МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.УВАЛЬНОЕ КИРОВСКОГО РАЙОНА»
«Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках математики (банк заданий)»
Выполнила:
Сунтуфий Анжелика Николаевна,
учитель математики
с.Увальное
2022г
«Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках математики (банк заданий)»
Аннотация.
Для организации работы по введению в учебный процесс заданий по формированию функциональной грамотности учащихся и создания банка данных, мною было разработано задание по теме «Бассейн». В этой работе оценивается умения учащихся выполнять реальные расчеты, с использованием формулы длины окружности, объема цилиндра, площади поверхности цилиндра. Задание предполагает повысить у учащихся мотивацию к изучению предмета, развить аналитико-синтетические способности, сообразительность, гибкость ума. Предложенный материал может быть использован на уроках математики при изучении тем «Длина окружности и площадь круга», «Тела и поверхности вращения».
Пояснительная записка
«Функциональная грамотность —
основа жизненной и профессиональной
успешности выпускников!»
Наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность». Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. ( А.А. Леонтьев)
Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024г» Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования).
Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г:
Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
Поэтому одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.
Одной из составляющей функциональной грамотности – это математическая грамотность учащихся
Под математической функциональной грамотностью следует подразумевать способность личности использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах.
На уроках математики дети учатся:
• выполнять математические расчеты для решения повседневных задач;
• рассуждать, делать выводы на основе информации, представленной в различных формах (в таблицах, диаграммах, на графиках), широко используемых в средствах массовой информации.
Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:
распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
формулировать эти проблемы на языке математики;
решать проблемы, используя математические факты и методы;
анализировать использованные методы решения;
интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
формулировать и записывать результаты решения.
Развитие логического мышления школьников основывается на решении Развитие логического мышления школьников основывается на решении нестандартных задач на уроках математики, которые требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений. Они позволяют рассматривать объект с разных точек зрения, учат анализу, синтезу, оценочным суждениям, воспитывают внимание, способствуют развитию познавательного интереса и активности учащихся.
Таким образом, функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Цель задания:
Развитие творческих и мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни
Задачи:
Формирование нового стиля мышления
Развитие базовых качеств личности
Стимулирование самостоятельной творческой деятельности
Создание банка эффективных методов визуального мышления
Задание по функциональной грамотности
Бассейн
| Объем цилиндра рассчитывается по следующей формуле: V=πR2 h Площадь (S) боковой поверхности цилиндра равна произведению длины окружности, являющейся основанием фигуры, на его высоту. Длина окружности: C = 2 π R. Площадь боковой поверхности: S = 2 π R h Площадь круга: S = π R2 Где S – площадь, R – радиус, h - высота, π – число Пи, π 3,14 |
| Площадью полной поверхности цилиндра называется сумма площадей боковой поверхности и двух оснований. В виде формулы -это можно записать так: S =2𝛑R (R+h) Где V – объем, R – радиус, h - высота, π – число Пи, π 3,14 |
С целью предотвращения попадания влаги и воды на корпус сооружения проводят
гидроизоляцию чаши бассейна –внешнюю и внутреннюю отделку.
На сегодняшний день существует несколько видов гидроизоляции, применяемой для защиты бассейнов от различных повреждений. У каждого из них есть свои положительные и отрицательные стороны, а также уникальные условия эксплуатации, подходящие для одних территорий и неподходящие для других. Достаточно часто в современном строительстве находят применение жидкие материалы для гидроизоляции бассейнов. Таким составам присуща высокая эластичность, отличные гидрофобные свойства, а также высокие показатели прочности. Более того, гидроизоляция жидкими материалами надёжно переносит значительные перепады температур и сохраняет свои свойства как в тёплое, так и в холодное время года.
К описанным материалам относится полимочевина
Для внутренней гидроизоляции бассейна полимочевину напыляют установками высокого давления, предварительно разогревают, смешивают и наносят на поверхность с помощью пистолета. Полимер твердеет в течение 10-20 секунд. Обычно после первого слоя укладывают второй.
Срок службы полимочевины — более 30 лет
Задание 1. Расчет расхода сырья при напылении полимочевины для внутренней гидроизоляции бассейна.
Производители полимочевины обычно указывают расход полимочевины порядка 1,1 кг./1 м2. при толщине покрытия 1 мм. Т.е. для нанесения 2 мм гидроизоляционного слоя полимочевины потребуется около 2,2 кг. материала. Какое количество полимочевины потребуется для внутренней гидроизоляции бассейна размерами 6м х 6м при нанесении слоем 3 мм?
При выполнении задания результаты вычисления округляем до целого числа.
Критерии
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ: • Содержательная область оценки: пространство и формы • Компетентностная область оценки: применять • Контекст: образовательный • Уровень сложности: средний • Формат ответа: задание с кратким ответом и развернутым ответом • Объект оценки: выполнять реальные расчеты, с использованием формулы длины окружности, объема цилиндра, площади поверхности цилиндра • Максимальный балл: 2 |
Система оценивания: |
Балл | Содержание критерия |
2 | Дан верный ответ: 188 кг. Приведено обоснование, в котором верно использованы формулы и проведено округление. Возможное обоснование: Из таблицы взяты верные данные: 6м*6м, h = 1,5м, V = 42,5 м3 1. V=πR2 h, R = = = 3(м) радиус бассейна 2. S = 2 π R h + π R2 = π R (2h + R) = 3,14∙3 ∙ (2 ∙ 1,5 + 3) =56,52≈57(м2) - площадь внутренней поверхности бассейна 3. 3,3 ∙ 57 = 188,1 ≈ 188 (кг) – полимочевины потребуется |
1 | Приведено верное обоснование, не содержащее логических ошибок. При этом получен неверный ответ в результате ошибки в округлении или арифметической ошибки. |
0 | Другой ответ или ответ отсутствует. |
Список литературы:
Интернет-ресурсы:
1.Внутренняя гидроизоляция чаши бассейна — подготовка и материалы
https://poliol.ru/cont/articles/vnutrennyaya-gidroizolyatsiya-chashi-basseyna-podgotovka-i-materialy/
2. Гидроизоляция бассейна: Виды материалов и технология их устройства https://construction-engineer.ru/review/gidroizolyaciya-bassejna-vidy-materialov-i-texnologiya-ix-ustrojstva
3.Гидроизоляция бассейна: особенности и виды https://stroy-podskazka.ru/bassejny/gidroizolyaciya/
4.Как расчитать расход сырья при напылении полимочевины?
https://u-polymer.ru/как-расчитать-расход-сырья-при-напыле/
5.Как узнать объем цилиндра
https://tamali.net/calculator/3d/cylinder/volume/
6.картинка круглого бассейна с размерами https://avatars.mds.yandex.net/i?id=812a77b4afd1bed664406ec0c6cf8f64-5449562-images-thumbs&n=13
7. Методическая разработка «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках математики в условиях ФГОС»
https://infourok.ru/funkcionalnaya-gramotnost-na-urokah-matematiki-5528726.html
8. Необходимость проведения и пошаговая инструкция по гидроизоляции бассейна изнутри
https://o-vode.net/bassejn/gidroizolyatsiya/g-iznutri
9. Объем цилиндра
https://doza.pro/art/math/geometry/cylinder
10.Площадь поверхности цилиндра
https://fs00.urokimatematiki.ru/jpg/ploshhad__poverhnosti_cilindra_11.4.jpg