5.Практическое учебное занятие. Деловая игра 20 -25 мин Слайд №3 –дерево Слайд №4- функциональной грамотности Слайд №5 Читательская грамотность Слайд №6 Читательская грамотность Слайд №7 Математическая грамотность Слайд №8 –яблоки - компетенции Слайд №9 – компетенции Слайд № 10–ёжик Слайд №11-13 – РЭШ ФИПИ, РАО Слайд № 14- Школьный сборник Слайд №15- игра «Физбой» Слайд №16 – вода- форм и методов обучения Слайд №17 - лейка - учитель Слайд № 18 – советы Слайд № 19 - плодовое дерево - модель функциональной грамотности | 1.«Модель формирования и развития личности» Имея раздаточный материал: Дерево, вода, лейка, яблоки. Постройте «Модель формирования функциональной грамотности личности». Если сложно подсказка в конверте. Карточки: функционально грамотная личность, педагогические технологии, ключевые компетенции, учитель. 2. Дискуссия по «Модель формирования функциональной грамотности личности»: 2.1.Какого человека мы можем назвать «Функционально грамотный человек». 2.2.Назовите компоненты функциональной грамотности? Какие компоненты являются основными? 2.2.1. В чем смысл Читательская грамотность. - Мы понимаем не текст, а мир, стоящий за текстом. Высказывание российского психолога, лингвиста Алексея Алексеевича Леонтьева, который большое внимание уделял проблемам развития смыслового чтения. Мы все применяем приемы работы с тесктом: выделение главного, технология смыслового чтения. 2.2.2. Математическая грамотность С какой целью, предложено вам это задание, в рамках функциональной грамотноссти? Посчитаем: 1365 = 1 0,99365 = 0,03 1,01365 = 37,8 С какой целью, предложено вам это задание, в рамках функциональной грамотности? Если принять усилия за единицу и возвести в степень 365 – количество дней одного года, то результат получается именно таким. Делайте чуть-чуть меньше, чем можете – и результат практически нулевой. Делайте немного больше, чем делаете обычно – и результат увеличивается многократно. В любой работе и творчестве работает это принцип. С математикой не поспоришь. С жизнью тоже. 2.2.3 Креативное мышление Задание. Однажды у А. Эйнштейна спросили, чем его мышление, мышление гения, отличается от мышления обычного человека. Он ответил: Обычный человек, если потеряет иголку в стоге сена, поищет её некоторое время,..... Подумайте, что дальше ответил А. Эйнштейн .....найдёт и успокоится. Я же продолжаю поиски до тех пор, пока не найду вторую иголку, третью, четвёртую, и, если повезёт, то даже пятую и шестую». 2.2.4 В чем смысл естественнонаучной грамотности? 2.2.5.Финансовая грамотность - способность работать в одиночку или в группе для решения глобальной проблемы 2.2.6 Глобальные компетенции - принимать решения для улучшения собственного и общественного финансового благополучия 3. 3.Какие компетенции формирует ЕНГ 1.Научное понимание явления 2.Применять методы исследования 3.Интерплетировать данные, делать выводы Практическая работа «Арктические вопросы»: Задание 1 на формирование научного понимания явления (B. Уровень Мирового океана не изменится – правильный ответ). Задание 2 на формирование применять методы исследования (Опыт: Для опыта нам понадобятся кусочки льда, стакан воды температура которой 00С, термометр. Кусочки льда вынимаем из холодильника и опускаем в воду. 3. Итог опыта: Кусочки льда, вынутые из холодильника, плавают на поверхности воды и не тонут. 4. Доказательство: по закону плавания тел, тело не тонет в жидкости, если его плотность меньше плотности жидкости). Задание 3 на формирование умения интерплетировать данные, делать выводы. (А. Капли рассола, находящиеся между кристаллами пресного льда, постепенно стекают вниз – правильный ответ). рис.1 З адание4. Какую гипотезу можно высказать на основании этого наблюдения (см.рис1). Подтверждается ли ваша гипотеза с точки зрения науки.? Задания на Научное понимание явления, применять методы исследования, интерплетировать данные, делать выводы уже внключены в ВПР, ОГЭ, ЕГЭ В 2022-2023 учебном году на занятиях по внеурочной деятельности решаем задания РЭШ, для подготовки используем Открытый банк заданий на ФИПИ, институт стратегического развития образования Российской Академии образования 4. Работа по составлению заданий по формированию ЕНГ обучающихся по физике была предложена учащимся 7-11 классов школы на внеурочной деятельности. Лучшие работы были оформлены в школьный сборник «Физика в заданиях по формированию естественно-научной грамотности» в 2022 году. - Презентация книги Приведем пример задания из сборника, составленного ученицей 11 класса Денисовой Полины - Презентация игры «Физбой» для учащихся 7 класса 5. Формирование функциональной грамотности - это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. . В ходе нашего мастер-класса я показала несколько приемов работы, которые способствуют формированию именно функциональной грамотности. Вы получили карточки с педагогическими технологиями, назовите какие я использовала? 1.Работа в группах, парах. 2.Ролевые игры и деловые. 3.Метод проектов. Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности. 6. Лейка - учитель, для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием. Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя добиться развития функциональной грамотности. К. Д. Ушинский: «Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.» Любой путь к успеху состоит не из прыжка от точки А в точку Б, а из множества – иногда многих и многих миллионов – маленьких и незаметных шагов… И мы обязательно добьемся успеха, медленно, но верно покоряя маленькие вершины. Каждый человек в своей жизни - и ученик, и учитель. «Хотите научиться чему-то – учите этому других» - считал московский психолог Дмитрий Мельников. Учиться – значит оставаться в ритме жизни. Практика основа всему. Делайте чуть-чуть больше «Педагог Том Дэйвис давал своим коллегам совет: ставьте себе баллы по такой системе. 1 балл за минуту урока, когда говорите вы. 5 баллов за минуту, когда рассуждают ваши ученики. А за что педагог предлагал ставить себе 10 баллов и 50?» педагог Дэйвис считал, что десятку можно давать за спор ученика с преподавателем, а 50 баллов – когда ученики спорят между собой. Это и есть высшее проявление педагогики. Педагоги зачитывают советы. Модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки для дальнейшего использования в жизни. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды. Замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию людей. 7. Где ЗУН физики в нашей модели? | Строят «Модель формирования функциональной грамотности личности» Карточки подсказки в конверте. 2.1 Это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. 2.2- Читательская математическая и естественнонаучная, финансовая, глобальная грамотность и креативное мышление. 2.2.1. Прочитать и понять Задание: Переставьте слова так, что бы получилось предложение: «мир, не Мы текст, а стоящий за понимаем текстом» 2.2.2 увидеть и изучать проблему математики в тексте. На физике увидеть математику в тексте –порой не видна Задание Посчитаем: 1365 = ? 0,99365 = ? 1,01365 = ? 2.2.3 Творчески применять знания Задание. Однажды у А. Эйнштейна спросили, чем его мышление, мышление гения, отличается от мышления обычного человека. Он ответил: Обычный человек, если потеряет иголку в стоге сена, поищет её некоторое время, Подумайте, что дальше ответил А. Эйнштейн 2.2.4. способность формировать мнение о проблемах, связанных с естественными науками Группы участников получают карточки с вопросами, обсуждают и дают ответы на «Арктические вопросы» Приложение №2 Задание. 1 Как изменится уровень Мирового океана после того, как плавающий в нём айсберг полностью растает? Выберите один ответ. A. Уровень Мирового океана повысится в соответствии с объёмом айсберга. B. Уровень Мирового океана не изменится. C. Уровень Мирового океана повысится в соответствии с объёмом надводной части айсберга. D. Уровень Мирового океана понизится. Задание 2. Как c помощью простого опыта доказать, что плотность воды при 00С больше плотности льда? Опишите доступный в домашних условиях опыт и объясните, почему его можно считать доказательством. 3.Почему многолетний лёд из морской воды со временем опресняется? Выберите один ответ. A. Капли рассола, находящиеся между кристаллами пресного льда, постепенно стекают вниз. B. Лёд будет солёным только снаружи, если внешнюю соль смыть, то сам лёд не солёный. C. Происходит вымораживание (вытеснение) солей из кристаллов льда в капельки рассола. D. Любой лёд и снег обычно пресные. Когда вода замерзает, вся соль из льда вытесняется в морскую воду. Возможные варианты ответов: сосульки просто принесли и вставили, т.к. они могут расти только вниз; из машины бьют фонтаны из всех дырок, как сквозь решето…. Презентация сборника (просматривают школьный сборник) «Физика в заданиях по формированию естественно-научной грамотности» приложение №3 Демонстрация видео фрагмента приложение № 5 Приложение № 4 5. В карточке приложение №1 задание с педагогическими технологиями, назовите какие использованы входе мастер - класса? Средство обучения – разнообразнейшие материалы и «орудие» учебного процесса - это составная часть метода обучения. - это различные объекты, используемые учителем и учениками в процессе обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельно, творчески мыслящую личность. 6.Константин Дмитриевич Ушинский; 19 февраля (3 марта) 1823 (1823-03-03) · Тула, русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России 22 декабря 1870 (3 января 1871) (47 лет) · Одесса, Херсонская область. Советы (раздать – каждый зачитывает): 1.Современная жизнь стала очень быстрой, и чтобы не отстать от нее, необходимо постоянно учиться чему-то новому. 2.Каждый человек в своей жизни - и ученик, и учитель. 3.М. Монтень: «Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому». 4. Старая мудрость - "Лучший способ чему-либо научиться самому - это попытаться научить другого". 5. Учиться – значит оставаться в ритме жизни. 6. Делайте всегда чуть-чуть больше. 7. Колин Тернер: «Добиться успеха не означает, что вы должны сделать что-либо исключительное. Это означает, что вы должны делать то же, что и все, только исключительно хорошо». Основные педагогические средства в руках учителя: учебное задание и учебная ситуация Это почва. Физика средство формирования ФГ |