СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности школьников на уроке литературного чтения В.Бианки "Путешествие муравьишки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок путешествие, где даны несколько методов формирования  функциональной грамотности школьников.

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности школьников на уроке литературного чтения В.Бианки "Путешествие муравьишки"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия №33

Авиастроительного района г. Казани Республика Татарстан











ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА ПО

Литературному чтению

(3 КЛАСС)

ТЕМА УРОКА:

В.Бианки «Приключения Муравьишки».»















Учитель начальных классов

Баданова Людмила Анатольевна



Урок литературного чтения в 3 классе


Тема урока : Путешествие по сказке В.В. Бианки «Приключения Муравьишки»

Дидактическая цель: создать условия для осмысления содержания сказки В.В. Бианки «Приключения Муравьишки» и понимания основной мысли произведения;

Тип урока: обобщение и систематизация знаний


Цели и задачи:

создать условия для осмысления содержания сказки В.В. Бианки «Приключения Муравьишки» и понимания основной мысли произведения;

  • создать условия для развития мыслительных операций, внимания, памяти, речи, познавательного интереса к чтению посредством игровых приёмов;

  • Расширить представления об окружающем мире; прививать интерес к чтению, к изучению природы, воспитывать бережное отношение к живой природе.

  • Развивать навыки работы с художественным текстом, исследовательские умения, мыслительную деятельность (сравнение, обобщение), коммуникативные умения работы в группах.

  • способствовать воспитанию культуры поведения, самостоятельности, чувства дружбы и доброго отношения к природе;

  • используя здоровьесберегающие технологии, способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.


Оборудование: иллюстрации насекомых, презентация, карточки с заданиями

«паутинка», цветочки рефлексии. Пословица «Трудолюбивый, как муравей»


1. Ход урока:

1Орг. Момент 

Встали ровно, подтянулись,

Все друг другу улыбнулись.

Ребята, сегодня у нас гости.

Повернулись красиво,поздоровались.

И на место тихо сели.

Давайте начнем урок со стихов, которые сочиним сами.

Я буду называть первую и вторую строчку, а вы будете сочинять последнее слово:

На уроках будь старательным

Будь спокойным и … (внимательным) –

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все… (понятно)

Если хочешь отвечать,

Надо руку … (поднимать)

Будь прилежен на уроке,

Не болтай : ты не … (сорока)

Если друг стал отвечать,

Не спеши … (перебивать)

А помочь захочешь другу

Подними спокойно … (руку) -

Молодцы! Хорошо сочиняем стихи и я думаю, что все дети на уроке будут соблюдать правила поведения.


2.Самоопределение к деятельности.

Сегодня мы отправимся в путешествие, главным героем которого будем мы.А как назывыается наше произведение, прочитайте

1Название ?. Буквы. запутались

Как называется?. Путешествие. И наш урок будет УРОК ПУТЕШЕСТВИЕ.

РЕКЯЛИЧПЮНИ УИАШРЬКМВИ.


3. Сообщение темы и целей урока. В путешествие обычно отправляются с друзьми.

Если с другом вышел в путь…веселей дорога

Сегодня на уроке мы попробуем разобраться, кого мы называем настоящими друзьями? И есть ли такие друзья у животных?

И поможет нам в этом книга «Приключения Муравьишки», которую написал… (В.В. Бианки)

4.Работа по теме урока.

1.Рассказ о жизни и творчестве В.В.Бианки

– Родился Виталий Валентинович Бианки в 1894 г. в семье учёного-орнитолога (знатока птиц), хранителя коллекций зоологического музея в Петербурге. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Любовь к природе, к животным передалась и маленькому Виталию.

В. Бианки поступил на естественнонаучное отделение Санкт-Петербургского университета. Окончив университет, Виталий Валентинович побывал с экспедициями в самых разных уголках страны и везде изучал природу, накапливал впечатления. Природа и стала главным героем его произведений, которых он написал около трёхсот.

Читая произведения Бианки, мы не только с интересом следим за развитием событий, но и каждый раз получаем достоверные научные сведения о природе.


– Итак, вместе с героями В.В. Бианки мы отправляемся В ПУТЕШЕСТВИЕ


2.Попав в какую то неизвестную местность, мы что можем сделать? (Посмотреть в интернете. На карту.)

Задание: НАЙТИ по картинке нужную часть.задание посмотреть на слайд. Найти в тексте часть ,которая относится к данной картинке. И прочитать


(Залез Муравей на берёзу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там, на земле, его родной муравейник чуть виден.

Муравьишка сел на листок и думает:

«Отдохну немножко — и вниз».

У муравьев ведь строго: только солнышко на закат, — все домой бегут. Сядет солнце, — муравьи все ходы и выходы закроют — и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй.

Солнце уже к лесу спускалось).

– Какие научные сведения содержит этот отрывок? Прочитайте вслух.

То есть Муравьишка отправляется в путь. Это начало текста,

3. «ЗАПИСКА ДЯ ПУТЕШЕСТВЕННИКА» -письмо с дырочкой

Что случилось с муравьишкой, вы сможет прочитать ,,но , к сожалению произошло несчастье. Одно из насекомых сгрызло записку. Прочитать по столом номер 1.(если не получается, помогает номер 2

Муравей сидит на листке и думает:

«Ничего, поспею: вниз ведь скорей».

А листок был плохой: жёлтый, сухой. Дунул ветер и сорвал его с ветки.

Несётся листок через лес, через реку, через деревню.

Летит Муравьишка на листке, качается — чуть жив от страха.

Занёс ветер листок на луг за деревней, да там и бросил. Листок упал на камень, Муравьишка себе ноги отшиб.


4. Чтобы этого не случилось с вашими любимыми книгами. Есть правило обращения с книгам, которые мы узнаем, когда выполним следующее ЗАДАНИЕ:

(ВЕЕР)начинаем читает номер 1, передает номеру 2, далее читает номер 2 ит.

  • Не слюнявить пальцы, при переворачивании страниц.

  • Не класть вместо закладки еду.

  • Книги должны стоять или лежать на полках

  • Храните книги на закрытых полках ...

  • Периодически проветривайте закрытые шкафы для хранения книг

  • Избегайте попадания на книги прямых солнечных лучей

  • Очищайте книги от пыли и насекомых.

  • Поддерживайте правильный температурный-влажностный режим.

  • Не кушайте во время чтения.

Какие ее правила можно добавить?


5. Но мы отправляемся в путешествии. Прежде, чем куда то ехать ваши родители идут в турагентов. И там им покажут Проспекты туров, где можно найти разную информацию. Посмотрите на их разновидность.

Наш муравьишка, тоже невольно стал путешественником. И когда он приземлился, он проделал путь с помощью помощников- друзей, поочередно. Но в тур агентстве перепутали маршруты.

ЗАДАНИЕ: Вам нужно приклеить правильно, поочерёдно, так как было в произведении..,Распределите в группе роли. №1, с помощью группы складывает бумажки. Затем № 3 берет клей и наносит клей. № 4 приклеивает. По окончании работы сигнализируем об окончании работы соеденив руки в домик.

Проверка: номер сверяет с доской.

Ребята это получился план пересказа нашего рассказа.


6. Знаете ли вы этих насекомых?. Отправляемся в путешествии, где вы познакомитесь с ними. Но у каждого есть машрутный лист, который сначала нужно превратить в красочный туристический проспект.

ЗАДАНИЕ: Рядом с названием приклеить фото насекомого. Сверяем. Ставим стрелочки.

.Проспект у нас на руках, но всем хотелось бы узнать о каком то насекомом.

У каждого стола мы назначим гида. Кто это?. Человек ,который проводит экскурсию, рассказывает об экспонатах. Гид отправится к тому месту, где есть информация, но туда, куда указывает маршрутный лист. Цифра один определяет и насекомого, с которым вы будете знакомит свою группу...

.Гид в свою очередь читает информацию всей группе. Они и запоминаете: Где можно встретить, чем полезен, чем опасен.

Проверка: И отвечаете по нему. Тонкие вопросы

-Где можно встретить?

-Чем опасно?

-Чем полезно?


8. Подведение итогов.

– Все ли насекомые сразу соглашались помочь Муравьишке?

– Кто отказал ему? (Гусеница – Листовёртка).

– Почему она отказала? (Она была занята работой).

– Как на это отреагировал Муравьишка? (Укусил гусеницу).

– Прочитаем этот отрывок по ролям.

Не попасть Муравьишке домой, хоть вниз головой бросайся!

Вдруг видит: рядом на листке Гусеница Листовёртка сидит, шёлковую нитку из себя тянет, тянет и на сучок мотает.

Гусеница, Гусеница, спусти меня домой! Последняя мне минуточка осталась, — не пустят меня домой ночевать.

Отстань! Видишь, дело делаю: пряжу пряду.

Все меня жалели, никто не гнал, ты первая!

Не удержался Муравьишка, кинулся на неё да как куснёт!

С перепугу Гусеница лапки поджала да кувырк с листа — и полетела вниз.


Давайте попробуем рассудить, кто из них (Муравьишка или Гусеница – Листовёртка) поступили не совсем правильно?

– Какой вывод для себя мы должны сделать, проанализировав поступки этих героев?

(Надо просить о чём-то вежливо. И отказывать надо в том случае, если действительно ничем не можем помочь. Но отказывать надо так, чтобы не обидеть другого.)

 Итог.

- Мне очень понравилось наше общение, и, безусловно, наш воображаемый поход в театр, большое вам спасибо за работу. Все отлично справились с поставленными задачами. Вы молодцы!


9. БИЛЕТИК НА ВЫХОД.. «Верю ,не верю.»

Чтобы обратно возвратится нужны билеты. Чтобы возвратится нужно поставить галочки в ваших билетиках. И внизу нарисовать смайлик

  • Было интересно-красный

  • Было трудно Желтый

  • Нужно больше читать -зеленый

VIII. Домашнее задание. Придумать продолжение сказки





























ПРИЛОЖЕНИЯ:























































Не слюнявить пальцы, при переворачивании страниц.

Не класть вместо закладки еду.

Книги должны стоять или лежать на полках

Храните книги на закрытых полках ...

Периодически проветривайте закрытые шкафы для хранения книг

Избегайте попадания на книги прямых солнечных лучей

Очищайте книги от пыли и насекомых.

Поддерживайте правильный температурный-влажностный режим.



Не слюнявить пальцы, при переворачивании страниц.

Не класть вместо закладки еду.

Книги должны стоять или лежать на полках

Храните книги на закрытых полках ...

Периодически проветривайте закрытые шкафы для хранения книг

Избегайте попадания на книги прямых солнечных лучей

Очищайте книги от пыли и насекомых.

Поддерживайте правильный температурный-влажностный режим.






Муравей сидит на листке и думает:

«Ничего, поспею: вниз ведь скорей».

А листок был плохой: жёлтый, сухой. Дунул ветер и сорвал его с ветки.

Несётся листок через лес, через реку, через деревню.

Летит Муравьишка на листке, качается — чуть жив от страха.

Занёс ветер листок на луг за деревней, да там и бросил. Листок упал на камень, Муравьишка себе ноги отшиб.



Муравей сидит на листке и думает:

«Ничего, поспею: вниз ведь скорей».

А листок был плохой: жёлтый, сухой. Дунул ветер и сорвал его с ветки.

Несётся листок через лес, через реку, через деревню.

Летит Муравьишка на листке, качается — чуть жив от страха.

Занёс ветер листок на луг за деревней, да там и бросил. Листок упал на камень, Муравьишка себе ноги отшиб.


Муравей сидит на листке и думает:

«Ничего, поспею: вниз ведь скорей».

А листок был плохой: жёлтый, сухой. Дунул ветер и сорвал его с ветки.

Несётся листок через лес, через реку, через деревню.

Летит Муравьишка на листке, качается — чуть жив от страха.

Занёс ветер листок на луг за деревней, да там и бросил. Листок упал на камень, Муравьишка себе ноги отшиб.


Вопросы

Верю

Не верю

Муравьишка влез на дуб



Муравьишке помог переправиться через реку Жужелица



Действие происходит в произведении осенью



Муравьишки не встретился с бабочкой



Помог перебраться через забор Муравьишке Майский Хрущ



Листоверка была трусихой



Муравей добрался до дома



Жук спустился на муравейник с муравьишкой



 Очень больно муравьи кусаются




ГУСЕНИЦА-ЗЕМЛЕМЕР


ПАУК-СЕНОКОСЕЦ


ЖУЖЕЛИЦА


ЖУЧОК-БЛОШАЧОК


КУЗНЕЧИК


ВОДОМЕР


МАЙСКИЙ ХРУЩ


ГУСЕНИЦА-ЛИСТОВЁРТКА

В.Бианки







Путешествие

муравьишки







Выполнил________________________________________












Парта номер______-








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!