СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование коммуникативных УУД младших школьников

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит рекомендации по формированию коммуникативных УУД в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативных УУД младших школьников»

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий

Как сформировать УУД?

Можно научить ребенка общаться, учиться, организовывать свою работу, только ставя его в активную позицию, обращая внимание на развивающие задачи. Просто лекциями и пересказыванием учебника не обойтись…

«Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы учиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.

Формирование универсальных учебных действий учащегося может быть обеспечено только в результате деятельности ученика в условиях выбора, сопровождаемой учителем средствами индивидуально-ориентированных технологий. Поэтому, освоение и внедрение технологий обучения становится актуально.                

В рамках обучения колоссальную роль приобретает коммуникативная деятельность учителя при взаимодействии с учащимися. Коммуникация обеспечивает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности: установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнёра. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Рассмотрим, каково значение коммуникативных УУД  ученика в образовательном процессе?

Во-первых, они влияют на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже.

Во-вторых, от коммуникативных УУД  во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе.  

В-третьих, коммуникативные УУД  учащихся могут рассматриваться в образовательном процессе как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Следовательно, развитие коммуникативных универсальных  учебных действий  ученика – актуальная задача воспитательно-образовательного процесса школы, поэтому их формированию следует уделять пристальное внимание.

Видами коммуникативных действий являются :

  • инициативное сотрудничество;  

  • планирование учебного  сотрудничества;

  • взаимодействие;

  • управление коммуникацией.

 Инициативное сотрудничество в себя включает 

  • умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;        

  • проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Планирование учебного сотрудничества

  • умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Взаимодействие включает в себя 

  • умение формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;

  •  строить понятные для партнера высказывания;

  •  строить монологичное высказывание;

  •  вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, слушать собеседника.

Управление  коммуникацией

-умение определять общую цель и пути ее достижения;

-осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- оказывать в сотрудничестве  взаимопомощь;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

- разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Основу  формирования коммуникативных УУД  составляет опыт человеческого общения во всех его формах, включая виртуальные. Это проектная деятельность, экскурсии, спортивные мероприятия, викторины, конкурсы и т.д.

Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.

Работа в парах и группах постоянно присутствует на наших уроках, т.к. этого требуют стандарты второго поколения. Групповая работа,  помогает организации общения, т.к. каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения. Эта  работа  -   один из лучших способов, дающий возможность детям строить отношения на основе толерантности.

Коммуникативные навыки  развиваются и средствами ИКТ. В классе  накоплен  электронный учебный материал по каждому предмету. 

Коммуникативная деятельность учащегося начальной школы – новообразование субъекта учебной деятельности, формирующееся в процессе обучения в начальной школе, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать задачи, составляющие сущность обучения в младших классах.







Приемы формирования коммуникативных УУД

1. Давать учащимся время на обдумывание их ответов.

2. Обращать свое внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.

3. Не вносить своих исправлений и свое мнение (в зависимости от ситуации).

4. Поддерживать все высказывания, не зависимо от того, верит он или нет.

5. Предоставлять возможность учащимся, задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.

6. Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.

7. Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.

Приёмы для формирования :

- Упражнение « Ручки»( с закрытыми глазами)

-« Вертушка», « Пила», « Зигзаг», « Учимся вместе»

-Турниры между командами

- Приём взаимопроверки

- Найди отличия (можно задать их количество);

- На что похоже?

- Поиск лишнего;

- «Лабиринты»;

- упорядочивание;

- «Цепочки»;

- хитроумные решения;

-составление схем-опор;

- составление и распознавание диаграмм;

- работа с разного вида таблицами.

Результатом развития коммуникативного компонента УУД в начальной школе можно считать:

- умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению), даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов);

- умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умения убеждать и уступать, способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов;

- умение с помощью вопросов выяснить недостающую информацию;

- способность брать на себя инициативу в организации совместного действия осуществлять взаимный контроль и помощь по ходу выполнения задания.

Вывод: КУУД способствуют формированию умения взаимодействовать с людьми, с информационными потоками, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и взаимопомощи их будущей взрослой жизни.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!