СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование интереса подростков к народной музыке на материалах своего региона.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание

 

 

Введение...............................................................................

   Особенность музыкального развития в подростковом возрасте 

1. Музыкальная характеристика детей подросткового возраста.......

2. Раскрыть понятия "музыка серьезная и музыка легкая"................

3. Взаимоотношение легкой и серьезной музыки...............................

4. Народные песни................................................................................

5. Обучение детей на материалах своего региона ..............................

Заключение..........................................................................

 

 

Введение

Вопросы в связи с обстановкой музыкального образования и воспитания в современной школе и обществе являются в настоящее время особенно актуальными. Данная проблема очень важна, т.к. дети очень мало знают о русской музыке и русском фольклоре. А ведь дети обязательно должны знать культуру своей родины и все, что непосредственно с ней связано.

Фольклор – это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость народа и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы.

Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой народной заботой о молодежи - своем будущем. Фольклор "обслуживает" ребенка с самого его рождения. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские "попевки", "частушки", "потешки".

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво.

Произведения, созданные специально для детей,  составляют особую область народной поэзии - детский фольклор. И теоретики-педагоги, и воспитатели-практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества адресованных детям произведений фольклора: глубокое проникновение в психику ребенка, тонкий учет особенностей детского восприятия, отсутствие навязчивых поучений.

Но достоянием ребят является не только эта область народного творчества. Им принадлежит все лучшее в фольклоре, вся его классика.

Народная поэзия раскрывает самые существенные связи и закономерности жизни, оставляя в стороне индивидуальное, особенное. Фольклор дает им самые главные и простые понятия о жизни и о людях. Он отражает общеинтересное и насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе. Детям импонирует свойственная народному творчеству поэтизация природы, удивление её могуществом и красотой, восхищение силой рук и ума человека. Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.

Близостью народного искусства детскому возрасту, великой эмоциональной силой и выразительностью его образов определяется место произведений фольклора в музыкальном обучении детей. Учитывается, что произведения фольклора дают богатейшие возможности для умственного развития, и в особенности для эстетического и нравственного воспитания учащихся.

В настоящее время многие дети среднего возраста, мало знают народные песни и мало знакомы с русским фольклором. Не многие хотят принимать участие в фольклорных детских коллективах. Дети так и не заинтересованы русским народным творчеством.

Поэтому в качестве темы  исследования мы определили: "Формирование интереса подростков к русскому народному творчеству. В качестве объекта исследования рассматриваем деятельность учителя по развитию интереса учащихся к русскому народному творчеству.

Предметом исследования предстают условия и факторы успешной деятельности при создании фольклорного ансамбля.

Целью исследовательской работы выступают правильная организация фольклорного ансамбля и работа с ним.

Для этого необходимо решить следующее:

 

Задачи:

  1. Развитие детских фольклорных способностей.
  2. Развить навыки и умения правильного звуковедения, исполнения народных песен в характере.
  3. Изучение истории «Южнорусской народной традиции».
  4. Сплочение детского фольклорного коллектива, воспитание лучших человеческих качеств.
  5. Воспитывать любовь к природе, родному краю.

Просмотр содержимого документа
«Формирование интереса подростков к народной музыке на материалах своего региона.»



- 16 -

Суджанское музыкальное училище








Методический доклад






Формирование интереса подростков к народной музыке


на материалах своего региона.

Выполнил преподаватель отделения РНХ: Щёголев Владимир Викторович Суджа 2008г. Содержание



Введение

Особенность музыкального развития в подростковом возрасте

1. Музыкальная характеристика детей подросткового возраста

2. Раскрыть понятия "музыка серьезная и музыка легкая"

3. Взаимоотношение легкой и серьезной музыки

4. Народные песни

5. Обучение детей на материалах своего региона

Заключение



Введение

Вопросы в связи с обстановкой музыкального образования и воспитания в современной школе и обществе являются в настоящее время особенно актуальными. Данная проблема очень важна, т.к. дети очень мало знают о русской музыке и русском фольклоре. А ведь дети обязательно должны знать культуру своей родины и все, что непосредственно с ней связано.

Фольклор – это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость народа и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы.

Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой народной заботой о молодежи - своем будущем. Фольклор "обслуживает" ребенка с самого его рождения. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские "попевки", "частушки", "потешки".

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво.

Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии - детский фольклор. И теоретики-педагоги, и воспитатели-практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества адресованных детям произведений фольклора: глубокое проникновение в психику ребенка, тонкий учет особенностей детского восприятия, отсутствие навязчивых поучений.

Но достоянием ребят является не только эта область народного творчества. Им принадлежит все лучшее в фольклоре, вся его классика.

Народная поэзия раскрывает самые существенные связи и закономерности жизни, оставляя в стороне индивидуальное, особенное. Фольклор дает им самые главные и простые понятия о жизни и о людях. Он отражает общеинтересное и насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе. Детям импонирует свойственная народному творчеству поэтизация природы, удивление её могуществом и красотой, восхищение силой рук и ума человека. Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.

Близостью народного искусства детскому возрасту, великой эмоциональной силой и выразительностью его образов определяется место произведений фольклора в музыкальном обучении детей. Учитывается, что произведения фольклора дают богатейшие возможности для умственного развития, и в особенности для эстетического и нравственного воспитания учащихся.

В настоящее время многие дети среднего возраста, мало знают народные песни и мало знакомы с русским фольклором. Не многие хотят принимать участие в фольклорных детских коллективах. Дети так и не заинтересованы русским народным творчеством.

Поэтому в качестве темы исследования мы определили: "Формирование интереса подростков к русскому народному творчеству. В качестве объекта исследования рассматриваем деятельность учителя по развитию интереса учащихся к русскому народному творчеству.

Предметом исследования предстают условия и факторы успешной деятельности при создании фольклорного ансамбля.

Целью исследовательской работы выступают правильная организация фольклорного ансамбля и работа с ним.

Для этого необходимо решить следующее:


Задачи:

  1. Развитие детских фольклорных способностей.

  2. Развить навыки и умения правильного звуковедения, исполнения народных песен в характере.

  3. Изучение истории «Южнорусской народной традиции».

  4. Сплочение детского фольклорного коллектива, воспитание лучших человеческих качеств.

  5. Воспитывать любовь к природе, родному краю.


Для эффективного разрешения поставленных задач была использована следующая совокупность методов по эстетическому и нравственному воспитанию детей: словесные, стимулирующий, эмоциональной драматургии, контролирующие.

.

Особенность музыкального развития в подростковом возрасте


1. Музыкальная характеристика детей подросткового возраста

Каждый возрастной период развития ребенка отмечен своими специфическими особенностями. Для нашего исследования исключительно важно обратиться к музыкальной характеристике детей подросткового возраста.

Общепринято считать, что подростковым возрастом является возраст детей примерной от 12-14 лет.

По признанию ряда психологов, основной деятельностью ребенка данного возраста является учение-приобретение и накопление систематических знаний об окружающем мире, природе и обществе, интеллектуальное развитие, и конечно же, музыкальное развитие.

В этом же возрасте дети начинают увлекаться не высококачественной музыкой, слушают отечественную и зарубежную "попсу", то есть увлекаются легкой музыкой, а серьезную музыку и исконно-русскую народную не воспринимают всерьез и забывают, что они вообще существуют. В особенности конечно подростки перестают проявлять интерес к русскому фольклору.

2. Раскрыть понятия "музыка серьезная и музыка легкая"

В связи с этим детям нужно дать понятия легкая и серьезная музыка, показать различия между ними.

Вопрос о соотношении легкой и серьёзной музыки - это острый вопрос, особенно в молодежной среде, так как массовая культура играет отрицательную роль: трудно различить низкопробную легкую музыку от музыки высокого качества, что между ними нет четкой границы, хотя есть существенный признак - развлекательность.

Легкая музыка, легка по содержанию и легка по восприятию, это важно, так как серьезные, глубокие по содержанию произведения не вполне доступны.

Дети должны задуматься над проблемой в поп-музыке - не поддаваться ее гипнозу, оценивать ее вместе с детьми, с духовно-человеческих социальных позиций, чтобы дети опирались на запас знаний и интонационный, слуховой опыт.

Рассматривать проблему вокально-инструментальных ансамблей, чтобы они поняли, что интерес, рост и количество не всегда подкрепляются ростом профессиональной подготовки: сочинителей, исполнителей и слушателей.

Слушателями поощрялся невысокий уровень исполнителей и композиторов, те же, в свою очередь, снижают музыкальный уровень слушателей, которые не умели отличить хорошее от плохого, отсюда низкопробность и безграмотность.

Рассмотреть с детьми проблему обработок народных песен. Объяснить, что это композиторское понимание народной музыки. Конечно, это зависит от таланта, от мастерства и бережного обращения к ней.





3. Взаимоотношение легкой и серьезной музыки

Так же надо показать детям, что легкая и серьезная музыка взаимосвязаны между собой. Надо привести их к выводу, что легкая развлекательная музыка не только внедряется в серьезную, трагедийную, но и играет важную драматургическую роль.

Что и в фольклоре соединены легкая и серьезная музыка и они отражают разные стороны народной жизни и они не разделены.

Вывод: таким образом подвести детей к выводу, что и легкая музыка должна отвечать требованиям художественного вкуса, и трудность ее в том, что нет четкой и разграничительной линии в такой музыке. Поэтому важно знать, какую музыку ты слушаешь, и как она влияет на твое развитие.

4. Народные песни

Главный образом внимание детей надо обратить на русские народные песни, так как это исконно русская культура, а подростки в основном ее и забывают.

А ведь песни - самый массовый и популярный жанр фольклора. Их поет весь народ, от мала, до велика. Поистине, песня - душа народа. Извечные народные стремления к добру и красоте нашли в ней глубокоэмоциональное и высокохудожественное выражение. Песни духовно объединяют людей, воспитывают в духе народных нравственно-эстетических идеалов целые поколения. Благодаря своей исключительной задушевности и искренности, народное песенное творчество оказывает самое непосредственное и глубокое воздействие на эмоциональный мир детей и подростков.

В течение веков в народе сложились специальные песни для детей: колыбельные, игровые, плясовые и т. д. Педагогическое чутье подсказывало их безымянным творцам, что нужно детям, чем можно заинтересовать, порадовать их.

Издавна народ придает своему песенному творчеству большое воспитательное значение. Песни не только развлекают, но и обогащают новыми впечатлениями, дают им яркие образы окружающей действительности, учат радоваться добру, сочувствовать чужой беде, воспитывают чуткое отношение ко всему живому и обогащают таким образом духовный лик детей.

Образно-поэтическое мышление народа близко детям и соответствует их представлениям о жизни природы и человека. Поэтому ребятам интересны и доступны многие народные песни, специально для них не создававшиеся. Но они доступны для тех ребят, которые живут в деревне или поселке. Они могут слышать их дома и на улице., от своих сверстников и от взрослых, в кино и по радио, поют в детском саду.

В последние году стало практиковаться разучивание с ребятами песен по телевидению и по радио, выпускаются специальные наборы пластинок с песнями для прослушивания, кассеты караоке. Среди них значительное место принадлежит народным песням.

Таким образом, ребята приобщаются к народному творчеству и испытывают на себе его воздействие с самого детства.

Самое главное удержать интерес подростков к народной музыке и народному фольклору. Народные песни привлекают школьников своим содержанием, тем, что в них утверждается прекрасное в жизни природы и в человеческих отношениях и отвергается безобразное. Эмоциональная насыщенность песенной лексики, обилие ласкательных и уменьшительных слов, постоянных эпитетов, задушевность тона, мелодичность вызывают у ребят желание говорить складно, красиво, развивают чувство ритма. При умелом использовании народные песни становятся благодарным средством для целенаправленного воздействия на эмоции и сознание подростков, для формирования у них четких нравственных понятий и эстетического отношения к миру.

У каждого народа есть своя народная музыка, особенная, национальная. И она имеет свои черты: лад, интонации, костюмы, обычаи, от природы зависит особенность музыкальных инструментов.

Конечно, очень важно, чтобы дети научились любить народную музыку разных стран. Наша главная задача, которая стоит перед учителем, научить любить детей музыку своей страны в связи с особенностями родного края. И так как мы живем в Курской области, то здесь будут свои традиции, ритуалы и обряды.

Очень важно, чтобы учащиеся знали историю нашего края. И преподнести это так, чтобы учащиеся полюбили свою Родину, природу, и родной край, через знакомство с русскими народными песнями. С помощью народных песен у детей будут развиваться вокальные навыки. Этому будут способствовать различные распевы, которые всегда присутствуют в русских народных песнях.









5. Обучение детей на материалах своего региона.


Перемены, которые происходят в школе, радуют и обнадеживают. Введение новых предметов, пересмотр прежних программ - требование времени.

Что-то было упущено педагогикой 5-10 лет назад, если сейчас так остро встают проблемы нравственности, морали, трудового воспитания. Если мы забыли, что можно встречать гостей душистым чаем и дарить ромашки. Если, усевшись рядышком, не можем спеть ни одной русской песни от начала до конца.

Поможет нам вернуть утраченное, восстановить складывающуюся веками систему нравственных ценностей, человеческих отношений, в которых мужчина - "орел", "сокол", мужественный, сильный, защита и опора для нее - "павушки", "лебедушки", скромной, грациозной и трудолюбивой, и которые определяются мотивами:


«Не с богатством жить, а советом»

«Не с хоромами - с человеком».


Серьезную помощь здесь может оказать обращение к фольклору. Особенно необходимо его животворное, очищающее влияние на ребят. Напившись из этого чистого родника, он познал бы сердцем родной народ, стал бы духовным наследником его традиций. А значит, вырос настоящим человеком.

Успехи в деле воспитания подрастающего поколения средствами фольклора есть, и немалые. Но это коллективы самодеятельные, а необходимо вообще фольклорное образование.

Народное музыкальное богатство повсюду, оно там, где народ живёт. И получается, что в разных местностях мир детства имеет неодинаковое музыкальное содержание, оно несёт в себе местные отличия.

А сейчас рассмотрим работу с детьми на примере ансамбля «Веретёнце».

С 1987 года на Плёхове как на базе своей учебной работы остановил выбор столичный детский ансамбль «Веретёнце». В Москве начало формироваться своё «маленькое Плёхово». Руководитель ансамбля Е.А.Краснопевцева, его педагоги и наиболее продвинутые дети, постарались сделаться учениками в селе. И попали «в плен» к фольклору Плёхова! Новизна задач позволила установить множество образцов местного фольклора. «Детский» музыкально-словесный календарь, игры и сказки с песенками, особую музыку, предназначенную для развития ребёнка. Или духовные стихи, с их дивными напевами.

Очень существенная область для наблюдений – живые контакты детворы с традиционными напевами. Очень хорошо, когда маленькие участники ансамбля получают возможность слышать, как поют их старшие товарищи. Много слушать магнитофонные записи, истинных носителей народной культуры, затем разбиваться на микроансамбли и припеваться друг к другу под началом педагогов.

Много можно говорить о работе с детьми в этом столичном ансамбле, и если им это нравится и глаза у детей горят, то нам в нашем родном регионе нужно обязательно заниматься тем, чем занимается Е.А.Краснопевцева. Чтобы поднимались ростки, напитанные музыкальной традицией Курского края. Нельзя учить русской народной музыке «вообще», но можно и нужно – совершенно определённой традиции. Это душевная взаимосвязь старших и младших, учителей и учеников – людей, доверяющих и готовых прийти на выручку друг к другу. Обучение – не что иное, как налаживание и упрочение этих человеческих отношений и связей.


Вот когда учёба приносит радость и реализует творческие возможности ребят. А это, на мой взгляд, и есть опыт, который передаётся детям народной музыкой нашего края.



















Заключение


Такие занятия с детьми совершенно необходимы в современной жизни человека. Они помогают ребятам раскрыть свои творческие способности, воспитывают в них доброту, честность, любовь к своей земле, людям, непримиримость к мещанской идеологии. Такие встречи дают возможность для неформального общения, предполагают развитие инициативы и творчества всем - родителей, учителей, учеников. Они объединяют всех на основе искусства, дают уроки нравственности.

Если все учителя музыки задумаются о том, как заинтересовать подростка музыкой, народным музыкальным фольклором и будут использовать свои методы работы или применять те методы, которые использовались учителями-специалистами, то дети будут становиться более образованными, раскованными и общительными.

Из всего изложенного в этой главе следует сделать вывод о том, что главными средствами обеспечения эстетического и нравственного воздействия песни на учащихся является эмоционально-психологическая подготовка к ее восприятию, выразительное чтение, анализ идейного содержания, доступная детям работа над словом и образом.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!