Презентация из опыта работы «У меня это хорошо получается»
Формирование коммуникативной компетентности школьников через применение ситуационных задач
Работа школьного педагога - психолога имеет широкий спектр. Во многом его деятельность задается социальной, семейной, педагогической системой, в которой реально находится ребенок. Школа – это его первый опыт жизни в социуме для детей. Школьные ситуации нередко связаны с конфликтами, как со сверстниками, так и с учителями, родителями. Урегулирование таких ситуаций определяет работу педагога - психолога по обучению школьников жизни внутри коллектива, развитию умения находить компромиссные решения и конструктивные выходы из конфликтных ситуаций. Поэтому важнейшей качественной характеристикой успешности процесса адаптации и социализации учащихся выступает коммуникативная компетентность.
(На слайд - Л.А. Петровская: "Коммуникативная компетентность - умение ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения")
Мне всегда были интерсны межличностные отношения, и придя работать в школу педагогом-психологом в 2019 году, я стала изучать эту актуальную, как мне кажется, проблему изнутри. Наверное самое главное в жизни каждого человека – это его отношения с другими людьми. Наблюдая за ребятами в школе, я пришла к выводу, что конфликты среди них явление не редкое. Без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно, да и нужно ли? Ведь, если правильно разрешить ситуацию, легко сблизить людей, помочь им понять друг друга.
Цель моей работы: Формирование коммуникативной компетентности школьников, как способности и готовности подростка к продуктивному межличностному взаимодействию; как сложную образующуюся систему, состоящей из элементов (мотивационно-ценностный, эмоциональный, когнитивный и поведенческий), которую необходимо целенаправленно развивать.
Начала я с выбора средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения. Проводя различные психодиагностики, составляла социально-психологические портреты школьников. Определяла пути и формы оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и имеющим проблемы с психическим самочувствием.
Хотелось бы остановиться на одном конкретном примере. В первом полугодии ко мне обратился классный руководитель 6 класса с проблемой. В классе появились сложности, связанные с межличностными отношениями. Класс разделился на 2 части. У ребят, которые, казалось бы, дружат, вместе проводят досуг, появились взаимные обиды и претензии. Было ясно, что в классе возникла конфликтная ситуация. (на слад - Конфликтная ситуация - – столкновение противоположно направленных несовместимых позиций в межличностных отношениях детей.)
По типу это был межличностный конфликт, конфликт лидерства. Причиной конфликта были мальчики, которые хотели быть лидерами класса. При подготовке и организации новогоднего мероприятия, ребята не могли договориться между собой, они выдвигали разные варианты и каждый претендовал на принятие именно его позиции. Что же я могла сделать?
Я стала искать дополнительную информацию в разных источниках, консультировалась с коллегами педагогами-психологами.
Одной из задач педагога-психолога является формирование у детей умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими. Важно обучать детей навыкам общения и выходом из уже сложившегося конфликта. Формировать умения конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
(на слайд - Конфликт (от лат.) - столкновение; столкновение противоположных целей, интересов, позиций.)
(на слайд - Конструктивное поведение - это слова и действия, способствующие нормализации отношений конфликтующих сторон, снимающие напряжение и приводящие к взаимопониманию)
Я стала более глубокого изучать межличностные отношения в классе, наблюдала за ребятами на перемене, на уроках, старалась побеседовать с каждым. Была проведена диагностика лидерских, коммуникативных и организационных качеств личности «Лидер». Она подтвердила наличие двух лидеров в классе. Кроме того, я четко осознавала и другие причины конфликта: 6 класс - ранний подростковый возраст. Становясь подростком, ребенок часто теряет психологическое равновесие, доминирующей становится потребность в самоутверждении.
Затем я решила провести занятие с использованием ситуационной задачи. (на слайд - Ситуационные задачи - это задачи, позволяющие ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка.) Наша школа занимается инновационной деятельностью в программе РИП и является Научно-методическим центром по теме «Ситуационные задачи как средство достижения результатов в условиях реализации ФГОС».
На занятии было важно:
-Подвести детей к осознанию причины конфликта в классе
-Объяснить ребятам сущность понятия конфликт и конфликтная ситуация
-Обсудить разные стратегии взаимодействия участников конфликта
- Определить пути решения конфликта.
Я поделила класс на 2 группы и проговорила сложившуюся ситуацию в классе. Дала высказаться каждой группе о причинах и последствиях данной ситуации. Мы вместе поняли, что эта ситуация конфликтная и в классе действительно 2 лидера. Предлагаю представить ситуацию:
Представьте, что вы классом оказались на большой льдине, а лидеры по роковой случайности оказались на берегу. Вас относит все дальше и дальше от берега. Задача лидерам - спасти ребят. Вам без разницы, кто из них сейчас вас спасет? Учащиеся поддерживают позицию, что сейчас это не важно. Далее группы предлагают пути решения задачи.
Лидерам приходится общаться и принимать решение, действовать сообща. Они принимают решение, собирают всех в одну группу, протягивают им веревку и по очереди помогают выбраться всем. Спасены!
Анализируя ситуацию, понимаем,что когда все вовлечены в общее дело, можно оставаться лидерами, но прислушиваться к друг другу, находить общее решение и в классе будеет мир и дружба.
Существует много вариантов, тактик выхода из конфликта, но самый главный стиль - сотрудничество, при котором приобретается опыт совместной работы, учитываются интересы всех.
Хочу отметить, что после проведенной работы было заметно усиление группового взаимодействия, сплоченности в классе, исчезла напряженность. Ситуация была разрешена. Ребята успешно подготовились и провели праздник, качественно справились с работой. (слайды с фото класса)
Класс принял участие в командном (классном) конкурсе Школьный смотр классов «Герои на все времена» к 23 февраля и победил.(слайд фото грамоты) Классный руководитель отметила положительные изменения в поведении ребят, ведь они стали более сплочёнными и ответственными. В дальнейшем мы запланировали и провели еще занятия с использованием разных ситуационных задач. Дети в шуточной форме проигрывали разные проблемы межличностных отношений.
В работе я использую такие упражнения как «Разговор и пространство общения», «На уроке», «Ребенок - Взрослый» и другие. Очень важно, чтобы школьники могли оценить свою позицию в соответствии с позицией и интересами другого человека. Необходимо, чтобы у подростка были также сформированы умения устанавливать связь с собеседником, анализировать его сообщения, адекватно реагировать на них, умело пользуясь как вербальными, так и невербальными средствами общения.
Показателями сформированной коммуникативной компетентности является использование речевых и невербальных средств (мимики и жестов). Также четко прослеживается направленность на парное или групповое взаимодействие подростков.
Таким образом, общение подростка - это не только умение вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать и слышать, а также использовать мимику, жесты для более экспрессивного выражения своих мыслей. Осознание особенностей себя и других людей влияет на конструктивный ход общения.
(на слайд - Компоненты коммуникативной компетентности:
-
эмоциональный (эмоциональная отзывчивость, эмпатия, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию)
-
когнитивный (познание другого человека, способность предвидеть поведение другого человека)
-
поведенческий (способность подростка к сотрудничеству, совместной деятельности, адекватность в общении и т.п.).
В процессе коммуникации перед подростками возникает необходимость договориться, заранее спланировать свою деятельность. Происходит становление субъективного отношения к другим детям, т.е. умение видеть в них равную себе личность, учитывать их интересы, готовность помогать. Общаясь со сверстниками, подросток учится управлять действиями партнера, контролирует их, показывает собственный образец поведения, сравнивает других ребят с собой.
В нашей школе с 2015 года существует и активно работает Служба медиации (примирения) и я вхожу в её состав(Слайд.) Данный опыт я использую в своей работе. Каждая ситуация индивидуальна, но моя задача состоит в том, что бы любая конфликтная ситуация служила разрешению противоречий.
Таким образом, одной из принципиальных задач школьного педагога - психолога при формировании коммуникативной компетентности является организация таких условий, при которых подростки приобретают навыки и умения, соответствующие достаточному уровню общения.