Мастер-класс по теме: « Формирование картографической грамотности на уроках географии ».
Автор: учитель географии ГБОУ СОШ пос.Чапаевский, м.р.Красноармейского, Самарской области
Каримов Баскар Салимович.
.
Самара 2020
Цель мастер-класса:
Способствовать формированию картографических умений для практического применения на уроках географии .
Задачи мастер-класса:
- Показать значение географической карты в условиях перехода на новые образовательные стандарты, как способа эффективного достижения цели обучения.,
2) Рассмотреть основные формы работы с географической картой,
способствующие развитию картографических умений.,
3) Охарактеризовать картографические задания, направленные на формирование
учебных умений анализировать карту.,
4) Выделить роль карты в развитии самостоятельной поисковой и
исследовательской деятельности учащихся.
Карта – это язык географии…
(Н.Н.Баранский ).
Китайский язык
Язык карты
Знание карты – знание условных знаков карты и умение находить географические объекты на карте.
Картографическая грамотность – это готовность использовать картографические ресурсы для ориентации в пространстве и в качестве международного языка общения. Она дает возможность грамотно планировать свои путешествия, использовать карты для создания маршрутов, уметь выстроить эффективный маршрут в незнакомой местности (быстро добраться из пункта А в пункт Б), договариваться о совместных маршрутах с гражданами различных государств, участвовать в создании общей картины мира, использовать GPS навигацию при автомобильном путешествии и т.д.
Виды работ с картами:
- Работа с географической номенклатурой
- Работа с контурными картами
- Составление по картам географической характеристики
- Заполнение таблиц на основе сопоставления карт
- Творческие задания: рисунки, макеты, коллажи, сочинения-путешествия
- Практические работы с использованием карт атласа
- Проектная деятельность учащихся
Фудзияма
Везувий
Орисаба
Килиманджаро
При нажатии на управляющую стрелку, появляется слайд с ответами.
Кракатау
Льюльяльяко
6
Фудзияма
Везувий
Орисаба
Италия
Мексика
Япония
Льюльяльяко
Кракатау
Килиманджаро
Аргентина - Чили
Индонезия
Танзания
7
Практическая работа№1.
Задания группам:
Соберите контуры материка.
Ответьте на вопросы:
А) в каком полушарии находится материк: в северном или южном?
Б) какие океаны его омывают?
В) Составьте свои два вопроса на знание географической номенклатуры материка.
1
2
Ответ появится при нажатии на фигуру с красным контуром. Кликнув на карту, ее изображение увеличится.
9
Проектная деятельность учащихся ( с использованием онлайн приложенияGoogle Map s).
Проект «Дайте планете шанс».
Цель проекта: формирование у учащихся знаний глобальных проблем человечества и путей их решения
Проблема: почему некоторые социальные и экономические процессы приняли глобальный характер?
Задача проекта: изучить глобальные проблемы человечества, особенности их проявления в странах разного социально-экономического уровня развития и наметить возможные пути решения проблем
Продолжительность: 3 урока
Оборудование: политическая карта мира, атласы, учебники, энциклопедии, статистические данные.
Продукты проекта: презентации, публикации.
Темы презентаций и публикаций:
- География «голода».
- Грозит ли Земле перенаселение.
- Страны богатые и бедные.
- Мировой океан – будущее человечества.
- Экологические проблемы.
- Энергетическая и сырьевая проблемы.
Форма презентации результатов проекта: конференция.
2
1
оз. Виктория
оз. Верхнее
4
5
3
При нажатии на цифру, появится название озера.
оз. Танганьика
оз. Ладожское
оз. Байкал
15
Google Maps.
Значение формирования картографической грамотности.
- Картографическая грамотность даёт возможность грамотно планировать свои путешествия;
- Использовать электронные карты для создания маршрутов;
- Договариваться о совместных маршрутах с гражданами различных государств;
- Участвовать в создании общей картины мира, размещая географическую информацию и фотографии в сети Интернет;
- Использовать GPS навигацию при автомобильном путешествии по своей и чужой стране;
- Знание «картографического языка» позволяет человеку осуществить «перевод» информации с языка символов; получить необходимую информацию и использовать ее в дальнейшем для реализации каких-либо целей.
Благодарю Вас за внимание!!!