СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование готовности старших дошкольников-билингвов к речевому общению на русском языке

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование готовности старших дошкольников-билингвов к речевому общению на русском языке»


ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ

ДОШКОЛЬНИКОВ-БИЛИНГВОВ К РЕЧЕВОМУ

ОБЩЕНИЮ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


Федеральные государственные образовательные стандарты – один из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование [1, с. 4].

Индивидуальная языковая система ребенка-билингва находится в процессе постоянного изменения, долгое время является неустойчивой и нестабильной. Речевое общение на русском языке осваиваются очень медленно из-за имеющегося в русском языке исключительного своеобразия связи частей речи русского языка друг с другом, сложности устройства языковых правил, по которым слова в русском языке и функционируют.

Освоение второго, русского языка, нерусским учеником, развивающимся в естественных условиях, и русскоязычным ребенком во многом сходны, но пути и качество освоения отличаются. Большая разница заключается в том, что маленький монолингв осваивает язык постепенно, взрослые, общаясь с ним, адаптируют свою речь с учетом возраста, уровня владения языком. Билингв вынужден обобщать одновременно огромное количество языкового материала, т.к. он попадает в более сложную социальную ситуацию, чем маленький ребенок, шире спектр его видов деятельности, они сложнее (например, учебная деятельность), соответственно, сложнее и в языковом отношении.

Билингв нуждается в особом подходе со стороны взрослого, помощи в освоении им языка. Вся методическая работа должна быть связана со структурированием языкового материала. Задача педагога заключается в том, чтобы, не нарушая естественной среды, наполнить ее необходимыми речевыми образцами, помочь дошкольнику закрепить их в памяти и осмыслить их компоненты. Необходимо оптимизировать детей таким образом, чтобы предоставить необходимое количество образцов для выделения закономерностей, связей, отношений элементов языка, правил, которые ребенок мог бы использовать в новых высказываниях. Такое насыщение, обогащение среды позволит сформировать и закрепить необходимые ассоциации и аналогии, что в свою очередь, позволит ребенку использовать освоенное знание в подобных речевых ситуациях в повседневной жизни.

Тенденции модернизации коснулись и системы дошкольного образования. На современном этапе дошкольные учреждения приобретают все большую самостоятельность в образовательной деятельности, что влечет за собой необходимость анализа и предвидения состояния внешней и внутренней среды. При этом возрастает роль стратегической плановой деятельности, эффективное осуществление которой требует совершенствования содержания профессиональной подготовки будущих специалистов.

Сформированная речь не только способствует эффективному обучению ребенка в школе, установлению гармоничных отношений с окружающими людьми и миром, но и является важным условием полноценного развития личности ребенка и ее успешной самореализации в последующей жизнедеятельности. Снижение уровня речевой культуры в обществе, существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей; отсутствие единого подхода к организации подготовки детей к школе выступают обстоятельствами, ограничивающими качество процесса формирования готовности дошкольников к речевому общению. В связи с этим, повышаются требования к системе дошкольного образования детей, актуализируя необходимость дальнейшего изучения и совершенствования процесса подготовки дошкольников к обучению в школе, включая формирование готовности к речевому общению. Это предполагает также специальное внимание к вопросу профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений.

В современных исследованиях отмечается, что готовность дошкольников к обучению родному языку и речи по-прежнему является сложной, многогранной проблемой перехода ребенка от дошкольного к школьному образу жизни (В.В. Давыдов, Е.Е. Кравцова, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Г.Г. Петроченко, В.В. Репкин и др.), решение которой детерминирует не только успешность освоения детьми школьных знаний, эффективность межличностного взаимодействия с педагогами и сверстниками, но и в целом – продуктивность их школьной и социальной адаптации.

Несмотря на имеющиеся исследования вопроса подготовки старших дошкольников к школьному обучению (Г.П. Белякова, Ф.Г. Даскалова, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и др.) проблема речевого общения дошкольников все еще остается за пределами должного исследования, что затрудняет управление данным процессом.

Необходимо, на наш взгляд, внести некоторые коррективы в теорию развития готовности дошкольников к обучению: расширить имеющиеся теоретические представления о феномене готовности к речевому общению, разработать модель, а также проанализировать психологические особенности старшего дошкольного возраста как предпосылки, позволяющие оптимизировать развитие речевого общения в процессе подготовки старших дошкольников к обучению в школе; теоретически обосновать необходимость и возможность формирования готовности старших дошкольников к речевому общению в процессе подготовки к обучению в школе с учетом уровня сформированности у них основных компонентов готовности и соблюдения определенных педагогических условий.

Важно формирование активности ребенка-билингва, интереса к речевому взаимодействию, стремление к самовыражению средствами общения, на формирование знаний и умений ребенка осуществлять речевое общение, на развитие произвольности его поведения и формы общения на русском языке.

Условия формирования готовности старших дошкольников к речевому общению на русском языке в значительной степени обеспечивает личностное развитие дошкольника-билингва, формирование у него таких качеств: аккуратность, внимательность, уверенность в себе, доброжелательность, креативность, старательность, дисциплинированность, работоспособность.

Готовность к школьному обучению – определенный уровень интеллектуального, волевого, речевого развития ребенка-билингва, где последний представляет собой процесс установления и поддержания дошкольником межличностного контакта и является для него не только средством получения знаний, но и саморазвития.

Оптимальным для усвоения второго языка является 4-7 летний возраст ребенка. К этому времени дети уже хорошо владеют родным языком, что создает благоприятные предпосылки для обучения второму (русскому) языку. Артикуляционный аппарат каждого человека с детства привыкает к определенным движениям, характерным для звуков родного языка, его фонетической системы в целом. Следовательно, у ребенка до поступления в школу слух и органы речи привыкают к звукам родного языка. В силу этого двуязычные дети звуковую систему русского языка начинают усваивать, имея уже твердо сложившиеся навыки восприятия и произношения звуков родного языка. Именно в это время начинают усваиваться фонологическая система русского языка и на ее основе формироваться специфичные для русского языка слухо-произносительные навыки.

Отсюда вывод: основную работу по формированию готовности старших дошкольников-билингвов к речевому общению на русском языке необходимо проводить систематически, учитывая как транспозицию, так и интерференцию родного языка детей.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!