СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование ИКТ-компетентности в системе воспитания младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются вопросы по формированию ИКТ-компетентности младших школьников, формы и методы организации воспитательного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Формирование ИКТ-компетентности в системе воспитания младших школьников.»


ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Н.Ф.Тулина

МБОУ СОШ № 21, г. Н. Новгород


Аннотация. В статье рассматриваются вопросы по формированию ИКТ-компетентности младших школьников, формы и методы организации воспитательного процесса. Авторы дают описание метода проекта, проектно-исследовательской деятельности, организации классного часа.

Ключевые слова: ИКТ-компетентность младших школьников, процесс воспитания, метод проектов, проектно-исследовательская деятельность.


Особую актуальность в современных условиях приобретает образование и воспитание младших школьников. Именно в этот возрастной период от 6–7 до 9–11 лет интенсивно формируются компоненты учебной деятельности: приобретение новых знаний, овладение навыками и приемами учебной работы. Наш современный мир быстро меняется и система воспитания требует новых подходов. Я понимаю, какие высокие требования предъявляются сегодня к результату образования и воспитания. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, с высоким уровнем духовно-нравственного развития, предприимчивые люди, которые в ситуации выбора могут самостоятельно принимать решения, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью и динамизмом. А зернышки этих ценностей как раз закладываются в начальной школе и обеспечивают в будущем полноценное становление личности ребенка. Поэтому процесс информатизации стремительно врывается в жизнь каждого учителя. ИКТ-компетентность определяется как общеучебное умение работать с информацией, представленной в электронном виде. Поэтому, формирование этого умения должно проходить не только на уроках, но и на занятиях внеурочной деятельности. Хочу добавить, что из самого понятия «компетентность» вытекает и основное условие, необходимое для её формирования. Компетентность можно сформировать только на практике. Учитывая уровень психического развития младших школьников, процесс формирования ИКТ-компетентности должен носить систематический, планомерный, целенаправленный характер.

Работая учителем начальных классов, наблюдаю, что уже с первого года обучения у ребёнка проявляется стремление к познанию нового, желание выполнить задание самостоятельно и почувствовать себя взрослым. Поэтому постепенно включаю в свою воспитательную систему проведение тематических классных часов. В дальнейшем это становится традицией. По теме «Мать – хранительница семейного очага» ребята с удовольствием подбирают пословицы и поговорки о маме и делятся ими с одноклассниками. Очень ценно, как можно раньше научить детей работать с книгой, извлекать нужную информацию, обрабатывать её и анализировать. Ежегодно 9 декабря провожу классный час ко Дню Героев Отечества. В 3 классе он был посвящён пионерам-героям. Готовясь к данному мероприятию, обучающиеся не только учатся работать со справочной литературой, СМИ, ищут информацию в сети Интернет, но и получают навыки коммуникативного взаимодействия в процессе дискуссии, получают уроки нравственного воспитания (Рис.1).

Рисунок.1 Классный час «День Героев Отечества»

В период 3-4 класса в воспитательном процессе использую метод проектов. Считаю его одним из эффективных в системе формирования ИКТ-компетентности младших школьников. Специфика его применения «заключается в стимулировании интереса детей к обучению через организацию их самостоятельной деятельности, постановку перед ними целей и проблем, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений» [3; с.16]. Проект как метод развития информационной компетентности имеет практическую ценность. Предполагает получение новых знаний, развивает самостоятельность, является значимым для ближнего окружения (одноклассников, родителей, учителей). Так по инициативе учащихся 3в класса был разработан коллективный проект «Мы помним тебя, солдат!», целью которого было создание Книги Памяти. Собрав информацию о родственниках, принимавших участие в ВОВ, ребята оформили её на страницах Книги. Активное участие в проектной деятельности принимают родители (Рис.2).

Рисунок.2 Проект «Мы помним тебя, солдат!»

Одним из важных этапов в формировании ИКТ-компетентности учащихся начальных классов является участие в научно-исследовательской деятельности. Зачастую дети не умеют превращать информацию в знания. Необходимо учить их правильно её усваивать, структурировать, находить главное. В этом помогает школьное НОУ «Эврика». Я всегда приветствую участие своего класса в разработке индивидуальных исследовательских проектов. На мой взгляд, ценность в самом «погружении» в процесс, так как формирует большое количество универсальных учебных действий:

- проектировочные (осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование её последствий);

- исследовательские (выдвижение предположения, установление причинно-следственных связей);

- информационные (самостоятельный поиск необходимой информации из разных источников, структурирование информации, выделение главного);

- коммуникативные (умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя);

- экспериментальные (организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовления материалов, проведение собственного эксперимента);

- рефлексивные (осмысление собственной деятельности, самооценка);

- презентационные (построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении).

Для исследовательской деятельности необходима проблема, взятая из жизни, знакомая и очень значимая для ребёнка. Главное, пробудить интерес к теме проекта, а она, прежде всего, должна быть доступной – ведь перед нами младшие школьники. После определения цели и задач начинается кропотливая работа. Я рядом – контролирую, помогаю, направляю. Этап презентации в проектно-исследовательской деятельности очень важен. Это то, что ребёнок приобрёл, это то, что отличает его как истинного творца от исполнителя. Работая над проектом, учащиеся получают доступ к информационным ресурсам. Используем следующие компьютерные программы:

-Word (для создания замысла проекта и разработки его структуры, для разработки анкет при изучении уровня информированности одноклассников по данной проблеме);

-Excel (для обработки полученных данных, для создания графиков и диаграмм);

-PowerPoint (для создания учебной презентации по теме исследования);

-Internet Explorer (для поиска информации в сети Интернет).

Интересна и разнообразна тематика проектно-исследовательских работ. Вот некоторые из них:

- «Иван-чай от всех бед выручай»

- «Буква Ё: быть или не быть?»

- «Что такое пыль?»

- «Битва за Москву – переломное сражение ВОВ»

Хочется отметить, что использование ИКТ во внеурочной деятельности – это реальная возможность оптимизировать воспитательный процесс. Вовлекая в него учащихся, мы повышаем их интерес, мотивацию, развиваем творческие способности, критическое мышление. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой часть всей воспитательной системы. Используя разнообразные формы и методы в формировании ИКТ-компетенции в начальной школе, хотелось бы видеть в образе выпускника современной школы личность, умеющую самостоятельно приобретать необходимые знания, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельным, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.

Список литературы

1.Булин-Соколова, Е. И. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников : пособие для учителей общеобразовательной учреждений / Е. И. Булин-Соколова, Т. А. Рудченко. – Москва : Просвещение, 2012 – 128 с. – Текст : непосредственный.

2.Горячев, А. В. О понятии «информационная грамотность» / А. В. Горячева. – Текст : непосредственный // Информатика и образование.‒ 2001.‒ № 3. ‒ С. 8.

3.Громова, Л. А. Проектная деятельность младших школьников в ходе внедрения образовательных стандартов / Л. А. Громова. ‒ Москва : Перспектива, 2013. ‒ 143 с. – Текст : непосредственный.

4.Ефимов, В. Ф. Компетентность как новое качество личности школьника / В. Ф. Ефимов. – Текст : непосредственный // Начальная школа. ‒ 2012. ‒ № 2. ‒ С. 11‒18.

5.Кислая, И. Г. Подходы в формирования информационной компетентности личности / И. Г. Кислая. – Текст : непосредственный // Информационные технологии в образовании. ‒ 2008. ‒ № 2 ‒ С. 6‒17.

6.Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И.Савенков – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!