СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формирование ключевых компетенций младших школьников средствами современного урока как реализация ФГОС второго поколения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное выступление было разработано в рамках Зональных чтений.

Просмотр содержимого документа
«"Формирование ключевых компетенций младших школьников средствами современного урока как реализация ФГОС второго поколения"»

Л.В.Виноградова

МБОУ «СШ № 4»

Г. Десногорска

Смоленской области

учитель начальных классов

Формирование ключевых компетенций младших школьников средствами современного урока как реализация ФГОС второго поколения.

« Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи

В последнее время все чаще говорят о том, что ученик должен не просто

получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в нашем обществе, чтобы оправдать ожидания нашего государства о становлении нового работника, способного творчески решать сложные профессиональные задачи. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько способствовать обеспечению его общекультурного, личностного и познавательного развития, создать условия для формирования такого важного умения, как умение учиться, что является главной задачей новых образовательных стандартов. Основы развития такой личности закладываются в начальной школе.

В соответствии с этим я определила цель моей педагогической деятельности: жизнь на уроке должна стать подлинной.

Сделать её такой – задача современного учителя. Один из путей решения данной проблемы – компетентностный подход. Компентностный подход в образовании сегодня - это ответ на вопросы, как решать практические задачи в условиях реального мира, как стать успешным, как строить собственную линию.

Предметные компетенции — это специфические способности, необходимые для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающие узкоспециальные знания, особого рода предметные умения, навыки, способы мышления.

По новым ФГОС основным результатом деятельности современной школы

должна стать не система знаний сама по себе, а набор ключевых компетенций, т.е. универсальных навыков и умений в интеллектуальной и других сферах.

Использование компетентностной модели в образовании предполагает изменения:

- в организации учебного процесса;

- в деятельности учителя;

- в способах оценивания результатов.

Главная цель: получение нового качества образования, где акцент делается на

достижение определённых результатов.

Главная задача учителя: не давать знания в готовом виде, а мотивировать учеников на проявление инициативы и самостоятельности.

Для этого необходимо:

- успешное сочетание индивидуальной и групповой форм работы;

- использование заданий различного уровня сложности;

- создание на уроке игровых ситуаций и соревнований;

- использование элементов проблемного обучения;

- использование приёмов поощрения и похвалы.

Формы организации процесса учения, направленного на формирование ключевых

компетенций могут быть различными:

- свободный труд;

- работа по плану;

- работа по этапам;

- проектное обучение.

Главная задача современной системы образования – создание условий для

качественного обучения. Работая учителем начальных классов, считаю, что в условиях построения образовательного процесса важнейшее место занимает урок. Именно на уроке я организую познавательную деятельность обучающихся, формирую и развиваю предметные и ключевые компетенции, применяю современные образовательные технологии. Готовясь к очередному уроку, каждый раз задаю себе вопрос – как организовать работу на уроке, чтобы умения и навыки стали необходимы ученику в жизни, мотивировали на самостоятельное приобретение новых знаний?

Исследования показывают, качество усвоения материала напрямую зависит от способа получения информации и степени активности обучающихся. При обучении ученик усваивает:

- 10% прочитанного

- 20% услышанного

-30% увиденного

-90% того, что он сделал сам.

Важный фактор успешного урока – структурированность, чёткость изложения материала, выделение главного. В то же время урок должен быть эмоциональным, увлекательным, мотивированным. Педагогическое мастерство учителя как раз и заключается в том, чтобы каждого учащегося сделать творцом современного урока. Вначале увлечь, а потом научить.

В начальной школе мы выделяем компетенции:

  1. Учебно-познавательные;

  2. Ценностно-смысловые компетенции;

  3. Коммуникативные компетенции;

  4. Информационные компетенции;

  5. Социально-трудовые компетенции;

  6. Здоровьесберегающие компетенции.

Итак, рассмотрим более подробно формирование каждой из перечисленных компетенций.

Учебно-познавательные - ученик добывает знания непосредственно из окружающей действительности, владеет приёмами решения учебно-познавательных проблем, действия в разных (нестандартных) ситуациях.

Приведу фрагмент урока по теме «Звук и буква Э» (он рассчитан на минимальный и максимальный уровень работы- это зависит от учителя).

  1. - произнесите слова и прислушайтесь Эмма, Элла, Эдик, Эдуард.

- Что общего в этих словах? (Одинаковый первый звук.)

- Назовите мне этот звук (Э)

- Чтобы определить, какой это звук гласный или согласный что нужно сделать? (Посмотреть, как произносится.)

- Для чего? (Если он поется и тянется и не встречает преграду при произнесении, значит, он гласный.)

- Как вы думаете, этот звук сможет сам образовать слог? Докажите. Приведите пример.

- Какой карточкой в схеме обозначим этот звук.

Это минимум. Дальше максимум.

  1. Добавляем словарно-логическое упражнение:

- Что еще общего заметили в этих словах? (Это имена собственные.)

Вспоминаем правило: они пишутся с заглавной буквы. Сюда относятся и клички животных, и фамилии, и отчества, и названия городов и т.д.

- На какие 2 группы можно разделить эти слова? (задание на логику)

Признаки деления на группы могут быть различные.

- 2 слога - 3 слога

- начинается с ударного - начинается с безударного

- имена девочек - имена мальчиков

- с удвоенной согласной - без нее

Большое внимание в новых стандартах уделено продуктивности предлагаемых обучающимся заданий, так как продуманное и правильно сформулированное задание – это одно из главных средств достижения нового результата образования.

В своей работе этому вопросу уделяю большое внимание.

Ценностно-смысловые компетенции - связанные с ценностными ориентирами ученика, его способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение.

Например, урок окружающего мира «Птичьи разговоры» (1 класс). Во время проблемного объяснения нового материала можно использовать повторение ранее изученных знаний и личный опыт обучающихся. Приведу фрагмент презентации к этому уроку, который позволяет проследить способности школьников видеть и понимать окружающий мир.

-А что вы знаете о птицах?

-Чем отличаются птицы от других животных?

-Назовите части тела птиц?

-На какие группы можно разделить птиц?

-Чем питаются птицы?

-Где они селятся?

-Где гнездятся?

Всё это проблемный диалог, основанный на личном опыте учеников, но позволяющий открыть для себя что-то новое.

Коммуникативные компетенции- навыки владения работы в группе, коллективе с различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, заполнить анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию. Например, на уроке математики во 2 классе обучающиеся работают консультантами. Они проверяют сделанную работу на своём ряду, исправляют ошибки. Такой вид деятельности оказывает огромную помощь учителю. Развивает у детей взаимопомощь, взаимопроверку, навыки работы в группах. На уроках русского языка при изучении темы «Текст» использую приём мотивации (пишем письмо другу) по всем правилам составления текста.

Информационные компетенции - известная истина, выраженная словами К. Д. Ушинского «Детская природа требует наглядности» сейчас легко может быть удовлетворена средствами компьютерных технологий. Но чтобы компьютер не стал средством только простой наглядности, учитель должен хорошо и правильно смоделировать урок.

Новые информационные технологии обучения обладают и определенными дидактическими возможностями:

-источник информации;

-повышают степень наглядности;

- организуют и направляют восприятие;

- наиболее полно отвечают интересам и запросам обучающихся;

- создают эмоциональное отношение обучающихся к учебной информации,

положительную мотивацию;

- это и дополнительный материал, выводящий за пределы обязательного

уровня.

Информационные технологии, открывают для меня не только дополнительные возможности обучения и развития моих учеников, но помогают организовать работу младших школьников в проектном режиме. Тем более что приоритетной педагогической задачей для учителя начальной школы является развитие творческих способностей ребёнка. Учебная среда с интегрированными в неё информационными технологиями создаёт для учеников высокую мотивацию и условия для реализации их собственных идей, подготавливает их к комфортной жизни в условиях информационного общества.

Внедрение информационных технологий в учебный процесс рассматривается:

  1. Не как цель, а как еще один способ постижения мира учащимися;

  2. Как источник дополнительной информации по предметам;

  3. Как способ самообразования учителя и обучающихся;

Я считаю, что применение компьютера для обучения школьников — это большая область проявления творческих способностей для всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто любит детей и отдаёт им себя. Во 2 классе мы используем компьютер для подготовки дополнительных сообщений, небольших презентаций, помогающих организовать проблемный диалог, тестов. Но, используя компьютер на уроке, нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и, по возможности, сохранить его здоровье.

Здоровьесберегающие компетенции – знание и соблюдение норм здорового образа жизни; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность в выборе образа жизни. Можно подумать, что для этого подходят в основном уроки физической культуры, но я считаю ,что каждый урок должен быть использован для формирования здоровьесберегающих компетенций. Начиная с 1 сентября в 1 классе, мы учим правильно сидеть, формируем осанку, учим правильно организовывать свою деятельность, чередуя её с отдыхом и т.д.. На уроках окружающего мира мы говорим о режиме дня, правилах закаливания, правильном питании, гигиене тела человека, о том, как вести себя, если произошёл несчастный случай, о правилах поведения на дороге и т.д..В этом мне помогает побуждающий диалог, который создаёт ситуацию, где дети должны о чём-то догадываться, выдвинуть гипотезу, сделать обобщение. Это уже формирование коммуникативных, учебно-познавательных, информационных компетенций. (Обратить внимание на работы).

Социально-трудовые компетенции - за период обучения с 1-4 класс обучающиеся приобретают начально-технические знания; умения конструирования и навыки по изготовлению изделий из различных материалов; навыки самообслуживания. И для этого использую не только уроки технологии. Например, на уроках литературного чтения творческой направленности. Как правило, это уроки, завершающие разделы. (2 класс урок «Коллективное творчество «Зима в лесу», «Царство Мороза Ивановича»).

Итак, чем отличается традиционная деятельность учителя от деятельности учителя, работающего по ФГОС.

Учитель, работающий по ФГОС, строит урок по сценарному плану, но свободен в выборе форм (чаще инд. и групповые), способов и приёмов обучения. Он акцентирует внимание больше на самостоятельной деятельности обучающихся по поиску и обработке информации, постановке учебной задачи и т. д. Использует чаще формулировки «проанализируйте, сравните, выберите решение, оцените». Результаты обучающихся важны не только предметные, но и метапредметные, личностные.

Итак, в ходе работы над темой я поняла, что для формирования ключевых компетенций необходимы современные технологии организации учебного процесса, а именно урока. Урок-это творчество! Вначале увлечь, а потом научить!

5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!