СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка через использование технологии продуктивного чтения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлено описание педагогического опыта учителя русского языка и литературы высшей категории МОУ «Центр образования» Четверниной Н.И., в котором раскрыты аспекты работы с текстом по формированию функциональной грамотности обучающихся.

В статье описаны эффективные приемы работы с текстом на уроках русского языка для обучающихся среднего звена, определены пути развития коммуникативной компетентности обучающихся через технологию продуктивного чтения.

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка через использование технологии продуктивного чтения»

Формирование функциональной грамотности

на уроках русского языка через использование технологии продуктивного чтения

Описание опыта работы


Автор опыта:

Четвернина Н.И.,

учитель русского языка и литературы высшей категории













Введение

В данной работе представлено описание педагогического опыта учителя русского языка и литературы высшей категории МОУ «Центр образования» Четверниной Н.И., в котором раскрыты аспекты работы с текстом по формированию функциональной грамотности обучающихся.

В статье описаны эффективные приемы работы с текстом на уроках русского языка для обучающихся среднего звена, определены пути развития коммуникативной компетентности обучающихся через технологию продуктивного чтения.

Международные исследования (PISA) показали, что большинство детей не умеет вычитывать информацию из текстов разных видов. А современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе. Мы живем в условиях изобилия информации, поэтому современным школьникам необходимо такие умения, как извлечение и преобразование информации. Эти же умения необходимы выпускникам на итоговой аттестации. Учителя, работающие в выпускных классах, знают, что больше всего ошибок дети делают из-за непонимания прочитанного текста, кроме того, не понимают формулировку задания.

Противоречие между низким уровнем функциональной грамотности школьников и развитием личности, отвечающей требованиям современного общества, помогает решить грамотно организованная работа с текстом на уроках русского языка. Такой опыт представлен в данной работе по теме «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка через технологию продуктивного чтения».

Педагогическая идея опыта заключается в определении путей использования работы с текстом на уроках русского языка как средства повышения функциональной грамотности школьников.

Работа над опытом началась в 2016 году с обучающимися 5а класса. В настоящее время работа продолжается, но некоторые промежуточные результаты уже можно проследить.

Теоретическая база опыта

Введение ФГОС ООО стало фактором реализации нового подхода к процессу обучения. Этот процесс воспринимается как новый этап развития личности, где наряду с предметными результатами получают развитие универсальные учебные действия. Перед школой стоит задача освоения обучающимися умений полноценного чтения, готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста, поиск конкретной информации, самоконтроль, интерпретация, комментирование текста и др.

Решать эти задачи помогает технология формирования типа правильной читательской деятельности, или технология продуктивного чтения. Данная технология разработана профессором Н.Н.Светловской и направлена на формирование всех УУД. В основе данной технологии лежат исследования по психологии читательской деятельности доктора педагогических наук Г.Г. Граник.

Технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. [4,6]

Актуальность и перспективность опыта

Связующим звеном всех учебных предметов является текст. Умение работать с текстом как основным источником информации способствует развитию коммуникативных УУД. Но опыт работы показывает, что у современных школьников уровень владения всеми видами речевой деятельности заметно снизился. Следовательно, работа с текстом необходима обучающимся как средство развития коммуникативной компетенции. Эта работа позволит решить задачу успешного формирования функциональной грамотности, а в дальнейшем, успешной социализации ребенка.


Новизна опыта

Новизна данного опыта состоит в усовершенствовании отдельных сторон процесса обучения, основанного на развитии продуктивного и функционального чтения обучающихся среднего звена. Данный опыт представлен как личностно-ориентированный. Может быть применен в работе по любому предмету, а также во внеурочной деятельности. Такой опыт работы с текстом способствует развитию различных УУД, повышает эффективность обучения.

Адресность опыта

Данные материалы могут быть полезны учителям русского языка и литературы и учителям начальных классов, целенаправленно работающим над формированием функциональной грамотности, а также всем педагогам, заинтересованным в развитии коммуникативных навыков обучающихся.

Описанные приемы работы с текстом будут эффективны и полезны для обучающихся 5-9 классов на уроках не только гуманитарного цикла, но и нам любых других, т.к. формируют все УУД.

Трудоёмкость опыта

Трудности при использовании педагогического опыта:

- работа по формированию функциональной грамотности должна быть непрерывной, т.е. продолжаться во внеурочное время, что не всегда бывает возможно;

- много времени занимает этап подготовки наглядных пособий, презентаций, раздаточного материала;

- необходимость органично использовать интерактивные средства с вербальными.

Технология опыта

Научить ребенка не только грамотному чтению, но еще и чтению осмысленному – такова задача современного учителя. И здесь нам помогает технология продуктивного чтения. В отличие от традиционной системы обучения, данная технология предполагает организацию такой работы, при которой дети сами решают поставленные проблемы. Учитель выполняет роль наставника, наблюдателя.

Очень часто тексты научного или научно-популярного стиля вызывают нежелание с ними работать, т.к. такие тексты не всегда понятны детям. Именно тогда важно построить урок так, чтобы данная проблема превратилась в увлекательное и познавательное дело.

На различных этапах работы с текстом используются эффективные приемы продуктивного чтения.

Данная технология включает три этапа работы с текстом:

1 этап – этап предтекстовой деятельности;

2 этап – этап текстовой деятельности;

3 этап – этап посттекстовой (послетекстовой) деятельности.

На 1 этапе, когда мы только готовимся к чтению, очень эффективно использовать приемы, привлекающие внимание к тексту, вызывающие интерес. Эти приемы развивают коммуникативные умения, которые необходимы в любом классе: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической формой речи.

Приемы:

«Говорящий заголовок» (О чем рассказывает название сказки М.М.Пришвина «Золотой луг»? )

«Ассоциативный куст» (При обсуждении темы «Доброта»: какие ассоциации вызывает у вас это слово?)

«Образ текста» (Из текста, с которым планируется работать, взяты слова. Нужно придумать свой рассказ по этим словам. В дальнейшем можно сопоставить рассказы.)

«Смотр вопросов» (Придумайте вопросы к тексту, прочитав только заголовок.)

«Верные и неверные утверждения» (Например, при изучении темы «Деепричастие» в 7 классе предлагаются утверждения, на которые необходимо ответить «да» или «нет» https://goo-gl.ru/5MAy.

На 2 этапе работаем непосредственно с текстом с целью его понимания и интерпретации. Умения находить в тексте требуемую информацию (ключевые слова), а также осуществлять информационную переработку текста формируются на данном этапе, способствуют развитию функциональной грамотности.

Приемы:

«Чтение по кругу» (Текст читается по абзацам. После каждого абзаца читающему перекрестно задают вопросы по содержанию прочитанного.)

«Читаем парой» (Текст предлагается прочитать самостоятельно, а затем обсудить в парах: один ученик в виде ключевой фразы передает содержание текста, другой ученик задает вопросы. Потом они меняются ролями.)

«Чтение с пометами» (Ученики читают текст и делают пометы на полях: «+» - это я знаю, «-» - это новая для меня информация, «?» - непонятно, надо спросить.)

«Двойной дневник» (Учащиеся делят тетрадь на две части. В процессе чтения должны в левой части записать фразы, эпизоды, которые чем-то запомнились; в правой – краткий комментарий: почему это запомнилось.)

«Вопросный план» (Ученик делит текст на абзацы-микротемы, озаглавливает их в виде вопроса.)

На 3 этапе работ с текстом необходимо углубить понимание, увидеть замысел автора, перейти к выполнению творческих заданий. Развиваются такие умения, как понимание целостного смысла текста, подтверждение выдвинутых тезисов, на основе которых строится речевое высказывание, моделирование и преобразование информации.

Приемы:

«Дырявое письмо» (Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала, т.е. может использоваться и на 2 этапе. Например, при изучении темы «Деепричастие» (7 класс) нужно заполнить пропуски в карточке https://goo-gl.ru/5MAB.

«Тонкие и толстые вопросы» («Тонкие» вопросы – это прямые вопросы на знание текста (Кто является главным героем? Как зовут главного героя? Когда происходит действие рассказа? и пр.), а «толстые» – это проблемные вопросы (Дайте три объяснения поступку Герды. Что будет, если Герда не найдет Кая? Почему все герои помогают Герде? и др.)

«Кубик Блума» (На кубике мы видим вопросы: «Почему?», «Предложи», «Назови», «Объясни», «Придумай», «Поделись». Какая грань выпадет, такой вопрос нужно придумать по данному тексту.

«Конкурс шпаргалок» (Предлагаем учащимся конкурс на лучшую шпаргалку по изучаемой теме, с помощью которой можно ответить учебный материал. Но есть ряд условий: творческое оформление, минимальное количество слов, изображение в виде схем, рисунков, символов.)

Рассмотренные в работе приемы помогают глубже и осмысленнее воспринимать текст, с которым работают школьники. Это способствует развитию функциональной грамотности и является несомненным условием повышения общей речевой культуры обучающихся.

Результативность опыта

Благодаря эффективной работе с текстом с использованием элементов технологии продуктивного чтения удалось достигнуть следующих положительных результатов:

  1. Данные институционального мониторинга банка данных ВПР с сайтов https://vpr.statgrad.org/ и https://lk-fisoko.obrnadzor.gov.ru/ показывают повышение качества выполнения всероссийской проверочной работы по русскому языку с 36% в 5 классе до 50% в 6 классе и 54% - в 7 классе, а также увеличение количества детей, успешно справившихся с заданиями, проверяющими коммуникативные умения (задания 9-14).

  2. Наблюдается увеличение количества победителей и призеров в олимпиадах и конкурсах различного уровня (Таблица 1):



Таблица 1. Участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня

Всероссийская олимпиада по русскому языку (школьный этап)

Востроухова Кристина

Можайская Полина


Призер

Призер

Всероссийская олимпиада по литературе (школьный этап)

Можайская Полина

Востроухова Кристина

Шлема Вероника



Победитель

Призер

Призер

Международная игра-конкурс «Русский медвежонок – 2018»

Симаева Сабина

109 б, 1 место (школа)

Международный дистанционный образовательный конкурс «Олимпис 2018 – Осенняя сессия»

Кудачин Ай-Судур

Можайская Полина

Имамов Роберт

Иванов Данил

Левасюк Денис

Степаненко Ева

Петраш Илья



1 место

1 место

1 место

2 место

2 место

2 место

2 место


IX Всероссийская дистанционная олимпиада РОСТКОНКУРС

(Литература)

Январь 2019года

Воронович Светлана


2место регион,

2 место Россия

  1. Ученица Можайская Полина принимала участие в VI Международном детском литературном конкурсе «Сказка в новогоднюю ночь» и опубликовала своё стихотворение на сайте СМИ «Вектор успеха.рф – портал для детей и подростков» в 2017 году.

  2. По данным психологического тестирования увеличилась доля обучающихся, мотивированных к изучению русского языка и литературы, легко справляющихся с творческими заданиями (изложениями и сочинениями), активно занимающихся проектной деятельностью на уроках и во внеурочное время.

Библиографический список

  1. Образовательные технологии: сб. мат. М.: Баласс, 2012. – 160 с.

  2. Светловская, Н. Н. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение / Н. Н. Светловская. – М.: Academia, 2011.

  3. Светловская, Н. Н. Как помочь детям, которые не хотят учиться читать / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-Оол. – М.: Аркти, 2010.

  4. Технология продуктивного чтения: её сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. – М. : Баласс, 2014. – 43 с.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!