Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством игровых технологий
Учитель-логопед:
Милокумова А. А.
МДОАУ «д/с №99»
Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях.
- во-первых, он обозначает грамматический строй языка,
- во-вторых, – науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении.
Грамматический строй языка – система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса.
Грамматический строй речи
Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, а также грамматические значения в пределах слова
Словообразование изучает образование слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивированно .
Синтаксис изучает словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов.
Формирование грамматического строя речи одна из самых актуальных проблем современной логопедии.
Изучение особенностей усвоения грамматического строя речи у детей с системными речевыми расстройствами представляется нам очень важным, поскольку несформированность лексико-грамматической системы языка является центральным дефектом в структуре общего недоразвития речи
Цель:
формирование грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством игровых технологий.
Задачи :
1.Отобрать и проанализировать специальную и методическую литературу.
2.Изучить приемы формирования грамматических средств языка у детей с общим недоразвитием речи.
3. Создать необходимые условия для формирования грамматического строя речи.
4. Выявить особенности формирования грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР.
5. Разработать комплекс дидактических игр и упражнений по формированию грамматического строя речи с учетом выявленных особенностей воспитанников.
6. Применять в своей работе новые информационно-коммуникативные технологии.
Этапы работы:
- Изучение педагогической и логопедической литературы.
- Проведение диагностики с целью выявления особенностей и уровня развития грамматического строя речи у дошкольников с ОНР.
- Разработать комплекс дидактических игр и упражнений по развитию грамматического строя речи у дошкольников с ОНР с использованием игровых технологий.
- Проведение контрольного этапа диагностики с целью выявления динамики уровня развития грамматического строя у дошкольников с ОНР.
Жукова Н.С., Спирова Л.Ф., Шаховской С.Н. выделяют следующие неправильные сочетания слов в предложении при ОНР:
- неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных
- неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных
- неправильное согласование глагола с существительными и местоимениями
- неправильное употребление предложно-падежных конструкций
- неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени
При организации обучения следует учитывать следующие моменты:
- Разные стороны грамматического строя языка (синтаксис, морфология, словообразование) ребенок усваивает по разному. Поэтому на каждой возрастной ступени на передний план выступает какая-то одна его сторона.
- Грамматическую работу с детьми не следует рассматривать как решение задачи предупреждения и исправлен6ия грамматических ошибок, «затверживания» отдельных трудных грамматических форм. Речь должна идти о создании условий для полноценного освоения грамматического строя языка на основе развития и поощрения самопроизвольной поисковой активности ребенка в сфере грамматики.
- В процессе занятий дошкольников следует обучать тем навыкам, которые обычно трудно усваиваются в условиях повседневного общения. Однако не все трудные грамматические формы и категории подлежат усвоению на занятиях.
- В каждой возрастной группе работа строится так, чтобы каждому ребенку была предоставлена возможность решать посильные речевые задачи.
- Руководство грамматическим развитием должно осуществляться прежде всего через организацию специальной, совместной со взрослым деятельности, через общение ребенка с педагогом и сверстниками .
Игра – это единственная форма деятельности ребенка, которая во всех случаях отвечает его организации.
Грамматический строй речи у детей будет успешно формироваться при использовании, если:
- Игры будут подобраны в соответствии с системой грамматического строя языка;
- Игры будут соответствовать интересам старших дошкольников;
- Руководство играми грамматического содержания должно отвечать закономерностям усвоения детьми грамматического строя языка.
Дидактические игры и упражнения были использованы по следующим направлениям:
- упражнения на словоизменение (число, род, падеж);
- упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных);
- составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.
Использование цифровых образовательных ресурсов в работе с дошкольниками позволяет:
- создавать положительный эмоциональный фон при работе со сложными для детей лексико-грамматическими категориями.
- стимулировать высокую умственную и речевую нагрузку, что позволяет добиться значительного обучающего эффекта.
- сочетать различные речевые обороты и грамматические формы с мультипликацией, обогащая словарь детей.
Домино «Продолжи ряд»
Цель: упражнять детей в образовании множественного числа существительных и правильном употреблении слов в родительном падеже; развивать внимание.
Игра «Мебель»
Цель: согласование числительных два и пять с существительными.
Игра «Что в магазине?»
Цель: упражнять детей дифференцировать образование существительного единственного и множественного числа.
Игра «Он, Она, Оно, Они»
Цель: учить детей различать мужской, женский и средний род единственного и множественного числа существительных.
Игра «Чьи хвосты?»
Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные, развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных.
Игра «Что забыл нарисовать художник?»
Цель: образование и правильное использование формы родительного падежа существительных единственного и множественного числа; расширение и обогащение словарного запаса по лексической теме «Человек»; развитие зрительного восприятия и памяти.
Игра «Веселая черепашка»
Цель: правильное употребление падежных окончаний имен существительных.
Игра «Кого везут в зоопарк»
Цель: научить детей образовывать притяжательные прилагательные; составлять сложные предложения с союзом «потому что».
Игра «Кто у кого?»
Цель: учить детей образовывать существительные с помощью суффикса -ОНОК.
Игра «Наша улица»
Цель: образование глаголов с приставками, понимание и употребление предложных конструкций, обогащение словаря по теме «Транспорт».
игра «Назови ласково»
с использованием ИКТ.
Цель: упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных суффиксов .
.
игра «Составь сложное слово»
Цель: усвоение семантического значения и понимание морфемного состава сложных слов , развивают речемыслительные процессы.
Спасибо за внимание!