СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование комуникативной компетенции в условиях фгос

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья по обучению английскому языку

Просмотр содержимого документа
«Формирование комуникативной компетенции в условиях фгос»

Бунина Элла Евгеньевна,

учитель английского языка

МБОУ «Гимназия №40»

города Барнаула


ФОРМИРОВАНИЕ КОМУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

В УСЛОВИЯХ ФГОС


На современном этапе развития общества, в условиях глобализации знание английского языка как основного международного средства общения постоянно возрастает. Этот социальный запрос нашел отражение в новых Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) общего образования, в соответствии с которыми образовательное учреждение должно «формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования".

Как и раньше, изучение иностранных языков должно быть направлено на развитие иноязычной коммуникативной компетенции и развитие личности учащегося посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка. В соответствии с новыми стандартами современный ученик должен в процессе изучения иностранного языка овладеть следующим компетенциями, которые и позволят сформировать целостную коммуникативную компетенцию:

речевая компетенция – это умение и готовность осуществлять межкультурное общение, включающее четыре вида деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо;

языковые компетенции - готовность и способность применить языковые знания;

социокультурная компетенция – готовность и способность общаться на основе знаний о культуре, традициях, реалиях стран изучаемого языка и готовность представлять свою страну;

компенсаторная компетенция – способность и готовность выходить из затруднительного положения при недостатке языковых средств;

учебно-познавательная компетенция предполагает умение осуществлять самостоятельное изучение иностранного языка и овладение современных технологий и элементарных универсальных учебных умений.

Овладев этими компетенциями, выпускник сможет успешно сдать итоговые экзамены, включающие устную часть. Устное собеседование в рамках экзамена – это, по сути, решение речевых ситуаций, коммуникативных задач. Следовательно, коммуникативная направленность в обучении иностранному языку является одной из приоритетных.

Для учителя важно осуществить выбор оптимальных технологий, методов при организации образовательной деятельности обучающихся для овладения коммуникативной компетенцией.

Достижению поставленной цели полностью отвечают коммуникативная и игровые технологии.

Автором технологии коммуникативного обучения в иноязычной культуре является Пассов Ефим Израилевич - доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки, известный ученый в области методики иноязычного образования, автор «Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению» и «Концепции развития индивидуальности в диалоге культур». Он предложил ввести условно-речевые и речевые упражнения.

Основные принципы коммуникативной технологии:

1. В процессе обучения учащиеся включаются в познание мира.

2. Учащиеся принимают активное участие в процессе обучения.

3. Учащиеся учатся выражать свое мнение, чувства, делятся опытом.

4. Учащиеся принимают участие в деятельности, имитирующей реальное общение.

5. Поощряется совместная, групповая работа.

6. Учащиеся несут ответственность за результаты обучения и развивают у себя умение учиться.

7. Учитель-носитель информации, наблюдатель и консультант.

Суть технологии заключается в том что: слышу на английском – отвечаю на английском, от практики к теории. В классическом варианте: ученик слышит английский – переводит на русский – формулирует мысль на русском – переводит на английский - говорит на английском. Пока этот механизм не будет преодолен, общение будет затруднено. Мы не общаемся по «темам», а как считает Е.И.Пассов, содержательной базой общения являются проблемы. Нужно с начального этапа обучения использовать упражнения направленные на развитие неподготовленной устной речи и неважно, что у учащихся небольшой запас слов, это приучает их выходить из ситуации посредством жестов, мимики и запоминанием новых слов. Главным принципом обучения говорению в коммуникативном подходе является ситуативность. Речевые ситуации следует различать естественные и учебно-речевые, созданные для обучения. «Ситуация» как упражнение должна включать мотивацию для высказывания, учитывать возраст, интересы, реальность, целенаправленность, актуальность, эвристичность, самостоятельность, предполагать мыслительную деятельность и если ситуации не побуждает к общению, она не эффективна. Ситуативное обучение предполагает использование знаний не просто по теме, а в комплексе все что изучали и дополнительные знания, если потребуется.

Ситуацию использую на любом этапе урока: как прием введения темы, итоговое высказывание или как закрепление пройденного материала. Вот пример на самом элементарном уровне:

1. Ann had a birthday yesterday. Do you want to know details of her party?

Ask her some questions.

2. Misha watched a film yesterday. Ask him and guess what the film was.

Для создания ситуации использую проблемный вопрос, реальные события и факты вызывающие не однозначное отношение, это позволяет учащимся посредством языка выразить свое личное отношение. Использование картинок или комиксов так же может послужить основой для спонтанного обсуждения. Пословицы, небольшие тексты, видео сюжеты, вызывающие эмоциональное оценивание так же могут быть использованы для развития неподготовленной речи. Структуру учебно-речевой ситуации можно представить в виде небольшой таблицы:

Основные элементы

«факультативные»

Задание: описание задания/Речевая реакция

Ключевые слова/Вопросы/наглядность

По мере развития диалогических навыков, учитывая разный уровень подготовленности можно использовать три уровня развернутости описания ситуации:

1 уровень - полное описание всех компонентов, например:

Your mum has got a birthday. You go shopping: to make a cake. You want to buy: some sugar, eggs, butter, apples, some milk, some flour.

2 уровень - промежуточный, требующий домысливания.

Your mum has got a birthday. You go shopping to buy products to make a cake….

3 уровень - ставиться задача, где учащийся полностью сам принимает решения.

Your mum has got a birthday. You go shopping to buy something for birthday party

Ведущей технологией для формирования коммуникативной компетенции считаю игровые технологии. Применение игровой технологии позволяет развить коммуникативные, творческие способности.  «Игра – это лишь оболочка, форма, содержанием которой должно быть учение, овладение видами речевой деятельности» (Е.И.Пассов, 1989). Игра - сложное моделируемое упражнение, направленное на решение различных образовательных целей.

В своей работе использую следующие игры:

Фонетические игры: назови слова со звуком [ ei ],слышу/не слышу.

Игра с алфавитом: буквы составь в алфавитном порядке, слова запиши в алфавитном порядке, каких букв в алфавите не хватает, по номерам букв запиши слово.

Орфографические игры: исправь ошибку, «собери» слово, впиши букву.

Лексические игры:

  • как много слов ты знаешь на букву G; как много слов ты знаешь по теме “family”; назови синоним/антоним; найди рифму; закончи приложение; ига в мяч; игра в снежный ком по теме “food” (каждый следующий ученик добавляет свое слово: a bun/a bun and a roll/a bun, a roll,a cake); соберем чемодан в поездку/ рюкзак на пикник; найди лишнее слово.

  • угадай кто я

При наличии одинокого набора картинок учащимся предлагается загадать одну профессию или героя сказок, а класс угадывает: Are you a doctor? Can you treat people?

  • объясни на английском

A zoo is ….a place, where animals live in cages.

A theatre is …..a place to watch performances.

Очень помогают в формировании языковой и речевой компетенции:

Грамматические игры:

  • кто больше задаст вопросов

в заключение изучения грамматической темы делимся на группы и соревнуемся , чья команда задаст 5-10 вопросов используя нужную грамматику ( to be, have got (has got), can, Present Continuous, Present Simple), команды обмениваются листками и отвечают. Результаты заносятся в таблицу для наглядного сравнения.

  • найди отличие на картинках/ сравни, что было и что стало и т.д.

использование структуры there is/are/was/were

  • игра в ассоциации

Например:New Year`s Day

-It is a holiday/-much free time/-parties/-sweets/-many presents and so on.

  • Найди меня (использование предлогов)

Ученику предлагается «спрятаться» на картинке, а класс «ищет»

-Are you under the table? –Yes, I am /No, I am not

  • Угадай ,что я вчера делал /угадай, где я вчера был

На доске список дел /мест

Учащийся загадывает ,а класс угадывает.(закрепление прошедшего времени)

-Did you wash up? – Yes, I did/No, I didn`t

-Were you at the zoo yesterday? - Yes, I was/ No, I wasn’t

  • Ранжирование (для закрепления степеней сравнения прилагательных)


strong

smart

beautiful

dangerous

A lion

1

2

2

2

A cat

3

1

1

3

A nake

2

3

3

1

A lion is stronger than a snake. A lion is stronger than a cat. A lion is the strongest.

Обучение чтению в игровой форме (конкурсы чтецов/ составь рассказ из предложений/ подбери предложения к картинкам/ поставь части истории в нужном порядке, составь рассказ по картинкам; подбери заголовок).

Обучение монологической речи в игровой форме (сочини загадку, сочини сказку, закончи историю, придумай себе «легенду»,сочинение стихов/рифмовок, составь памятку/правило).

Дети младшего возраста очень любят придумывать загадки, например:

It`s a big animal. It is very strong. It is brown. It lives in the forest.

Ученик придумывает загадку, он учится писать, читать, говорить, а класс учится слушать.

Коммуникативные игры

Ролевые игры: интервью, опрос мнения, постановки спектаклей, разыгрывание учебных ситуаций, диалогов.

Ролевая игра – это игровая, речевая и учебная деятельность в одном упражнении. Ролевая игра дает возможность развивать речевые способности, фантазию, культурные навыки общения, помогает перебороть страх и включиться в коллективную деятельность. В отличие от диалога, который учит как сказать, ролевая игра учит отвечать на вопрос почему?(мотив) и зачем? (цель) и содержание беседы становиться центром внимания. Это очень эффективное средство создания мотива к иноязычному диалогическому общению

Так в 5-х классах, обучающихся по ФГОС, практикую инсценирование диалогов. В рамках темы “after school” учащиеся сначала разучивают диалог из учебника «покупка питомца в зоомагазине», а затем придумывают свою вариацию покупки питомца, которого хотели бы приобрести. «Покупатель» расспрашивает «продавца» о том, каких животных лучше держать в качестве домашних питомцев, а «продавец» объясняет. В рамках темы “healthy ways” учащиеся расширяют социокультурные знания, знакомятся с достопримечательностями Лондона. Была организована «экскурсия» по Гайд-парку, ученик «экскурсовод» ведет «экскурсию», комментируя слайды презентации, «туристы» задают вопросы. Элемент игры и новизны делают страноведческий материл интересным и запоминающимся. В рамках этой же темы один из учеников провел небольшое социологическое исследование, он решил выяснить, насколько пятиклассники привержены правильному образу жизни. Он составил анкету из пяти вопросов:

  1. Do you walk?

  2. Do you drink coffee?

  3. Do you do morning exercises?

  4. Do you watch TV a lot?

  5. Do you drink coke often?

Учащиеся практиковались в кратких ответах на вопросы, а «журналист» научился собирать информацию, анализировать и делать выводы. Учащимся понравилось отвечать на анкету, а «журналист» расширил знания по теме“healthy ways”.

В рамках проектной деятельности, учащимся было предложено «поставить» сказки на английском языке. Учащиеся сами выбрали сказки ”Little Red Riding Hood”, ”Three Little Pigs”, “The Bun”, «написали» сценарии, распределили роли и с энтузиазмом репетировали, для декораций приготовили презентации с иллюстрациями к сказкам. Мероприятие доставило большое удовольствие и «актерам» и зрителям.

Деловые игры - это, как правило, практическое занятие, моделирующее различные аспекты профессиональной деятельности. Обеспечивает старшеклассникам комплексное использование имеющихся у них знаний о профессиях и совершенствование иноязычной речи. Этот вид игры практикую в 8-11 классах. Например, в 8-х классах по теме «Здоровье», «посещаем» врача: «пациент» жалуется на проблемы со здоровьем, а «врач» ставит диагноз и дает рекомендации. В 10 классе есть объемная тема «Глобализация», учащиеся провели небольшие исследования, приготовили презентации по выбранной сфере глобализации. Затем провели «конференцию», высказываясь «за» и «против» глобализации.

Таким образом, использование игровых моментов или ситуаций облегчает изучение иностранного языка, развивает творческие способности и спонтанность языковых навыков. Регулярное использование коммуникативных заданий повышает мотивацию изучения предмета. Он престает быть набором трудных правил и текстов. Хотелось бы обратить внимание на использование ИКТ и компьютерных обучающих программ, что позволяет сделать процесс обучения иностранному языку более эффективным, современным, мобильным.

Список использованной литературы

1.Федеральный закон № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Минобрнауки РФ. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).

2. Примерные программы по предметам основной школы. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения) №1897.

3. Аникеева А.П. Воспитание игрой.- Новосибирск, 2000 .-144с.

4.Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991.-222с.

5.Маслыко Е.А., Бабинская П.К. и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка Справочное пособие. — Мн.: Вышэйшая школа, 1992.-445с.

6.Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению М.: Русский язык, 1989. 7.Сафонова В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе / В.В.Сафонова. – М., 2001. – С.73. 8.Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М.Ф. Стронин. – М., 1981. – С.118-131.


6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!