СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование готовности самоорганизации здорового образа жизни у обучающихся посредством технологии визуализации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование готовности самоорганизации здорового образа жизни у обучающихся посредством технологии визуализации»

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ САМООРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ

(ВИЗУАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА)


Аннотация. В статье затрагиваются актуальные вопросы сохранения и укрепления здоровья современного школьника. Особое внимание автор уделяет формированию готовности самоорганизации здорового образа жизни у обучающихся посредством технологии визуализации.

Ключевые слова: самоорганизация, здоровый образ жизни, визуальный менеджмент, «Колесо здоровья».


С того момента, как в 1989 году сэр Тим Бернерс‐Ли предложил концепцию Всемирной паутины, человечество перешло на новый уровень потребления информации. Стремительное развитие технологий максимально упростило процессы извлечения данных, и сделало любого желающего полноправным участником информационного мира. Это привело к информационному перенасыщению и появлению таких понятий, как информационный шум, информационный мусор, информационная усталость. Человеческий мозг, несмотря на все свои возможности, имеет предел одновременного восприятия большого количества информации [4,74]. Дети, выросшие в цифровой эре, больше предыдущих поколений страдают от постоянно рассеянного внимания, непродуктивной мультизадачности, что приводит не только к психологическим, но и физиологическим проблемам. Ответом на решение этой проблемы стало такое явление, как визуальная революция, а в частности, появление и активная популяризация методов и инструментов визуального менеджмента.

Визуализация предполагает свертывание информации в ёмкий образ. Эффективность усвоения знаний повышается, если наглядность в обучении выполняет не только иллюстративную, но и когнитивную функцию, то есть используются когнитивные графические учебные элементы. Это приводит к тому, что к процессу усвоения подключается «образное» правое полушарие. В то же время «опоры» (рисунки, схемы, модели), компактно иллюстрирующие содержание, способствуют системности знаний. Инструменты визуального менеджмента мною используются в урочной и внеурочной деятельности, где формируется у учащихся определённое отношение к окружающему миру, к природе, к себе, к ЗОЖ.

Здоровый образ жизни сегодня - это не только феномен общественного сознания, но и верный признак внутренней культуры человека, проникнутого заботой о собственном здоровье. Важным элементом внутренней культуры человека является понимание того, что забота о собственном здоровье, его сохранение и приумножение должна быть предметом постоянного внимания самого человека, а затем уже органов здравоохранения [1,444].

Формирование готовности к самоорганизации здорового образа жизни это системообразующая установка на освоение и ведение здорового образа жизни, которая позволит учащимся осуществлять личную здоровьесберегающую деятельность (укрепление здоровья, совершенствование личностных качеств и свойств, успешность в учебной деятельности).

Осуществляемая деятельность по формированию готовности к самоорганизации ЗОЖ, базировалась на научно разработанных аспектах: философско-социологическом (П.И. Виноградов, В.И. Столяров), физиологическом (АД. Ноздрачев, ВЛ. Петленко), медицинском (Н.М. Амосов, Г.И. Куценко, Ю.П. Лисицин), психологическом (P.M. Баевский, Ю.М. Лысенко), педагогическом (В.Г. Рындак, O.A. Шклярова). [3,2644]

Основная идея опыта – получить долгосрочный эффект от осуществления личной здоровьесберегающей деятельности посредством формирования готовности к самоорганизации ЗОЖ.

Структура готовности учащихся к самоорганизации здорового образа жизни включает в себя 4 основных компонента, которые отражают психологическую, теоретическую и практическую готовность учащихся к самоорганизации здорового образа жизни. Арсенал учителя для работы над готовностью самоорганизации ЗОЖ учащихся достаточно объёмен, и включает урочную, внеурочную и воспитательную виды деятельности, а предлагаемые компоненты структуры отвечают требованиям ФГОС в плане достижения личностных, предметных и регулятивных УУД:

  • Мотивационно-целевой компонент - формирование ответственного отношения к ЗОЖ, отношение к здоровью как к ценности.

  • Когнитивный компонент – получение и перевод информации о целостности здоровья в знание законов здоровья, факторов риска и устойчивости, валеологизация содержания учебных предметов.

  • Деятельностно-операционный компонент – опыт овладения здоровым образом жизни, проявление потребности в сохранении и укреплении здоровья.

  • Рефлексивный - компонент содержит эмоциональную и мыслительную оценку результатов процесса самоорганизации здорового образа жизни, степень удовлетворенности им.

В контексте рассматриваемой структуры – технологии визуализации, успешно работают на каждом компоненте, способствуют валеологизации содержания, определяют вектор мотивационно-целевого фона, упрощают оценку и анализ собственной деятельности. Это происходит благодаря тому, что информация «запечатлевается» в системе визуально-пространственной памяти, а структурированный вид презентуемой информации позволяет быстрее и качественнее усваивать новые системы понятий и способы действий [2,232]. В своей работе я использую различные методы визуализации: ментальные карты, фишбоун, постеры, инфографику, канбан-доску, скрайбинг, таймлайн.

Одним из инструментов визуальной технологии применяемой мной на практике, стало «Колесо здоровья». Данный метод работы позволяет каждому ребенку при помощи родителей или учителей определить болевые точки в готовности к самоорганизации ЗОЖ и направить фокус внимания на те, которые нуждаются в дополнительном влиянии и коррекции.

Вообразите, будто ваш образ жизни — круг или колесо, которое состоит из разных сегментов.

Количество и проблематику сегментов определяем в зависимости от поставленных задач. Каждый сегмент имеет пронумерованный отрезок, как правило, от 0 до 10 баллов, минимальный бал ставится ближе к центру круга, максимальный – к границе (Рис.1). Очевидно, что чем больше неровностей на колесе, тем сложнее на нем передвигаться. Особенно, когда одно направление деятельности значительно преобладает над другими, являясь подобием гвоздя в нашем колесе. Оно забирает больше энергии и внимания, обделяя другие важные сферы.

Картинка – постер, в данном отношении, дает учащимся визуальный образ проблемы и мотивирует запуск позитивных изменений в вопросах здоровьсберегающей грамотности (Рис.2).



Рисунок 1 – Шаблон

«Колесо здоровья»


Рисунок 2 – «Колесо здоровья» после заполнения


В процессе формирования готовности к ЗОЖ данная технология может быть представлена так: системный анализ собственной деятельности — творческий продукт — осознание законо­мерностей — постановка новых задач — коррекция своей деятельности — новый продукт.

Для мониторинга осуществляемой деятельности использовались диагностики представленных авторов:

Критерии Диагностические методики

Мотивационно-целевой компонент

Экспресс-диагностика «Представлений о ценности здоровья» (Ю.В.Науменко)

Опросник «Отношение к здоровью» (Р.А.Березовская)

Когнитивный компонент

Модифицированная методика «Что вы знаете о здоровом образе жизни» (Радоман Г.А., Долбешкина Н.А.) Тест «Индекс отношения к здоровью» (С.Дерябо,  В.Ясвин)

Деятельностно-операционный компонент

Анкета «Отношение к ценности здоровья и здорового образа жизни» (Ю.В.Науменко)

Опросник «Отношение к здоровью» (Р.А.Березовская)

Рефлексивный

Диагностика «Что мешает мне вести здоровый образ жизни?» (В.Д. Пурин)

Тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья (Н. К. Смирнов)


Динамика отслеживаемых показателей говорит о результативности деятельности по формированию готовности к самоорганизации ЗОЖ. Учащиеся в целом позитивно включаются в работу, проявляют большую активность и отмечают большую степень удовлетворенности своим образом жизни. Дети проявляют готовность контролировать происходящие изменения в организме, корректировать действия, регулировать нагрузки, оценивать и анализировать собственную деятельность по ведению здорового образа жизни.

Таким образом, визуальные технологии способствуют обеспечению развития процесса готовности учащегося к самоорганизации здорового образа жизни, переводя готовность из кратковременного в долговременное состояние и совершенствуя тем самым данное качество.


Список использованной литературы


1. Зинова У.А., Формирование установки на здоровый образ жизни как актуальная проблема / Зинова У.А. // Седьмая волна психологии. Вып. 7./ Сб. под ред. Козлова В.В.– Ярославль: МАПН, ЯрГУ, 2010 .– 444 с.

2. Лаврентьев Г.В., Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов / Г. В. Лаврентьев, Н. Б. Лаврентьева, Н. А. Неудахина ; М-во образования Рос. Федерации, Алт. гос. ун-т, Алт. гос. техн. ун-т им. И. П. Ползунова. - Барнаул : Изд-во Алт. гос. ун-та, 2004. – 232 с.

3. Носов А.Г., Диагностика уровня становления здорового образа жизни у обучающихся // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12-12. – С. 2644-2648; URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36745 (дата обращения: 30.04.2021).

4. Скорочкина Т.С., Информационные технологии визуализации информации: учебное пособие / Т.С. Скорочкина. − М.: Финансовый университет, 2017. – 74с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!