Формирование
контрольно-оценочной
самостоятельности
младших школьников
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, КАК ОСНОВА УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ
Работа по формированию индивидуального учебного действия младшего школьника. Организация домашней самостоятельной работы .
Освоение разных форм и способов организации коллективно-распределенной деятельности учащихся.
Совершенствование контрольно-оценочной деятельности субъектов образователь-
ного процесса
Использование компьютерных технологий для организации контрольно-оценочной деятельности учащихся со стороны родителей и педагогов.(КОД)
ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
- 1этап – переход от дошкольного к школьному образованию (1 класс)
- 2этап – совершенствование форм и способов контроля и оценки в условиях формирования классного сообщества (2-й класс-первое полугодие 4-го класса)
- 3этап – рефлексивный – переход от начальной школы к основной (второе полугодие 4-го класса)
Этапы формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников
1 этап – (1 класс)
Переходный от дошкольного к школьному образованию
2 этап ( 2 – 4 классы)
Совершенствование (опробование) форм и способов контроля и оценки
в условиях формирования классного сообщества
3 этап ( 4 – 5 классы)
Переходный от начальной к основной школе
(рефлексивный этап)
- определение того, что будет проверяться (типология заданий);
- составление проверочных заданий (в т.ч. заданий с «ловушками»);
- выделение сложности заданий;
- создание образца для проверки;
- характеристика ошибок и выдвижение гипотезы об их причинах
- сравнение двух картинок, нахождение различий;
- сравнение и повторение движений (в игре);
- сопоставление двух действий;
- сопоставление письменной работы с образцом;
- сравнение двух решений между собой
- составление задачи, подобной данной;
- выделение из группы заданий того, которое отличается по способу решения;
- выбор из комплекта задач наиболее близких по способу решения;
- прогнозирование, какие ошибки можно допустить при решении
- умение формулировать требования к проверочным заданиям;
- умение определять границы своих возможностей;
- умение устанавливать возможные причины ошибок;
- умение выделять критерии для оценки;
- умение определять готовность к предъявлению результата своей работы
- умение сопоставлять свои действия с заданным образцом;
- умение обнаруживать совпадение, сходство, различие;
- умение договариваться о
выборе образца для сопоставления
- выход на полный цикл контроля и оценки;
- сформированность самоконтроля и самооценки как индивидуальных способностей;
- сформированность основ учебной самостоятельности для основной школы
Ретроспективная оценка - при которой самооценка ученика предшествует учительской оценке.
Рефлексивная оценка. Основой
рефлексивной самооценки – знания о
собственном знании и не знании, о собственных возможностях и ограничениях – являются две способности: способность видеть себя со стороны,
не считать свою точку зрения единственно возможной; способность анализировать
собственные действия.
К концу 1 класса учащиеся могут:
- сравнить действие и результат с готовым образцом;
- по заданным критериям оценить свои действия и соотнести свою оценку с оценкой учителя;
- предъявить на оценку свои
достижения по заданному критерию;
- отделить известное от неизвестного
в знаниях.
Приведем только некоторые педагогические приемы, которые помогают учителю формировать учебные действия контроля и оценки у младших школьников в начальной школе:
- прием «волшебные линеечки» ( изобретение оценочных шкал школьниками);
- прием «прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения той или иной задачи);
- прием «задания-ловушки» (готовые «ловушки» на рефлексию освоения способа действия);
- прием «составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);
- прием «сопоставление своих действий и результата с образцом» (умение вычленять операциональный состав действия);
- прием «составление задачи, подобной данной» (направлены на вычленение существенного в представленной задачи);
- прием «классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа действия»);
- прием «составление задачи по чертежу» (умение переходить от графического языка к словесному описанию);
- прием «обнаружение причин ошибок и способы их устранения» (умение учащихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации);
- прием «создание «помощника» для проверки работы» (умение найти или изготовить себе «помощника» с помощью которого можно точно проверить выполненное задание. Другими словами, куда нужно посмотреть, чтобы точно сказать, что я выполнил это задание правильно);
- прием «составление проверочных заданий» (работа над выделением критериев и на их основе разработка проверочных заданий);
- прием «обоснованный отказ от выполнения заданий» (умение обнаруживать границу своих знаний, обнаруживать задания с недостающими условиями, например, методика «диктант для робота»);
- прием «многоступенчатый выбор» (умение работать со столом «заданий»);
- прием « орфографические или математические софизмы» (умение обнаружить и опровергнуть псевдологичное рассуждение при решении той или иной задачи);
- прием «разноцветные поправки» (умение работать над совершенствованием своего текста (работы), формирует потребность у учащихся к неоднократному возврату за продолжительный отрезок времени);
- прием «умные вопросы» (умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос учителю: « я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю…»).
Проверочная работа в 1-м классе (первое полугодие), которая ориентирована не только
на проверку знаний учащихся программного материала, но и на начало формирования
действий контроля и оценки учащихся:
1. Выдели в тексте отдельные высказывания:
Проходитжаркоелетоднистановятсякорочелистьяосыпа-ютсяптичкиулетают.
2. Напиши по одной строчной и заглавной букве, которые ты уже умеешь писать правильно и красиво
3. Правильно ли разделено слово на слоги ? Если есть ошибки, исправь их.
4. Определите мягкость или твердость согласных в следующих схемах:
5. Первоклассники написали первый свой диктант из 6 имен:
Алена, Люся, Никита, Леня, Лена, Андрюша
По каким трем показателям (критериям) ты можешь оценить эту работу.
1) ____________________ 2) _____________________ 3) ___________________
6. Придумай слово, в котором 1 слог, 2 согласных и 2 гласных звука
Педагогические средства, направленные на решение задачи контрольно-оценочной самостоятельности:
а) работу с «картой знаний» учащихся
б) разновозрастное сотрудничество учащихся 1-5-х классов . Работа в позиции «учителя» развивает учебную самостоятельность школьников, основанную на способности, удерживая точку зрения незнающего, помочь ему занять новую точку зрения, но уже не из позиции сверстника, а из позиции «учителя».
в) место и время для предъявления личных достижений учащихся и класса. Один из принципов безотметочной системы оценивания является принцип «ситуации успеха». На оценку выносится учащимся только то, что он считает для себя готовым для публичной оценки.
г)организация самостоятельной работы учащихся . Подобная работа учащихся в начальной школе ставит своей целью заложить потребность и основу работы младших школьников вне урока по собственной инициативе, решая прежде всего задачи коррекции своих знаний и умений, а также возможности выхода за пределы учебного материала класса.
д) организация и проведение учебных занятий
Учебные занятия прежде всего в начальной школе становятся местом, где разворачивается работа по освоению каждым учащимся приемов и техник контроля и оценки. На этом этапе обучения учащиеся работают:
- над операциональным контролем по заданному алгоритму, образцу;
-над выделением критериев оценки выполнения отдельных заданий и на основе заданных эталонов с помощью «волшебных линеечек»;
- над взаимоконтролем и взаимооценкой;
- над умением фиксировать и предъявлять свои достижения, трудности и проблемы;
- над умением работать со столом «помощников» и столом «заданий» и т.п.
Таким образом, организация учебного занятия дает больше возможностей для становления индивидуальных способов понимания и индивидуального стиля учебной работы, помогает не только освоить приемы и техники самоконтроля и самооценки, но и позволяет их применять для самодвижения школьника в учебном материале.