СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование графомоторных навыков у леворуких детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматривается вопрос об особенностях логопедической работы по формированию графомоторных навыков у леворуких дошкольников. Разработаны методические рекомендации.

Просмотр содержимого документа
«Формирование графомоторных навыков у леворуких детей.»

Формирование графомоторных навыков у леворуких детей


Баранова Галина Анатольевна

кандидат педагогических наук, доцент,

ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной

переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула


Маркова Анна Васильевна,

учитель-логопед МКДОУ

«Детский сад № 9 компенсирующего вида»

г. Ефремова Тульской области



Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос об особенностях логопедической работы по формированию графомоторных навыков у леворуких дошкольников. Разработаны методические рекомендации.

Ключевые слова: левшество, леворукий ребёнок, графомоторные навыки, подготовка руки к письму, развитие мелкой моторики, зрительно-пространственные представления, зрительно-моторная координация.



В недавние времена педагоги старательно приучали маленьких левшей писать и рисовать правой рукой. Не только потому, что так поступают большинство людей, но ещё и потому, что мир устроен для правшей: свет в классе падает так, как нужно правшам; дверные ручки, замки, музыкальные инструменты, швейные машины, большинство кухонных приборов, компьютерная техника удобны правшам; турникеты в метро, банкоматы и т.д.

Так, надо ли переучивать левшу? У генетически леворукого ребёнка (в роду которого есть леворукие родственники) ведущее полушарие – правое (отвечает за речь, чтение, логику). Он потому и левша, что у него так устроен мозг. У компенсаторного левши, получившего травму левого полушария мозга, отвечающее за работу правой руки, во время родов или тяжёлой беременности ведущую функцию берёт на себя правое полушарие и ведущей становится левая рука. Перекладывая такому ребёнку карандаш из левой руки в правую, мы хотим заставить работать повреждённую часть мозга. Его организм сам нашёл выход, приспособился, здоровое полушарие взяло на себя работу повреждённого. Решение о переучивании вынужденных и подражательных левшей принимает психоневролог.

Левши отличаются от других людей не только главенством левой руки, но и целым рядом других особенностей развития и жизни: эмоциональностью, креативностью, уязвимостью; образной памятью, обострённой интуицией и тягой к парадоксам, поэтому они часто выдают нестандартные идеи и решения. Внутренняя речь леворукого ребёнка богаче и ярче внешней, они демонстрируют высокий уровень понятийного мышления; со всеми интеллектуальными заданиями они справляются намного лучше своих сверстников, но медленнее.

Помимо внешних трудностей у левшей есть и собственные проблемы. Они хуже справляются со зрительно-пространственными заданиями. Для многих характерны недостаточность или нарушения наглядно-образного мышления, зрительной памяти, пространственного восприятия. Им особенно трудны мысленное манипулирование и запоминание последовательностей, переключение. Они хуже воспринимают (не путать с «видят») то, что расположено слева от них. Наряду с зеркальным письмом у них достаточно часто наблюдается зеркальное рисование. Особенно характерно «выворачивание» при рисовании: верх и низ, вертикальное и горизонтальное, правое и левое меняются местами, причём ребёнок не чувствует неправильности. Это проявление неусвоенности основных принципов организации пространства.

Анализ работ показывает большое количество ошибок у леворуких детей, связанных с развитием тонко координированных движений руки. У них часто наблюдается тремор, движения нечёткие, медленные, неловкие. Нередко ребёнку для выполнения задания необходимо несколько попыток, во время работы он напряжён, нервничает, движения скованны.

Исследования зрительно-моторной координации леворуких дошкольников показали трудности копирования, которые проявляются в нарушении пропорций, размеров, направления движений. При копировании фигур линии «дрожащие», с разрывами, дополнительными штрихами, отмечаются неточности соединения углов. Время выполнения заданий по копированию значительно превосходит время аналогичной работы правшей.

Леворукость является фактором риска при обучении письменной речи не сама по себе, а в связи с определёнными нарушениями и отклонениями в развитии ребёнка. Далеко не все леворукие дети будут иметь трудности при овладении учебной деятельностью, особенно если в дошкольном возрасте уделялось внимание психическому развитию такого ребёнка. В основе нарушений письма и чтения лежит комплекс факторов, а специфическая функциональная организация мозга у левшей может быть лишь одним из них.

Трудности в письме связаны, прежде всего, не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в работе с детьми старшего дошкольного возраста очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребёнка к письму.

Знание особенностей познавательной деятельности дошкольников-левшей позволяет организовать коррекционно-педагогическую работу по предупреждению возможных трудностей при обучении их чтению и письму. Успешность обучения детей зависит от своевременного развития межполушарного взаимодействия и подбора методик, учитывающих индивидуальный профиль функциональной асимметрии полушарий. Для пропедевтики нарушений письменной речи у леворуких детей в первую очередь необходимо использовать задания, направленные на развитие зрительно-пространственных представлений и зрительно-моторных координаций.

При организации занятий с леворукими дошкольниками важно учитывать правостороннее расположение демонстрационного материала для расширения зрительной зоны, дополнительные пометки для лучшей ориентировки.

Для повышения эффективности обучения левшей необходимо как можно чаще обращаться к возможностям правого полушария, чтобы полнее использовать присущие ему особенности: большую скорость и эмоциональность восприятия, обобщённость, целостность, образность, вовлечение непроизвольной памяти. С этой целью на занятиях с такими детьми полезно использовать различные модели, макеты, схемы. С учётом специфики организации мозговой деятельности, речь педагогов на занятиях должна быть образной, богатой эмоционально и интонационно, сопровождаться мимикой, жестами, постоянно подкрепляться зрительной наглядностью.

Работа по формированию графомоторных навыков у леворуких детей осуществляется по тем же направлениям и теми же средствами, что и для праворуких детей, но она имеет и некоторое своеобразие.

При работе леворукого ребёнка за столом свет должен падать с правой стороны, что возможно обеспечить только в домашних условиях. В групповом помещении детского сада целесообразно посадить левшу таким образом, чтобы доска находилась от него справа, что снизит вероятность ошибок зрительного восприятия, которые обусловлены левосторонним игнорированием пространства. Посадка при письме стандартная, но выдвинуто немного вперёд не правое, а левое плечо.

Можно рекомендовать расположение тетради или листа бумаги таким образом, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди. Более целесообразно, если при правостороннем наклоне леворукий ребёнок будет писать прямо, не загораживая себе линию строки и соблюдая правильную посадку при письме. Положение тетради он должен выбрать сам.

Средства формирования графомоторных навыков: массаж пальчиков; пальчиковая гимнастика; игровые тренажёры (работа с мозаикой, шнуровкой, шнурком); пальчиковые тренажёры (графические или сенсорные дорожки, которые необходимо «прошагать»); графическая работа с рисунком (штриховки, обводки, раскрашивание); работа с пластилином и тестом; работа с разнофактурными наполнителями (песок, горох, фасоль, манка, пшено и другие крупы); работа с бумагой (оригами, аппликация).

Направления работы по формированию графомоторных навыков у леворуких детей:

1 – формирование ориентировки в схеме собственного тела;

2 – формирование ориентировки в окружающем пространстве;

3 – подготовка руки к письму;

4 – развитие мелкой моторики обеих рук;

5 – развитие способности планировать движение руки.

Если, несмотря на проводимую работу, леворукий ребёнок затрудняется в определении правой и левой руки, то для отработки дифференциации правых и левых частей тела можно рекомендовать использовать разнообразные внешние опоры и маркеры (часы, браслет, цветная ленточка, тесьма), если, несмотря на проводимую работу, ребёнок долго затрудняется в определении правой и левой руки.

Маркированная рука служит ориентиром, от которого нужно начинать ряд в различных видах деятельности. Здесь может быть использована мозаика, выкладывание из её элементов различных узоров, при соблюдении правила – начинать выкладывать с левого верхнего угла по направлению к правому верхнему углу, затем, как бы перейдя на нижнюю строку, продолжить узор от левого края к правому, по такой же схеме как осуществляется чтение и письмо.

Формирование ориентировки в окружающем пространстве включает задания на:

- определение пространственного положения предметов по отношению к ребёнку:

«Покажи, какой предмет находится справа от тебя» или «Положи книгу слева от себя»;

- определение пространственных соотношений между двумя-тремя предметами или изображениями.

При подготовке руки к письму рекомендуется проводить гимнастику для левой руки:

1. Выпрямить кисть, плотно сжать пальцы и медленно прижимать их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони.

2. Выпрямить кисть и поочерёдно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний – к указательному.

3. Руку плотно положить на стол и постепенно сгибать то средний, то указательный, то большой пальцы, остальные пальцы при этом должны постепенно подниматься верх.

4. Пальцы разомкнуть как можно шире и медленно соединять их, опуская руку вниз.

5. Сжать пальцы в кулак и вращать рукой в разных направлениях.

Кроме того, все упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук луворукий ребёнок должен начинать выполнять ведущей рукой, т.е. левой.

Для развития мелкой моторики обеих рук рекомендуется использовать:

- застёгивание и расстёгивание пуговиц;

- перекладывание мелких игрушек тремя пальцами, которые держат ручку при письме;

- всасывание и высасывание воды из стакана пипеткой;

- плетение из ниток закладок, ковриков;

- завязывание и развязывание узелков, бантиков.

Для развития способности планировать движение руки можно предложить варианты упражнений:

- «раскрутить» спираль вправо и влево;

- нарисовать волны;

- соединить точки по траектории;

- выполнение графических диктантов орнаментов и различных фигур.

При выполнения всех предложенных упражнений особое внимание следует уделить вербальному описанию движений, а также выделению количества элементов, характеру, пространственному расположению, направлению движения.

Полезны упражнения для обводки, рисования обеими руками одновременно с маркировкой начала выполнения задания и указанием направления движения руки, особенно для детей, которые задерживаются с выбором ведущей руки. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, более чёткие, ровные, меньше выражен тремор, углы не сглажены, точки соединения не расходятся. В подобных случаях следует поощрять стремление ребёнка пользоваться этой рукой при письме и рисовании. В работе по формированию графомоторных навыков у леворуких детей можно использовать тетради Крупенчук О.И. «Графические диктанты для мальчиков» и «Графические диктанты для девочек» (СПб., 2009), в которых предлагаются съёмные листы в середине книги. На них поставлены исходные точки и номера заданий, которые пошагово изложены для читающего их взрослого. Рядом с каждым заданием небольшой рисунок ответ.

Существенную помощь в работе с леворукими детьми может оказать педагогам и родителям холистическая, целостная система оптимизации нейропсихологического статуса левшей, предложенная нейропсихологом, профессором МГППУ А.В.Сиротнюк. Для улучшения ритма выполнения упражнений этого комплекса можно использовать соответствующее стихотворное сопровождение. Ритмическая составляющая стихотворного сопровождения – основа ощущения времени в нашей психике. Подобные упражнения необходимы не только левшам, они нужны детям с речевыми проблемами и полезны всем детям.

Учёт латерализации сенсомоторных функций и функционального взаимодействия полушарий головного мозга позволяют оптимизировать процесс подготовки леворуких детей к школьному обучению. Комплексный подход к организации педагогической работы поможет адаптироваться леворукому ребёнку в коллективе, почувствовать свою успешность, а в дальнейшем – справиться с трудностями школьного обучения.


Список литературы:

1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтобы учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: «Академия развития», 1997.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!