ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПОУРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формирование коммуникативных УУД младших школьников — чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет на результативность и на процесс их социализации и развития личности в целом. Становление коммуникативной компетентности младших школьников – один из ключевых моментов развития личности. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Теоретическими предпосылками формирования коммуникативных потребностей, способностей, умений, коммуникативной компетентности личности занимались И.Н. Агафонова, Ф.И. Буслаев, И.Ф Гудзик, Р.Р. Девлетов, И.А Зимняя, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева и др[3, с.5]
В то же время анализ психологической и педагогической литературы позволил установить, что, несмотря на использование отдельными авторами понятия «коммуникативная компетентность», которая включает в себя коммуникативные умения, способности и знания, еще не в полной мере раскрыта их сущность.
Целью работы является создание условий для процесса формирования коммуникативных УУД учащихся младших классов через использование речевых игр и различных упражнений.
Объект исследования: процесс развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Предмет исследования: особенности видов поурочной деятельности в процессе формирования коммуникативных универсальных действий младших школьников.
Учебно-коммуникативные трудности, с которыми сталкиваются младшие школьники, рассмотрены в трудах Г. В. Бурменской, И. В. Дубровиной, А. Н. Корнева, Г. Ф. Кумариной, Р. В. Овчаровой, И.Н. Садовниковой и др.[1, с.4]
Р.Р.Девлетов в коммуникативную компетентность включает следующие важнейшие умения:
воспринимать и понимать прослушанную информацию;
читать и понимать несложные тексты;
воспринимать элементы фактического содержания текста, логические связи между ними;
устно общаться в стандартных ситуациях учебной, трудовой, культурной, бытовой сфер;
в устной форме кратко рассказать о себе, окружении, пересказать, выразить мнение, оценку;
вступать в диалог;
письменно оформить и передать элементарную информацию;
уметь выражать мысли в форме высказывания и т.д. [3, с.3-4]
Владение коммуникативными умениями на достаточном уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми в разных ситуациях и ведет к повышению качества учебного процесса. И одной из задач педагога при формировании коммуникативной компетентности должна быть организация таких условий, при которых учащиеся приобретают навыки и умения, соответствующие высокому уровню общения.
Для реализации коммуникативных универсальных действий в начальном образовании доступны следующие виды поурочной деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
художественно-эстетическое творчество;
проектная деятельность [5].
В поурочной деятельности возможно применение различных упражнений и игр, которые направлены на формирования коммуникативных учебных действий.
Исследование проводилось в 3 -а классе на базе МБОУ «Средней общеобразовательной школы» №18, г.Симферополь.
Экспериментальная работа включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
На констатирующем этапе проводились такие методики как: «Тест оценки коммуникативных умений», задание «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже), задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман).
Таким образом, у учащихся 3-а класса выявлены различные уровни сформированности коммуникативных учебных действий:
· высокий уровень — 35 %;
· средний уровень — 35%;
· низкий уровень — 30 %.
На формирующем этапе был проведен комплекс упражнений и речевых игр направленный на формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в поурочной деятельности, такие как:
Игры: «Веселый урожай», «Рыбалка», «Живая картинка», «Живое предложение», «Где я был?», «Игра в мяч», "Закончи предложение", Скажи какой;
Упражнения «Изобрази предмет»; «Испорченный телефон»; «Общение — это…»; «Понимание»; «Другой акцент» ,которые будут развивать у детей внимание к слову, к его точному и правильному употреблению в устной речи, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, развитие связной речи [4].
Все эти упражнения и игры были использованы на разных уроках: на русском языке, литературном чтении, математике, изо, технологии, окружающем мире.
После проведенных упражнений и игр, направленных на формирование коммуникативных учебных действий у учащихся, была проведена повторная диагностика сформированных коммуникативных учебных действий.
Вследствие этого, у учащихся 3-а класса был выявлен высокий уровень сформированности коммуникативных учебных действий.
Результаты следующие:
· высокий уровень — 60 %;
· средний уровень — 25 %;
· низкий уровень — 15 %.
Отсюда следует, что при постоянном использовании этих упражнений и игр у учащихся успешно формируются и закрепляются коммуникативные универсальные учебные действия.
Таким образом, учащиеся могут работать в группах и коллективах; вести диалог; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; продуктивно работать в поиске и сборе нужной информации; умеют находить альтернативные способы разрешения конфликтов; умеют управлять и контролировать поведение товарищей; умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умеют слушать и слышать сверстников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся / Управление начальной школой. – 2009. – №2. – С. 4–10.
2.Григорьев Д.В. Поурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с. — (Стандарты второго поколения).
3. Девлетов Р.Р. Комплекс лингводидактических материалов по методике преподавания русского языка / Р.Р. Девлетов, Э.З. Топчук. – Симферополь: ДИЙПИ, 2012. – 72 с.
4. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники [Текст] / О.Н. Истратова. — Изд. 4-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — 349 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки РФ. — М.: Просвещение, 2010. — 32 с.