ученик читает (слушает) текст,
- используя предложенные
- учителем активные методы
- чтения, делает пометки на
- полях и ведет записи по мере
- осмысления новой
- информации
Осмысление
Тема: «Культура и быт кубанских казаков»
21
Кластер
Тема
Смысловые единицы
Информация
Определения
Вера
Осмысление
и верования
Усвоение христианских заповедей
Не бояться смерти на войне
Необычные свойства растительного и животного мира.
Магические способы лечения
Возведение храма
Магические способы воздействия на окружающую среду
10 класс Тема: «Народная культура казачества Кубани»
Кластер
Особенности природы Кубани
6 класс.
5 класс. Тема: «Искусство»
Кино
Виды искусства
Литература
Живопись
Скульптура
Музыка
«Сводная таблица» помогает:
- систематизировать информацию;
- проводить параллели между явлениями, событиями или фактами;
- быстрее и прочнее запоминать информацию.
Тема 2
Линия сравнения
Тема 1
5 класс. Тема: «Появление человека современного облика»
Ранний палеолит
Линия сравнения
Пещера
Поздний палеолит
Место жительства
Человеческое стадо
Общественная огранизация
Ухоженная пещера
Камень (рубило, режущие осколки)
Родовая община
Орудия труда
Камень + кость (гарпун, кинжал)
6 класс. Тема: «Ногайцы на Кубани».
Линия сравнения
Различия
Образ жизни
Адыги
Занятость населения
Оседлый
Ногайцы
Кочевой
Сходства
Обществен-ный строй
Земледелие, скотоводство,
бортничество
Кочевое скотоводство
Феодальный
Религия
Ислам
6 класс. Тема: «Ногайцы на Кубани» .
«Концептуальная таблица»
Тема 3
Тема 2
Линия сравнения
Тема 1
Концептуальная таблица составляется для анализа проблемы
Концептуальные таблицы используются для систематизации информации, выявления существенных признаков изучаемых явлений, событий.
5 класс. Тема: « Северокавказская, катакомбная и срубная культуры»
Майкопская
Занятия племен
С чем связано название
Дольменная
Скотоводство, земледелие
Катакомбная
Географическое положение
Период
Скотоводство
Обряд захоронения
Ямная
4-3 тыс. до н. э.
Обряд захоронения
курган
2700-1400г.
до н. э.
3-2 тыс.
дольмены
до н. э.
катакомбы
3 тыс. до н. э.
яма
Прием «жокеи и лошади»
Цель:
- воспроизведение знаний, умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания;
- выявление «пробелов» в изученном материале и затруднений учащихся
Результат:
- повышается настроение;
- создаётся атмосфера доброжелательности;
- происходит снятие позастатического напряжения;
Формирует:
- Умение анализировать факты;
- Умение находить решение по имеющимся ресурсам;
- Умение работать в парах.
Жокеи и лошади
Кубановедение 7 класс.
Тема: «Обычаи и традиции адыгов»
Жокеи
Лошади
Куначество
Два лица, принадлежавшие к различным родам и даже племенам или народностям, вступали в близкие дружеские отношения и оказывали друг другу в нужных случаях всяческую помощь и защиту
Гостеприимство
В системе адыгской морали важное место занимали понятия о чести .
Аталычество
Обычай обязательного воспитания детей вне родительской семьи
Фишбоун
Да, есть
7 класс. Тема: «Природа Таманского полуострова и Закубанской равнины»
Азово-Кубанская
Закубанская
Различие равнин
Степная зона,
лесополосы
Галечник,
глина, песок
Мелководные
степные реки
Горные реки
Стадия «Рефлексия»
- информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается
- информация анализируется,
- интерпретируется,
- творчески перерабатывается
Задача
- творческая переработка, анализ изученной информации
- творческая переработка,
- анализ изученной информации
Вывод
Стадия «Рефлексия»
Деятельность учителя
Деятельность ученика
- учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям -предположениям, внести изменения, дополнения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации
- учителю следует вернуть
- учащихся к первоначальным
- записям -предположениям, внести
- изменения, дополнения; дать
- творческие, исследовательские или
- практические задания на основе
- изученной информации
- Учащиеся соотносят «новую» информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления
- Учащиеся соотносят «новую»
- информацию со старой, используя
- знания, полученные на стадии
- осмысления
Синквейн
Составление стихотворения из 5 строк
Подведение итогов по изученному материалу
Свободное творчество, дающее возможность найти, выделить, проанализировать и сделать вывод.
Синквейн
Синквейн
- Кубань (край)
- Прекрасная, красивая
- Кормить, выращивать,
отдыхать
- Кубань- красавица
- Мать – земля.
- Кубань (река)
- Широкая, синеокая
- Течет, бежит, поит.
- Люблю Кубань
- Кубань - Дочь России.
Рефлексия
Прием «Письмо по кругу»
Изложить свои мысли по данной теме
Передать другому
Прочитать текст, продолжить идею
В завершении прочитать , огласить вывод
1.
- Обучает на практике применять новые знания и соотносить их с уже полученными
- Обучает на практике применять новые знания и соотносить их с уже полученными
2.
- Отрабатывает умение формулировать вопросы
- Отрабатывает умение формулировать вопросы
3.
- Воспитывает уважение к различным мнениям и взглядам на одну и ту же проблему.
- Воспитывает уважение к различным мнениям и взглядам на одну и ту же проблему.
Тонкие и толстые вопросы
Тонкие и толстые вопросы
Тонкие вопросы
Толстые вопросы
- Дата образования Краснодарского края.(13.09.1937)
- Административный центр Краснодарского края. (Краснодар)
- Назовите моря, омывающие Краснодарский край.
- В связи с чем административный центр получил такое название?
- Почему Кубанская область была переименована в Краснодарский край?
(Черное и Азовское)
- Как изначально назывался Краснодарский край?
( Кубанская область)
Метапредметные
Предметные
Результаты:
повышение успеваемости, призеры олимпиады по музыке, победители всероссийских конкурсов
развитие критического мышления
Личностные
мотивация школьников к изучению музыки, динамика сформированности критического мышления
«Воспитание духовности, возвращение к исконным традициям национального мировоззрения в рамках гуманизации образования является на сегодняшний день особенно актуальным» Л.Д.Компаниец
Вы блестящий учитель! У Вас прекрасные ученики! С. Соловейчик.
Благодарю за внимание!!!