СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование и совершенствование вычислительных навыков при формировании ключевых компетентностей математического образования в 5-7 классах в рамках реализации введения ФГОС ООО

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации для развития познавательных и творческих способностей при формировании вычмслительных навыков в рамках ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Формирование и совершенствование вычислительных навыков при формировании ключевых компетентностей математического образования в 5-7 классах в рамках реализации введения ФГОС ООО»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №3 имени Героя Советского Союза

Т.Б. Кечил-оола города Кызыла Республики Тыва









Формирование и совершенствование вычислительных навыков
при формировании ключевых компетентностей математического образования в 5-7 классах в рамках реализации введения ФГОС ООО


























Автор: Муравьева Л.А., учитель математики





г. Кызыл



Формирование и совершенствование вычислительных навыков
при формировании ключевых компетентностей математического образования в 5-7 классах в рамках реализации введения ФГОС ООО.
Развитие познавательного интереса и
логического мышления на уроках математики

( из опыта работы над инновационным проектом)


Одна из основных задач общеобразовательных школ – выделение и внедрение форм работы, позволяющих обеспечить достижение образовательных результатов, заявленных во ФГОС основной школы.

По мнению разработчиков ФГОС, ребенок сегодня должен научиться жить в условиях мультикультурного вариативного мира. И так как с каждым днем возрастает неопределенность будущего, он должен уметь эффективно действовать и принимать обоснованные решения.

В связи с этим школьная жизнь существенно изменяется: возникают новые формы организации обучения, формируется как обязательное условие новая открытая информационная образовательная среда, далеко выходящая за пределы школы. Сегодня важно не только передать знания школьнику, а научить его самого овладевать новыми знаниями, новыми видами деятельности.

Цели образования XXI века:

  • научиться познавать;

  • научиться делать;

  • научиться жить вместе;

  • научиться жить.

  • Актуальность разработки программы математического образования диктуется также современными реалиями образовательного процесса, когда вычислительная техника заменила мыслительную деятельность учащихся.

  • Проблема, которая вытекает из отмеченных противоречий, коренится в отсутствии потребности формирования вычислительных навыков.

  • Следовательно, проблему формирования ценностей математического образования можно решить только путем целенаправленной и кропотливой работы, продуманной системы учебно-воспитательных воздействий в течение нескольких лет, чему должна способствовать предлагаемая программа.

  • Объект — математическое образование.

  • Предмет — процесс формирования вычислительной техники и познавательного интереса у учащихся средней школы.

  • Главная цель — формирование системы математического образования учащихся, в процессе от математики как учебного предмета к математике как к науке.




Основные направления образования и развития образовательной школы предусматривают более широкое применение активных форм и методов обучения, их совершенствования и ставят задачу обеспечить прочное овладение основами наук.

Важнейшим компонентом общего образования является обучение матема­тике с самого его начала, что определяется современным развитием научно-технического прогресса, совершенствование техники, электронно-вычислительной аппаратуры. Однако как бы ни была совершенна вычислительная техника, она никогда не заменит способности человека в овладении и совершенствовании вычислительных навыков. Интересным в этом плане является тот факт, что по данным журнала "Наука и жизнь" индийская женщина Шакунталла считала на три секунды быстрее, чем электронная вычислительная машина. Лучший инженер в мире - природа, не создала ничего более совершенного, чем человеческий мозг, все возможности которого до сих пор еще полностью не изучены. Недаром в старой притче на вопрос, что быстрее всего на свете, мудрец ответил: "Человеческая мысль".

Л. Пшеничная в связи с эти предлагает три совета:

- Математика - это сила ума и без математики никуда.

- Математику нужно изучать, но на кнопки не нажимать.

-Кто желает от склероза избавиться, тот начнет устным счетом заниматься.

Таким образом, основу всей математики составляет арифметика, а значит техника счета, техника вычислений, которая сопровождает учащихся до окончания школы. Это вычисление логарифмов и значений различных функций, нахождение величин в геометрических задачах, другие виды вычислений. Даже задания части В единого государственного экзамена в основе своей имеют получение в ответе именно числа. Допустив вычислительную ошибку, задание считается выполненным не верно.

Учебный материал по математике, начиная с первого класса, в настоящее время очень разнообразен: это и введение буквенных обозначений и выражений, и изучение геометрического материала. Осовременивание курса математики понятно: подготовить как можно раньше к изучению систематического курса алгебры и геометрии.

Однако актуальность рассматриваемого вопроса обусловлена тем, чтобы в процессе изучения математики через систему различных упражнений, решение вычислительных задач и примеров создать, сформировать прочные вычислительные навыки.

Преподавание арифметики с самого его начала имеет целью научить учащихся с начальной школы сознательно, быстро, уверенно и наиболее рационально производить вычислительные действия с однозначными и много­значными числами, применять при решении текстовых задач, задач с геометрическим содержанием, задач с выполнением расчетов практического характера.

Арифметика, как раздел математики - логическая наука, на ней можно учить логически мыслить, а арифметические задачи дают успех в этом направлении. Арифметика имеет прикладное значение, потому что дает правила вычисления. Арифметика – это тот раздел математики, который формирует компетентности реальной математики. Недаром этот раздел стал одним из основных на итоговой аттестации в 9-х и 11-х классах и присутствуют в КИМах ОГЭ и ЕГЭ.

Развитие и воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими математики, является одной из актуальных задач, стоящих перед учителем при подготовке к уроку математики.

Основным средством такого воспитания и развития математических и творческих способностей учащихся являются задачи. Умением решать текстовые задачи характеризуется в первую очередь состояние математической подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Не случайно известный методист и математик Д. Пойа пишет: "Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности". Огромную роль при этом играет обучение учащихся решению арифметических задач.

Большое значение в практике решения задач имеет использование на уроках задач, составленных самими учащимися и учителем. В рамках введения ФГОС, задачи являются благоприятным материалом проектной деятельности – составление текста задачи по схеме, краткой записи, какому – либо условию.

При составлении тех или иных задач по их видам дети имеют возможность познакомиться с их структурой, а это является важной предпосылкой правильных рассуждений, необходимых при решении подобных задач.

В задачах, которые составляет учитель или учащиеся, можно отра­зить достаточно ярко многие жизненные явления, характеризующиеся числом. Ведь очень важно, чтобы в школе решались не только готовые задачи, данные в учебнике, но и задачи, составленные самими учащимися на числовом материале, взятом из окружающей действительности или основанные на детской фантазии.

Широкое использование составления и решения своих задач, связанных с практикой или жизненными потребностями, поможет учащимся понять, что математика изучается не просто как учебный предмет, а потребность человеческой жизни.

Составление и решение задач с практическим содержанием способству­ет подготовке учащихся к творческой практической деятельности, основанной на тесной связи теории с практикой.

Составление задач произвольного содержания дают возможность ребятам проявить свою увлеченность, детскую фантазию, способствует развитию у учащихся устной и письменной речи. А это значит, что ученик почувствует необходимость изучения русского языка.

Система моей работы в этом направлении отражена в приложении - раскладушке "Решение задач - развитие логического мышления учащихся", в разработках уроков математики, два из которых для обмена опытом даны в редакцию журнала "Башкы", творческих работах учащихся.

Однако, главное в обучении решения задач не количество решеных задач, а знакомство и использование различных методов решения одной и той же задачи.

Устный счет является одной из наиболее эффективных форм формирования и совершенствования вычислительных навыков.

Устные вычисления оказывают положительное влияние на математическую подготовку учащихся. Тем более что самый лучший способ развития памяти у ребенка - это устный счет. Другой вопрос - как организовать уст­ный счет, чтобы вызвать интерес к нему каждого ученика и привлечь каждого ученика к участию в устном счете? Как осуществлять контроль над техникой вычисления каждого ребенка? Для решения этого вопроса каждым учеником моего класса были сделаны сигнальные карточки, наборное полотно для осуществления обратной связи "ученик - учитель".

Задания для устной работы можно дать в различном виде:

- с помощью элктротабло (родители учащихся сделали в классе действующее электротабло),

- в виде ряда примеров, записанных на доске;

- тестовые задания;

- устные математические диктанты, с дополнительной целью – отработать математические понятия. Например:

1. Увеличьте число 53 на 28;

2. Найти разность чисел 104 и 26;

3. На сколько число 112 больше 75?

4. Сумма двух чисел равна 91, одно из слагаемых 33. Чему равно другое слагаемое?

5. Отцу 46 лет, он на 27 лет старше сына. Сколько лет сыну? и т.д.

- задания для устного счета в виде таблиц, схем, блок - схем, программ и т.д.;

- устный счет на основе игровых моментов; и т.д. Существуют и другие приемы организации устного счета, но эффективность каждого определяется содержанием урока в целом, задачами, кото­рые поставлены на урок. Однако эти формы и приемы можно комбинировать. Моя многолетняя работа в этом направлении отражена в приложении - раскладушке "Устный счет на уроках математики " и разработках уроков по математике.

Устный счет следует использовать и для развития познавательного интереса учащихся, расширения кругозора, знаний об окружающем мире. Для решения этой задачи при составлении тематического плана по математике планировались специальные задания. Такие задания отличаются разнообразием форм подачи условия: схемы, таблицы, удивительные и магические квадраты, блок-схемы и программы, различные геометрические фигуры, а также использованием познавательной информации с математическими вопросами. В задания включены вопросы, направленные на развитие логического лишения, математической ре­чи и познавательного интереса. Развитию функционального мышления способствует используемые в упражнениях соответствия между числами и буквами. Данный материал представлен в приложении - папке с блок - схемами, таблицами и т.д.

Подбор заданий такого вида для устного счета, их игровая и нестандартная форма помогут развитию способностей рассуждать, логически мыслить, воображать, вырабатывать отношение к математике как к красивой точной науке и решать важный вопрос - формирование вычислительных навыков, совершенствование техники вычисления.

Основным механизмом включения учащихся в практическую деятельность выступает организация и проведение творческих конкурсов-проектов по направлениям самосовершенствования учащихся, в рамках программы математического образования и модели организации урочной и внеурочной деятельности учащихся (поэтапно на протяжении всей школьной жизни).

Переходя из класса в класс, учащиеся знакомятся с все более сложными информационными технологиями, приобретая все большие навыки. Все это способствует решению задач, обозначенных в ФГОС ООО.

На всех параллелях учащиеся приобретают определенные метапредметные умения и навыки, совершенствуя их в старших классах, проявляя в нестандартной ситуации, например, на ОГЭ и ЕГЭ, творческих конкурсах и олимпиадах.

Таким образом, в результате урочной и внеурочной деятельности, учащиеся получают навыки практической математики в различных областях. Метапредметные результаты выразятся в умениях и навыках:

  • самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знаково-символических средств, логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, построения рассуждений, создания новой информации, преобразования известной информации, представление ее в новой форме;

  • сотрудничества, требующих совместной работы в парах или группах и разделением ответственности за конечный результат;

  • развернутой коммуникации, требующей создания письменного текста с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объемом, форматом и т.д.;

  • использование информационно-коммуникационных технологий.

Все полученные учащимися умения и навыки проявляются в конкретных конкурсных продуктах, получают оценку через участие в конкурсах, научно-практических конференциях, олимпиадах, результаты итоговой аттестации ОГЭ и ЕГЭ.

В результате работы над проектом были выполнены творческие проекты – работы учащихся по изготовлению наглядных схем текстовых задач, выступление учащихся на научно-практических конференциях с темами «Считаем быстро, качественно и с удовольствием», «Математика в жизни и в быту», «ЕГЭ на 100 баллов», «Софизмы. Иллюзии. Ошибки», «Эволюция вычислительной техники».













СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


1. М.В. Возлинская, ЗАДАЧНИК "Нестандартная математика", Москва 1993 г.

2. В.К.Совайленко, "Система обучения математике", Москва 1991 г.

3. В.Г. Житомирский, Л.Н. Шеврин, "Путешествие по стране геометрии", 1991 г.

4. А. Зак, сборник книг из серии "Путешествие в сообразилию", 1993 г.

5. С.М. Никольский, "Арифметика", 1990 г

6. Математика под ред. Ю.М.Колягина , 3 класс (экспериментальный пробный учебник для обучения 6 - леток), Москва 1985 г.

7. Учебник – собеседник, Москва 1993 г.

8. Р.Н. Абаляев, "Сборник задач по арифметике с практическим содержанием", Учпедгиз 1960 г.

9. А.Д. Семушкина, "Вопросы повышения качества знаний по математике", Москва 1965 г.

10. П.В. Стратилов, "Повышение вычислительной культуры учащихся", Москва 1965 г.

11. Р.Н. Абаляев, "Составление и решение арифметических задач с практическим содержанием в начальных классах", Москва 1960 г.

12. Г.Дж. Айзенк, Американский бестселлер 1 " Коэффициент интеллекта", Киев 1994 г.







7



Скачать

© 2018, 375 5

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!