СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование ИКТ-компетентности на уроках английского языка в рамках ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тенденции развития общества обуславливают необходимость новых подходов в образовании и реализации стандартов. Особое внимание уделяется тому, что современным школьникам предстоит жить в новых условиях: цифровой экономики и информационного общества. В тексте стандарта подчеркивается, что его отличительной особенностью является переход к стратегии социального проектирования и конструирования, к развитию творческих способностей обучающихся, и подготовке к жизни в современных условиях, в условиях цифровой экономики. Вследствие этого изменилось отношение к ИКТ-компетенции.

Просмотр содержимого документа
«Формирование ИКТ-компетентности на уроках английского языка в рамках ФГОС»

Тенденции развития общества обуславливают необходимость новых подходов в образовании и реализации стандартов. Особое внимание уделяется тому, что современным школьникам предстоит жить в новых условиях: цифровой экономики и информационного общества.

В тексте стандарта подчеркивается, что его отличительной особенностью является переход к стратегии социального проектирования и конструирования, к развитию творческих способностей обучающихся, и подготовке к жизни в современных условиях, в условиях цифровой экономики. Вследствие этого изменилось отношение к ИКТ-компетенции. Умения в области ИКТ отнесены к метапредметным образовательным результатам и универсальным учебным действиям. На всех ступенях обучения от дошкольного образования до старшей школы содержание обучения должно быть нацелено на развитие ИКТ-грамотности.

Чтобы определиться с понятием «ИКТ-компетенция» мы сначала должны рассмотреть понятие «ИКТ» и понятие «компетенция».

Информационно-коммуникативные технологии – это совокупность методов и средств, позволяющих человеку продуктивно и разносторонне работать с информацией (получать, обрабатывать и отправлять информацию с помощью технических средств; взаимодействовать с другими людьми, нуждающимися в знаниях или обладающих ими).

Компетенция – это владение знаниями, умениями и навыками по какому-либо вопросу из какой-либо области знаний.

Таким образом суммируя эти два понятия, мы может определить ИКТ-компетенцию как владение знаниями, умениями и навыками (формами, методами и средствами) взаимодействия с людьми и работы с техническими средствами с целью получения, систематизации и применения информации.

С точки зрения процесса обучения понятие «ИКТ-компетенция» нужно рассматривать с двух сторон:

1. ИКТ-компетенция ученика - владение современными информационно-коммуникативными технологиями и средствами с целью получения необходимой информации.

2. ИКТ-компетенция учителя - владение формами, методами и приемами организации образовательного процесса с использованием современных информационно-коммуникативных технологий.

Модель ИКТ-компетенции включает в себя следующие составляющие:

- способность пользоваться инструментами ИКТ для определения необходимой информации;

- умение находить и собирать необходимую информацию (умение обеспечить к ней доступ);

- умение применять полученную информацию (управление);

- умение интерпретировать информацию, обобщать, сравнивать и противопоставлять данные (интегрирование);

- умение выносить суждение о качестве, полезности и важности информации (оценивание);

- способность генерировать, адаптировать и разрабатывать информацию (создание);

- способность передавать информацию в доступном для других виде (сообщение, передача информации в электронном виде соответствующей аудитории в т.ч.).

Выполнение вышеперечисленных задач позволит обучающимся уверенно владеть всеми составляющими навыками ИКТ-компетенции для решения возникающих проблем и вопросов сферах учебной и иной жизнедеятельности. При формировании у обучающихся навыков, умений и знаний, включенных в модель ИКТ-компетенции, образовательное учреждение выполняет подготовку учеников к успешной жизни в современном информационном обществе, обеспечивая также интеграцию начальной и основной ступеней образования в условиях внедрения ФГОС.

К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ – технологии относятся: электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора, электронные энциклопедии и справочники, тренажеры и программы тестирования, образовательные ресурсы Интернета, DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями, видео и аудиотехника, научно-исследовательские работы и проекты.

Средства ИКТ позволяют рассмотреть возможности использования информационных технологий в образовательной деятельности:

1) для поиска литературы, в Internet применением браузеров типа Mozilla Firefox, Яндекс, Opera, Edge, Спутник, и др., различных поисковых систем (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Google.ru., Aport.ru, Нигма.рф) и работы с ней (реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование и т.д.);

2) для работы с текстами, используя пакет основных прикладных программ Microsoft Office: Microsoft Word позволяет создавать и редактировать тексты с графическим оформлением; Microsoft Power Point позволяет создавать слайды-презентации для более красочной демонстрации материала; Microsoft Excel выполнять вычисления, анализировать и визуализировать данные и работать со списками в таблицах и на веб-страницах; Microsoft Office Publisher позволяет создавать и изменять буклеты, брошюры и т.д.

3) для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков, созданных на базе искусственного интеллекта (PROMTXT, DeepL Translator, SYSTRAN (SYStem TRANslation), Яндекс Переводчик, Bing Microsoft Translator) и электронных словарей (AbbyLingvo7.0);

4) для хранения и накопления информации (CD-, DVD-диски, Flash-диски);

5) для общения (Internet, электронная почта, ZOOM, VKмессенджер , и т.д.);

6) для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели Microsoft Media Player, WinAmp, WinDVD, AIMP, MediaMonkey, KMPlayer; программы для просмотра изображений PhotoShop, Corel Draw, InfanView, XnView, FastStone) и др.

Перечисленные средства ИКТ создают благоприятные возможности на уроках английского языка для организации самостоятельной работы обучающихся. Они могут использовать компьютерные технологии, как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний.

Возможность применения ИКТ средств в обучении иностранному языку необычайно широка. Включение обучающихся в образовательную деятельность осуществляется на основе системно-деятельностного подхода, который позволяет организовать процессы мотивации обучающихся, строить и корректировать способы действий в условиях фронтальной, групповой и индивидуальной работы, организовывать рефлексию, самоконтроль, осуществлять самооценку и коммуникативное взаимодействие.

Выделяют четыре типа уроков в зависимости от их целей: уроки «открытия» нового знания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности (обобщение, закрепление, систематизация изученного материала); уроки развивающего контроля.

Урок «открытия» новых знаний

В практике преподавания возможно использование созданных специально для конкретных уроков мультимедийных конспектов-презентаций, содержащих краткий текст, основные языковые формулы, схемы, рисунки, анимации, демонстрацию последовательности действий на компьютере для выполнения практической части работы, часто с одновременным дублированием действий учащимися на своих рабочих местах. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляются определения, схемы, которые обучающиеся списывают в тетрадь (при наличии технических возможностей краткий конспект содержания презентации распечатывается для каждого учащегося), что позволяет использовать на этапе повторения развивающие виды заданий.

Видеоролики, песни и сайты, описывающие реалии англоязычных стран, помогают в знакомстве с иноязычной культурой, помогают в выполнении упражнений по теме «Страны изучаемого языка». Эти ИКТ средства помогают создать на уроке ситуацию игры и, в то же время, способствуют более быстрому овладению фонетическими, лексическими, грамматическими навыками на уроке. Применение ИКТ – технологии дает большой эффект и вызывает интерес к теме во время изучения страноведческого материала.

Урок закрепления знаний

В настоящее время разработаны огромные количества компьютерных программ, которые направлены на поддержку изучения английского языка. Не подменяя собой учебник или другие учебные пособия, электронные издания обладают собственными дидактическими функциями. Основную роль играет различный материал, использование которого варьируется учителем. Программное обеспечение включает в себя обучающие и контролирующие программы, электронные учебники.

В практике работы возможно и использование мультимедийных учебников, которые наглядно представляют материал, обеспечивают быструю обратную связь (мгновенный контроль за усвоением материала). Интерактивный режим позволяет учащимся самим контролировать скорость прохождения учебного материала; разветвлённая структура гиперссылок позволяет получить пояснение, дополнительную информацию). Преподаватель задаёт приемлемую, по его мнению, форму и последовательность представления материала.

Урок систематизации и обобщения знаний.

На данных уроках возможно обращение к различным источникам информации, которые интересны ученикам и способствуют получению жизненного опыта. Самостоятельный поиск необходимой информации на англоязычных и тематических сайтах помогает формировать компенсаторную, социокультурную компетенции, развивает умение организовать самостоятельную работу. Разнообразные виды деятельности формируют метапредметные навыки через заполнение электронных анкет; работой с расписанием поездов, картой прогноза погоды, с географическими картами; работа с англоязычными сайтами, использование флэш-игр, флэш-мультфильмов, работа с веб-квестами.

Урок развивающего контроля

Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Разработанные тесты представляют собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов, при электронной версии по желанию учителя смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенный интервал времени.

Обучение фонетике

С помощью ИКТ часто используется прием визуализации произношения. Мультимедийные возможности позволяют прослушивать речь на изучаемом языке, адаптируя ее в соответствии со своим уровнем восприятия, а регулирование скорости звучания позволяет разбивать фразы на отдельные слова, параллельно сопоставляя произношение и написание слов. Использование микрофона и автоматического контроля произношения позволяет скорректировать фонетические навыки. Компьютер предлагает список слов для перевода и фонетической отработки. Возможна запись произносимого слова или фразы ученика с целью контроля, самоконтроля и корректировки.

Проектная деятельность обучающихся

В практике работы на уроках обобщения и систематизации знаний и способов деятельности возможно выполнение проектных и творческих работ: компьютерные презентации, веб-квесты или тематические веб-странички. Затем эти работы представляются и защищаются перед учащимися класса в виде PowerPoint презентации, брошюры, буклеты, коллажи (Publisher) и видеофильмы, коллективно анализируется и рецензируется.

Такой вид работы развивают творческие, исследовательские способности учащихся, повышают их активность, способствуют приобретению навыков, которые весьма полезны в жизни. Информационные технологии создают условия для самовыражения учащихся: плоды их творчества могут оказаться востребованными, полезными для других. Подобная перспектива создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах или индивидуально.

Урок-проект.

На подготовительном этапе используется Интернет для сбора информации, затем обучающиеся выполняют презентации в программе PowerPoint. Для каждого ребенка это возможность выразить и показать себя, свои интересы, приобретенные навыки. Ученики делают презентации о себе по пройденным темам, на слайдах они размещают свои фотографии, картинки, ключевые слова, фразы, которые помогают им сделать сообщение по теме. Такие выступления вызывают большой интерес одноклассников и много вопросов, что является хорошим стимулом для разговора на языке. Персонализация и личностная значимость проектов способствует мотивации и деятельностной самореализации учащихся.

Формирование речевых умений средствами ИКТ

Обучение аудированию

Формирование фонетических навыков аудирования; контроль правильности понимания прослушанного текста; умение понимать аутентичную речь.

На уроках также можно использовать возможности ИКТ для решения комплексных задач, поэтому для тренировки умений и навыков аудирования используются мультимедийные уроки и задания. Источниками таких заданий являются мультимедийные уроки и Интернет.

Обучение аудированию на английском языке предполагает работу над двумя функциональными видами речевой деятельности:

1) аудирование в процессе непосредственного (диалогического) общения и

2) аудирование связных текстов в условиях опосредованного общения.

Очень важен вопрос развития у обучающихся умений дистанционного аудирования, т.е. восприятия и понимания аудиотекстов в условиях опосредованного общения. Использование мультимедийных презентаций на уроках по развитию навыков аудирования имеет ряд преимуществ. Одним из главных преимуществ является возможность представлять ученикам после выполнения заданий правильные ответы в письменном виде. Можно предложить ученикам записать некоторые факты, фразы, предложения, опираясь на наглядность, что многим ученикам облегчает процесс правильного написания. В дальнейшем эти записи используются для дискуссий и монологических высказываний по теме, а также при выполнении домашнего задания.

Важный положительный результат использования презентаций при обучении аудированию - это более быстрый темп урока, заинтересованность обучающихся. Еще большую заинтересованность можно вызвать, предложив некоторым ученикам под своим руководством подготовить презентацию к уроку.

Обучение чтению

Практически все значимые газеты в мире имеют свои web-страницы, где предоставляют возможность не только прочитать, но и прослушать новости, на многих языках, причем можно даже выбрать для себя подходящий уровень владения английским и прослушать новости в режиме LEARNING ENGLISH. Интересной может показаться двойная классификация статей - по темам и по континентам. Обратная связь с издательством осуществляется с помощью ссылки CONTACT US.

В плане овладения межкультурной компетенцией онлайновая газета является незаменимым помощником. Она позволит учащимся окунуться в гущу мировых событий, происходящих практически в текущий момент, увидеть происходящее с различных точек зрения.

ИКТ позволяет совершенствование навыков техники чтения за счет применения таких приемов, как варьирование поля восприятия и темпа предъявления, изменение расположения текста ит.д.; закрепление рецептивных лексических и грамматических навыков чтения; овладение умениями извлечения из текста смысловой информации различных видов (основной, второстепенной, уточняющей и т.д.); обучение различным видам анализа текста; формирование умения самостоятельного преодоления языковых трудностей; оказание справочно-информационной поддержки путем предоставления языковой или экстралингвистической информации (за счет использования автоматических словарей, электронных энциклопедий); контроль правильности и глубины понимания прочитанного текста.

Обучение письму

Общение в виртуальной реальности осуществляется с помощью электронной почты, которая для овладения межкультурной компетенцией используется через установку дружеской переписки. Международный обмен письмами осуществляем в любом классе и на любом уровне владения языком. Помимо целенаправленного использования изучаемого языка, установления дружеских контактов и изучение, таким образом, иноязычной культуру, электронная переписка имеет свои преимущества по сравнению с бумажной: она быстрее, удобнее и дешевле. Фиксировать свои высказывания и высказывания других, выписывать из прочитанного, трансформируя материал, написать письмо, открытку, эссе, заполнить бланк и т.д. Использование компьютера при обучении письму придает этому процессу больший динамизм.

Обучение говорению

Для подготовки к высказыванию на уроке также используются Интернет-ресурсы, которые помогают составить информативное сообщение, полный ответ по заданной теме. Высказывания (монологические, диалогические) с опорой на информацию, взятую из сети, отличаются более полным ответом и повышенным интересом учащихся к теме. Формирование фонетических навыков говорения; организация общения в парах и небольших группах с использованием ролевых игр на базе симулятивно-моделирующих программ. Умение сообщить, объяснить, одобрить, убедить, поздравить, дать описание и т.д. Учащимся предлагаются сайты по определённой тематике, связанной с изучаемой в УМК темой.

При обучении грамматике

Использование ИКТ на уроке грамматики возможно при изучении практически любой темы. При правильном расположении, удачном цветовом оформлении, использовании схем и таблиц, голосовом сопровождении (произношение примеров на иностранном языке) материал будет восприниматься легче и быстрее школьниками, так как будет задействована большая часть рецепторов. Меньшими станут и затраты времени на уроке - исчезнет необходимость записывания материала на доске.

И с помощью ИКТ интереснее можно провести контроль уровня сформированности грамматических навыков на основе тестовых программ и оказание справочно-информационной поддержки (автоматизированные справочники по грамматике, системы обнаружения грамматических ошибок на морфологическом и синтаксическом уровнях).

При обучении лексике:

На основе тестовых и игровых компьютерных программ с использованием визуальной наглядности; расширение пассивного и потенциального словарей обучаемых; оказание справочно-информационной поддержки (автоматические словари, программы подбора синонимов и антонимов); упражнения для овладения лексикой, грамматикой и синтаксисом. Возможны такие виды работы, как:

- упражнения на заполнение пропусков

- упражнения в виде кроссвордов, где при написании слова неправильная буква высвечивается серым, а не чёрным цветом;

- упражнения в виде игры на составление предложений, во время которой обучаемый наводит курсор на необходимое слово, которое после этого перемещается в составляемое предложение и становится за последним перемещённым словом.

- упражнения «Найди ошибку», в котором предлагается исправить то или иное слово в соответствии с данной ситуацией.

При обучении переводу:

Формирование лексических и грамматических навыков перевода; контроль правильности перевода; овладение умением редактирования текстов переводов с использованием текстовых редакторов и систем машинного перевода; оказание справочно-информационной поддержки (применение автоматических словарей, глоссариев, систем подбора антонимов и синонимов).

Изучение новой темы

Использование наряду с традиционной технологией обучения возможностей ИКТ поможет учителю в подборе разнообразного материала, как правило, более интересного.

Итоговый урок

ИКТ позволяет использовать на уроке тесты более рационально и экономит время урока. Учащиеся могут узнать свой результат сразу после тестирования. Применение ИКТ дает возможность избежать субъективности оценки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!