СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии (задания).

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные задания можно применять на уроках биологии в 6, 8 классах. Они направлены на формирование и развитие функциональной грамотности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии (задания).»

Учитель биологии Миникаева Р.Ш.

Естественнонаучная грамотность

Задание 1. Тема: Прорастание семян.

Прочитайте текст «Условия, необходимые для прорастания семян».

Коля, читая энциклопедию о растениях, узнал, что семена растений в состоянии покоя и не прорастая могут долго хранится. И для их прорастания необходимы определенные условия. Для прорастания семян различных видов растений требуются разные условия, которые необходимы для всех без исключения семян растений. Он также прочитал, что наличие этих условий способствует развитию зародыша в семени. Знание условий, необходимых для прорастания семян каждой культуры, помогает правильно и в срок провести посев. Для повышения урожайности возделываемых культур большое значение имеет строгое соблюдение сроков и правил проведения посевных работ. Коля с целью проверки, как эти условия влияют на прорастание семян, решил поставить опыт. Для своего опыта он взял четыре стеклянных стакана и семена гороха:

1.



2.

В первом стакане семена оставил сухими

Во второй - на дно налил немного воды и поставил в теплое место


Третий стакан до краёв наполнил кипяченной водой и накрыл его стеклом.


В четвертый стакан налил немного воды, как во втором, и поставил в холодильник






Коля ежедневно вел свои наблюдения, фотографировал и записывал все в дневник наблюдений.

Вопрос: Как вы считаете: какие условия произрастания семян проверял Коля и какой вывод мог сделать из проведенного им опыта?

Характеристика задания:

Содержательная область: живые системы

Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию Контекст: образовательный

Тип текста: несплошной (рисунок)

Уровень сложности: средний

Формат ответа: задание с развёрнутым ответом

Объект оценки: умение анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы.

Система оценивания

Код

Содержание критерия

1

Указано что, Коля проверял влияние воды, температуры и воздуха на прорастание семян. Сделан вывод, что знание влияния этих условий на прорастание семян помогает правильно и в срок провести посев.

0

Другие ответы.














































Задание 2.

Воспаление слизистой оболочки верхнечелюстной (гайморовой) пазухи, которое вызывают бактерии или вирусы - является следствием ОРВИ и общего снижения иммунитета, поэтому чаще всего эта проблема возникает в межсезонье. При проникновении инфекции в гайморовы пазухи на фоне снижения сопротивляемости организма наступает воспаление слизистой оболочки, выстилающей поверхность внутри кости. Чаще всего болеют дети. Переохлаждение организма провоцирует заболевание, которое может наступить при насморке (рините), после гриппа, кори, скарлатины, при других инфекционных болезнях, а также заболевании зубов верхней челюсти и воспалительного процесса вокруг их корней.


Маша после перенесенного гриппа обратилась к доктору с жалобами на заложенность носа, что из носа появляются желто – зеленые выделения, болит переносица, щеки у крыльев носа и виски; к вечеру усиливается головная боль и даже пропадает обоняние, и кроме того, ощущает общую слабость.

Как называется болезнь и к какому врачу обратилась Маша? Что посоветует врач Маше?

Отметьте все верные ответы знаком ˅

Название болезни

Какой врач

Советы врача

1.Синусит


А. Стоматолог

а. Для лечения болезни назначит антибиотики


2.Стоматит

Б. Отоларинголог

б. Объяснит, что воспаление – это результат влияния патогенных факторов, и является заразным.


  1. Бронхит

В. Кардиолог

в. Предложит антигистаминные – помогают снять отек тканей


  1. Отит

Г. Нефролог

г. Порекомендует применять сосудосуживающие спреи и капли – они облегчают носовое дыхание


5.Гайморит

Д. Лор

д. Рекомендует все процедуры, способствующие перегреванию организма.




Содержательная область оценки: здоровье

Компетентностная область оценки: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

Контекст: личный

Уровень сложности: средний

Формат ответа: Задание с выбором нескольких верных ответов

Объект оценки: умение анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы

Тип знания: содержательное

Система оценивания

Балл

Содержание критерия

1

Верно выбраны все ответы

0

Другие ответы.








6 класс Математическая грамотность


Задание 1.


Урожайность растения гречихи.

Гречиха обыкновенная представляет собой однолетнее растение высотой 0,6-1,3 м с красноватыми стеблями бело-розовыми цветами. Растение хорошо произрастает на бедных, песчаных и закисленных почвах.

Гречиха обыкновенная используется как зерновая культура. Она является отличным источником белка и в разных странах из нее готовят множество различных блюд. Так, в Китае и Японии мука используется для приготовления лапши, в Европе и Северной Америки из нее делают оладьи и печенье, в России и Польше – кашу и суп, а в Индии – пресные лепешки чапати. 

Родина гречихи обыкновенной – западный Китай, Тибет и восточная Индия, а возделывается она также в зонах с прохладным влажным климатом в России, в центральной и юго-восточной Азии, в Европе и США.

Крупнейшим производителем гречихи в мире является Россия. 70 % урожая гречихи производится в Алтайском крае, Орловской области и Башкортостане.

Урожайность гречихи в России около 8 — 10 центнеров с гектара, что ниже, чем, например, пшеницы, почти в два раза. Максимальная урожайность составляет 30 ц/га (3 т/га или 300 т/км²).

Ниже на диаграмме 1 представлены результаты урожайности (тыс.тонн) гречихи в разные годы.

Диаграмма 1.

На основе данных диаграммы определите, какие из следующих утверждений являются верными, а какие – неверными.

Отметьте знаком «» ответ в каждой строке

Утверждения

Верно

Неверно

Самая большая урожайность была в 2016 году, а самая низкая - в 2013 году.



Урожайность в 2016 году была почти в два раза больше, чем в 2005 году



В 2006 и 2013 годах собрали одинаковое количество гречихи.





Характеристики задания


Содержательная область оценки: неопределенность и данные

Компетентностная область оценки: рассуждать

Контекст: научный

Уровень сложности: средний

Формат ответа: задание с комплексным множественным выбором

Объект оценки: чтение и интерпретация данных диаграммы, проверка истинности утверждений на основе данных диаграммы.

Система оценивания

Балл

Содержание критерия

1

Верно указаны верные (урожайность в 2016 году была почти в два раза больше, чем в 2005 году) и неверные (Самая большая урожайность была в 2016 году, а самая низкая - в 2013 году, В 2006 и 2013 годах собрали одинаковое количество гречихи) утверждения

0

Другие ответы.






8 класс

Задание 2.

Движение крови в сосудах.


Гемодинамика — движение крови по сосудам, возникающее вследствие разности гидростатического давления в различных участках кровеносной системы (кровь движется из области высокого давления в область низкого). Зависит от сопротивления току крови стенок сосудов и вязкости самой крови. Кровь в сосудах течет очень быстро, за 0,5 мин совершает один полный оборот.

Самая большая линейная скорость кровотока — в аор­те (равна 50 см/с). По мере разветвлений сосудов она снижается, и самая низкая становится в капиллярах. Скорость кровотока больше в крупных сосудах и меньше — в мелких (примерно 0,05 – 0,06 см/с).

Аня попросила брата разобраться с задачей по биологии. В задаче нужно было определить за какой промежуток времени кровь преодолевает большой круг и за какой – малый круг, если известно, что у человека полное кровообращение в среднем совершается за 25 с. По малому кругу – кровь проходит в четыре раза быстрее, чем по большому.

За какой промежуток времени кровь преодолевает большой круг и за какой – малый? Помогите ребятам выполнить задачу и ответить на вопрос.


Характеристики задания


Содержательная область: живые системы

Компетентностная область: применять

Контекст: образование

Уровень сложности: средний

Формат ответа: Задание с развёрнутым ответом (в виде текста, рисунка или и рисунка, и текста)

Объект оценки: выполнение действий с величинами


Система оценивания

Балл

Содержание критерия

2

Ответ: большой круг – 20 с, малый – 5 с.

Приводится пример возможного решения

Даны верный ответ и решение, в котором приведены рассуждения или

вычисления с единицами времени, подтверждающие полученный ответ

1

Приведен верный ответ, а решение неполное, но не содержит неверных действий и утверждений

0

Другие ответы (включая случай, когда дан верный ответ, а решение

неадекватное или отсутствует).






Читательская грамотность

7 класс

Задание 1.

Статья: «Представитель семейства скворцовых – скворец».



«Известный всем полезный сосед садоводов и огородников - скворец, является прекрасным объектом для длительных наблюдений над гнездованием. Скворцы относятся к дуплогнездникам, гнездятся в скворечниках, которые развешивает человек, привлекая тем самым скворцов в определенные места. «Дикие» скворцы составляют около 10% от всей популяции.

Скворцы — обычные обитатели нашего поселка и его окрестностей. Это перелетные птицы. Они прилетают в марте — начале апреля. Самцы прилетают первыми и занимают скворечники. Поют, сидя на домике или рядом с ним. Потом прилетают самки, и птицы начинают заниматься устройством гнезда. Самки откладывают в апреле по 5-6 яиц. Насиживают гнездо оба родителя по очереди. Родители кормят птенцов около трех недель, прилетая к гнезду до 300 раз в сутки. Птенцы очень крикливы, поэтому их слышно издалека. Когда птенцы покидают гнездо, то сбиваются в стаю и кочуют по полям и лугам. Улетают в августе-сентябре.

Весной во время вспашки скворцы на полях кормятся дождевыми червями, личинками майского жука, гусеницами озимой совки, личинками жука-щелкуна (проволочники). В дождливые дни едят даже слизней. Осенью кормятся ягодами, вредят садам. Весной скворцы черные с желтым клювом, у самцов по черному цвету разбегается металлический отлив, а самочки — без металлического блеска. Птенцы, вылетевшие из гнезда, бурые с черным клювом, оперение без отлива. После вылета птенцов родители линяют, они становятся черными со светлыми пестринами, и клюв чернеет. Птенцы меняют «детский наряд», тоже становятся черными с пестринами. Трудно различать детей и родителей. К весне пестрины пропадают, и клюв опять изменяет цвет.


В школе учитель биологии дал задание Ане провести наблюдение за скворцами с момента их прилета. Какой план наблюдений лучше выбрать Ане для более полного и подробного описания жизни пары скворцов с момента их прилета?



Ниже приведены планы наблюдения за скворцами.

п/п

План наблюдений

1

  1. Наблюдение за началом постройки гнезда;

  2. Составление плана и ведение дневника наблюдений;

  3. Продолжительность постройки гнезда и используемые материалы;

  4. При возможности определить сколько яиц в вкладке;

  5. Кто насиживает яйца: самка или самец?

  6. Каким образом можно узнать о вылуплении птенцов?

  7. Как определить количество птенцов в гнезде?

  8. Описание окраски птенцов в сравнении с родителями.

2

  1. Составление плана и ведение дневника наблюдений;

  2. Наблюдение за началом постройки гнезда;

  3. Описание и зарисовка местоположения гнезда с использованием бинокля;

  4. Продолжительность постройки гнезда и используемые материалы;

  5. При возможности определить сколько яиц в вкладке;

  6. Кто насиживает яйца: самка или самец?

  7. Каким образом можно узнать о вылуплении птенцов?

  8. Определение частоты кормления птенцов;

  9. Как определить количество птенцов в гнезде?

  10. Через какое время после вылупления произошел вылет птенцов?

  11. Описание окраски птенцов в сравнении с родителями.

3

  1. Составление плана и ведение дневника наблюдений;

  2. Наблюдение за началом постройки гнезда;

  3. Описание и зарисовка местоположения гнезда с использованием бинокля;

  4. Продолжительность постройки гнезда и используемые материалы;

  5. При возможности определить сколько яиц в вкладке;

  6. Каким образом можно узнать о вылуплении птенцов?

  7. Определение частоты кормления птенцов;

  8. Кто насиживает яйца: самка или самец?

  9. Как определить количество птенцов в гнезде?

  10. Описание окраски птенцов в сравнении с родителями.

  11. Через какое время после вылупления произошел вылет птенцов?

4

  1. Составление плана и ведение дневника наблюдений;

  2. Наблюдение за началом постройки гнезда;

  3. Описание и зарисовка местоположения гнезда с использованием бинокля;

  4. При возможности определить сколько яиц в вкладке;

  5. Кто насиживает яйца: самка или самец?

  6. Каким образом можно узнать о вылуплении птенцов?

  7. Определение частоты кормления птенцов;

  8. Через какое время после вылупления произошел вылет птенцов?

  9. Описание окраски птенцов в сравнении с родителями.



Компетенция: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов.

Характеристика учебного задания: предлагается формулировать выводы на основе интерпретации данных, представленных различных формах: графики, таблицы, диаграммы, фотографии, географические карты, словесный текст. Данные могут быть представлены и в сочетании форм.

Оцениваемое умение: находить необходимые данные в источниках информации, представленных в различной форме.

Система оценивания

Балл

Содержание критерия

1

Верно выбран план для наблюдений за скворцами (2)

0

Другие ответы






Задание 2.



Внимательно изучите программу экскурсии по океанариуму (г. Санкт – Петербург) на каждый день. Ребята вам в океанариуме предлагают посмотреть кормление разных животных, шоу с тюленями и погружение водолазов. Мы можем с вами посетить аквариум № 24 в пятницу и посмотреть кормление этих акул в 12.00 часов? Ребята, какой информации не достает в данном информационном листе?

Характеристики задания:

Содержательная область оценки: чтение для получения образования, изучение программы

Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию

Контекст: образовательный

Тип текста: несплошной (таблица)

Уровень сложности: высокий

Формат ответа: задание с выбором ответа

Объект оценки: понимать значение информации, представленной в графической форме, использование прочитанной информации при решении разнообразных учебных и житейских задач; определять, где в тексте может содержаться нужная информация и наличие/отсутствие информации

Формат ответа: Задание с развёрнутым ответом (в виде текста, рисунка или и рисунка, и текста)


Система оценивания

Балл

Содержание критерия

1

Ответ: да, нет информации о стоимости посещения океанариума, есть ли скидки для школьников.

0

Другие ответы








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!