СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством игровых технологий.pptx

Нажмите, чтобы узнать подробности

Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях. во-первых, он обозначает грамматический строй языка, во-вторых, – науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении.

Просмотр содержимого документа
«Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством игровых технологий.pptx»

Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством игровых технологий Учитель-логопед: Милокумова А. А. МДОАУ «д/с №99»

Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством игровых технологий

Учитель-логопед:

Милокумова А. А.

МДОАУ «д/с №99»

Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях. во-первых, он обозначает грамматический строй языка, во-вторых, – науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении. Грамматический строй языка  – система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса.

Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях.

  • во-первых, он обозначает грамматический строй языка,
  • во-вторых, – науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении.

Грамматический строй языка  – система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса.

Грамматический  строй речи Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, а также грамматические значения в пределах слова Словообразование изучает образование слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивированно . Синтаксис изучает словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов.

Грамматический строй речи

Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, а также грамматические значения в пределах слова

Словообразование изучает образование слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивированно .

Синтаксис изучает словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов.

Формирование грамматического строя речи одна из самых актуальных проблем современной логопедии. Изучение особенностей усвоения грамматического строя речи у детей с системными речевыми расстройствами представляется нам очень важным, поскольку несформированность лексико-грамматической системы языка является центральным дефектом в структуре общего недоразвития речи

Формирование грамматического строя речи одна из самых актуальных проблем современной логопедии.

Изучение особенностей усвоения грамматического строя речи у детей с системными речевыми расстройствами представляется нам очень важным, поскольку несформированность лексико-грамматической системы языка является центральным дефектом в структуре общего недоразвития речи

Цель:  формирование грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством игровых технологий.

Цель:

формирование грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством игровых технологий.

Задачи : 1.Отобрать и проанализировать специальную и методическую литературу. 2.Изучить приемы формирования грамматических средств языка у детей с общим недоразвитием речи. 3. Создать необходимые условия для формирования грамматического строя речи. 4. Выявить особенности формирования грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР. 5. Разработать комплекс дидактических игр и упражнений по формированию грамматического строя речи с учетом выявленных особенностей воспитанников. 6. Применять в своей работе новые информационно-коммуникативные технологии.

Задачи :

1.Отобрать и проанализировать специальную и методическую литературу.

2.Изучить приемы формирования грамматических средств языка у детей с общим недоразвитием речи.

3. Создать необходимые условия для формирования грамматического строя речи.

4. Выявить особенности формирования грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР.

5. Разработать комплекс дидактических игр и упражнений по формированию грамматического строя речи с учетом выявленных особенностей воспитанников.

6. Применять в своей работе новые информационно-коммуникативные технологии.

Этапы работы: Изучение педагогической и логопедической литературы. Проведение диагностики с целью выявления особенностей и уровня развития грамматического строя речи у дошкольников с ОНР. Разработать комплекс дидактических игр и упражнений по развитию грамматического строя речи у дошкольников с ОНР с использованием игровых технологий. Проведение контрольного этапа диагностики с целью выявления динамики уровня развития грамматического строя у дошкольников с ОНР.

Этапы работы:

  • Изучение педагогической и логопедической литературы.
  • Проведение диагностики с целью выявления особенностей и уровня развития грамматического строя речи у дошкольников с ОНР.
  • Разработать комплекс дидактических игр и упражнений по развитию грамматического строя речи у дошкольников с ОНР с использованием игровых технологий.
  • Проведение контрольного этапа диагностики с целью выявления динамики уровня развития грамматического строя у дошкольников с ОНР.
Жукова Н.С., Спирова Л.Ф., Шаховской С.Н. выделяют следующие неправильные сочетания слов в предложении при ОНР: неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных неправильное согласование глагола с существительными и местоимениями неправильное употребление предложно-падежных конструкций неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени

Жукова Н.С., Спирова Л.Ф., Шаховской С.Н. выделяют следующие неправильные сочетания слов в предложении при ОНР:

  • неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных
  • неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных
  • неправильное согласование глагола с существительными и местоимениями
  • неправильное употребление предложно-падежных конструкций
  • неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени

При организации обучения следует учитывать следующие моменты:

  • Разные стороны грамматического строя языка (синтаксис, морфология, словообразование) ребенок усваивает по разному. Поэтому на каждой возрастной ступени на передний план выступает какая-то одна его сторона.
  • Грамматическую работу с детьми не следует рассматривать как решение задачи предупреждения и исправлен6ия грамматических ошибок, «затверживания» отдельных трудных грамматических форм. Речь должна идти о создании условий для полноценного освоения грамматического строя языка на основе развития и поощрения самопроизвольной поисковой активности ребенка в сфере грамматики.
  • В процессе занятий дошкольников следует обучать тем навыкам, которые обычно трудно усваиваются в условиях повседневного общения. Однако не все трудные грамматические формы и категории подлежат усвоению на занятиях.
  • В каждой возрастной группе работа строится так, чтобы каждому ребенку была предоставлена возможность решать посильные речевые задачи.
  • Руководство грамматическим развитием должно осуществляться прежде всего через организацию специальной, совместной со взрослым деятельности, через общение ребенка с педагогом и сверстниками .
  Игра – это единственная форма деятельности ребенка, которая во всех случаях отвечает его организации.

Игра – это единственная форма деятельности ребенка, которая во всех случаях отвечает его организации.

Грамматический строй речи у детей будет успешно формироваться при использовании, если: Игры будут подобраны в соответствии с системой грамматического строя языка; Игры будут соответствовать интересам старших дошкольников; Руководство  играми грамматического содержания должно отвечать закономерностям усвоения детьми грамматического строя языка.

Грамматический строй речи у детей будет успешно формироваться при использовании, если:

  • Игры будут подобраны в соответствии с системой грамматического строя языка;
  • Игры будут соответствовать интересам старших дошкольников;
  • Руководство играми грамматического содержания должно отвечать закономерностям усвоения детьми грамматического строя языка.
Дидактические игры и упражнения были использованы по следующим направлениям: упражнения на словоизменение (число, род, падеж); упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных); составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.

Дидактические игры и упражнения были использованы по следующим направлениям:

  • упражнения на словоизменение (число, род, падеж);
  • упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных);
  • составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.
Использование цифровых образовательных ресурсов в работе с дошкольниками позволяет: - создавать положительный эмоциональный фон при работе со сложными для детей лексико-грамматическими категориями. - стимулировать высокую умственную и речевую нагрузку, что позволяет добиться значительного обучающего эффекта. - сочетать различные речевые обороты и грамматические формы с мультипликацией, обогащая словарь детей.

Использование цифровых образовательных ресурсов в работе с дошкольниками позволяет:

- создавать положительный эмоциональный фон при работе со сложными для детей лексико-грамматическими категориями.

- стимулировать высокую умственную и речевую нагрузку, что позволяет добиться значительного обучающего эффекта.

- сочетать различные речевые обороты и грамматические формы с мультипликацией, обогащая словарь детей.

Домино «Продолжи ряд» Цель: упражнять детей в образовании множественного числа существительных и правильном употреблении слов в родительном падеже; развивать внимание.

Домино «Продолжи ряд»

Цель: упражнять детей в образовании множественного числа существительных и правильном употреблении слов в родительном падеже; развивать внимание.

Игра «Мебель» Цель: согласование числительных два и пять с существительными.

Игра «Мебель»

Цель: согласование числительных два и пять с существительными.

Игра «Что в магазине?»  Цель: упражнять детей дифференцировать образование существительного единственного и множественного числа.

Игра «Что в магазине?»

Цель: упражнять детей дифференцировать образование существительного единственного и множественного числа.

Игра «Он, Она, Оно, Они» Цель: учить детей различать мужской, женский и средний род единственного и множественного числа существительных.

Игра «Он, Она, Оно, Они»

Цель: учить детей различать мужской, женский и средний род единственного и множественного числа существительных.

Игра «Чьи хвосты?» Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные, развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных.

Игра «Чьи хвосты?»

Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные, развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных.

Игра «Что забыл нарисовать художник?» Цель: образование и правильное использование формы родительного падежа существительных единственного и множественного числа; расширение и обогащение словарного запаса по лексической теме «Человек»; развитие зрительного восприятия и памяти.

Игра «Что забыл нарисовать художник?»

Цель: образование и правильное использование формы родительного падежа существительных единственного и множественного числа; расширение и обогащение словарного запаса по лексической теме «Человек»; развитие зрительного восприятия и памяти.

Игра «Веселая черепашка» Цель: правильное употребление падежных окончаний имен существительных.

Игра «Веселая черепашка»

Цель: правильное употребление падежных окончаний имен существительных.

Игра «Кого везут в зоопарк» Цель: научить детей образовывать притяжательные прилагательные; составлять сложные предложения с союзом «потому что».

Игра «Кого везут в зоопарк»

Цель: научить детей образовывать притяжательные прилагательные; составлять сложные предложения с союзом «потому что».

Игра «Кто у кого?» Цель: учить детей образовывать существительные с помощью суффикса -ОНОК.

Игра «Кто у кого?»

Цель: учить детей образовывать существительные с помощью суффикса -ОНОК.

Игра «Наша улица» Цель: образование глаголов с приставками, понимание и употребление предложных конструкций, обогащение словаря по теме «Транспорт».

Игра «Наша улица»

Цель: образование глаголов с приставками, понимание и употребление предложных конструкций, обогащение словаря по теме «Транспорт».

игра «Назови ласково» с использованием ИКТ. Цель: упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных суффиксов .

игра «Назови ласково»

с использованием ИКТ.

Цель: упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных суффиксов .

.  игра «Составь сложное слово»   Цель: усвоение семантического значения и понимание морфемного состава  сложных слов , развивают речемыслительные процессы.

.

игра «Составь сложное слово»

  Цель: усвоение семантического значения и понимание морфемного состава  сложных слов , развивают речемыслительные процессы.

 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя