СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание

 

1.

Паспорт Программы

3

2.

Пояснительная записка

5

3.

Актуальность выбранной темы

5

4.

Цель и задачи  Программы

7

5.

Предполагаемые результаты

7

6.

Этапы реализации Программы

8

7.

План деятельности по теме самообразования

9

7.1.

Модуль «Научно-методическое обеспечение»

9

7.2.

Модуль «Психолого-педагогическое обеспечение»

15

7.3.

Модуль «Условия реализации темы по самообразованию»

16

7.4.

Модуль «Обобщение результатов»

17

8.

Литература

18

Просмотр содержимого документа
««Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»»

19









Программа по самообразованию



«Формирование графомоторных навыков

у детей старшего дошкольного возраста

в различных видах деятельности»










Разработала:


воспитатель ФИО Усачёва Ж.А.











Содержание



1.

Паспорт Программы

3

2.

Пояснительная записка

5

3.

Актуальность выбранной темы

5

4.

Цель и задачи Программы

7

5.

Предполагаемые результаты

7

6.

Этапы реализации Программы

8

7.

План деятельности по теме самообразования

9

7.1.

Модуль «Научно-методическое обеспечение»

9

7.2.

Модуль «Психолого-педагогическое обеспечение»

15

7.3.

Модуль «Условия реализации темы по самообразованию»

16

7.4.

Модуль «Обобщение результатов»

17

8.

Литература

18



































  1. Паспорт Программы

Название

программы

Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности


Автор-разработчик

Воспитатель ФИО

Нормативный срок освоения

программы

2018-2019 г.г.

Основания для разработки

программы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

  3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).

  5. Устав ДОУ «Детский сад № …»

  6. Программа развития ДОУ «Детский сад № …»

  7. Образовательная программа дошкольного образования ДОУ «Детский сад № …».

  8. Рабочая программа старшей группы ДОУ.


Цель

Повысить уровень компетентности и профессионализма по вопросам формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Задачи


  1. Изучить научно-педагогическую и методическую литературу по данной теме

  2. Изучить различные техники и технологии формирования графомоторных навыков у дошкольников.

  3. Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал по теме.

  4. Организовать и провести мониторинг по формированию графомоторных навыков у старших дошкольников.

  5. Создать условия для формирования графомоторных навыков у детей, предусматривающие методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.

  6. Создать психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.

  7. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам формирования графомоторных навыков у детей.

  8. Обобщить и транслировать накопленный педагогический на муниципальном, региональном и всероссийском уровне.


Предполагаемые результаты


Для педагога:

  1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

  2. Разработаны проекты на основе продуктивных видов деятельности.

  3. Разработан учебно-методический комплект: пальчиковые игры и упражнения, сенсорные игры, графические задания, упражнения на дорисовывание и штриховку, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.

  4. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.

  5. Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.


Для воспитанников:

1. У ребенка развита мелкая моторика рук через выполнение предметно-практических действий.

2. Умеет производить точные движения карандашом, кистью и пальцами рук.

3. Сформирована координация движений руки и глаза.

4. Владеет элементарными графическими навыками и умениями.

5. Развито произвольное слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, зрительно-пространственные представления.

6. Развит интерес к изобразительно-графической деятельности.




2. Пояснительная записка



Данная программа разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Программа направлена на овладение основными профессиональными компетенциями. Данные компетенции реализуются с помощью:

  • развития представлений о своих профессиональных возможностях;

- своей ответственности за развитие, обучение и воспитание детей старшего дошкольного возраста;

  • освоения теоретических знаний, практических умений и применения их в профессиональной деятельности;

  • расширения собственного образовательного пространства.

Профессиональное самообразование планирую осуществлять в индивидуальных и групповых организационных формах с привлечением разнообразных средств образования: учебных и методических текстов, наглядных пособий, технических видеосредств, а также развивающих проектных и информационно-коммуникационных технологий.



  1. Актуальность выбранной темы


Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста предполагает развитие мелкой моторики рук, формирование правильного восприятия пространства, целостного восприятия предмета, развитие зрительно-двигательной координации для подготовки к овладению навыками письма.

Значение развитой моторики трудно преувеличить – это один из показателей психического развития ребёнка.

Успешность речевого, познавательного и художественно-эстетического развития в значительной степени зависит от уровня развития у детей графомоторных навыков, координации движений руки.

Дошкольник, у которого хорошо развита моторика рук, умеет логически мыслить и рассуждать, у него на высоком уровне развита память и внимание, связная речь.

Активизировать формирование графомоторных навыков у детей можно посредством приобщения к различным видам продуктивной деятельности, пальчиковым играм, а также посредством предметно-практических действий.

Особенность данных видов деятельности состоит в том, что они позволяют дошкольникам быстро достичь желаемого результата, освоить различные знания и конкретные практические умения.


Эффективными формами взаимодействия педагога с детьми для формирования графомоторных навыков являются:

1. Рисование (раскрашивание, обводка по контуру, штриховка, дорисовывание обведение трафаретов, рисование пальчиками, ладошками).

2. Лепка из пластилина, глины, слоеного теста.

3. Работа с бумагой в конструировании и аппликации (использование техник объемной и отрывной аппликации, конструирование из природного ,материала, конструирование из разнообразных геометрических форм, тематических конструкторов и др.).

4. Работа с графической символикой.

5. Пальчиковая гимнастика.


В процессе этих форм взаимодействия у воспитанников развивается сила кисти и пальцев, обеспечивается смена тонуса мускулатуры рук. Следует отметить, что развиваются не только сенсорные способности и мелкая моторика, но и такие важные качества личности ребенка как творческая активность, самостоятельность, умение работать в коллективе и взаимодействовать со сверстниками.


Я считаю, что организация образовательной деятельности по данной теме позволит: 

- создать условия для развития самостоятельной деятельности воспитанников;

- разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы для формирования графомоторных навыков, внедрять инновационные техники различных видов продуктивной деятельности;

- способствовать успешному освоению сенсорных эталонов и эффективному развитию мелкой моторики рук;

- подготовить дошкольников к овладению письмом;

- сформировать навыки учебной деятельности.


Таким образом, в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми, а также в соответствии с современными подходами к формированию графомоторных навыков у дошкольников, я определила цель и задачи Программы по самообразованию.



  1. Цель и задачи Программы


Цель: Повысить уровень компетентности и профессионализма по вопросам формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.


Задачи:

1. Изучить научно-педагогическую и методическую литературу по данной теме.

2. Изучить различные техники и технологии формирования графомоторных навыков у дошкольников.

3. Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал по теме.

4. Организовать и провести мониторинг по формированию графомоторных навыков у старших дошкольников.

5. Создать условия для формирования графомоторных навыков у детей, предусматривающие методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.

6. Создать психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.

7. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам формирования графомоторных навыков у детей.

8. Обобщить и транслировать накопленный педагогический на муниципальном, региональном и всероссийском уровне.



  1. Предполагаемые результаты



Для педагога:


1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

2. Разработаны проекты на основе продуктивных видов деятельности.

3. Разработан учебно-методический комплект: пальчиковые игры и упражнения, сенсорные игры, графические задания, упражнения на дорисовывание и штриховку, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.

4. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.

5. Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.


Для воспитанников:


1. У ребенка развита мелкая моторика рук через выполнение предметно-практических действий.

2. Умеет производить точные движения карандашом, кистью и пальцами рук.

3. Сформирована координация движений руки и глаза.

4. . Владеет элементарными графическими навыками и умениями.

5. Развито произвольное слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, зрительно-пространственные представления.

6. Развит интерес к изобразительно-графической деятельности.



6. Этапы реализации Программы



Программа по самообразованию состоит из нескольких этапов, каждый из которых посвящен решению определенных задач развития моей профессиональной компетентности:


I этап – проектный


В рамках этого этапа я:

  1. Анализирую свои профессиональные проблемы.

  2. Определяю приоритетные направления по самообразованию.

  3. Создаю условия для профессионального развития, а также материально-техническое и научно-методическое обеспечение.

На первом этапе я изучаю научно-методическую литературу, современное состояние проблемы, определяю психолого-педагогические условия реализации темы и средства для эффективного формирования профессиональной компетентности.


II этап – практикоориентированный


На втором этапе я:

  1. Разрабатываю план деятельности по теме самообразования.

  2. Обеспечиваю условия для реализации программы.

  3. Внедряю в свою профессиональную деятельность необходимые знания и умения.

План деятельности по теме самообразования включает различные формы самообразования: обучение на семинарских занятиях, изучение методической литературы, показ открытых занятий для педагогов и родителей, презентации педагогического опыта и др. Предусматривается организация самостоятельной работы по разработке проектов, конспектов образовательной деятельности, игр и др.

Формирование практических умений осуществляется на различных мероприятиях, которые включены в программу.


III этап – обобщающий


На третьем этапе я:

  1. Анализирую результаты программы с поставленными целью и задачами.

  2. Обобщаю опыт работы по теме самообразования.

  3. Определяю перспективы и дальнейшее развитие своей профессиональной деятельности.

На третьем этапе провожу качественную и количественную обработку полученных результатов, их теоретическую интерпретацию. После анализа и обобщения результатов внедряю в практику полученный опыт работы и популяризирую его.



7. План деятельности по теме самообразования



Планирование педагогической деятельности разработано на основании модулей и включает основные направления профессионального саморазвития.



7.1. Модуль «Научно-методическое обеспечение»


/№

Направления деятельности

по теме


Содержание деятельности

Сроки

1.

Обучение по теме самообразования


- прохождение курсов повышения квалификации;

- обучение на вебинарах, семинарах по данной теме;

- изучение опыта других педагогов по вопросам формирования графических навыков у дошкольников посредством различных видов деятельности.



2.

Ознакомление с научной и методической литературой по теме

.






- изучить методические пособия и программы:


  1. Петрова И.В., Лиханова Т.И., Присяжнюк С.А. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие: Сфера, 2012.

  2. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие. Программа «Умелые ручки». – М.: Цветной мир, 2012.

  3. Безруких М.М. Тренируем пальчики. - М.: ООО «Дрофа», 2000.

  4. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: «Астрель», 2001.

5) Лопатина Л.В., Логинова Е.А., Липакова В.И. Готовимся к овладению письмом. Дидактическое пособие для развития зрительно-пространственных функций и графомоторных навыков у детей. Тетрадь 1. – М.: Корона-Век, 2011.

- на основе пособий составить картотеку пальчиковых игр и разработать свои авторские игры:


1) Бачина О.В., Коробова Н.Ф.

Пальчиковая гимнастика с предметами определения ведущей руки и развитием навыков письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей.

- М.: Аркти, 2001.

2) Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковая гимнастика. Упражнения на развитие мелкой моторики. 2-е издание. – М.: КОРОНА-принт, 2007.

3) Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика.- М.: Астрель, 2007.

4) Гаврина С.Е. Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: «Академия Холдинг», 2002.


- на основе пособий разработать сенсорные игры, графические задания, упражнения на развитие мелкой моторики:


1) Давыдова О.А. Графомоторика. Тренажёр по развитию межполушарного взаимодействия и графомоторных навыков. – М.: Школьная пресса, 2017.

2) Морозова Л. Нарисуй-ка. Клеточка за клеточкой. – М.: Быстров, 2006.

3) Праведникова И. Нейропсихологические прописи. Точка, точка, два крючочка. Учимся красиво писать. – М.: Айрис-Пресс, 2016.

4) Сазонова А.В., Боричева Г.А. Узоры для развития тонкой моторики дошкольников. – СПб.: Детство-Пресс, 2006 г.

5) Топоркова И., Кутявина Н., Гаврина С. Рисуем по точкам. Тетрадь для самостоятельных занятий детей 5-7 лет. – М.: Академия Развития, ВКТ, 2007 г.

6) Новиковская О.А. 100 игр для развития мелкой моторики. – М.: АСТ, 2017.

7) Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

8) Зегебард Г.М., Ильичёва О.С. Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков, - М.: Генезис, 2013.


- изучить и применить нетрадиционные методы рисования и ручного труда из книг и журналов:


1) Нетрадиционные художественные техники.
Научно-методический журнал № 6, 2008.

2) «Необыкновенное рисование», учебное издание из серии «Искусство – детям», М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.

3) Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006.

4) Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, 2004;

5) Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. –

Ярославль: «Академия развития», 2008.


3.

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса


Разработать учебно-методический комплект, включающий:


- сенсорные игры и игровые упражнения «Художники-волшебники», «Радуга», «Подбери краски», «Веселые картинки», «Волшебные линии», «Пирожки», «Собери букет» и др.;


- графические задания: «Поможем художнику», «Придумай сам», «Составь из частей», «Составь портрет»;


- упражнения на дорисовывание и штриховку: «Угадай, что получится?», «Что это может быть?», «Дорисуй смайлик»;


- развивающие игры: «Игра в цвета», «На что похоже», «Хитрые картинки», «Нарисуй иначе», «А если бы …», «Чего на свете не бывает» и др.;


- конспекты НОД «Волшебные пальчики», «Незнайка-художник», «Веселая палитра», «Пирожки для мамы», «Подарок для Деда Мороза» и др.;


- развлечения, праздники «В гостях у художника», «Палка, палка, огуречик …»;


- рекомендации и консультации для родителей и педагогов «Как развивать мелкую моторику у ребенка», «Учимся конструировать вместе», «Что такое графомоторные навыки?», «Развивающие игры с бумагой», «Игровые упражнения, развивающие мелкую моторику» и др.;


- буклеты, папки-передвижки для родителей: «Как самостоятельно сделать новогодние игрушки?», «Как сделать поздравительную открытку?», «Способы нетрадиционных техник рисования», «Как развить мелкую моторику у ребенка?», «Пальчиковые игры для детей», «Готовим руку ребенка к письму».




4.

Проектирование деятельности

- разработка проектов на основе продуктивных видов деятельности: «Волшебные поделки», «Юные художники», «Что нам стоит дом построить!»;


- разработка перспективного и тематического планов по теме самообразования.



5.

Мониторинг деятельности

- проведение диагностических наблюдений, контрольных срезов, тестов;

- обработка полученных данных;

- отслеживание промежуточных результатов;

- соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами






7.2. Модуль «Психолого-педагогическое обеспечение»


/№

Направления деятельности по теме


Содержание деятельности

Сроки

1.

Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды в разновозрастной группе


- проведение ситуаций позитивного общения в различные режимные моменты;

- оказание недирективной помощи в процессе совместной и самостоятельной деятельности воспитанников;

- поддерживание

доброжелательных отношений воспитанников друг к другу;

- поддерживание взаимодействия воспитанников друг с другом в разных видах деятельности;

- ориентировка на интересы и возможности каждого ребенка;
- поддерживание инициативы и самостоятельности воспитанников;

- применение в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей

В течение года

2.

Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования

проведение совместно с родителями и для родителей:


- образовательных мероприятий «Рисуем вместе», «Веселые карандаши», «Глиняные человечки»;

- развлечений и досугов «Семь цветов радуги», «Праздник рисования» и др.;

- мастер-классов «Методы формирования графических навыков у детей», «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности»;

- собраний в клубе «Родительская школа».



3.

Взаимодействие с социальными партнерами по теме самообразования

подготовка и проведение совместных проектов, тематических мероприятий и праздников:


- с библиотекой: «В картинной галерее», «Каждый художник желает знать»;

- со школой искусств: «Путешествие в мир красок», «Художественная гостиная»;

- с Домом культуры: «Мир удивительных картин», «Учимся конструировать», «Поделки из оригами».




7.3. Модуль «Условия реализации темы по самообразованию»


/№

Направления деятельности по теме


Содержание деятельности

Сроки

1.

Создание развивающей предметно-пространственной среды

- оформление в группе развивающих зон сенсорной направленности: «Юные художники», «Экспериментальная мастерская», «Скоро в школу»;


- оснащение пространства группы оборудованием, пособиями и атрибутами к различным играм;


- создание объектов и предметов, обеспечивающих разнообразную деятельность детей по методической теме:

подбор специальных книг, альбомов, журналов, энциклопедий; подбор раздаточного и демонстрационного материала по теме;


- пополнение видеотеки по развитию мелкой моторики у дошкольников.





7.4. Модуль «Обобщение результатов»


/№

Направления деятельности по теме


Содержание деятельности

Сроки

1.

Описание и обобщение деятельности по теме самообразования

представление опыта в форме:


- проектов «Волшебные поделки», «Юные художники», «Что нам стоит дом построить!»;

- презентаций «Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников посредством различных видов деятельности», «Нетрадиционные техники рисования для детей»;

- выступлений «Природный материал как средство для развития мелкой моторики», «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе по формированию графомоторных навыков у воспитанников»;

- проведения непосредственно образовательной деятельности (НОД);

- публикаций «Развитие художественного творчества воспитанников в условиях ДОУ», «Активные методы взаимодействия с дошкольниками в процессе развития ручной умелости».





8. Литература:


Нормативно-правовые документы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

  3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).



Научная и методическая литература:

  1. Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами определения ведущей руки и развитием навыков письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей. - М.: Аркти, 2001.

  2. Безруких М.М. Тренируем пальчики. - М.: ООО «Дрофа», 2000.

  3. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: «Астрель», 2001.

  4. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

  5. Гаврина С.Е. Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: «Академия Холдинг», 2002.

  6. Давыдова О.А. Графомоторика. Тренажёр по развитию межполушарного взаимодействия и графомоторных навыков. – М.: Школьная пресса, 2017.

  7. Зегебард Г.М., Ильичёва О.С. Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков, - М.: Генезис, 2013.

  8. Лопатина Л.В., Логинова Е.А., Липакова В.И. Готовимся к овладению письмом. Дидактическое пособие для развития зрительно-пространственных функций и графомоторных навыков у детей. Тетрадь 1. – М.: Корона-Век, 2011.

  9. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие. Программа «Умелые ручки». – М.: Цветной мир, 2012.

  10. Морозова Л. Нарисуй-ка. Клеточка за клеточкой. – М.: Быстров, 2006.

  11. Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: «Академия развития», 2008.

  12. «Необыкновенное рисование», учебное издание из серии «Искусство – детям», М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.

  13. Нетрадиционные художественные техники. Научно-методический журнал № 6, 2008.

  14. Новиковская О.А. 100 игр для развития мелкой моторики. – М.: АСТ, 2017.

  15. Петрова И.В., Лиханова Т.И., Присяжнюк С.А. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие: Сфера, 2012.

  16. Праведникова И. Нейропсихологические прописи. Точка, точка, два крючочка. Учимся красиво писать. – М.: Айрис-Пресс, 2016.

  17. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006.

  18. Сазонова А.В., Боричева Г.А. Узоры для развития тонкой моторики дошкольников. – СПб.: Детство-Пресс, 2006.

  19. Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковая гимнастика. Упражнения на развитие мелкой моторики. 2-е издание. – М.: КОРОНА-принт, 2007.

  20. Топоркова И., Кутявина Н., Гаврина С. Рисуем по точкам. Тетрадь для самостоятельных занятий детей 5-7 лет. – М.: Академия Развития, ВКТ, 2007.

  21. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика.- М.: Астрель, 2007.

  22. Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, 2004.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!