СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию грамматического строя речи в старшей группе

Тема:"Путешествие в сказку"

Возраст:старшая группа (5-6 лет )

 

Просмотр содержимого документа
«Формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста»

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию грамматического строя речи в старшей группе

Тема: «Путешествие в сказку»

Возраст: старшая группа (5-6 лет)

Цель: формирование грамматического строя речи.

Задачи:

  1. Образовательные:

  • Развивать навык детей согласовывать существительные с числительными;

  • Учить детей составлять по образцу сложные предложения;

  • Упражнять детей в образовании однокоренных слов;

  • Учить правильной постановке ударения в словах.

  1. Развивающие:

  • Развивать память, внимание, логическое мышление, речь.

  • Расширять кругозор детей.

  1. Воспитательные:

  • Развивать навык действовать по правилам, воспитывать чувство сострадания и стремление к взаимовыручке, воспитывать культуру поведения, навык работы слаженно.

Ход работы

Таблица 1 – Конспект организованной образовательной деятельности

Этап/ задача

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1. Вводный

Задача: концентрация внимания детей, настрой на образовательную деятельность




Развивать внимательность


Развивать логическое мышление

- Ребята, сегодня утром, пока вы завтракали, наш повар принёс мне этот билет (Рисунок 1). Но я так и не смогла понять, куда нас приглашают. Вы поможете мне?

- Слушайте внимательно, чтобы понять, кто же передал его нам.

(текст билета: здравствуйте ребята! Я приглашаю вас в замок знаний. А для того, чтобы туда попасть, вам нужно «От бабушки уйти, от зайца уйти, от волка уйти, от медведя уйти и от лисы уйти», как это сделал я. Вам предстоит длинная дорога, но вы обязательно справитесь! Я буду ждать вас в замке знаний! По пути будьте внимательны и очень активны. Ваш друг, Колобок».

- Ребята, кто передал нам это приглашение?

- А куда нам необходимо отправиться?

- Вы готовы к приключениям?

- Здорово! Тогда, нам нужно помнить, что мы должны быть внимательными, дружными и помогать друг другу.

- Мы с вами отправляемся в путь!

Концентрация внимания детей



Слушают текст на обратной стороне билета










- Колобок

- В замок знаний

- Да!




2. Основной

Задача: реализация основных задач занятия




















Развивать навык детей в согласовании существительных с числительными


Развивать речь







Воспитывать культуру поведения




Проведение мини-разминки









Воспитывать стремление к взаимовыручке



Учить детей составлять сложные предложения по образцу












Воспитание культуры поведения















Развивать речь детей






Расширять кругозор детей









Учить правильной постановке ударения в словах.













Развитие внимания детей







Развитие культуры поведения








Развитие культуры поведения












Воспитывать чувство сострадания











Упражнять детей в образовании однокоренных слов







































Развитие культуры поведения




Проведение мини-разминки


















Развивать навык действовать по правилам


Закреплять навыки и знания детей

Учить правильной постановке ударения в словах


Развивать память





Развивать навык детей в согласовании существительных с числительными








Развивать навык составления сложных предложений по образцу






Развивать навык работать слаженно



Развивать навык образования однокоренных слов



















Развитие культуры поведения















Развитие культуры поведения
















Развивать навык детей в согласовании существительных с числительными


- Ребята, кто помнит, с каким героем сказки мы встретимся в первую очередь?

- Правильно, с бабушкой. Ой, вот же она.

- Ребята, давайте попросим бабушку показать нам дорогу и не забудем о правилах приличия.

(Рисунок 2)

- Бабушка, здравствуйте. Мы идём в замок знаний, подскажите пожалуйста, куда нам идти?

(Бабушка) – Здравствуйте ребята, я вам помогу, но сначала вам нужно помочь мне. Мой колобок убежал, и теперь мне нужно сделать нового, вы поможете мне?

- Ребята, давайте поможет бабушке?

(Бабушка) – вот спасибо, ребята. Сейчас мы будем доставать ингредиенты, из которых сделаем нового колобка. Вы будете помогать мне считать их, а то у бабушки плохо со счётом.

(Бабушка) – я буду доставать ингредиенты, а вам нужно их считать и называть. Например, 1 яйцо, 2 яйца. Вам всё понятно?

(бабушка достаёт изображения ингредиентов, фиксирует на доске, помогает с названиями величин измерения) (комплект рисунков 1).

3 яйца

5 ложек муки

1 стакан воды

2 горсти соли

4 кубика сахара

(Бабушка) – вот молодцы, помогли бабушке! Хороший получится колобок!

- Раз уж вы помогли мне, я скажу вам, куда идти. Идите по лесенке вниз, а потом прямо и прямо. Там вы увидите указатель, уж разберётесь!

- Ребята, вы очень помогли бабушке, а она помогла нам. Давайте поблагодарим бабушку и отправимся дальше.

(Бабушка) – до свидания, ребятки, будьте дружными и осторожными.

- Нам нужно спуститься по лесенке, давайте это сделаем. Повторяйте за мной.

(показывает движения, похожие на спуск по лестнице).

- Молодцы, идём дальше.


- Ребята, а вот и указатель! Ой! Они же пустые, а дорожки расходятся. Что же нам делать? (рисунок 3)

(Рисунок 4)

(Заяц) – я помогу вам, если вы поможете мне.

- Ребята, это же заяц, помните, колобок говорил нам о нём? Здравствуй зайчик!

(Заяц) – Здравствуйте, ребята!

Мне нужна ваша помощь. Моя мама сказала мне прогуляться по лесу и рассказать, что здесь происходит. Но сделать это нужно необычным способом. Нам нужно соединить два предложения с помощью маленького слова-мостика «и».

Например, «ветер шумит в лесу. Трава движется», а получится так «Ветер шумит в лесу, и трава движется». Вы поняли?

(Заяц) – поможете мне?

- Деревья качаются. Шишки падают на землю.

- Люди ищут подснежники. Подснежники прячутся от них

- Заяц искал морковку. Белка ему помогала.

- Наступила весна. Птицы вернулись домой.

- Журчит ручеёк. Тает белый снег.

(Заяц) – ребята, вы мне очень помогли. Мама меня похвалит. Спасибо вам за помощь.

(заяц ставит указатели на место).

(Заяц) – вам нужно идти направо и прямо, там вы увидите маленький ручек и пойдёте по его течению.

- Ребята, давайте поблагодарим зайчика за помощь и пойдём дальше.

(Заяц) – до свидания, ребята! До новых встреч.

- Вперёд, ребята, в путь! (идут направо, дети самостоятельно определяют направление)


- Ребята, а вот и ручеёк. Ой, а кто же это?

(Волк) – здравствуйте, ребята! А я вас слышал и ждал. (Рисунок 5)

- Зачем же ты нас ждал, волк?

(Волк) – чтобы вас съесть.

- Ребята, волк хочет съесть нас, давайте попробуем с ним договориться.

(Волк) – знаете, если вы мне поможете, я отпущу вас.

- Давайте поможем волку?

(Волк) – что ж, у меня есть для вас задание. Вы знаете, что я санитар или доктор леса. Меня называют так, потому что я помогаю жить и расти здоровым животным, а старых и больных животных я забираю с собой, чтобы помочь им. Но я не знаю, как правильно произносить слова и поэтому они звучат некрасиво и меня не любят слушать.

Помогите мне узнать, как правильно ставить ударение в словах. Например, раньше я говорил «кУкушка», а стал говорить «кукУшка», вам нужно помочь мне с другими словами. Вам понятно задание?

- ягОды;

- грИбы;

- мИкстура;

- Еловые шишки;

- ручЕйковая вОда;

- волчья ягОда.

(Волк) – как здорово, что вы помогли мне! Я теперь знаю, как правильно нужно говорить эти слова. Благодаря вам я стану самым лучшим санитаром леса.

(Волк) – Спасибо вам, ребята, я не буду есть вас. Скажите, чем я могу вам помочь?

- Волк, скажи нам, пожалуйста, как нам пройти к замку знаний?

(Волк) – замОк знаний?

- Ребята, правильно ли сказал волк?

- Давайте ещё раз поможем ему. Как нужно поставить ударение в слова замок?

(Волк) – ааа, теперь я понял. Замок, спасибо вам ещё раз. Вам нужно пойти вдоль ручья и у большой берёзы повернуть налево. Там по тропинке прямо пойдёте.

- Ребята, давайте поблагодарим волка за помощь.

(Волк) – пожалуйста, ребята. Будьте осторожны! До новых встреч!

- Вперёд, ребята!


- А вот и большая берёза (рисунок 6)

- Ребята! А кто сидит под деревом? (рисунок 7)

— Это же медведь! Ой, ребята, медведь горько плачет. Давайте узнаем, что у него случилось?

- Здравствуй, мишка, почему ты плачешь?

(Медведь) – на березе сидит ворона, она забрала мою любимую шишку и сказала, что отдаст её только тогда, когда я расскажу ей стишок, но я не могу этого сделать, ведь в нём не хватает слов.

(комплект рисунков 2).

- Ребята, давайте поможем мишке вернуть его шишку?

- Мишка, как нам выполнить это задание?

(Медведь) – нужно подобрать родственное слово к слову «дом» так, чтобы оно рифмовалось с, другими словами, из стихотворения.

Например, «и с крылечком, и с окном, на пригорке стоит…. Дом.». Вам понятно, что нужно делать?

Жил да был веселый гном.

Он в лесу построил … (дом).


Рядом жил поменьше гномик.

Под кустом он сделал ... (домик).


Самый маленький гномишко

Под грибом сложил ... (домишко).


Старый, мудрый гном-гномище

Выстроил большой ... (домище).


Был он стар и был он сед

И большой был ... (домосед).


А за печкой, за трубой

Жил у гнома ... (домовой).


Очень строгий, деловитый,

Аккуратный ... (домовитый).


Мох, калину, зверобой –

Все из леса нес ... (домой).


Есть любил он суп вчерашний,

Пил он только квас ... (домашний).


Каждый день соседи-гномы

Навещали деда ... (дома).


Всех встречал радушно гном.

Все любили этот ... (дом).


(Медведь) – ну что, ворона, мы выполнили твоё задание, отдавай мою шишку!

(Ворона) – кар, выполнил, забирай свою любимую шишку! (возвращает шишку медведю) (Рисунок 8).

(Медведь) – ребята, спасибо вам, что помогли вернуть мне мою шишку! Как я могу вам помочь?

- Мишка, мы идём в замок знаний к Колобку. Подскажи нам дорогу туда?

(Медведь) – конечно, я помогу вам. Идите прямо, по тропинке. Вы увидите лисью нору, будьте осторожны, лиса очень хитрая. Когда пройдёте лисью нору, вы увидите разноцветную дорожку, она приведёт вас к замку знаний.

- Ребята, давайте поблагодарим мишку за помощь.

(Медведь) – до свидания, ребята, до новых встреч!

- Вперёд, ребята!

- Смотрите, у нас на пути препятствия. Давайте их перепрыгнем! (осторожно перепрыгивают через разложенные по пути игрушки)


- Отлично! А вот и лисья нора. Давайте тихо пройдём мимо неё на носочках. (тихо крадутся мимо норы на носочках) (рисунок 9)

(Лиса) – а не меня вы хотите обойти? (рисунок 10)

- Ребята, это же лиса! Она очень хитрая и может нас запутать.

(Лиса) – я вас не обижу, но и просто так не пропущу. Вам нужно выполнить мои задания, и только тогда вы доберётесь до замка знаний.

- Ребята, нам нужно выполнить задания лисы, но мы справимся, потому что будем работать вместе.

(Лиса) – вставайте в круг. Я буду кидать вам мой клубочек, а тот, у кого он будет в руках – ответит на мой вопрос и кинет клубочек мне. И так для каждого.

- Давайте встанем в круг и будем внимательно слушать задания лисы.

(Лиса кидает клубок ребёнку)

- Как правильно поставить ударение в слове «кУкушка»?

- Как правильно поставить ударение в слове «лЕсной»?

- Как правильно поставить ударение в слове «дерЕво»?

- А как поставить ударение в слове «хОлмистый»?

- Ну, что ж, с первым заданием вы справились. А теперь вам нужно посчитать ягоды. Дам клубочек одному из вас в руки, а вы будете считать: 1 ягода, после чего передадите клубок своему соседу по правую руку, он говорит 2 ягоды и так далее, пока я не остановлю вас. (на 8-10 ягоде останавливает игру).

(Лиса) – И с этим заданием вы справились! Ну, дальше будет сложнее.

Я снова буду кидать вам клубок и называть два предложение, а вы будете строить между ними маленький мостик «и». После ответа возвращаете мне клубок.

- Солнце вышло из-за тучи. Поляна стала светлой.

- Волк бежал по лесу. На снегу оставались следы.

- Сосульки начали таять. Весело закапала вода.

- Весна пришла. Медведь вышел из спячки.

(Лиса) – как много вы всего знаете! Ну, что ж, вы очень хорошо справились, но следующее задание будет очень-очень сложным. Я буду читать вам стихотворение, а вы будете подбирать родственные слова к слову «снег», отвечать будете вместе, хором.


Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю ... (Снег.)


С неба все скользят пушинки —

Серебристые ... (Снежинки.)


На поселки, на лужок

тихо падает ... (Снежок.)


Вот веселье для ребят —

Все сильнее ... (Снегопад.)


Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в ... (Снежки.)


Словно в белый пуховик нарядился ... (Снеговик.)


Рядом снежная фигурка —

эта девочка — ... (Снегурка.)


(Лиса) – ну вот, вы выполнили все мои задания, я даже не думала, что вы справитесь.

- А я знала, что ребята справятся. Ну, лиса, мы выполнили твои задания – сдержи и ты своё обещание.

(Лиса) – для таких умных ребят не жалко показать дорогу к замку знаний. Идите прямо и вы увидите разноцветную дорожку. Она приведёт вас к замку.

- Ребята, давайте поблагодарим лису за помощь и за такие интересные задания.

(Лиса) – и вам спасибо, удачного пути и много знаний вам.


(Идут вперёд и видят разноцветную дорожку, а за ней замок знаний) (рисунок 11, 12)

- Ребята, мы почт и на месте. Смотрите, кто встречает нас у ворот. Это же Колобок (рисунок 13).

(Колобок) – ребята, как я рад вас видеть! Скажите, вы принесли мой билет, который я просил передать для вас?

- Конечно, колобок, вот он (отдаёт колобку билет).

(Колобок) – да, это тот самый билет! Ребята, вы проделали большой путь, и я рад, что могу поделиться с вами волшебными яблочками, которые дают знания. Волшебная яблоня растёт в саду.

(Колобок проводит всех в волшебный сад к волшебной яблоне) (Рисунок 14)

(Колобок) – сейчас я предлагаю вам собрать волшебные яблоки, а потом мы почитаем, у кого сколько яблочек получилось собрать

(Дети собирают изображения яблочек по группе) (Рисунок 15).

(Колобок) – ребята, давайте посчитаем и назовём, сколько яблочек каждый из вас собрал.

(Колобок) – отлично, ребята. Пусть эти яблочки дадут вам много-много знаний.

- Молодцы ребята, вы хорошо постарались, но нам пора возвращаться в группу. Давайте поблагодарим Колобка и попрощаемся с ним.

- Колобок, спасибо тебе за приглашение и за это незабываемое путешествие.

(Колобок) – спасибо, что вы решились на такое опасное приключение! Я был рад познакомится с каждым из вас. Теперь я знаю, что в мире существует так много маленьких умных героев.

До свидания, до новых встреч, друзья!

- С бабушкой



Слушают воспитателя




-Здравствуйте, бабушка.







- Давайте!



Слушают инструкцию








- Одно яйцо, два яйца, три яйца

- Одна ложка муки, две ложки муки, три ложки муки, четыре ложки муки, пять ложек муки

- Один стакан воды…








- Спасибо, бабушка.

- До свидания!



Выполняют упражнение вместе с воспитателем





Концентрируют внимание, сталкиваются с проблемой.





- Здравствуй зайчик!


Концентрация внимания.









- Деревья качаются, и шишки падают на землю.

- Люди ищут подснежники и подснежники прячутся

- Заяц искал морковку и белка ему помогала…

- Пожалуйста, зайчик!






- Спасибо, зайчик!

- До свидания!








Концентрация внимания




- Не ешь нас, волк, давай мы что-нибудь сделаем для тебя


- Давайте!



Получение новых знаний










- Да!

- Ягоды;

- грибЫ;

- микстУра;

- елОвые шишки;

- ручейкОвая вОда;

- волчья Ягода





- Пожалуйста, волк!





- Нет!

- зАмок знаний!






- Спасибо, волк! До свидания!






- Медведь.



- Здравствуй, мишка, что у тебя случилось?



Концентрация внимания






- Давайте!



Концентрация внимания





- Да!



- Дом



- Домик



- Домишко



- Домище



- Домосед



- Домовой



- Домовитый



- Домой



- Домашний



-Дома



- Дом









- Покажи, пожалуйста, дорогу к замку знаний.








- Спасибо, мишка! До свидания!







Выполняют упражнения вместе с воспитателем









Концентрация внимания







Встают в круг







- кукУшка


- леснОй


- дЕрево


-холмИстый




- Одна ягода

- Две ягоды

- Три ягоды

- Четыре ягоды…




Концентрация внимания





- Солнце вышло из-за тучи, и поляна стала светлой

- Волк бежал по лесу, и на снегу оставались следы…










- Снег



- Снежинки



- Снежок



- Снегопад



- Снежинки



- Снеговик



- Снегурка











- Спасибо, лиса! До свидания!











- Здравствуй, колобок! Принесли!










Собирают изображения яблок, считают их



- Я собрал два яблочка

- Я собрал три яблочка

- Я собрал четыре яблочка….





- Спасибо Колобок! До свидания!


3 Заключительный

Задача: подведение итогов, оценка деятельности детей.


Развивать внимание, память.

- Ребята, вот мы и оказались в группе. Скажите пожалуйста, что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

- А с каким зверем вам понравилось играть больше всего?

- А с кем понравилось играть меньше всего? Почему?




- Вы большие молодцы! Вы внимательно слушали меня и всех героев, с которыми мы сегодня встретились. Вы хорошо отвечали на их вопросы и правильно выполняли задания.

(Обращает внимание на достижение каждого ребёнка, хвалит за успешные действия).


Перечисляют то, что понравилось

Перечисляют героев


Перечисляют героев и причины, по которым им не понравилось играть с ними



Слушают воспитателя



ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Рисунок 1 – Билет





Рисунок 2 – Бабушка


Соль, 2 гости

Мука, 5 ложек

Сахар, 4 кубика

Яйцо, 3 штуки


Вода, 1 стакан

Комплект рисунков 1 – Ингредиенты на выпечку колобка

Рисунок 3 – Пустой указатель



Рисунок 4 – Зайчик



Рисунок 5 – Волк

Рисунок 6 – Большая берёза

Рисунок 7 – Грустный мишка без шишки




Комплект рисунков 2 – Ворона с шишкой



Рисунок 8 – Весёлый мишка с шишкой





Рисунок 9 – Лисья нора



Рисунок 10 – Хитрая лиса

Рисунок 11 – Разноцветная дорога

Рисунок 12 – Замок знаний

Рисунок 13 – Колобок

Рисунок 14 – Волшебное дерево знаний

Рисунок 15 – Волшебные яблоки




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!