Министерство образования и науки Российской Федерации
МБОУ – Чурапчинская СОШ им. С.А. Новгородова
Формирование коммуникативной компетентности обучающихся с задержкой психического развития на уроках географии на примере раздела «Изображение земной поверхности» в 5 классе
Макарова Л.С. – учитель географии
.
Актуальность
- В последние годы в школах республики Саха, как в целом и в России начала расти доля обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Обучающиеся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) входят в их число.
- Проблема обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательной школы - актуальная тема , которая обусловлена расширением и усилением нормативно – правовой основы обеспечения прав детей с ОВЗ в нашей стране. Учитывая психо – физические особенности и возможности данной категории школьников, необходимо создать специальные условия для развития их ключевых компетентностей, в том числе и информационных. В соответствии с ними, в общеобразовательных классах, где обучаются дети с ЗПР, на всех занятиях необходимо использовать коррекционно – развивающее обучение , обеспечивающее усвоение учебного материала в соответствии с государственными образовательными стандартами.
- Практика показывает, что формирование информационной компетентности у обучающихся с ЗПР требует особой подготовки. При этом стоит отметить, что исследованиям обучения детей с ЗПР на уроках географии в общеобразовательных классах уделено недостаточное внимание. Таким образом, развитие информационной компетентности на уроках географии в настоящее время актуально.
- Цель исследования: Формирование коммуникативной компетентности обучающихся с задержкой психического развития на уроках географии на примере раздела «Изображение земной поверхности» в 5 классе.
- Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1. Анализ учебно-методической, педагогической, специальной литературы;
2. Разработка технологических карт уроков географии раздела «Изображение земной поверхности» с заданиями для формирования коммуникативной компетентности обучающихся с задержкой психического развития
Задержка психического развития
- В отечественной литературе в 1960-е годы вошло понятие «задержка психического развития», когда впервые его описала Г.Е. Сухарева.
- Лубовской В.И. характеризует ЗПР “как нарушение темпа всего психического развития при наличии значительных потенциальных возможностей. ЗПР – временное нарушение развития, которое коррегируется тем раньше, чем благоприятнее условия развития ребёнка”
- Так же определяет термин и Астапов В.М.
- Микляева Н.В. дополняет его биологическими и социальными причинами (соматическая ослабленность, педагогическая запущенность и др.)
- В специальной литературе широко используется следующее определение Лебединского В.В. – «замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах»
- В своём исследовании Певзнер М.С. отмечает, что «одним из определяющих симптомов у детей с ЗПР является недоразвитие эмоционально – волевой сферы, по типу инфантилизма».
- Психологические проблемы неуспеваемости школьников рассматривали психологи – Менчинская Н.А. и её ученики Зыкова В.И., Антонова Г.А., Калмыкова З.И. , Орлова А.Н и др; педагоги – Бабанский, Гельмонт А.М. и др; дефектологи и физиологи совместно с психологами и клиницистами – Лебединская К.С., Лубовский В.И.,. Певзнер М.С., Никашина Н.А, Шевченко С.Г.
- Практический вклад в изучение коррекционно – развивающего обучения (КРО) на уроках географии внесли следующие учёные и педагоги: Суслов В.Г., Петрова Е.Ю., Трофимова М.А., Фальковская Е. Э., Курмажинова Н.А., Еремеева Е.Ф., Воронина В.М. и др.
Информационная культура
- Информационная компетентность тесно связана со смежными понятиями как «информационные умения», «информационная грамотность» и «информационная культура».
- Н.И. Гендина информационную культуру личности определяет как одну из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных и технологий.
Информационная компетентность
- Основа информационной культуры личности заключается в овладении обучающимися информационной компетентностью, которую Тришина С. В. и Хуторской А.В. понимают как интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности.
- Зимняя И.А. среди ключевых социальных компетентностей отмечает информационно – технологическую. Определяет их как «способность пользоваться, воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения и воспроизведения информации в печатном и электронном виде»
- Карпеченко А.С. вслед за Ионовой О.Н. полагает, что информационная компетентность – это интегративное качество личности, системное образование знаний, умений и способности субъекта в сфере информации, информационно – коммуникационных технологий и опыта их использования, а также способность совершенстовать свои знания, умения и применять новые решения в меняющемся условиях или непредвиденныъ ситуациях с использованием новых технологических средств
Информационная грамотность
- Согласно общепедагогической схеме результатов образования, информационная компетентность строится на информационной грамотности.
- По мнению Туоминена С. информационная грамотность — это набор компетенций, необходимых для получения, понимания, оценки, адаптации, генерирования, хранения и представления информации, используемой для анализа проблем и принятия решения.
Информационные умения
- Информационные умения – понятие широкое, перечень умений у разных исследователей отличается.
- В словаре Новикова умения рассматриваются как сложные структурные образования личности, включающие чувственные, интеллектуальные, волевые, творческие, эмоциональные ее качества, обеспечивающие достижение поставленной цели деятельности в изменяющихся условиях ее протекания.
- Под информационными умениями понимают освоенные обучающимися способы выполнения действий с информацией, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний.
Информационные умения по географии
Информационно – поисковые
Информационно – аналитические
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;
- находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации.
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;
- оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
- систематизировать географическую информацию в разных формах.
Обоснование выбора раздела
- В целях сохранения непрерывности в обучении учащихся с ЗПР мы выбрали для формирования информационных умений 5 класс.
- Примерная программа в 5-6 классах, в соответствии с ФГОС ООО включает основные содержательные разделы:
- «Географическое изучение Земли»;
- «Изображение земной поверхности»;
- «Земля - планета Солнечной системы»;
- «Оболочки Земли».
Поурочное планирование раздела «Изображение земной поверхности» в 5 классе
Описание урока по географии в 5 классе по теме « Ориентирование по плану местности: стороны горизонта. Разнообразные планы и их области применения » для общеобразовательного класса, где учатся обучающиеся с ЗПР
Используемая линия УМК
О.А. Климанова, А.И. Алексеева. География 5 - 9 классы.
Раздел, тема и номер урока
Изображения земной поверхности, планы местности, 4 урок из 5.
Тип урока
Урок формирования новых знаний и умений с элементами практической работы
Формы работы обучающихся
Фронтальная, парная, индивидуальная
Цель учителя
Создание условий для формирования представлений об ориентировании по плану и на местности
Учебные задачи, в т.ч. коррекционно – развивающая
- сформировать представления о способах ориентирования на местности: по местным признакам, мобильным приложениям, по азимуту;
- сформировать умения в определении своего местоположения на плане местности, сторон горизонта, азимута, расстояний на плане;
- сформировать у обучающихся с ЗПР навыков анализа, синтеза с опорой на наглядные материалы, географические источники информации.
Метод обучения
Эвристический
Оборудование
Атласы, компасы, учебная презентация, индивидуальные карточки – инструкции для обучающихся с ЗПР, линейки, кронциркуль.
Понятия, формируемые на занятии
Ориентирование, компас, азимут.
Цифровые образовательные ресурсы
https://2gis.ru/yakutsk/geo/70030076128027053
- В начале урока им предлагаются карточки с географическим диктантом по теме предыдущего урока.
- Задание: используя атлас, необходимо соотнести термины с их определениями. Оно направлено на развитие памяти и внимания, учит обучающихся работать с источниками географической информации, понимать карту.
- На этапах актуализации, создания учебной ситуации, целеполагания в ходе эвристической беседы для лучшей визуализации учителем используется учебная презентация по теме урока. В ходе иллюстрирования наглядностью, у учеников формируется наглядно – образное мышление.
- Перед физкульминуткой необходимо определить стороны горизонта в своём кабинете и вместо «раз, два, три» при наклонах в стороны говорим «На север, север», «на юг, юг» и т.д.
- При работе с текстом учебника ребята ищут ключевое предложение – определение об азимуте.
- После объяснения учителем как использовать компас планом местности, обучающимся с ЗПР, дополнительно выдаётся инструкция с фото и образцом оформления ответов.
- Затем можно организовать взаимопроверку, а при наличии ошибок – провести совместную коррекционную работу.
- Для закрепления материала можно использовать следующее коррекционно - развивающее упражнение: «Подчеркните слова, относящиеся к теме урока НЕБО АЗИМУТ РАБОТА КОМПАС ОБЛАСТЬКНИГА ОРИЕНТИРОВАНИЕ ДОСКА СЕВЕР МОРЕ ЮГ ЗАЛИВ РАССТОЯНИЕ. Для рефлексии предлагается дорисовать смайл.
- Технологическая карта учебного занятия по географии 5 класса по теме «Ориентирование по плану и на местности» // Мультиурок – URL: https://multiurok.ru/files/tekhnologicheskaia-karta-uchebnogo-zaniatiia-po-24.html
Фрагмент технологической карты урока
Задания для обучающихся с ЗПР
Задание этапа « Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону »
Задание этапа «Актуализация знаний»
Приведите в соответствие
термин и его понятие
Задание этапа Обобщение и систематизация новых знаний
Подчеркните слова, относящиеся к теме урока
НЕБО АЗИМУТ РАБОТА КОМПАС ОБЛАСТЬКНИГА ОРИЕНТИРОВАНИЕ ДОСКА СЕВЕР МОРЕ ЮГ ЗАЛИВ РАССТОЯНИЕ
Выводы
- Из вышеуказанного можно сделать вывод, что информационную компетентность рассматривают с двух сторон:
- способность человека использовать технические средства для поиска, хранения, обработки и передачи информации;
- качество личности, отвечающее за процессы отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно – специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности с возможным использованием технологических средств.
- Использование различных методов и технологий КРО способствует формированию информационной компетентности на уроках географии, а, следовательно, формируют способность обучающихся с ЗПР действовать в различных жизненных ситуациях, решать любые учебные и практико – ориентированные задачи. Это и есть одно из главных ожидаемых результатов обновленных ФГОС в настоящее время.