Формирование ключевых компетенций учащихся на основе
современных образовательных технологий
Главная задача современной системы образований — создание условий для качественного обучения.
Современная образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Для учителя – это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся – переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Главной проблемой учителя является «поиск средств и методов развития образовательных компетенций учащихся как условие, обеспечивающее качественное усвоение программы».
В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».
В Федеральной концепции модернизации российского образования впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.
Соответственно, принципиально меняются цели образования. Другими словами, отечественная школа нуждается в смещении акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию.
Различия традиционного и компетентностного подходов в образовании
Традиционный | Компетентностный |
Главная идея: знания приводят к личностному успеху. | Главная идея: к личностному успеху приводит опыт самостоятельного решения проблем. |
Решение проблем рассматривается как способ закрепления знаний. | Решение проблем – смысл образовательной деятельности. |
Признак высокого уровня образованности – способность воспроизвести большой объём сложного по своему содержанию материала. | Уровень образованности человека тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределённости ситуаций, в которых он способен действовать самостоятельно. |
С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей.
Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации.
Компетенция:
1) круг полномочий и прав, предоставляемых законом, уставом или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов;
2) совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы.
Компетентность: умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания, умения и навыки в практической деятельности.
Компетентностный подход: выдвигает на первое место не информированность ученика, а способность организовывать свою работу:
Запомнить и ответить – это накопление знаний;
Подставить значение в готовую формулу – это реализация умений;
Узнать из многих математических выражений квадратное уравнение – проявление навыков;
Применить свои знания и умения во внеучебной практической ситуации – это компетентность.
Смысл компетентностного подхода в том, что ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценивать новый опыт, контролировать эффективность собственных действий.
Сравнение результатов компетентностного образования с традиционным
Результат традиционного образования | Результат компетентностного образования |
Знания – это информация, присвоенная человеком | Существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней. |
Умения – это подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым точно, быстро и сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта, которые, совершенствуясь и автоматизируясь, превращаются в навыки | Совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетентностями |
Навыки – это действия, выполняемые автоматически | Деятельность всегда осознана, а не выполняется автоматически |
Компетентность – это непосредственный результат образования, который выражается в овладении учащимся определенным набором (меню) способов деятельности |
Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим меняется, точнее, по- иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура состветствутоших компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. Рассмотрим основания для отбора и конструирования методов обучения в компетентностном подходе. Для этого определим понятие компетенций и компетентностей, обозначим их структуру, функции.
Компетентность - владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность - уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере. Компетентность - совокупность личных качеств ученика (ценностно -смысловых ориентации, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.
Образовательная компетенция — требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентации, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.
Компетенции для ученика — это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у него формируются те или иные
составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к
будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения., Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которой участвует человек, например, взрослый специалист, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов. Такие компетенции отражают предметно- деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей. Можно привести следующий пример. Ученик в школе осваивает компетенцию гражданина, но в полной мере использует ее компоненты уже после окончания школы,
поэтому во время его учёбы эта компетенция фигурирует в качестве образовательной.
Для определения содержания каждой из компетенций необходима структура, обусловленная их общими функциями ролью в образовании.
Чтобы обеспечить соотносимость компетенций с традиционными образовательными параметрами, раскроем содержание понятия «образовательные компетенции» путем перечня структурных компонентов компетенции:
название компетенции;
тип компетенции в их общей иерархии (ключевая, общепредметная, предметная компетенция);
круг реальных объектов действительности, но отношению к которым вводится компетенция;
социально-практическая обусловленность и значимость компетенции (для чего она необходима в социуме);
смысловые ориентации ученика по отношению к данным объектам, личностная значимость компетенции (в чем и зачем ученику необходимо быть компетентным);
знания о данном круге реальных объектов;
умения и навыки, относящиеся к данному кругу реальных объектов;
способы деятельности по отношению к данному кругу реальных объектов;
минимально необходимый опыт деятельности ученика в сфере данной компетенции (но ступеням обучения);
индикаторы - примеры, образцы учебных и контрольно-оценочных заданий по определению степени (уровня) компетентности ученика (по ступеням обучения).
Информационные компетенции:
владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;
самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и предавать ее;
ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;
уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по канал СМИ;
овладеть навыками использования информационных устройств;
применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии; аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
Коммуникативные компетенции:
уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, письмо, поздравление;
уметь представить свой класс, школу, страну, использовать для этого знания иностранного языка;
владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовые сферы;
определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени;
иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах;
В 4 классе на уроке по Окружающему миру по теме «Органы чувств человека» итоговой работой этой темы мною было предложено учащимся задание творческого характера - составить памятку «Как сохранить здоровыми органы чувств». Ребята разбились на команды, каждая выбрала орган чувств человека и результат - разработанную памятку представили классу.
В заключении хотелось бы сказать, что советы, которыми руководствуюсь при формировании ключевых компетенций в работе над качеством образования:
главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете;
помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться;
необходимо часто использовать вопрос «почему?», чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения;
помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике;