19
Программа по самообразованию
«Формирование графомоторных навыков
у детей старшего дошкольного возраста
в различных видах деятельности»
Разработала:
воспитатель ФИО Усачёва Ж.А.
Содержание
1. | Паспорт Программы | 3 |
2. | Пояснительная записка | 5 |
3. | Актуальность выбранной темы | 5 |
4. | Цель и задачи Программы | 7 |
5. | Предполагаемые результаты | 7 |
6. | Этапы реализации Программы | 8 |
7. | План деятельности по теме самообразования | 9 |
7.1. | Модуль «Научно-методическое обеспечение» | 9 |
7.2. | Модуль «Психолого-педагогическое обеспечение» | 15 |
7.3. | Модуль «Условия реализации темы по самообразованию» | 16 |
7.4. | Модуль «Обобщение результатов» | 17 |
8. | Литература | 18 |
Паспорт Программы
Название программы | Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности |
Автор-разработчик | Воспитатель ФИО |
Нормативный срок освоения программы | 2018-2019 г.г. |
Основания для разработки программы | Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13). Устав ДОУ «Детский сад № …» Программа развития ДОУ «Детский сад № …» Образовательная программа дошкольного образования ДОУ «Детский сад № …». Рабочая программа старшей группы ДОУ. |
Цель | Повысить уровень компетентности и профессионализма по вопросам формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности. |
Задачи | Изучить научно-педагогическую и методическую литературу по данной теме Изучить различные техники и технологии формирования графомоторных навыков у дошкольников. Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал по теме. Организовать и провести мониторинг по формированию графомоторных навыков у старших дошкольников. Создать условия для формирования графомоторных навыков у детей, предусматривающие методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды. Создать психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам формирования графомоторных навыков у детей. Обобщить и транслировать накопленный педагогический на муниципальном, региональном и всероссийском уровне. |
Предполагаемые результаты | Для педагога: Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Разработаны проекты на основе продуктивных видов деятельности. Разработан учебно-методический комплект: пальчиковые игры и упражнения, сенсорные игры, графические задания, упражнения на дорисовывание и штриховку, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования. Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей. Для воспитанников: 1. У ребенка развита мелкая моторика рук через выполнение предметно-практических действий. 2. Умеет производить точные движения карандашом, кистью и пальцами рук. 3. Сформирована координация движений руки и глаза. 4. Владеет элементарными графическими навыками и умениями. 5. Развито произвольное слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, зрительно-пространственные представления. 6. Развит интерес к изобразительно-графической деятельности. |
2. Пояснительная записка
Данная программа разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Программа направлена на овладение основными профессиональными компетенциями. Данные компетенции реализуются с помощью:
- своей ответственности за развитие, обучение и воспитание детей старшего дошкольного возраста;
освоения теоретических знаний, практических умений и применения их в профессиональной деятельности;
расширения собственного образовательного пространства.
Профессиональное самообразование планирую осуществлять в индивидуальных и групповых организационных формах с привлечением разнообразных средств образования: учебных и методических текстов, наглядных пособий, технических видеосредств, а также развивающих проектных и информационно-коммуникационных технологий.
Актуальность выбранной темы
Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста предполагает развитие мелкой моторики рук, формирование правильного восприятия пространства, целостного восприятия предмета, развитие зрительно-двигательной координации для подготовки к овладению навыками письма.
Значение развитой моторики трудно преувеличить – это один из показателей психического развития ребёнка.
Успешность речевого, познавательного и художественно-эстетического развития в значительной степени зависит от уровня развития у детей графомоторных навыков, координации движений руки.
Дошкольник, у которого хорошо развита моторика рук, умеет логически мыслить и рассуждать, у него на высоком уровне развита память и внимание, связная речь.
Активизировать формирование графомоторных навыков у детей можно посредством приобщения к различным видам продуктивной деятельности, пальчиковым играм, а также посредством предметно-практических действий.
Особенность данных видов деятельности состоит в том, что они позволяют дошкольникам быстро достичь желаемого результата, освоить различные знания и конкретные практические умения.
Эффективными формами взаимодействия педагога с детьми для формирования графомоторных навыков являются:
1. Рисование (раскрашивание, обводка по контуру, штриховка, дорисовывание обведение трафаретов, рисование пальчиками, ладошками).
2. Лепка из пластилина, глины, слоеного теста.
3. Работа с бумагой в конструировании и аппликации (использование техник объемной и отрывной аппликации, конструирование из природного ,материала, конструирование из разнообразных геометрических форм, тематических конструкторов и др.).
4. Работа с графической символикой.
5. Пальчиковая гимнастика.
В процессе этих форм взаимодействия у воспитанников развивается сила кисти и пальцев, обеспечивается смена тонуса мускулатуры рук. Следует отметить, что развиваются не только сенсорные способности и мелкая моторика, но и такие важные качества личности ребенка как творческая активность, самостоятельность, умение работать в коллективе и взаимодействовать со сверстниками.
Я считаю, что организация образовательной деятельности по данной теме позволит:
- создать условия для развития самостоятельной деятельности воспитанников;
- разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы для формирования графомоторных навыков, внедрять инновационные техники различных видов продуктивной деятельности;
- способствовать успешному освоению сенсорных эталонов и эффективному развитию мелкой моторики рук;
- подготовить дошкольников к овладению письмом;
- сформировать навыки учебной деятельности.
Таким образом, в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми, а также в соответствии с современными подходами к формированию графомоторных навыков у дошкольников, я определила цель и задачи Программы по самообразованию.
Цель и задачи Программы
Цель: Повысить уровень компетентности и профессионализма по вопросам формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.
Задачи:
1. Изучить научно-педагогическую и методическую литературу по данной теме.
2. Изучить различные техники и технологии формирования графомоторных навыков у дошкольников.
3. Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал по теме.
4. Организовать и провести мониторинг по формированию графомоторных навыков у старших дошкольников.
5. Создать условия для формирования графомоторных навыков у детей, предусматривающие методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.
6. Создать психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.
7. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам формирования графомоторных навыков у детей.
8. Обобщить и транслировать накопленный педагогический на муниципальном, региональном и всероссийском уровне.
Предполагаемые результаты
Для педагога:
1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
2. Разработаны проекты на основе продуктивных видов деятельности.
3. Разработан учебно-методический комплект: пальчиковые игры и упражнения, сенсорные игры, графические задания, упражнения на дорисовывание и штриховку, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.
4. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.
5. Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.
Для воспитанников:
1. У ребенка развита мелкая моторика рук через выполнение предметно-практических действий.
2. Умеет производить точные движения карандашом, кистью и пальцами рук.
3. Сформирована координация движений руки и глаза.
4. . Владеет элементарными графическими навыками и умениями.
5. Развито произвольное слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, зрительно-пространственные представления.
6. Развит интерес к изобразительно-графической деятельности.
6. Этапы реализации Программы
Программа по самообразованию состоит из нескольких этапов, каждый из которых посвящен решению определенных задач развития моей профессиональной компетентности:
I этап – проектный
В рамках этого этапа я:
Анализирую свои профессиональные проблемы.
Определяю приоритетные направления по самообразованию.
Создаю условия для профессионального развития, а также материально-техническое и научно-методическое обеспечение.
На первом этапе я изучаю научно-методическую литературу, современное состояние проблемы, определяю психолого-педагогические условия реализации темы и средства для эффективного формирования профессиональной компетентности.
II этап – практикоориентированный
На втором этапе я:
Разрабатываю план деятельности по теме самообразования.
Обеспечиваю условия для реализации программы.
Внедряю в свою профессиональную деятельность необходимые знания и умения.
План деятельности по теме самообразования включает различные формы самообразования: обучение на семинарских занятиях, изучение методической литературы, показ открытых занятий для педагогов и родителей, презентации педагогического опыта и др. Предусматривается организация самостоятельной работы по разработке проектов, конспектов образовательной деятельности, игр и др.
Формирование практических умений осуществляется на различных мероприятиях, которые включены в программу.
III этап – обобщающий
На третьем этапе я:
Анализирую результаты программы с поставленными целью и задачами.
Обобщаю опыт работы по теме самообразования.
Определяю перспективы и дальнейшее развитие своей профессиональной деятельности.
На третьем этапе провожу качественную и количественную обработку полученных результатов, их теоретическую интерпретацию. После анализа и обобщения результатов внедряю в практику полученный опыт работы и популяризирую его.
7. План деятельности по теме самообразования
Планирование педагогической деятельности разработано на основании модулей и включает основные направления профессионального саморазвития.
7.1. Модуль «Научно-методическое обеспечение»
№/№ | Направления деятельности по теме | Содержание деятельности | Сроки |
1. | Обучение по теме самообразования | - прохождение курсов повышения квалификации; - обучение на вебинарах, семинарах по данной теме; - изучение опыта других педагогов по вопросам формирования графических навыков у дошкольников посредством различных видов деятельности. | |
2. | Ознакомление с научной и методической литературой по теме . | - изучить методические пособия и программы: Петрова И.В., Лиханова Т.И., Присяжнюк С.А. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие: Сфера, 2012. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие. Программа «Умелые ручки». – М.: Цветной мир, 2012. Безруких М.М. Тренируем пальчики. - М.: ООО «Дрофа», 2000. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: «Астрель», 2001. 5) Лопатина Л.В., Логинова Е.А., Липакова В.И. Готовимся к овладению письмом. Дидактическое пособие для развития зрительно-пространственных функций и графомоторных навыков у детей. Тетрадь 1. – М.: Корона-Век, 2011. - на основе пособий составить картотеку пальчиковых игр и разработать свои авторские игры: 1) Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами определения ведущей руки и развитием навыков письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей. - М.: Аркти, 2001. 2) Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковая гимнастика. Упражнения на развитие мелкой моторики. 2-е издание. – М.: КОРОНА-принт, 2007. 3) Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика.- М.: Астрель, 2007. 4) Гаврина С.Е. Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: «Академия Холдинг», 2002. - на основе пособий разработать сенсорные игры, графические задания, упражнения на развитие мелкой моторики: 1) Давыдова О.А. Графомоторика. Тренажёр по развитию межполушарного взаимодействия и графомоторных навыков. – М.: Школьная пресса, 2017. 2) Морозова Л. Нарисуй-ка. Клеточка за клеточкой. – М.: Быстров, 2006. 3) Праведникова И. Нейропсихологические прописи. Точка, точка, два крючочка. Учимся красиво писать. – М.: Айрис-Пресс, 2016. 4) Сазонова А.В., Боричева Г.А. Узоры для развития тонкой моторики дошкольников. – СПб.: Детство-Пресс, 2006 г. 5) Топоркова И., Кутявина Н., Гаврина С. Рисуем по точкам. Тетрадь для самостоятельных занятий детей 5-7 лет. – М.: Академия Развития, ВКТ, 2007 г. 6) Новиковская О.А. 100 игр для развития мелкой моторики. – М.: АСТ, 2017. 7) Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2006. 8) Зегебард Г.М., Ильичёва О.С. Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков, - М.: Генезис, 2013. - изучить и применить нетрадиционные методы рисования и ручного труда из книг и журналов: 1) Нетрадиционные художественные техники. Научно-методический журнал № 6, 2008. 2) «Необыкновенное рисование», учебное издание из серии «Искусство – детям», М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2. 3) Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006. 4) Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, 2004; 5) Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: «Академия развития», 2008. | |
3. | Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса | Разработать учебно-методический комплект, включающий: - сенсорные игры и игровые упражнения «Художники-волшебники», «Радуга», «Подбери краски», «Веселые картинки», «Волшебные линии», «Пирожки», «Собери букет» и др.; - графические задания: «Поможем художнику», «Придумай сам», «Составь из частей», «Составь портрет»; - упражнения на дорисовывание и штриховку: «Угадай, что получится?», «Что это может быть?», «Дорисуй смайлик»; - развивающие игры: «Игра в цвета», «На что похоже», «Хитрые картинки», «Нарисуй иначе», «А если бы …», «Чего на свете не бывает» и др.; - конспекты НОД «Волшебные пальчики», «Незнайка-художник», «Веселая палитра», «Пирожки для мамы», «Подарок для Деда Мороза» и др.; - развлечения, праздники «В гостях у художника», «Палка, палка, огуречик …»; - рекомендации и консультации для родителей и педагогов «Как развивать мелкую моторику у ребенка», «Учимся конструировать вместе», «Что такое графомоторные навыки?», «Развивающие игры с бумагой», «Игровые упражнения, развивающие мелкую моторику» и др.; - буклеты, папки-передвижки для родителей: «Как самостоятельно сделать новогодние игрушки?», «Как сделать поздравительную открытку?», «Способы нетрадиционных техник рисования», «Как развить мелкую моторику у ребенка?», «Пальчиковые игры для детей», «Готовим руку ребенка к письму». | |
4. | Проектирование деятельности | - разработка проектов на основе продуктивных видов деятельности: «Волшебные поделки», «Юные художники», «Что нам стоит дом построить!»; - разработка перспективного и тематического планов по теме самообразования. | |
5. | Мониторинг деятельности | - проведение диагностических наблюдений, контрольных срезов, тестов; - обработка полученных данных; - отслеживание промежуточных результатов; - соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами | |
7.2. Модуль «Психолого-педагогическое обеспечение»
№/№ | Направления деятельности по теме | Содержание деятельности | Сроки |
1. | Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды в разновозрастной группе | - проведение ситуаций позитивного общения в различные режимные моменты; - оказание недирективной помощи в процессе совместной и самостоятельной деятельности воспитанников; - поддерживание доброжелательных отношений воспитанников друг к другу; - поддерживание взаимодействия воспитанников друг с другом в разных видах деятельности; - ориентировка на интересы и возможности каждого ребенка; - поддерживание инициативы и самостоятельности воспитанников; - применение в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей | В течение года |
2. | Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования | проведение совместно с родителями и для родителей: - образовательных мероприятий «Рисуем вместе», «Веселые карандаши», «Глиняные человечки»; - развлечений и досугов «Семь цветов радуги», «Праздник рисования» и др.; - мастер-классов «Методы формирования графических навыков у детей», «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности»; - собраний в клубе «Родительская школа». | |
3. | Взаимодействие с социальными партнерами по теме самообразования | подготовка и проведение совместных проектов, тематических мероприятий и праздников: - с библиотекой: «В картинной галерее», «Каждый художник желает знать»; - со школой искусств: «Путешествие в мир красок», «Художественная гостиная»; - с Домом культуры: «Мир удивительных картин», «Учимся конструировать», «Поделки из оригами». | |
7.3. Модуль «Условия реализации темы по самообразованию»
№/№ | Направления деятельности по теме | Содержание деятельности | Сроки |
1. | Создание развивающей предметно-пространственной среды | - оформление в группе развивающих зон сенсорной направленности: «Юные художники», «Экспериментальная мастерская», «Скоро в школу»; - оснащение пространства группы оборудованием, пособиями и атрибутами к различным играм; - создание объектов и предметов, обеспечивающих разнообразную деятельность детей по методической теме: подбор специальных книг, альбомов, журналов, энциклопедий; подбор раздаточного и демонстрационного материала по теме; - пополнение видеотеки по развитию мелкой моторики у дошкольников. | |
7.4. Модуль «Обобщение результатов»
№/№ | Направления деятельности по теме | Содержание деятельности | Сроки |
1. | Описание и обобщение деятельности по теме самообразования | представление опыта в форме: - проектов «Волшебные поделки», «Юные художники», «Что нам стоит дом построить!»; - презентаций «Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников посредством различных видов деятельности», «Нетрадиционные техники рисования для детей»; - выступлений «Природный материал как средство для развития мелкой моторики», «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе по формированию графомоторных навыков у воспитанников»; - проведения непосредственно образовательной деятельности (НОД); - публикаций «Развитие художественного творчества воспитанников в условиях ДОУ», «Активные методы взаимодействия с дошкольниками в процессе развития ручной умелости». | |
8. Литература:
Нормативно-правовые документы:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).
Научная и методическая литература:
Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами определения ведущей руки и развитием навыков письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей. - М.: Аркти, 2001.
Безруких М.М. Тренируем пальчики. - М.: ООО «Дрофа», 2000.
Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: «Астрель», 2001.
Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
Гаврина С.Е. Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: «Академия Холдинг», 2002.
Давыдова О.А. Графомоторика. Тренажёр по развитию межполушарного взаимодействия и графомоторных навыков. – М.: Школьная пресса, 2017.
Зегебард Г.М., Ильичёва О.С. Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков, - М.: Генезис, 2013.
Лопатина Л.В., Логинова Е.А., Липакова В.И. Готовимся к овладению письмом. Дидактическое пособие для развития зрительно-пространственных функций и графомоторных навыков у детей. Тетрадь 1. – М.: Корона-Век, 2011.
Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие. Программа «Умелые ручки». – М.: Цветной мир, 2012.
Морозова Л. Нарисуй-ка. Клеточка за клеточкой. – М.: Быстров, 2006.
Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: «Академия развития», 2008.
«Необыкновенное рисование», учебное издание из серии «Искусство – детям», М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.
Нетрадиционные художественные техники. Научно-методический журнал № 6, 2008.
Новиковская О.А. 100 игр для развития мелкой моторики. – М.: АСТ, 2017.
Петрова И.В., Лиханова Т.И., Присяжнюк С.А. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие: Сфера, 2012.
Праведникова И. Нейропсихологические прописи. Точка, точка, два крючочка. Учимся красиво писать. – М.: Айрис-Пресс, 2016.
Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Сазонова А.В., Боричева Г.А. Узоры для развития тонкой моторики дошкольников. – СПб.: Детство-Пресс, 2006.
Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковая гимнастика. Упражнения на развитие мелкой моторики. 2-е издание. – М.: КОРОНА-принт, 2007.
Топоркова И., Кутявина Н., Гаврина С. Рисуем по точкам. Тетрадь для самостоятельных занятий детей 5-7 лет. – М.: Академия Развития, ВКТ, 2007.
Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика.- М.: Астрель, 2007.
Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, 2004.