СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование коммуникативных способностей детей билингвов в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование комункативных способностей детей билингвов

Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативных способностей детей билингвов в начальной школе»


МАОУ «Ушарбайская средняя общеобразовательная школа»













«Формирование коммуникативных способностей детей билингвов в начальной школе»


























Методический паспорт проекта

Название проекта

«Формирование коммуникативных способностей детей билингвов в начальной школе»

Вид проекта

По продолжительности


долгосрочный

По типу

педагогический

Цель проекта

Формирование коммуникативных способностей детей билингвов.

Задачи проекта

  1. Изучить начальный уровень подготовки коммуникативных способностей детей на начало обучения.

  2. Произвести систематизацию деятельности педагога над данной проблемой.

  3. Выбрать оптимальные пути решения, методы и технологии для решения данной проблемы.

  4. Создать оптимальные условия для реализации данного проекта.

  5. Составление банка дидактических и методических пособий для обучения родному языку.


Исследование проблемы билингвизма ведется на протяжении уже многих лет. Билингвизм — это способность употреблять для общения две языковые системы

Интерес к проблемам двуязычия, или билингвизма, ярко обозначившийся в 40-е годы 20 века, был обусловлен не только развитием лингвистики и методов ее исследования, но и успехами смежных наук - социологии, психологии, этнографии, для которых язык является важным источником сведений о человеке и обществе. В это время условия жизни общества были сопряжены со значительной миграцией населения или проживанием некоренного населения в русскоязычной среде, в которой они, как правило, не теряют родной язык, в связи с чем, развитие речи детей протекает в условиях билингвизма. В современном мире детей билингвов становится с каждым годом все больше. В данное время дети с младенчества овладевают русским языком, хотя живут в семьях, где родители говорят на родном языке. Почему так происходит? В чем причина? В настоящее время дети больше времени проводят за телевизором, гаджетами и поэтому получают первые навыки общения через информационные технологии. Проблема изучения бурятского языка стала еще труднее, неинформированность родителей по проблеме, отсутствие достаточной теоретической базы, соответствующих технологий и методов, проблемы психологического характера (коммуникативные и личностные), Таким образом формирование коммуникативных способностей детей билингвов является актуальной.

Различают естественный билингвизм, когда дети с рождения общаются с носителями разных культур, и искусственный, при котором ребёнка специально обучают.

Несмотря на то, что билингвизм как коммуникативный феномен является широко распространенным явлением, актуальность изучения данной проблемы сегодня не снижается, а возрастает в связи с тем, что контактирование с информационными средствами приобретает в современном мире все большие масштабы, что требует адекватного понимания закономерностей освоения родного языка и формирования соответствующей лингводидактической основы обучения ему.

Цель проекта: Формирование коммуникативных способностей детей билингвов.

Задачи проекта:

  1. Изучить начальный уровень подготовки коммуникативных способностей детей на начало обучения.

  2. Произвести систематизацию деятельности педагога над данной проблемой.

  3. Выбрать оптимальные пути решения, методы и технологии для решения данной проблемы.

  4. Создать оптимальные условия для реализации данного проекта.

  5. Составление банка дидактических и методических пособий для обучения родному языку.

Целевая аудитория: обучающиеся начальных классов. Особенно сложно формирование коммуникативной компетенции происходит у учащихся, для которых очень бедный словарный запас родного языка. В современных школах не редкость ученики, для которых родной язык - иностранный. Эти явления явно обуславливают особенности процесса обучения родному языку. Необходимо отметить, что у многих учащихся – билингвов низкий стартовый уровень, слабая психологическая готовность к учению из-за ограниченности лексикона и отсутствия мотивации. Это связано с семьей, окружающей средой, обучением и воспитанием в детском саду, так как родители мало общаются с детьми на родном языке.

Содержание проекта: Коммуникативно ориентированное обучение, целью и средством которого является общение на родном языке, строиться на основе учебной модели процесса речевого общения. Что влияет на формированию коммуникативной способности детей билингов начальной школы? Мы начали с создания образовательной среды в школе, провели беседу с родителями, чтоб общались с детьми только на родном языке, начали создавать банк методических пособий для интегрированных уроков.

В коридорах создали образовательную среду, именно обучающую родному языку. Здесь на стенах нарисованы птицы наших лесов с названиями птиц, целая стена посвящена роду хори буряад, их место проживания, на других стенах написаны пословицы.

Своеобразным методическим пособием для использования учителем и учащимися при создании ситуации общения посредством диалога является школьный словарь наиболее употребительных формул речевого этикета в различных ситуациях общения, русско-бурятский словарь растений, животных, оньхон угэнуудэй тайлбари, банк методических материалов. В дальнейшем планируем создать словарь, в котором будут представлены характер ситуаций общения, конкретные условия употребления, речевые образцы (формулы речевого поведения). Систематическое использование речевых формул на занятиях помогает младшим школьникам свободно строить диалог со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях, учит их взаимодействовать друг с другом.

Использование метода коллективного способа обучения (работа младших школьников в парах, группах, взаимоконтроль и взаимооценка) способствует интенсивному развитию коммуникативных умений. При этом, учителя применяют такие приёмы диалогизации речи, как: ролевая игра, составление устных и письменных диалогов по сюжетным картинкам и наблюдению, этюдов для выражения различных эмоций (радости, удивления, огорчения и т. д.), интервьюирование и др. На практическом этапе формирующего эксперимента идет тщательный отбор наиболее эффективных методов и приёмов развития коммуникативных и речевых умений посредством диалога у младших школьников в условиях двуязычия. Это методы, построенные с учетом закономерностей естественного процесса усвоения речи и делающие его более насыщенным и интенсивным (проблемно-диалогический метод, метод игры, словесно-наглядный метод, метод практической работы, психолого-социологические методы и др.).

Установлению контактов, кооперации (организация и осуществление общей деятельности), а также процессам межличностного восприятия, включая понимание партнёра, способствуют занятия-тренинги, которые проводят педагоги школы с учащимися. Отслеживаться результаты уровня их социальной компетентности и сознательной ориентации на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности), умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Ожидаемые результаты: В результате обучения учащиеся должны освоить такие важные коммуникативные умения как:

- общение и взаимодействие (коммуникация), т. е. умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

- работа в группе (команде), т. е. умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания;

- речевые действия, служащие средством коммуникации (передачи информации другим людям), способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания, т. е. умение ученика описывать, объяснять содержание совершаемых действий в форме речевых значений с целью планирования, контроля, оценки практической деятельности своей и сверстников.

Перспективы дальнейшего развития проекта: Проект может быть продолжен учителями-предметниками в старшей школе, сформировав новую опытно-экспериментальную группу.




Список литературы.

1. Заводницкая Ю. В. Актуальные проблемы обучения детей-билингвов в поликультурном регионе (на примере Калининградской области) // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 6-9.

2."Билингвизм в раннем возрасте" Арчакова Т.О. [Электронный ресурс] // Электронный сборник статей PsyJournals 2009. №1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!