СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование функциональной грамотности обучающихся средствами предмета физики»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания на формирование ЕНГ , на примерах решения "Арктических вопросов", игры "Физбол"

Просмотр содержимого документа
««Формирование функциональной грамотности обучающихся средствами предмета физики»»

Муниципальный конкурс методических разработок по развитию функциональной грамотности обучающихся «Функциональная грамотность: учимся для жизни»



Номинации Конкурса

Управленческие решения.



Методическая разработка мастер-класса для педагогов по реализации задач развития функциональной грамотности обучающихся.


«Формирование функциональной грамотности обучающихся средствами предмета физики»








Учитель физики

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Козьминская средняя школа»

с. Козьмино, Ленского района, Архангельской области.


Татьяна Николаевна Кобычева





















Мастер - класс на тему

«Формирование функциональной грамотности обучающихся

средствами предмета физики»


Общие цели

Познакомить с педагогическим опытом работы по формированию функциональной грамотности

Ожидаемые результаты

По завершению мастер-класса участники:

- получат четкое представление о функциональной грамотности обучающихся, на основе выполнения практической работы по построению модели формирования функциональной грамотности личности;

- станут участниками реализации стратегии активного обучения, выделяя технологии, средства, методы, направлееными на формирование функциональной грамотности на уроках физики и внеурочной деятельности;

- порешают задания на формирование естественнонаучной грамотности учащихся, на примерах решения заданий «Арктических вопросов», оценят систему критериального оценивания этих заданий;

- познакомятся с проектами учащихся по созданию заданий для районного фестиваля «Мир физики в проектах», которые ребята представили в виде видеоролика, поиграют в игру «Физбой», разработанную учащимися.

Ключевые идеи

Функциональная грамотность, естественнонаучная грамотность, средства предмета физики.

Материалы и оборудование

компьютер, проектор, экран, карточки


Уважаемые коллеги! Приглашаю вас на мастер - класс, на котором мы получим информацию по вопросам системного подхода к формированию, рассмотрим средства, методы, технологии, способствующие формированию функциональной грамотности. Надеюсь на вашу поддержку.


Ход мастер - класса


Этапы проведения занятия

Действия преподователя

Действия участников мастер - класса

1.Организация начала занятия

1мин

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада видеть вас, и приглашаю вас на мастер – класс.

Приветствие

Установление контакта

2.Подготовка к основному этапу занятия Мотивация деятельности

1мин

Слайд №1 –текст задачи


Деятельность учителя: Создаёт эмоциональный настрой на занятие. Мотивация на работу.

Познавательная задача: Нам пришло письмо. Прошу передать его мне. Звучит музыка, участники передают друг другу конверт. Когда музыка прекращает звучать, тот, у кого в руках конверт, вскрывает его. Читает. «Предположите, о чем этот текст, по его содержанию?»,


Вы догадались, какой теме будет посвящен мастер – класс.

Предлагает сформулировать тему мастер - класса. «Формирование функциональной грамотности средствами предмета физики»

В конверте письма задача. О чем говорится в задаче:

-Умения и навыки необходимы для решения жизненных задач;

-Выход за границы конкретного предмета;

-Навыки, которые нужны современным школьникам;

-Важны не столько сами знания, сколько умение их применить;

-Умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях опираясь на знания физики.

3. Постановка учебной задачи.

Слайд №2- тема мастер-класса

1 мин

Преподаватель организует работу по постановке цели деятельности. Цель: познакомиться со стратегией активного обучения, увидеть применяемые на практике средства, методы и технологии формирования функциональной грамотности на уроках физики и внеурочной деятельности

Деятельность участников: постановка цели учебно-познавательной деятельности. Участники получают карточку приложение №1

«Формирование функциональной грамотности обучающихся

средствами предмета физики», в которой записывают цель своей деятельности на мастер - классе.

4.Организация самопроверки.

Актуализация

знаний и мотивация.

2 мин

Чтобы нам было удобно работать-

Самооценка по предлагаемой теме «Функциональная грамотность»

Карточки с вопросами:

по предлагаемой теме «Функциональная грамотность»:

1.Знаком (а) с основными понятиями темы.

2.Осознаю проблему формирования функциональной грамотности.

3.Владею приемами организации работы, направленной на формирование функциональной грамотности.

На этой же карточке я предлагаю вам фиксировать, методы и технологии формирования функциональной грамотности средствами физики.

Каждый участник в карточке приложение №1 заполняют «Самооценка по предлагаемой теме «Функциональная грамотность»» - проставляют баллы

3- овладел и применяю на практике

2- знаком с темой

1-не знаком с темой


5.Практическое учебное занятие. Деловая игра

20 -25 мин

Слайд №3 –дерево







Слайд №4- функциональной грамотности













Слайд №5

Читательская грамотность




Слайд №6

Читательская грамотность






Слайд №7

Математическая грамотность

















































Слайд №8 –яблоки - компетенции


Слайд №9 – компетенции





























































Слайд № 10–ёжик














Слайд №11-13 – РЭШ ФИПИ, РАО












Слайд № 14-

Школьный сборник



Слайд №15- игра «Физбой»


Слайд №16 – вода- форм и методов обучения























Слайд №17

- лейка - учитель









































Слайд № 18 –

советы


Слайд № 19 -

плодовое дерево - модель функциональной грамотности
















1.«Модель формирования и развития личности»

Имея раздаточный материал: Дерево, вода, лейка, яблоки. Постройте «Модель формирования функциональной грамотности личности». Если сложно подсказка в конверте. Карточки: функционально грамотная личность, педагогические технологии, ключевые компетенции, учитель.

2. Дискуссия по «Модель формирования функциональной грамотности личности»:

2.1.Какого человека мы можем назвать «Функционально грамотный человек».






2.2.Назовите компоненты функциональной грамотности?

Какие компоненты являются основными?



2.2.1. В чем смысл Читательская грамотность.

- Мы понимаем не текст, а мир, стоящий за текстом.

Высказывание российского психолога, лингвиста Алексея Алексеевича Леонтьева, который большое внимание уделял проблемам развития смыслового чтения.

Мы все применяем приемы работы с тесктом: выделение главного, технология смыслового чтения.

2.2.2. Математическая грамотность

С какой целью, предложено вам это задание, в рамках функциональной грамотноссти?

Посчитаем:

1365 = 1

0,99365 = 0,03

1,01365 = 37,8

С какой целью, предложено вам это задание, в рамках функциональной грамотности?

Если принять усилия за единицу и возвести в степень 365 – количество дней одного года, то результат получается именно таким. Делайте чуть-чуть меньше, чем можете – и результат практически нулевой. Делайте немного больше, чем делаете обычно – и результат увеличивается многократно. В любой работе и творчестве работает это принцип. С математикой не поспоришь. С жизнью тоже.

2.2.3 Креативное мышление

Задание. Однажды у А. Эйнштейна спросили, чем его мышление, мышление гения, отличается от мышления обычного человека. Он ответил: Обычный человек, если потеряет иголку в стоге сена, поищет её некоторое время,..... Подумайте, что дальше ответил А. Эйнштейн

.....найдёт и успокоится. Я же продолжаю поиски до тех пор, пока не найду вторую иголку, третью, четвёртую, и, если повезёт, то даже пятую и шестую».

2.2.4 В чем смысл естественнонаучной грамотности?


2.2.5.Финансовая грамотность

- способность работать в одиночку или в группе для решения глобальной проблемы

2.2.6 Глобальные компетенции

- принимать решения для улучшения собственного и общественного финансового благополучия


3. 3.Какие компетенции формирует ЕНГ

1.Научное понимание явления

2.Применять методы исследования

3.Интерплетировать данные, делать выводы

Практическая работа «Арктические вопросы»:

Задание 1 на формирование научного понимания явления

(B. Уровень Мирового океана не изменится – правильный ответ).













Задание 2 на формирование применять методы исследования

(Опыт: Для опыта нам понадобятся кусочки льда, стакан воды температура которой 00С, термометр. Кусочки льда вынимаем из холодильника и опускаем в воду. 3. Итог опыта: Кусочки льда, вынутые из холодильника, плавают на поверхности воды и не тонут. 4. Доказательство: по закону плавания тел, тело не тонет в жидкости, если его плотность меньше плотности жидкости).


Задание 3 на формирование умения интерплетировать данные, делать выводы.

(А. Капли рассола, находящиеся между кристаллами пресного льда, постепенно стекают вниз – правильный ответ).

















рис.1



З адание4. Какую гипотезу можно высказать на основании этого наблюдения (см.рис1). Подтверждается ли ваша гипотеза с точки зрения науки.?




Задания на Научное понимание явления, применять методы исследования, интерплетировать данные, делать выводы уже внключены в ВПР, ОГЭ, ЕГЭ

В 2022-2023 учебном году на занятиях по внеурочной деятельности решаем задания РЭШ, для подготовки используем Открытый банк заданий на ФИПИ, институт стратегического развития образования Российской Академии образования

4. Работа по составлению заданий по формированию ЕНГ обучающихся по физике была предложена учащимся 7-11 классов школы на внеурочной деятельности. Лучшие работы были оформлены в школьный сборник «Физика в заданиях по формированию естественно-научной грамотности» в 2022 году.

- Презентация книги Приведем пример задания из сборника, составленного ученицей 11 класса Денисовой Полины

- Презентация игры «Физбой» для учащихся 7 класса


5. Формирование функциональной грамотности - это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. . В ходе нашего мастер-класса я показала несколько приемов работы, которые способствуют формированию именно функциональной грамотности. Вы получили карточки с педагогическими технологиями, назовите какие я использовала?

1.Работа в группах, парах.

2.Ролевые игры и деловые.

3.Метод проектов.

Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.

6. Лейка - учитель, для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием.

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя добиться развития функциональной грамотности.

К. Д. Ушинский: «Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.»

Любой путь к успеху состоит не из прыжка от точки А в точку Б, а из множества – иногда многих и многих миллионов – маленьких и незаметных шагов… И мы обязательно добьемся успеха, медленно, но верно покоряя маленькие вершины.

Каждый человек в своей жизни - и ученик, и учитель. «Хотите научиться чему-то – учите этому других» - считал московский психолог Дмитрий Мельников. Учиться – значит оставаться в ритме жизни.

Практика основа всему. Делайте чуть-чуть больше

«Педагог Том Дэйвис давал своим коллегам совет: ставьте себе баллы по такой системе. 1 балл за минуту урока, когда говорите вы. 5 баллов за минуту, когда рассуждают ваши ученики. А за что педагог предлагал ставить себе 10 баллов и 50?»

педагог Дэйвис считал, что десятку можно давать за спор ученика с преподавателем, а 50 баллов – когда ученики спорят между собой. Это и есть высшее проявление педагогики.

Педагоги зачитывают советы.


Модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки для дальнейшего использования в жизни.

Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды. Замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию людей.


7. Где ЗУН физики в нашей модели?

Строят «Модель формирования функциональной грамотности личности»

Карточки подсказки в конверте.










2.1 Это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

2.2- Читательская математическая и естественнонаучная, финансовая, глобальная грамотность и креативное мышление.

2.2.1. Прочитать и понять

Задание: Переставьте слова так, что бы получилось предложение:

«мир, не Мы текст, а стоящий за понимаем текстом»







2.2.2

увидеть и изучать проблему математики в тексте.

На физике увидеть математику в тексте –порой не видна

Задание Посчитаем:

1365 = ?

0,99365 = ?

1,01365 = ?















2.2.3 Творчески применять знания

Задание. Однажды у А. Эйнштейна спросили, чем его мышление, мышление гения, отличается от мышления обычного человека. Он ответил: Обычный человек, если потеряет иголку в стоге сена, поищет её некоторое время,

Подумайте, что дальше ответил А. Эйнштейн


2.2.4. способность формировать мнение о проблемах, связанных с естественными науками










Группы участников получают карточки с вопросами, обсуждают и дают ответы на «Арктические вопросы» Приложение №2

Задание. 1 Как изменится уровень Мирового океана после того, как плавающий в нём айсберг полностью растает? Выберите один ответ. A. Уровень Мирового океана повысится в соответствии с объёмом айсберга. B. Уровень Мирового океана не изменится. C. Уровень Мирового океана повысится в соответствии с объёмом надводной части айсберга. D. Уровень Мирового океана понизится.


Задание 2. Как c помощью простого опыта доказать, что плотность воды при 00С больше плотности льда? Опишите доступный в домашних условиях опыт и объясните, почему его можно считать доказательством.








3.Почему многолетний лёд из морской воды со временем опресняется?

Выберите один ответ.

A. Капли рассола, находящиеся между кристаллами пресного льда, постепенно стекают вниз.

B. Лёд будет солёным только снаружи, если внешнюю соль смыть, то сам лёд не солёный.

C. Происходит вымораживание (вытеснение) солей из кристаллов льда в капельки рассола.

D. Любой лёд и снег обычно пресные. Когда вода замерзает, вся соль из льда вытесняется в морскую воду.


Возможные варианты ответов: сосульки просто принесли и вставили, т.к. они могут расти только вниз; из машины бьют фонтаны из всех дырок, как сквозь решето….



















Презентация сборника (просматривают школьный сборник) «Физика в заданиях по формированию естественно-научной грамотности» приложение №3

Демонстрация видео фрагмента приложение № 5

Приложение № 4


5. В карточке приложение №1 задание с педагогическими технологиями, назовите какие использованы входе мастер - класса?

Средство обучения – разнообразнейшие материалы и «орудие» учебного процесса

- это составная часть метода обучения.

- это различные объекты, используемые учителем и учениками в процессе обучения.


Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельно, творчески мыслящую личность.




6.Константин Дмитриевич Ушинский; 19 февраля (3 марта) 1823 (1823-03-03) · Тула, русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России 22 декабря 1870 (3 января 1871) (47 лет) · Одесса, Херсонская область.


Советы (раздать – каждый зачитывает):

1.Современная жизнь стала очень быстрой, и чтобы не отстать от нее, необходимо постоянно учиться чему-то новому.

2.Каждый человек в своей жизни - и ученик, и учитель.

3.М. Монтень: «Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому».

4. Старая мудрость - "Лучший способ чему-либо научиться самому - это попытаться научить другого".

5. Учиться – значит оставаться в ритме жизни.

6. Делайте всегда чуть-чуть больше.

7. Колин Тернер: «Добиться успеха не означает, что вы должны сделать что-либо исключительное. Это означает, что вы должны делать то же, что и все, только исключительно хорошо».





Основные педагогические средства в руках учителя: учебное задание и учебная ситуация















Это почва. Физика средство формирования ФГ

6.Контроль и самопроверка знаний

Вернемся к самоанализу и определим на какой ступени формирования функциональной грамотности находимся мы

Не говори, что ты слишком устал,

Не говори, что ты уже опоздал,

Ведь к цели движется тот,

кто хотя бы ползёт.

Приложение №1 карточку «Формирование функциональной грамотности обучающихся

средствами предмета физики» снова ответьте на вопросы самооценки. Изменилась ваша самооценка?

7.Подведение итогов


Слайд № 20 – лестница достижений

Деятельность учителя: Коллеги, подумайте, на сколько ценно для вас это учебное занятие, что оно вам дало. Завершите заполнение, пожалуйста, «Карточки методы и технологии формирования функциональной грамотности». Для подведения итогов участникам предлагается поставить свою картинку на «Лестнице успеха» в зависимости от полезности проведенного мероприятия, высказать свои пожелания.



8.Рефлексия

Слайд №21 плодовое дерево - модель функциональной грамотности

Организация рефлексивной деятельности участников мастер - класса

Осмысление степени процесса и результатов учебно-познавательной деятельности: - каковы главные результаты, что поняли, чему научились?




Итог нашего мастер-класса, что мы должны систематически работать над формированием функционально-грамотной личности. Надеюсь, что сегодня вы получили именно тот результат, которого ожидали. Спасибо за работу! В конце своего выступления хочу пожелать вам здоровья, семейного благополучия, хороших вам учеников – функционально грамотных! Спасибо за внимание и работу!!!


«Карточка методов и технологий по формирования функциональной грамотности», примененных на мастер - классе

Этапы проведения занятия

Формы, методы, технологии средства

Подготовка к основному этапу занятия

Технология продуктивного чтения

Методы обучения: словесные

Постановка учебной задачи. Мотивация деятельности

Технология: Создание учебных ситуаций, инициирующих учебную деятельность учащихся, мотивирующих их на учебную деятельность

Формы обучения: самостоятельная работа, групповые, индивидуальные;

Методы обучения: наглядные, дискуссия, проблемно-поисковый.

Практическое учебное занятие.

Технология продуктивного чтения Технология проблемного диалога Технология проектного обучения

Организация познавательной деятельности

Формы обучения: коллективные, работа в малых группах;

Методы обучения: наглядные, практический, творческая деятельность, учебное сотрудничество. Позиционное сотрудничество (учение в общении)

Контроль и самопроверка знаний

Технология оценивания образовательных достижений

Формы обучения: индивидуальные;

Методы обучения: самоконтроля, самооценка.

Подведение этогов

Рефлексия

Формы обучения: индивидуальные;

Методы обучения: дискуссия, проблемно-поисковый








Источники:

https://stavropol-tr.gazprom.ru/press/proekt-azbuka-proizvodstva/gazoperekachivayushchij-agregat/

https://psy.wikireading.ru/23222

https://brodude.ru/5-moshhnyh-strategij-kotorye-pozvolyat-obuchitsya-chemu-ugodno/

https://yandex.ru/turbo/popmech.ru/s/technologies/693163-pochemu-v-sovremennom-mire-neobhodimo-postoyanno-uchitsya-i-pereuchivatsya/

https://phys7-vpr.sdamgia.ru/test?category_id=4&filter=all













Список приложений:

  1. Приложение №1

Карточка участника мастер – класса «Формирование функциональной грамотности обучающихся средствами предмета физики»

  1. Приложение №2

«Арктические вопросы»

  1. Приложение №3

Странички сборника «Физика в заданиях по формированию естественно-научной грамотности»

  1. Приложение № 4

Игра «Физбой» для учащихся 7 класса

  1. Приложение № 5 Видео фрагмента одной странички сборника «Физика в заданиях по формированию естественно-научной грамотности»

  2. Приложение № 6 Презентация к мастер – классу «Формирование функциональной грамотности обучающихся средствами предмета физики»

































Приложение № 1

«Формирование функциональной грамотности обучающихся

средствами предмета физики»


Цель (что хочу узнать, получить,т.е. моя личная цель): _______________________________

________________________________________________________________________________



  1. Карточка методов и технологий формирования функциональной грамотности средствами физики»

Самооценка по предлагаемой теме «Функциональная грамотность»

3- овладел и применяю на практике

2- знаком с темой

1-не знаком с темой


Вопрос

Самооценка

Моя самооценка в начале мастер-класса

Моя самооценка в конце мастер-класса

1

Знаком (а) с основными понятиями темы

1

2

3



2

Осознаю проблему формирования функциональной грамотности

1

2

3

3

Владею приемами организации работы, направленной на формирование функциональной грамотности

1

2

3

7 -9 баллов, подготовленность 70-100 %


Мой уровень подготовки: достаточный, хороший, отличный (нужное подчеркните)


  1. Карточка задание: Какие методы, формы и технологии, способствующими формированию функциональной грамотности, вы увидели на мастер-классе

« Педагогические технологии» (обведите в кружок или подчеркните)


1. Проблемно – диалогическая технология освоения новых знаний.

2.Технология формирования типа правильной читательской деятельности.

3.Технология проектной деятельности.

4.Обучение на основе «учебных ситуаций».

5.Учение в общении или учебное сотрудничество

6.Уровневая дифференциация обучения.

7.Информационные и коммуникационные технологии.

8.Технология оценивания учебных достижений учащихся.

9.Дистанционное обучение.

10.Модульное обучение


Формы и методы


1.Групповая форма работы.

2.Работа в парах

3.Ролевые игры и деловые.

4.Игровая форма работы.

5.Творческая форма работы.

6.Поисковая активность: задания поискового характера, учебные исследования

7.Оценочная самостоятельность: задания на само и взаимооценивание

8.Элементы критического мышления.

9.Тестовые задания.

10.Онлайн задания, конкурсы, олимпиады.



Рефлексия деятельности:

  1. Проведите еще раз самооценку по предлагаемой теме «Функциональная грамотность» и запишите, что изменилось__________________________

_______________________________________________________________

  1. Достигнута ли Ваша цель___________________________

  2. Ваша оценка представленного опыта работы педагога в ходе мастер –класса:_______________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Ваши пожелания педагогу, проводившему мастер –класс:____________

______________________________________________________________


















Приложение № 2

Арктические вопросы

Задание 1.

Как изменится уровень Мирового океана после того, как плавающий в нём айсберг полностью растает? Выберите один ответ. A. Уровень Мирового океана повысится в соответствии с объёмом айсберга. B. Уровень Мирового океана не изменится. C. Уровень Мирового океана повысится в соответствии с объёмом надводной части айсберга. D. Уровень Мирового океана понизится.

Система оценивания

Содержание критерия

Количество баллов

Дан правильный ответ : В. Уровень Мирового океана не изменится

1 балл

Даны другие варианты ответа

0 баллов


Компетенция

объяснение явлений Умение применить соответствующие естественно-научные знания для объяснения явления

Тип знания

Знание содержания

Контекст

Глобальный /Окружающая среда

Когнитивный уровень

Средний

Тип вопроса

Закрытый

Дидактическая единица

Плавание тел


Задание 2.

Как c помощью простого опыта доказать, что плотность воды при 00С больше плотности льда? Опишите доступный в домашних условиях опыт и объясните, почему его можно считать доказательством.

Система оценивания

Содержание критерия

Количество баллов

Дан правильный ответ: 1. Гипотеза: тело не тонет в жидкости, если его плотность меньше плотности жидкости. 2. Опыт: Для опыта нам понадобятся кусочки льда, стакан воды температура которой 00С, термометр. Кусочки льда вынимаем из холодильника и опускаем в воду. 3. Итог опыта: Кусочки льда, вынутые из холодильника, плавают на поверхности воды и не тонут. 4. Доказательство: по закону плавания тел тело не тонет в жидкости, если его плотность меньше плотности жидкости.

2 балла

Дан частично правильный ответ: Дано только описание опыта без объяснения, почему этот опыт можно считать доказательством

1 балл

Другие ответа

0 баллов


Компетенция

применение естественно-научных методов исследования Умение планировать и проводить эксперимент

Тип знания

Знание процедур

Контекст

Местный/Окружающая среда

Когнитивный уровень

Средний

Тип вопроса

Открытый

Дидактическая единица

Плавание тел

Задание 3.

Почему многолетний лёд из морской воды со временем опресняется?

Выберите один ответ. Компетенция научное объяснение явлений Умение интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов Сложность средний Предмет физика Элемент содержания плавание тел Оценивание 1 балл:

А. Капли рассола, находящиеся между кристаллами пресного льда, постепенно стекают вниз. 0 баллов: Другие варианты ответа.

A. Капли рассола, находящиеся между кристаллами пресного льда, постепенно стекают вниз.

B. Лёд будет солёным только снаружи, если внешнюю соль смыть, то сам лёд не солёный.

C. Происходит вымораживание (вытеснение) солей из кристаллов льда в капельки рассола.

D. Любой лёд и снег обычно пресные. Когда вода замерзает, вся соль изо льда вытесняется в морскую воду.

Система оценивания

Содержание критерия

Количество баллов

Дан правильный ответ А. Капли рассола, находящиеся между кристаллами пресного льда, постепенно стекают вниз. 0 баллов

1 балл

Другие варианты ответа

0 баллов


Компетенция

научное объяснение явлений

Тип знания

знание содержания

Контекст

Местный/Окружающая среда

Когнитивный уровень

Средний

Тип вопроса

Закрытый

Дидактическая единица

Плавание тел

Приложение №3

В школьном сборнике «Физика в заданиях по формированию естественно-научной грамотности» в рамках районного фестиваля «Мир физики в проектах», представлены задания по теме «Плавание тел в воде» Полины Денисовой, «Автомобильные шины и дороги» Даниила Вешнякова, «Смачивание и несмачивание. Капиллярные явления» Софьи Литвиненко. Приведем пример задания «Плавание кораблей (судов)» П. Денисовой:

Задание 1. В природе мы можем видеть, что разные тела по-разному ведут себя на воде. Дерево и корабль не тонут в воде, рыбы могут плавать на разной глубине, а у айсберга большая часть находится в воде. На тело, погружённое в жидкость, действует выталкивающая сила, которую называют архимедовой. Полина провела эксперимент: Налила воду в сосуд и опустила кусок пластилина на воду. Что произошло? Он тут же пошел ко дну, тогда Полина сделала из него плоскую лепешку, соединим слегка концы с двух сторон. И вот уже получилась лодка. Аккуратно отправила ее на воду и наблюдала, что лодка из пластилина отлично держится на воде, в отличие от куска пластилина.

Вопрос 1. С какой целью Полина провела данный эксперимент? Ответ поясните.

Система оценивания

Содержание критерия

Количество баллов

Определена цель, дано полное объяснение:

А) Данный эксперимент был проведен для того, чтобы доказать, что поверхность соприкосновения с водой у корабля больше, чем у куска пластилина.

Б) Чем больше воды вытесняется телом, тем больше выталкивающая сила действует на него снизу. Это великий закон Архимеда. Закон Архимеда — на тело, погружённое в жидкость или газ, действует выталкивающая или подъёмная сила, равная весу объёма жидкости или газа, вытесненного частью тела, погружённой в жидкость или газ.

2 балл

Определена цель, но нет полного пояснения или пояснение неверное, или его нет

1 балл

Другие ответы

0 баллов



Приложение № 4

Интеллектуальная настольная игра по физике «Физбой» на основе заданий на формирование базовых представлений о физической сущности явлений, наблюдаемых в природе и в повседневной жизни


Организация игровой деятельности учащихся — это один из самых эффективных путей развития у учеников интереса к изучению предмета, способ получения и проверки знаний. Игра позволяет одновременно включить в решение той или иной проблемы всех учеников класса, развивает их инициативу, аналитическое мышление, ответственность за принятые решения, лидерские качества, стремление к получению новых знаний, умение высказывать и отстаивать своё мнение и уважать мнение других.

Мы, с учащимися 7 класса Софьей Морозовой и Владиславом Филимоновым, задумались, а что если объединить настольную игру и учебный материал? Могут ли они стать помощниками ученику в освоении учебного материала. В магазинах продается огромное разнообразие настольных игр, но нам кажется, что самая интересная игра – эта та игра, которая придумана и сделана своими руками?

Для решения проблемы мы перед собой поставили цель создать не просто интеллектуальную настольную игру, а игру, как один из способов повышения интереса обучающихся к предмету для формирования их универсальных учебных действий. Для этого изучили информацию о существующих настольных играх по физике. Как они влияют на кругозор. Разработали интеллектуальную настольную игру на двоих для обучающихся 7 класса по физике «Физбой.

Весь учебный материал мы разделили на 4 темы «Первоначальные сведения о веществе», «Взаимодействие тел» (инерция, инертность, плотность), «Взаимодействие тел» (Силы), «Давление твердых тел, жидкостей и газов», т.е. рассмотрели теорию по физике необходимую для выполнения заданий на формирование представлений о физической сущности явлений, наблюдаемых в природе и в повседневной жизни. Вопросы взяли с сайта решу ВПР по физике для 7 класса, из каталога вопросов № 2. Все 69 вопросов разбили на 4 группы, в соответствии с теоретическим материалом.

Разрабатывая проект в первую очередь, определили этапы создания игры. Для себя отметили, что самое сложное было придумать правило игры. Нужно учесть: на какой возраст рассчитана игра, сколько игроков будет участвовать в игре, как придумать так, чтобы в нее было интересно играть.

Игра даёт возможность даже самому слабому ученику показать свой потенциал, почувствовать себя успешным. Эта игра будет интересна каждому ученику. Она обязательно принесёт положительные эмоции ученикам, ведь ответить хотя бы на один вопрос — это уже маленький успех.

Игра по физике для 7 класса позволит проверить и закрепить знания учащихся, которые необходимы для дальнейшего успешного изучения предмета.

Этапы создания интеллектуальной настольной игры для обучающихся 7 класса по физике «Физбой»:

    1. Все вопросы были разбиты на четыре раздела, согласно учебнику Физики 7 класса, каждому разделу соответствует свой цвет: красный, желтый, зеленый, синий.

    2. Сделали кубик с цветными гранями: красный, желтый, зеленый, синий и на двух гранях по два цвета: красный + зеленый, синий + желтый .

    3. Сделали смайлики «Да-шка» и «Нет-ка».

    4. Ведущему для сравнивания варианта ответа сделали лист «Правдишка» = «Решебник».

2.Правила игры:

  1. Можно играть любому количеству игроков, но не менее трех.

  2. Выбираем ведущего.

  3. Игроки по очереди бросают кубик. Какой цвет у верхней грани кубика выпадет – из той группы игрок и берет верхний вопрос и отвечает на него. Если выпадает грань на которой два цвета: красный + зеленый, синий + желтый, то участник сам выбирает категорию вопроса (одну из этих двух).

  4. За каждый правильный ответ ведущий выдает игроку «Да-шку» - 1 балл, за неправильный ответ «Нет-ку» -0 баллов.

  5. Побеждает тот, кто ответит правильно на большее число вопросов.

И так поиграем!




Учащиеся 7 класса Софья Морозова и Владислав Филимонов

15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!