МАОУ «Ушарбайская средняя общеобразовательная школа»
«Формирование коммуникативных способностей детей билингвов в начальной школе»
Методический паспорт проекта
Название проекта | «Формирование коммуникативных способностей детей билингвов в начальной школе» |
Вид проекта По продолжительности | долгосрочный |
По типу | педагогический |
Цель проекта | Формирование коммуникативных способностей детей билингвов. |
Задачи проекта | Изучить начальный уровень подготовки коммуникативных способностей детей на начало обучения. Произвести систематизацию деятельности педагога над данной проблемой. Выбрать оптимальные пути решения, методы и технологии для решения данной проблемы. Создать оптимальные условия для реализации данного проекта. Составление банка дидактических и методических пособий для обучения родному языку. |
Исследование проблемы билингвизма ведется на протяжении уже многих лет. Билингвизм — это способность употреблять для общения две языковые системы
Интерес к проблемам двуязычия, или билингвизма, ярко обозначившийся в 40-е годы 20 века, был обусловлен не только развитием лингвистики и методов ее исследования, но и успехами смежных наук - социологии, психологии, этнографии, для которых язык является важным источником сведений о человеке и обществе. В это время условия жизни общества были сопряжены со значительной миграцией населения или проживанием некоренного населения в русскоязычной среде, в которой они, как правило, не теряют родной язык, в связи с чем, развитие речи детей протекает в условиях билингвизма. В современном мире детей билингвов становится с каждым годом все больше. В данное время дети с младенчества овладевают русским языком, хотя живут в семьях, где родители говорят на родном языке. Почему так происходит? В чем причина? В настоящее время дети больше времени проводят за телевизором, гаджетами и поэтому получают первые навыки общения через информационные технологии. Проблема изучения бурятского языка стала еще труднее, неинформированность родителей по проблеме, отсутствие достаточной теоретической базы, соответствующих технологий и методов, проблемы психологического характера (коммуникативные и личностные), Таким образом формирование коммуникативных способностей детей билингвов является актуальной.
Различают естественный билингвизм, когда дети с рождения общаются с носителями разных культур, и искусственный, при котором ребёнка специально обучают.
Несмотря на то, что билингвизм как коммуникативный феномен является широко распространенным явлением, актуальность изучения данной проблемы сегодня не снижается, а возрастает в связи с тем, что контактирование с информационными средствами приобретает в современном мире все большие масштабы, что требует адекватного понимания закономерностей освоения родного языка и формирования соответствующей лингводидактической основы обучения ему.
Цель проекта: Формирование коммуникативных способностей детей билингвов.
Задачи проекта:
Изучить начальный уровень подготовки коммуникативных способностей детей на начало обучения.
Произвести систематизацию деятельности педагога над данной проблемой.
Выбрать оптимальные пути решения, методы и технологии для решения данной проблемы.
Создать оптимальные условия для реализации данного проекта.
Составление банка дидактических и методических пособий для обучения родному языку.
Целевая аудитория: обучающиеся начальных классов. Особенно сложно формирование коммуникативной компетенции происходит у учащихся, для которых очень бедный словарный запас родного языка. В современных школах не редкость ученики, для которых родной язык - иностранный. Эти явления явно обуславливают особенности процесса обучения родному языку. Необходимо отметить, что у многих учащихся – билингвов низкий стартовый уровень, слабая психологическая готовность к учению из-за ограниченности лексикона и отсутствия мотивации. Это связано с семьей, окружающей средой, обучением и воспитанием в детском саду, так как родители мало общаются с детьми на родном языке.
Содержание проекта: Коммуникативно ориентированное обучение, целью и средством которого является общение на родном языке, строиться на основе учебной модели процесса речевого общения. Что влияет на формированию коммуникативной способности детей билингов начальной школы? Мы начали с создания образовательной среды в школе, провели беседу с родителями, чтоб общались с детьми только на родном языке, начали создавать банк методических пособий для интегрированных уроков.
В коридорах создали образовательную среду, именно обучающую родному языку. Здесь на стенах нарисованы птицы наших лесов с названиями птиц, целая стена посвящена роду хори буряад, их место проживания, на других стенах написаны пословицы.
Своеобразным методическим пособием для использования учителем и учащимися при создании ситуации общения посредством диалога является школьный словарь наиболее употребительных формул речевого этикета в различных ситуациях общения, русско-бурятский словарь растений, животных, оньхон угэнуудэй тайлбари, банк методических материалов. В дальнейшем планируем создать словарь, в котором будут представлены характер ситуаций общения, конкретные условия употребления, речевые образцы (формулы речевого поведения). Систематическое использование речевых формул на занятиях помогает младшим школьникам свободно строить диалог со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях, учит их взаимодействовать друг с другом.
Использование метода коллективного способа обучения (работа младших школьников в парах, группах, взаимоконтроль и взаимооценка) способствует интенсивному развитию коммуникативных умений. При этом, учителя применяют такие приёмы диалогизации речи, как: ролевая игра, составление устных и письменных диалогов по сюжетным картинкам и наблюдению, этюдов для выражения различных эмоций (радости, удивления, огорчения и т. д.), интервьюирование и др. На практическом этапе формирующего эксперимента идет тщательный отбор наиболее эффективных методов и приёмов развития коммуникативных и речевых умений посредством диалога у младших школьников в условиях двуязычия. Это методы, построенные с учетом закономерностей естественного процесса усвоения речи и делающие его более насыщенным и интенсивным (проблемно-диалогический метод, метод игры, словесно-наглядный метод, метод практической работы, психолого-социологические методы и др.).
Установлению контактов, кооперации (организация и осуществление общей деятельности), а также процессам межличностного восприятия, включая понимание партнёра, способствуют занятия-тренинги, которые проводят педагоги школы с учащимися. Отслеживаться результаты уровня их социальной компетентности и сознательной ориентации на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности), умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Ожидаемые результаты: В результате обучения учащиеся должны освоить такие важные коммуникативные умения как:
- общение и взаимодействие (коммуникация), т. е. умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
- работа в группе (команде), т. е. умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания;
- речевые действия, служащие средством коммуникации (передачи информации другим людям), способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания, т. е. умение ученика описывать, объяснять содержание совершаемых действий в форме речевых значений с целью планирования, контроля, оценки практической деятельности своей и сверстников.
Перспективы дальнейшего развития проекта: Проект может быть продолжен учителями-предметниками в старшей школе, сформировав новую опытно-экспериментальную группу.
Список литературы.
1. Заводницкая Ю. В. Актуальные проблемы обучения детей-билингвов в поликультурном регионе (на примере Калининградской области) // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 6-9.
2."Билингвизм в раннем возрасте" Арчакова Т.О. [Электронный ресурс] // Электронный сборник статей PsyJournals 2009. №1