СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование информационной компетентности у обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) на уроках географии на примере раздела "Изображение земной поверхности" в 5 классе"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательной школы - актуальная тема. Учитывая психо – физические особенности и возможности данной категории школьников, необходимо создать специальные условия для развития их ключевых компетентностей, в том числе и информационных. В соответствии с ними, в общеобразовательных классах, где обучаются дети с ЗПР, на всех занятиях  необходимо использовать   коррекционно - развивающее обучение (КРО), обеспечивающее усвоение учебного материала в соответствии с государственными образовательными стандартами.

 

Просмотр содержимого документа
«Формирование информационной компетентности у обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) на уроках географии на примере раздела "Изображение земной поверхности" в 5 классе"»

Министерство образования и науки Российской Федерации МБОУ – Чурапчинская СОШ им. С.А. Новгородова Формирование коммуникативной компетентности обучающихся с задержкой психического развития на уроках географии на примере раздела «Изображение земной поверхности»  в 5 классе Макарова Л.С. – учитель географии .

Министерство образования и науки Российской Федерации

МБОУ – Чурапчинская СОШ им. С.А. Новгородова

Формирование коммуникативной компетентности обучающихся с задержкой психического развития на уроках географии на примере раздела «Изображение земной поверхности» в 5 классе

Макарова Л.С. – учитель географии

.

Актуальность

  • В последние годы в школах республики Саха, как в целом и в России начала расти доля обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Обучающиеся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) входят в их число.
  • Проблема обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательной школы - актуальная тема , которая обусловлена расширением и усилением нормативно – правовой основы обеспечения прав детей с ОВЗ в нашей стране. Учитывая психо – физические особенности и возможности данной категории школьников, необходимо создать специальные условия для развития их ключевых компетентностей, в том числе и информационных. В соответствии с ними, в общеобразовательных классах, где обучаются дети с ЗПР, на всех занятиях необходимо использовать коррекционно – развивающее обучение , обеспечивающее усвоение учебного материала в соответствии с государственными образовательными стандартами.
  • Практика показывает, что формирование информационной компетентности у обучающихся с ЗПР требует особой подготовки. При этом стоит отметить, что исследованиям обучения детей с ЗПР на уроках географии в общеобразовательных классах уделено недостаточное внимание. Таким образом, развитие информационной компетентности на уроках географии в настоящее время актуально.
Цель исследования:  Формирование коммуникативной компетентности обучающихся с задержкой психического развития на уроках географии на примере раздела «Изображение земной поверхности» в 5 классе. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи: 1. Анализ учебно-методической, педагогической, специальной литературы; 2. Разработка технологических карт уроков географии раздела «Изображение земной поверхности» с заданиями для формирования коммуникативной компетентности обучающихся с задержкой психического развития
  • Цель исследования: Формирование коммуникативной компетентности обучающихся с задержкой психического развития на уроках географии на примере раздела «Изображение земной поверхности» в 5 классе.
  • Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

1. Анализ учебно-методической, педагогической, специальной литературы;

2. Разработка технологических карт уроков географии раздела «Изображение земной поверхности» с заданиями для формирования коммуникативной компетентности обучающихся с задержкой психического развития

Задержка  психического развития В отечественной литературе в 1960-е годы вошло понятие «задержка психического развития», когда впервые его описала Г.Е. Сухарева. Лубовской В.И. характеризует ЗПР “как нарушение темпа всего психического развития при наличии значительных потенциальных возможностей. ЗПР – временное нарушение развития, которое коррегируется тем раньше, чем благоприятнее условия развития ребёнка” Так же определяет термин и Астапов В.М. Микляева Н.В. дополняет его биологическими и социальными причинами (соматическая ослабленность, педагогическая запущенность и др.) В специальной литературе широко используется следующее определение Лебединского В.В. – «замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах» В своём исследовании Певзнер М.С. отмечает, что «одним из определяющих симптомов у детей с ЗПР является недоразвитие эмоционально – волевой сферы, по типу инфантилизма».

Задержка психического развития

  • В отечественной литературе в 1960-е годы вошло понятие «задержка психического развития», когда впервые его описала Г.Е. Сухарева.
  • Лубовской В.И. характеризует ЗПР “как нарушение темпа всего психического развития при наличии значительных потенциальных возможностей. ЗПР – временное нарушение развития, которое коррегируется тем раньше, чем благоприятнее условия развития ребёнка”
  • Так же определяет термин и Астапов В.М.
  • Микляева Н.В. дополняет его биологическими и социальными причинами (соматическая ослабленность, педагогическая запущенность и др.)
  • В специальной литературе широко используется следующее определение Лебединского В.В. – «замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах»
  • В своём исследовании Певзнер М.С. отмечает, что «одним из определяющих симптомов у детей с ЗПР является недоразвитие эмоционально – волевой сферы, по типу инфантилизма».
Психологические проблемы неуспеваемости школьников рассматривали психологи – Менчинская Н.А. и её ученики Зыкова В.И., Антонова Г.А., Калмыкова З.И. , Орлова А.Н и др; педагоги – Бабанский, Гельмонт А.М. и др; дефектологи и физиологи совместно с психологами и клиницистами – Лебединская К.С., Лубовский В.И.,. Певзнер М.С., Никашина Н.А, Шевченко С.Г. Практический вклад в изучение коррекционно – развивающего обучения (КРО) на уроках географии внесли следующие учёные и педагоги: Суслов В.Г., Петрова Е.Ю., Трофимова М.А., Фальковская Е. Э., Курмажинова Н.А., Еремеева Е.Ф., Воронина В.М. и др.
  • Психологические проблемы неуспеваемости школьников рассматривали психологи – Менчинская Н.А. и её ученики Зыкова В.И., Антонова Г.А., Калмыкова З.И. , Орлова А.Н и др; педагоги – Бабанский, Гельмонт А.М. и др; дефектологи и физиологи совместно с психологами и клиницистами – Лебединская К.С., Лубовский В.И.,. Певзнер М.С., Никашина Н.А, Шевченко С.Г.
  • Практический вклад в изучение коррекционно – развивающего обучения (КРО) на уроках географии внесли следующие учёные и педагоги: Суслов В.Г., Петрова Е.Ю., Трофимова М.А., Фальковская Е. Э., Курмажинова Н.А., Еремеева Е.Ф., Воронина В.М. и др.
Информационная культура Информационная компетентность тесно связана со смежными понятиями как «информационные умения», «информационная грамотность» и «информационная культура». Н.И. Гендина информационную культуру личности определяет как одну из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных и технологий.

Информационная культура

  • Информационная компетентность тесно связана со смежными понятиями как «информационные умения», «информационная грамотность» и «информационная культура».
  • Н.И. Гендина информационную культуру личности определяет как одну из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных и технологий.

Информационная компетентность

  • Основа информационной культуры личности заключается в овладении обучающимися информационной компетентностью, которую Тришина С. В. и Хуторской А.В. понимают как интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности.
  • Зимняя И.А. среди ключевых социальных компетентностей отмечает информационно – технологическую. Определяет их как «способность пользоваться, воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения и воспроизведения информации в печатном и электронном виде»
  • Карпеченко А.С. вслед за Ионовой О.Н. полагает, что информационная компетентность – это интегративное качество личности, системное образование знаний, умений и способности субъекта в сфере информации, информационно – коммуникационных технологий и опыта их использования, а также способность совершенстовать свои знания, умения и применять новые решения в меняющемся условиях или непредвиденныъ ситуациях с использованием новых технологических средств
Информационная грамотность Согласно общепедагогической схеме результатов образования, информационная компетентность строится на информационной грамотности. По мнению Туоминена С. информационная грамотность — это набор компетенций, необходимых для получения, понимания, оценки, адаптации, генерирования, хранения и представления информации, используемой для анализа проблем и принятия решения.

Информационная грамотность

  • Согласно общепедагогической схеме результатов образования, информационная компетентность строится на информационной грамотности.
  • По мнению Туоминена С. информационная грамотность — это набор компетенций, необходимых для получения, понимания, оценки, адаптации, генерирования, хранения и представления информации, используемой для анализа проблем и принятия решения.
Информационные умения Информационные умения – понятие широкое, перечень умений у разных исследователей отличается. В словаре Новикова умения рассматриваются как сложные структурные образования личности, включающие чувственные, интеллектуальные, волевые, творческие, эмоциональные ее качества, обеспечивающие достижение поставленной цели деятельности в изменяющихся условиях ее протекания. Под информационными умениями понимают освоенные обучающимися способы выполнения действий с информацией, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний.

Информационные умения

  • Информационные умения – понятие широкое, перечень умений у разных исследователей отличается.
  • В словаре Новикова умения рассматриваются как сложные структурные образования личности, включающие чувственные, интеллектуальные, волевые, творческие, эмоциональные ее качества, обеспечивающие достижение поставленной цели деятельности в изменяющихся условиях ее протекания.
  • Под информационными умениями понимают освоенные обучающимися способы выполнения действий с информацией, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний.
Информационные умения  по географии Информационно – поисковые Информационно – аналитические применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации. самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации; оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; систематизировать географическую информацию в разных формах.

Информационные умения по географии

Информационно – поисковые

Информационно – аналитические

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
  • выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;
  • находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации.
  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;
  • оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
  • систематизировать географическую информацию в разных формах.
Обоснование  выбора раздела В целях сохранения непрерывности в обучении учащихся с ЗПР мы выбрали для формирования информационных умений 5 класс. Примерная программа в 5-6 классах, в соответствии с ФГОС ООО включает основные содержательные разделы: «Географическое изучение Земли»; «Изображение земной поверхности»; «Земля - планета Солнечной системы»; «Оболочки Земли».

Обоснование выбора раздела

  • В целях сохранения непрерывности в обучении учащихся с ЗПР мы выбрали для формирования информационных умений 5 класс.
  • Примерная программа в 5-6 классах, в соответствии с ФГОС ООО включает основные содержательные разделы:
  • «Географическое изучение Земли»;
  • «Изображение земной поверхности»;
  • «Земля - планета Солнечной системы»;
  • «Оболочки Земли».
Поурочное планирование раздела  «Изображение земной поверхности» в 5 классе

Поурочное планирование раздела «Изображение земной поверхности» в 5 классе

Описание урока по географии в 5 классе по теме « Ориентирование по плану местности: стороны горизонта. Разнообразные планы и их области применения » для общеобразовательного класса, где учатся обучающиеся с ЗПР

Используемая линия УМК

О.А. Климанова, А.И. Алексеева. География 5 - 9 классы.

Раздел, тема и номер урока

Изображения земной поверхности, планы местности, 4 урок из 5.

Тип урока

Урок формирования новых знаний и умений с элементами практической работы

Формы работы обучающихся

Фронтальная, парная, индивидуальная

Цель учителя

Создание условий для формирования представлений об ориентировании по плану и на местности

Учебные задачи, в т.ч. коррекционно – развивающая

  • сформировать представления о способах ориентирования на местности: по местным признакам, мобильным приложениям, по азимуту;
  • сформировать умения в определении своего местоположения на плане местности, сторон горизонта, азимута, расстояний на плане;
  • сформировать у обучающихся с ЗПР навыков анализа, синтеза с опорой на наглядные материалы, географические источники информации.

Метод обучения

Эвристический

Оборудование

Атласы, компасы, учебная презентация, индивидуальные карточки – инструкции для обучающихся с ЗПР, линейки, кронциркуль.

Понятия, формируемые на занятии

Ориентирование, компас, азимут.

Цифровые образовательные ресурсы

https://2gis.ru/yakutsk/geo/70030076128027053

  • В начале урока им предлагаются карточки с географическим диктантом по теме предыдущего урока.
  • Задание: используя атлас, необходимо соотнести термины с их определениями. Оно направлено на развитие памяти и внимания, учит обучающихся работать с источниками географической информации, понимать карту.
  • На этапах актуализации, создания учебной ситуации, целеполагания в ходе эвристической беседы для лучшей визуализации учителем используется учебная презентация по теме урока. В ходе иллюстрирования наглядностью, у учеников формируется наглядно – образное мышление.
  • Перед физкульминуткой необходимо определить стороны горизонта в своём кабинете и вместо «раз, два, три» при наклонах в стороны говорим «На север, север», «на юг, юг» и т.д.
  • При работе с текстом учебника ребята ищут ключевое предложение – определение об азимуте.
  • После объяснения учителем как использовать компас планом местности, обучающимся с ЗПР, дополнительно выдаётся инструкция с фото и образцом оформления ответов.
  • Затем можно организовать взаимопроверку, а при наличии ошибок – провести совместную коррекционную работу.
  • Для закрепления материала можно использовать следующее коррекционно - развивающее упражнение: «Подчеркните слова, относящиеся к теме урока НЕБО АЗИМУТ РАБОТА КОМПАС ОБЛАСТЬКНИГА ОРИЕНТИРОВАНИЕ ДОСКА СЕВЕР МОРЕ ЮГ ЗАЛИВ РАССТОЯНИЕ. Для рефлексии предлагается дорисовать смайл.
  • Технологическая карта учебного занятия по географии 5 класса по теме «Ориентирование по плану и на местности» // Мультиурок – URL: https://multiurok.ru/files/tekhnologicheskaia-karta-uchebnogo-zaniatiia-po-24.html
Фрагмент технологической карты урока

Фрагмент технологической карты урока

Задания для обучающихся с ЗПР Задание этапа « Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону » Задание этапа «Актуализация знаний» Приведите в соответствие термин и его понятие Задание этапа Обобщение и систематизация новых знаний  Подчеркните слова, относящиеся к теме урока НЕБО АЗИМУТ РАБОТА КОМПАС ОБЛАСТЬКНИГА ОРИЕНТИРОВАНИЕ ДОСКА СЕВЕР МОРЕ ЮГ ЗАЛИВ РАССТОЯНИЕ

Задания для обучающихся с ЗПР

Задание этапа « Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону »

Задание этапа «Актуализация знаний»

Приведите в соответствие

термин и его понятие

Задание этапа Обобщение и систематизация новых знаний

Подчеркните слова, относящиеся к теме урока

НЕБО АЗИМУТ РАБОТА КОМПАС ОБЛАСТЬКНИГА ОРИЕНТИРОВАНИЕ ДОСКА СЕВЕР МОРЕ ЮГ ЗАЛИВ РАССТОЯНИЕ

Выводы Из вышеуказанного можно сделать вывод, что информационную компетентность рассматривают с двух сторон: способность человека использовать технические средства для поиска, хранения, обработки и передачи информации; качество личности, отвечающее за процессы отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно – специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности с возможным использованием технологических средств.

Выводы

  • Из вышеуказанного можно сделать вывод, что информационную компетентность рассматривают с двух сторон:
  • способность человека использовать технические средства для поиска, хранения, обработки и передачи информации;
  • качество личности, отвечающее за процессы отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно – специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности с возможным использованием технологических средств.
Использование различных методов и технологий КРО способствует формированию информационной компетентности на уроках географии, а, следовательно, формируют способность обучающихся с ЗПР действовать в различных жизненных ситуациях, решать любые учебные и практико – ориентированные задачи. Это и есть одно из главных ожидаемых результатов обновленных ФГОС в настоящее время.
  • Использование различных методов и технологий КРО способствует формированию информационной компетентности на уроках географии, а, следовательно, формируют способность обучающихся с ЗПР действовать в различных жизненных ситуациях, решать любые учебные и практико – ориентированные задачи. Это и есть одно из главных ожидаемых результатов обновленных ФГОС в настоящее время.


Скачать

© 2023 101 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!