СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формирование коммуникативных УУД у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование коммуникативных УУД  у младших школьников является актуальной проблемой в образовании детей.

Просмотр содержимого документа
«"Формирование коммуникативных УУД у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности"»

ФОРМИРОВАНИЕ  КОММУНИКАТИВНЫХ  УУД   МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ  В ПОУРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Формирование  коммуникативных  УУД младших  школьников  —  чрезвычайно  актуальная  проблема,  так  как  степень  сформированности  данных  умений  влияет  на результативность и  на  процесс  их  социализации  и  развития  личности  в  целом. Становление коммуникативной компетентности младших школьников – один из ключевых моментов развития личности. Умения  формируются  в  деятельности,  а  коммуникативные  умения  формируются  и  совершенствуются  в  процессе  общения  учащихся,  как  на  уроках,  так  и  во  внеурочной  деятельности. 

 Теоретическими предпосылками формирования коммуникативных потребностей, способностей, умений, коммуникативной компетентности личности занимались И.Н. Агафонова, Ф.И. Буслаев, И.Ф Гудзик, Р.Р. Девлетов, И.А Зимняя, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева и др[3, с.5]

В то же время анализ психологической и педагогической литературы позволил установить, что, несмотря на использование отдельными авторами понятия «коммуникативная компетентность», которая включает в себя коммуникативные умения, способности и знания, еще не в полной мере раскрыта их сущность.

Целью работы является создание условий для процесса формирования коммуникативных УУД учащихся младших классов через использование речевых игр и различных упражнений.

Объект исследования: процесс развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.

Предмет исследования: особенности видов поурочной деятельности в процессе формирования коммуникативных универсальных действий младших школьников.

Учебно-коммуникативные трудности, с которыми сталкиваются младшие школьники, рассмотрены в трудах Г. В. Бурменской, И. В. Дубровиной, А. Н. Корнева, Г. Ф. Кумариной, Р. В. Овчаровой, И.Н. Садовниковой и др.[1, с.4]

Р.Р.Девлетов в коммуникативную компетентность включает следующие важнейшие умения:

  • воспринимать и понимать прослушанную информацию;

  • читать и понимать несложные тексты;

  • воспринимать элементы фактического содержания текста, логические связи между ними;

  • устно общаться в стандартных ситуациях учебной, трудовой, культурной, бытовой сфер;

  • в устной форме кратко рассказать о себе, окружении, пересказать, выразить мнение, оценку;

  • вступать в диалог;

  • письменно оформить и передать элементарную информацию;

  • уметь выражать мысли в форме высказывания и т.д. [3, с.3-4]

Владение коммуникативными умениями на достаточном уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми в разных ситуациях и ведет к повышению качества учебного процесса. И одной из задач педагога при формировании коммуникативной компетентности должна быть организация таких условий, при которых учащиеся приобретают навыки и умения, соответствующие высокому уровню общения. 

Для  реализации  коммуникативных универсальных действий в  начальном  образовании  доступны  следующие  виды  поурочной  деятельности:

  • игровая  деятельность;

  • познавательная  деятельность;

  • проблемно-ценностное  общение;

  • художественно-эстетическое  творчество;

  • проектная деятельность [5].

В  поурочной  деятельности  возможно  применение  различных  упражнений  и  игр,  которые  направлены  на  формирования  коммуникативных  учебных  действий.

Исследование  проводилось  в  3 -а классе  на  базе  МБОУ  «Средней  общеобразовательной  школы»  №18, г.Симферополь.

Экспериментальная  работа  включала  в  себя  три  этапа:  констатирующий,  формирующий,  контрольный.

На  констатирующем  этапе  проводились  такие  методики  как:  «Тест  оценки  коммуникативных  умений»,  задание  «Левая  и  правая  стороны»  (Ж.  Пиаже),  задание  «Рукавички»  (Г.А.  Цукерман).

Таким  образом,  у  учащихся  3-а  класса  выявлены  различные  уровни  сформированности  коммуникативных  учебных  действий:

·     высокий  уровень  —  35  %;

·     средний  уровень  —  35%;

·     низкий  уровень  — 30  %.

На  формирующем  этапе  был  проведен  комплекс  упражнений  и речевых игр  направленный  на  формирование  коммуникативных  универсальных  учебных  действий  у  младших  школьников  в  поурочной  деятельности,  такие  как: 

Игры: «Веселый урожай», «Рыбалка», «Живая картинка», «Живое предложение», «Где я был?», «Игра в мяч», "Закончи предложение", Скажи какой;

Упражнения  «Изобрази  предмет»;  «Испорченный  телефон»;  «Общение  —  это…»;  «Понимание»;  «Другой  акцент» ,которые будут развивать у детей внимание к слову, к его точному и правильному употреблению в устной речи, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, развитие связной речи [4].

Все  эти  упражнения  и  игры  были  использованы  на  разных уроках: на русском языке, литературном чтении, математике, изо, технологии, окружающем мире. 

После  проведенных  упражнений  и  игр,  направленных  на  формирование  коммуникативных  учебных  действий  у  учащихся,  была  проведена  повторная  диагностика  сформированных  коммуникативных  учебных  действий. 

Вследствие  этого,  у  учащихся  3-а  класса  был  выявлен  высокий  уровень  сформированности  коммуникативных  учебных  действий.

Результаты  следующие:

·     высокий  уровень  —  60  %;

·     средний  уровень  —  25  %;

·     низкий  уровень  —  15 %.

Отсюда  следует,  что  при  постоянном  использовании  этих  упражнений  и  игр  у  учащихся  успешно  формируются  и  закрепляются  коммуникативные  универсальные  учебные  действия.

Таким  образом,  учащиеся  могут  работать  в  группах  и  коллективах;  вести  диалог;  планировать  учебное  сотрудничество  с  учителем  и  сверстниками;  продуктивно  работать  в  поиске  и  сборе  нужной  информации;  умеют  находить  альтернативные  способы  разрешения  конфликтов;  умеют  управлять  и  контролировать  поведение  товарищей;  умеют  с  достаточной  полнотой  и  точностью  выражать  свои  мысли;  умеют  слушать  и  слышать  сверстников.

 







СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся / Управление начальной школой. – 2009. – №2. – С. 4–10.

2.Григорьев  Д.В.  Поурочная  деятельность  школьников.  Методический  конструктор:  пособие  для  учителя  [Текст]  /  Д.В.  Григорьев,  П.В.  Степанов.  —  М.:  Просвещение,  2010.  —  223  с.  —  (Стандарты  второго  поколения).

3. Девлетов Р.Р. Комплекс лингводидактических материалов по методике преподавания русского языка / Р.Р. Девлетов, Э.З. Топчук. – Симферополь: ДИЙПИ, 2012. – 72 с.

4. Истратова  О.Н.  Практикум  по  детской  психокоррекции:  игры,  упражнения,  техники  [Текст]  /  О.Н.  Истратова.  —  Изд.  4-е.  —  Ростов  н/Д:  Феникс,  2010.  —  349  с.

5. Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  начального  общего  образования  [Текст]  /  Министерство  образования  и  науки  РФ.  —  М.:  Просвещение,  2010.  —  32  с. 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!