СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование коммуникативной функциональной грамотности через развитие эмоционального интеллекта на занятиях по английскому языку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются педагогические технологии, способствующие развитию эмоционального интеллекта у обучающихся на дополнительных занятиях по английскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативной функциональной грамотности через развитие эмоционального интеллекта на занятиях по английскому языку.»

Формирование коммуникативной функциональной грамотности через развитие эмоционального интеллекта на занятиях по программе «Путешествие по странам и континентам».

Только эмоционально одаренные люди могут рационально распоряжаться своими природными способностями и знаниями, полученными в процессе своего образования.

(Д. Гоулман)

В настоящее время большой интерес вызывает проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействие и взаимовлияние. Ученые определили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% - IQ – коэффициент интеллекта, определяющий уровень умственных способностей человека. Эмоциональный интеллект отражает внутренний мир человека, определяет его поведение и взаимодействие с другими людьми, эффективность коммуникации Люди с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта обладают выраженными способностями к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, к управлению эмоциональной сферой, что обеспечивает более высокую адаптивность и эффективность в общении. Эмоциональный интеллект (EQ) прочно укрепился среди основных компетенций в современном обществе,стал одним из приоритетным критерием успешной коммуникации, достижения успеха в разных сферах человеческой деятельности.

Не смотря на это, большая часть образовательного процесса направлена на когнитивное развитие учащегося, а эмоциональная жизнь ребенка и умение выстраивать взаимоотношения с другими людьми вынесены за рамки организованного педагогического процесса.

Актуальность развития ЭИ обусловлена :

1. требованиями современного этапа образования ,ставящего главной целью воспитание и развитие личности школьника.

2.В настоящее время поведение и эмоциональные стороны личности считаются решающими факторами эффективного функционирования в социуме. Хорошие взаимоотношения и сотрудничество являются ключом к успеху в каждой области человеческой деятельности и способствуют развитию КФГ.

Итак, что же такое эмоциональный интеллект (ЭИ)? Термин происходит из английского языка (Emotional Intelligence).В 1995 году американец Даниель Гоулман ввел термин ЭИ и дал ему следующее определение: это способность человека понимать и контролировать свои эмоции, а также эмоции окружающих, и на этой основе строить  взаимодействие. 

Эмоциональная компетенция содержит следующие компоненты:

·       Self-awareness (самосознание) - главная составляющая. Человек, с высокой степенью самосознания знает свои сильные и слабые стороны и умеет осознавать свои эмоции.

·       Managing emotions (управление эмоциями).

·       Self-control/self-motivation (самоконтроль, самомотивация) - следствие самосознания. Тот, кому свойственна эта черта, не только познал себя, но и научился управлять собой и своими эмоциями.

·       Empathy (эмпатия) - умение ставить себя на место другого человека, испытывать его чувства, а значит, учитывать в процессе принятия решений его эмоции.

·       Handling relationships (управление отношениями).

·       Team work (работа в команде) - мастерство сотрудничества, обладание знанием о том, когда и как нужно брать руководство на себя, а когда – следовать руководству других.

·       Decision-making (Принятие решений) - умение обдумывать свои поступки и знать их последствия, отслеживать, что влияет на принятие решения: чувства или разум

·       Responsibility (oтветственность) - способность признавать последствия своих решений и поступков, выполнять обещания и принятые на себя обязательства

·       Sincerity (открытость): способность строить доверительные отношения.

Иностранный язык является уникальным предметом, т. к. охватывает практически весь спектр интересов человека: литературу, искусство, политику, спорт, бизнес, образование, здоровье, географию, науку и т.д., что легко позволяет сделать его личностно-значимым для обучающегося и создает условия на формирование коммуникативной компетенции, в результате которой и может быть успешно осуществлена коммуникация. 

Для развития ЭИ на занятиях используются технологии : игровая, арт- технология и проектная .

1.Игровая технология: Вступительные игры, Игры-мимы, Ролевые игры

2.Арт-технология: Сказки, Песенное творчество, Просмотр художественныых фильмов, тематических видео роликов, Импровизация

3. Коллективные проекты, создание ментальных карт.

4.Групповые дискуссии.

1.Вступительные игры, задания «для разогрева» («warmers»).

Цель: подготовить обучающихся к предстоящей коммуникации на занятии.

Например, урок английского языка начинается с фразы How are you? How are you feeling today? И все учащиеся по цепочке отвечают на вопрос. Такую разминку можно применить во всех параллелях. Учащиеся привыкают к этому своеобразному «ритуалу», который проходит очень быстро, занимает 1-2 минуты на занятиях.

В старшей параллели можно задать и дополнительные вопросы: Why are you feeling bad? What happened? Учащиеся практикуются в обосновании своих чувств/эмоций,прибегая к использованию грамматических конструкций на английском языке.

После того, как все характеристики эмоций знакомы учащимся, можно разыграть пантомиму (pantomime). Учащиеся по очереди получают карточку с эмоцией и изображают её. Остальные учащиеся её распознают. Это задание также проходит динамично и занимает 2-3 минуты на занятиях.

Показывая свое состояние и объясняя его, можно развить знание о своих эмоциях и об эмоциях окружающих тебя людей. Одновременно происходит тренировка грамматических структур.

 

2.Ролевые игры (role-plays).

А.Ролевая игра — это интерактивный метод обучения, который представляет собой моделирование различных жизненных ситуаций прямо на занятии, позволяют развить познавательныее, эмоциональные и социально-коммуникативные навыки, исследуя мир. Именно подобные игры помогают развить внимание и самоконтроль младшего школьника, пусть это будут динозавры, игра у врача, строительство или сказочные персонажи.

Б.Игры- мимы: игры, в которых для общения используются выражения лица и движения тела, а не речь и диалоги.

Цель: закрепление грамматических конструкций на английском языке, лексических единиц.

Интересные,забавные игры помогают установить свободную атмосферу в группе, где каждый ребенок выражает свои эмоции, не боясь неправильно залавать вопросы ведущему игроку. Для этого одному ученику задается слово и он должен символами и жестами показать его остальным ученикам. При этом миму нельзя произносить какие-либо фразы, а другие обучающиеся могут говорить только на английском. Ведь участники постоянно произносят свои варианты слов на английском и общаются между собой (все кроме мима).

«Цирк»

Детки разбиваются на пары. Один из них выступает в роли дрессировщика, второй животного. Первый участник говорит, кто это и что он может сделать. Второй – показывает. Потом они меняются. «It is a monkey. It likes bananas. It can jump.». - (jump).

Другой вариант такого задания. Ученик изображает какое-либо животное, другие учащиеся пытаются отгадать, кто это.

«Пантомима»

Похожа на предыдущую игру. Один доброволец из класса выходит к доске и показывает какое-либо действие, например, по теме «Домашние обязанности». А другие дети должны догадаться и называть по-английски, что он делает. «Lena is washing up», «Petya is doing the laundry», «Ann is ironing her clothes, etc.».

Задания для учащихся средней школы

Эти игры уже более сложные, т. к. рассчитаны на достаточное знание грамматики и лексики.

«Если бы я был…», «Я сегодня буду гидом..»

Преподаватель предлагает учащимся представить себя в роли известного актёра или актрисы, или любой другой медийной личности. Они должны себя описать (внешность, одежду, манеру общения и тд).

3. Групповые дискуссии (discussions).

в которых принимает участие вся группа, являются эффективной формой работы, позволяющей совместить эффективное обучение иностранному языку с развитием различных составляющих эмоционального интеллекта.
Одним из примеров подобных упражнений является Circle Time.(Время круга)

Данное упражнение позволяет развивать лексические навыки и речевые умения школьников и одновременно повышать их самооценку и способность открыто выражать свои эмоции. При выполнении такого задания развиваются навыки активного слушания, а также коммуникативные навыки. Правила задания следующие: ребёнку можно говорить только тогда, когда наступит его очередь; вести себя корректно и дружелюбно, не перебивать  одноклассников; находить свои собственные слова, избегая повторений за другими детьми; Дети по-очереди повторяют незаконченную конструкцию и добавляют свою концовку Во время выполнения данного упражнения можно использовать такие конструкции, как: «I feel sad when …; I’m good at …; I like doing very much.... A true friend is …».

Таким образом, мы развиваем умение работать в группе, что является одной из составляющих эмоциональной компетенции.

Дискуссия ведётся на иностранном языке. Для выражения согласия/несогласия даём эмоционально-окрашенные опорные фразы:

4.Сказки на иностранном языке являются легко доступным ресурсом для развития ЭИ..Посредствам сказки происходит освоение ценностей и моделей и норм поведения. Сказка позволяет повысить мыслительную и эмоциональную активность, снять физическое и психическое напряжение, совершенствовать и развивать речь и творческие способности. (Роальд Даль «Чарли и шоколадная фабрика, сказочная повесть»)

5.Песни на иностранном языке являются одной из любимых детьми форм занятий.

Структура работы с новым музыкальным произведением:

  1. обучающимся можно предложить поразмышлять о содержании песни, предъявив им её название или подобрать картинку, которая имела бы к ней отношение,

  2. выписать ключевые слова песни на доске и предложить обучающимся задать вопросы учителю об их значении, а затем на их основе составить рассказ.

  3. во время воспроизведения песни предложить обучающимся выкрикивать слово «стоп», как только они услышат одно из выписанных на доске слов.

  4. разрезать песню на ленты с фрагментом музыкального произведения и дать каждому обучающемуся одну ленту для запоминания.

  5. Далее обучающиеся выстраиваются в правильном порядке, проговаривают песню, слушают её и проверяют. На этом этапе также возможно предложить обучающимся выложить ленты с текстом песни на столе в порядке её воспроизведения

  6. в целях развития навыка письма обучающимся можно предложить написать письмо главному герою или исполнителю песни, переписать её как рассказ, написать историю, которая началась до истории в песне или привела к ней, или написать историю как продолжение событий, описанных в песне

  7. И наконец, можно предложить нарисовать или составить коллаж песни

Таким образом,музыкальные произведения необходимо активно использовать для развития навыков чтения, аудирования, говорения и письма.

5.Импровизация

Упражнение Voice acting (озвучка)

Это упражнение учит обучающихся импровизировать с эмоциями, чувствовать эмоции других.

Для этой цели понадобится любой видео фрагмент с действующими лицами. Язык видео не важен..При выключенном звуке обучающиеся начинают озвучивать героев, обращая внимание на их жесты и мимику. Обучающиеся получают разнообразные эмоции при прослушивании настоящей речи персонажей.(вариант: выйти на улицу и пробывать угадывать и озвучивать мысли, беседы проходящих людей)

Упражнение Story master

Это упражнение развивает способность придумывать на ходу, воображение и креативность.

Для выполнения данного упражнения необходима идея для рассказа.. Например, An old lady who lives in the neighbourhood — Старушка, живущая по соседству. Воспитанники по очереди начинают сочинять о том, какая это была старушка, куда эта старушка в один день пошла, что там делала и т.п., пока педагог не скажет «Suddenly» — вдруг.

После этого слова, нужно резко поменять ход сказки и начинать рассказывать, о том, что могло внезапно случиться с этим героем. Слово «вдруг» вынуждает придумывать новое, добавить остроты сюжету.

Использование импровизации на занятиях-это реальная коммуникация, наполненная идеями, эмоциями, словом, всем тем, чего нам иногда не хватает в повседневной урочной жизни. Драматизация является частью реальной, настоящей жизни и помогает ученикам справиться с жизненными трудностями.

 

Итак, иностранный язык становится не только увлекательным и запоминающимся как предмет, но и значимым в развитии личности обучащегося., развития коммуникативных навыков.(автоматизируется речевые образцы, активизируется изученная лексика и пополняется пассивный словарь). Глобальные тенденции современного мира таковы, что важность эмоциональной компетентности будет все больше возрастать. Оказывается, коэффициент умственных способностей человека (IQ) – это лишь основа для реализации личности в социуме. Исследования последних лет доказали, что успешными становятся люди с высоким уровнем ЭИ, а не IQ, т.к. именно ЭИ является важнейшей составляющей процесса коммуникации.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!