СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формирование функциональной грамотности через технологию критического мышления на уроках кубановедения"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Формирование функциональной грамотности через технологию критического мышления на уроках кубановедения"»

Учитель музыки и кубановедения МАОУ СОШ 31 им. В. В. Толкуновой поселка Родники, МО Белореченский район

Учитель музыки и кубановедения

МАОУ СОШ 31 им. В. В. Толкуновой

поселка Родники,

МО Белореченский район

«Формирование функциональной грамотности через технологию критического мышления

«Формирование функциональной грамотности через технологию критического мышления

Педагогическое кредо «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи». И.Г. Песталоцце.

Педагогическое кредо

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи».

И.Г. Песталоцце.

Цель: Показать приемы технологии критического мышления как средства развития функциональной грамотности

Цель:

Показать приемы технологии

критического мышления как средства

развития функциональной грамотности

Функциональная грамотность  овладение учащимися системой предметных ключевых компетенций вступление в отношения с внешней средой, максимально быстрая адаптация и функциони-рование в ней.  применение усвоенных знаний в практической ситуации

Функциональная грамотность

овладение учащимися системой предметных ключевых компетенций

вступление в отношения с внешней средой, максимально быстрая адаптация и функциони-рование в ней.

применение усвоенных знаний в практической ситуации

Федеральные государственные образовательные стандарты  «третьего поколения» Начальное образование Основное образование Духовно-нравственное развитие и воспитание Единство учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы

Федеральные государственные образовательные стандарты «третьего поколения»

Начальное образование

Основное образование

Духовно-нравственное развитие и воспитание

Единство учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы

Технология критического  мышления Проблема Цель    определение педагогических средств обучения, обеспечивающих формирование критического мышления. формирование критического мышления в процессе изучения предмета.  Практическая   Значимость Актуальность научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, применять свои знания в практической деятельности. современное общество требует от выпускника способности адаптироваться к изменяющимся условиям, проектировать собственное развитие.

Технология критического

мышления

Проблема

Цель

определение педагогических средств обучения, обеспечивающих формирование критического мышления.

формирование критического

мышления в процессе

изучения предмета.

Практическая

  Значимость

Актуальность

научить учеников самостоятельно

приобретать знания, мыслить, применять свои знания в практической деятельности.

современное общество требует от выпускника способности

адаптироваться к изменяющимся

условиям, проектировать собственное развитие.

Технология критического мышления  - это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией; это вид деятельности, позволяющий ученику  вынести здравое суждение о предложенной  ему точке зрения или модели поведения; это разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений.

Технология

критического мышления

- это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией;

  • это вид деятельности,

позволяющий ученику

вынести здравое

суждение о

предложенной

ему точке зрения

или модели поведения;

  • это разумный,

взвешенный подход к принятию сложных решений.

Базовая модель урока Осмысление Рефлексия Вызов

Базовая модель урока

Осмысление

Рефлексия

Вызов

Стадия «Вызов» активизировать, заинтересовать мотивировать, «вызвать» уже имеющиеся знания активизировать, заинтересовать мотивировать, «вызвать» уже имеющиеся знания Задача информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается Вывод

Стадия «Вызов»

  • активизировать, заинтересовать мотивировать, «вызвать» уже имеющиеся знания
  • активизировать, заинтересовать
  • мотивировать,
  • «вызвать» уже имеющиеся знания

Задача

  • информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается
  • информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается

Вывод

Стадия «Вызов» Деятельность учителя Деятельность ученика направлена на вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе направлена на вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел получитьбы ответ Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел получитьбы ответ

Стадия «Вызов»

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  • направлена на вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе
  • направлена на вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу,
  • активизацию их
  • деятельности, мотивацию
  • к дальнейшей работе
  • Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел получитьбы ответ
  • Ученик вспоминает, что ему
  • известно по изучаемому
  • вопросу, систематизирует
  • информацию до ее
  • изучения, задает вопросы,
  • на которые хотел получитьбы ответ
Мозговая атака Цель: стимулировать учащихся к быстрому генерированию большого числа идей. Анализ и оценка идей Свободное течение идей

Мозговая атака

  • Цель: стимулировать учащихся к быстрому генерированию большого числа идей.

Анализ

и

оценка

идей

Свободное течение идей

Песня  «Ой, да, Краснодарский край»  Задание:   Прослушав песню, сформировать тему урока и ответить на вопросы: О каком регионе России идет речь в песне? Какой подарок России делает край? Имя какого героя Кубани упоминают в песне?

Песня «Ой, да, Краснодарский край» Задание:

  • Прослушав песню, сформировать тему урока и ответить на вопросы:
  • О каком регионе России идет речь в песне?
  • Какой подарок России делает край?
  • Имя какого героя Кубани упоминают в песне?
Песня  «Ой, да, Краснодарский край»  Тестирование (дистанционно): https://multiurok.ru/tests/9520837/

Песня «Ой, да, Краснодарский край» Тестирование (дистанционно): https://multiurok.ru/tests/9520837/

Мультиурок

Мультиурок

Итог: Пробуждение интереса Формирование чувства национального достоинства. Умение делать вывод Воспитание патриотизма

Итог:

Пробуждение интереса

Формирование чувства национального достоинства.

Умение делать вывод

Воспитание патриотизма

Итог: Выделение ключевых слов Развитие монологической речи. Анализ информации Функциональная грамотность

Итог:

Выделение ключевых слов

Развитие монологической речи.

Анализ информации

Функциональная грамотность

Итог: Формирование познавательного интереса Повышение мотивации Анализ исторических событий Элементы интегрированного урока (Кубановедение, музыка, история)

Итог:

Формирование познавательного интереса

Повышение мотивации

Анализ исторических событий

Элементы интегрированного урока

(Кубановедение, музыка, история)

«Лови ошибку»   приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность; развивает аналитические способности; воздействует на эмоциональную сферу; способствует более прочному усвоению учебного материала;

«Лови ошибку»

приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность;

развивает аналитические способности;

воздействует на эмоциональную сферу;

способствует более прочному усвоению учебного материала;

Стадия «Осмысление» непосредственная работа с информацией непосредственная работа с информацией Задача происходит непосредственныйконтакт с новой информацией происходит непосредственныйконтакт с новой информацией Вывод

Стадия «Осмысление»

  • непосредственная работа с информацией
  • непосредственная работа с информацией

Задача

  • происходит непосредственныйконтакт с новой информацией
  • происходит непосредственныйконтакт с новой информацией

Вывод

Стадия «Осмысление» Деятельность учителя Деятельность ученика Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания старого к новому Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания старого к новому Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях и ведет записи по мере осмысления новой информации Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях и ведет записи по мере осмысления новой информации

Стадия «Осмысление»

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  • Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания старого к новому
  • Направлена на сохранение
  • интереса к теме при
  • непосредственной работе с
  • новой информацией,
  • постепенное продвижение от
  • знания старого к новому
  • Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях и ведет записи по мере осмысления новой информации
  • Ученик читает (слушает) текст,
  • используя предложенные
  • учителем активные методы
  • чтения, делает пометки на
  • полях и ведет записи по мере
  • осмысления новой
  • информации
Осмысление Тема: «Культура и быт кубанских казаков» 21

Осмысление

Тема: «Культура и быт кубанских казаков»

21

Кластер Тема Смысловые единицы Информация Определения

Кластер

Тема

Смысловые единицы

Информация

Определения

Вера Осмысление и верования Усвоение христианских заповедей Не бояться смерти на войне Необычные свойства растительного и животного мира. Магические способы лечения Возведение храма Магические способы воздействия на окружающую среду 10 класс  Тема: «Народная культура казачества Кубани»

Вера

Осмысление

и верования

Усвоение христианских заповедей

Не бояться смерти на войне

Необычные свойства растительного и животного мира.

Магические способы лечения

Возведение храма

Магические способы воздействия на окружающую среду

10 класс Тема: «Народная культура казачества Кубани»

Кластер Особенности природы Кубани   6 класс. 5 класс.  Тема: «Искусство»  Кино Виды искусства Литература Живопись Скульптура Музыка

Кластер

Особенности природы Кубани

6 класс.

5 класс. Тема: «Искусство»

Кино

Виды искусства

Литература

Живопись

Скульптура

Музыка

   «Сводная таблица» помогает:    систематизировать информацию; проводить параллели между явлениями, событиями или фактами;  быстрее и прочнее запоминать информацию. Тема 2     Линия сравнения Тема 1        

«Сводная таблица» помогает:

  • систематизировать информацию;
  • проводить параллели между явлениями, событиями или фактами;
  • быстрее и прочнее запоминать информацию.

Тема 2

   

Линия сравнения

Тема 1

   

   

5 класс. Тема: «Появление человека современного облика»   Ранний палеолит Линия сравнения Пещера Поздний палеолит Место жительства Человеческое стадо Общественная огранизация Ухоженная пещера Камень (рубило, режущие осколки) Родовая община Орудия труда Камень + кость (гарпун, кинжал)

5 класс. Тема: «Появление человека современного облика»

Ранний палеолит

Линия сравнения

Пещера

Поздний палеолит

Место жительства

Человеческое стадо

Общественная огранизация

Ухоженная пещера

Камень (рубило, режущие осколки)

Родовая община

Орудия труда

Камень + кость (гарпун, кинжал)

6 класс. Тема:  «Ногайцы на Кубани».  Линия сравнения Различия Образ жизни Адыги Занятость населения Оседлый Ногайцы Кочевой Сходства Обществен-ный строй Земледелие, скотоводство, бортничество Кочевое скотоводство Феодальный Религия Ислам

6 класс. Тема: «Ногайцы на Кубани».

Линия сравнения

Различия

Образ жизни

Адыги

Занятость населения

Оседлый

Ногайцы

Кочевой

Сходства

Обществен-ный строй

Земледелие, скотоводство,

бортничество

Кочевое скотоводство

Феодальный

Религия

Ислам

6 класс.  Тема: «Ногайцы на Кубани» .

6 класс. Тема: «Ногайцы на Кубани» .

   «Концептуальная таблица»     Тема 3 Тема 2     Линия сравнения Тема 1           Концептуальная таблица составляется для анализа проблемы   Концептуальные таблицы используются для систематизации информации, выявления существенных признаков изучаемых явлений, событий.

«Концептуальная таблица»

Тема 3

Тема 2

   

Линия сравнения

Тема 1

   

   

  Концептуальная таблица составляется для анализа проблемы

  Концептуальные таблицы используются для систематизации информации, выявления существенных признаков изучаемых явлений, событий.

5 класс. Тема: « Северокавказская, катакомбная и срубная культуры»   Майкопская Занятия племен С чем связано название Дольменная Скотоводство, земледелие Катакомбная Географическое положение Период Скотоводство Обряд захоронения Ямная 4-3 тыс. до н. э. Обряд захоронения курган 2700-1400г. до н. э. 3-2 тыс. дольмены до н. э. катакомбы 3 тыс. до н. э. яма

5 класс. Тема: « Северокавказская, катакомбная и срубная культуры»

Майкопская

Занятия племен

С чем связано название

Дольменная

Скотоводство, земледелие

Катакомбная

Географическое положение

Период

Скотоводство

Обряд захоронения

Ямная

4-3 тыс. до н. э.

Обряд захоронения

курган

2700-1400г.

до н. э.

3-2 тыс.

дольмены

до н. э.

катакомбы

3 тыс. до н. э.

яма

Прием «жокеи и лошади» Цель: воспроизведение знаний, умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания;  выявление «пробелов» в изученном материале и затруднений учащихся  Результат: повышается настроение; создаётся атмосфера доброжелательности; происходит снятие позастатического напряжения;  Формирует: Умение анализировать факты; Умение находить решение по имеющимся ресурсам; Умение работать в парах.

Прием «жокеи и лошади»

Цель:

  • воспроизведение знаний, умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания;
  • выявление «пробелов» в изученном материале и затруднений учащихся

Результат:

  • повышается настроение;
  • создаётся атмосфера доброжелательности;
  • происходит снятие позастатического напряжения;

Формирует:

  • Умение анализировать факты;
  • Умение находить решение по имеющимся ресурсам;
  • Умение работать в парах.
Жокеи и лошади Кубановедение 7 класс. Тема: «Обычаи и традиции адыгов» Жокеи Лошади Куначество Два лица, принадлежавшие к различным родам и даже племенам или народностям, вступали в близкие дружеские отношения и оказывали друг другу в нужных случаях всяческую помощь и защиту Гостеприимство В системе адыгской морали важное место занимали понятия о чести . Аталычество Обычай обязательного воспитания детей вне родительской семьи

Жокеи и лошади

Кубановедение 7 класс.

Тема: «Обычаи и традиции адыгов»

Жокеи

Лошади

Куначество

Два лица, принадлежавшие к различным родам и даже племенам или народностям, вступали в близкие дружеские отношения и оказывали друг другу в нужных случаях всяческую помощь и защиту

Гостеприимство

В системе адыгской морали важное место занимали понятия о чести .

Аталычество

Обычай обязательного воспитания детей вне родительской семьи

Фишбоун

Фишбоун

Да, есть 7 класс. Тема: «Природа Таманского полуострова и Закубанской равнины»   Азово-Кубанская    Закубанская    Различие равнин   Степная зона, лесополосы Галечник, глина, песок   Мелководные степные реки   Горные реки

Да, есть

7 класс. Тема: «Природа Таманского полуострова и Закубанской равнины»

Азово-Кубанская

Закубанская

Различие равнин

Степная зона,

лесополосы

Галечник,

глина, песок

Мелководные

степные реки

Горные реки

Стадия «Рефлексия» информация анализируется, интерпретируется,  творчески перерабатывается информация анализируется, интерпретируется,  творчески перерабатывается Задача творческая переработка, анализ изученной информации творческая переработка, анализ изученной информации Вывод

Стадия «Рефлексия»

  • информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается
  • информация анализируется,
  • интерпретируется,
  • творчески перерабатывается

Задача

  • творческая переработка, анализ изученной информации
  • творческая переработка,
  • анализ изученной информации

Вывод

Стадия «Рефлексия» Деятельность учителя Деятельность ученика учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям -предположениям, внести изменения, дополнения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям -предположениям, внести изменения, дополнения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации Учащиеся соотносят «новую» информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления Учащиеся соотносят «новую» информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления

Стадия «Рефлексия»

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  • учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям -предположениям, внести изменения, дополнения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации
  • учителю следует вернуть
  • учащихся к первоначальным
  • записям -предположениям, внести
  • изменения, дополнения; дать
  • творческие, исследовательские или
  • практические задания на основе
  • изученной информации
  • Учащиеся соотносят «новую» информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления
  • Учащиеся соотносят «новую»
  • информацию со старой, используя
  • знания, полученные на стадии
  • осмысления
Синквейн   Составление стихотворения из 5 строк Подведение итогов по изученному материалу Свободное творчество, дающее возможность найти, выделить, проанализировать и сделать вывод.

Синквейн

Составление стихотворения из 5 строк

Подведение итогов по изученному материалу

Свободное творчество, дающее возможность найти, выделить, проанализировать и сделать вывод.

Синквейн

Синквейн

Синквейн   Кубань (край) Прекрасная, красивая Кормить, выращивать, отдыхать Кубань- красавица Мать – земля. Кубань (река) Широкая, синеокая Течет, бежит, поит. Люблю Кубань Кубань - Дочь России.

Синквейн

  • Кубань (край)
  • Прекрасная, красивая
  • Кормить, выращивать,

отдыхать

  • Кубань- красавица
  • Мать – земля.
  • Кубань (река)
  • Широкая, синеокая
  • Течет, бежит, поит.
  • Люблю Кубань
  • Кубань - Дочь России.
Рефлексия Прием «Письмо по кругу» Изложить свои мысли по данной теме Передать другому Прочитать текст, продолжить идею В завершении прочитать , огласить вывод

Рефлексия

Прием «Письмо по кругу»

Изложить свои мысли по данной теме

Передать другому

Прочитать текст, продолжить идею

В завершении прочитать , огласить вывод

1. Обучает на практике применять новые знания и соотносить их с уже полученными Обучает на практике применять новые знания и соотносить их с уже полученными 2. Отрабатывает умение формулировать вопросы Отрабатывает умение формулировать вопросы 3. Воспитывает уважение к различным мнениям и взглядам на одну и ту же проблему. Воспитывает уважение к различным мнениям и взглядам на одну и ту же проблему. Тонкие и толстые вопросы

1.

  • Обучает на практике применять новые знания и соотносить их с уже полученными
  • Обучает на практике применять новые знания и соотносить их с уже полученными

2.

  • Отрабатывает умение формулировать вопросы
  • Отрабатывает умение формулировать вопросы

3.

  • Воспитывает уважение к различным мнениям и взглядам на одну и ту же проблему.
  • Воспитывает уважение к различным мнениям и взглядам на одну и ту же проблему.

Тонкие и толстые вопросы

Тонкие и толстые вопросы Тонкие вопросы Толстые вопросы Дата образования Краснодарского края.(13.09.1937) Административный центр Краснодарского края. (Краснодар) Назовите моря, омывающие Краснодарский край. В связи с чем административный центр получил такое название? Почему Кубанская область была переименована в Краснодарский край? (Черное и Азовское)  Как изначально назывался Краснодарский край? ( Кубанская область)

Тонкие и толстые вопросы

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

  • Дата образования Краснодарского края.(13.09.1937)
  • Административный центр Краснодарского края. (Краснодар)
  • Назовите моря, омывающие Краснодарский край.
  • В связи с чем административный центр получил такое название?
  • Почему Кубанская область была переименована в Краснодарский край?

(Черное и Азовское)

  • Как изначально назывался Краснодарский край?

( Кубанская область)

Метапредметные Предметные Результаты:   повышение успеваемости, призеры олимпиады по музыке, победители всероссийских конкурсов развитие критического мышления Личностные мотивация школьников к изучению музыки, динамика сформированности критического мышления

Метапредметные

Предметные

Результаты:

повышение успеваемости, призеры олимпиады по музыке, победители всероссийских конкурсов

развитие критического мышления

Личностные

мотивация школьников к изучению музыки, динамика сформированности критического мышления

«Воспитание духовности, возвращение к исконным традициям национального мировоззрения в рамках гуманизации образования является на сегодняшний день особенно актуальным»   Л.Д.Компаниец    

«Воспитание духовности, возвращение к исконным традициям национального мировоззрения в рамках гуманизации образования является на сегодняшний день особенно актуальным» Л.Д.Компаниец

  •  
Вы блестящий учитель!  У Вас прекрасные ученики!  С. Соловейчик. Благодарю  за внимание!!!

Вы блестящий учитель! У Вас прекрасные ученики! С. Соловейчик.

Благодарю за внимание!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!