СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников»

 Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников

Формирование

контрольно-оценочной

самостоятельности

младших школьников

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ,  КАК ОСНОВА УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ Работа по формированию индивидуального учебного действия младшего школьника. Организация домашней  самостоятельной работы . Освоение разных форм и способов организации коллективно-распределенной деятельности учащихся. Совершенствование контрольно-оценочной деятельности субъектов образователь- ного процесса Использование компьютерных технологий для организации контрольно-оценочной деятельности учащихся со стороны родителей и педагогов.(КОД)

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, КАК ОСНОВА УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ

Работа по формированию индивидуального учебного действия младшего школьника. Организация домашней самостоятельной работы .

Освоение разных форм и способов организации коллективно-распределенной деятельности учащихся.

Совершенствование контрольно-оценочной деятельности субъектов образователь-

ного процесса

Использование компьютерных технологий для организации контрольно-оценочной деятельности учащихся со стороны родителей и педагогов.(КОД)

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ 1этап – переход от дошкольного к школьному образованию (1 класс) 2этап – совершенствование форм и способов контроля и оценки в условиях формирования классного сообщества (2-й класс-первое полугодие 4-го класса) 3этап – рефлексивный – переход от начальной школы к основной (второе полугодие 4-го класса)

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

  • 1этап – переход от дошкольного к школьному образованию (1 класс)
  • 2этап – совершенствование форм и способов контроля и оценки в условиях формирования классного сообщества (2-й класс-первое полугодие 4-го класса)
  • 3этап – рефлексивный – переход от начальной школы к основной (второе полугодие 4-го класса)

Этапы формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников

1 этап – (1 класс)

Переходный от дошкольного к школьному образованию

2 этап ( 2 – 4 классы)

Совершенствование (опробование) форм и способов контроля и оценки

в условиях формирования классного сообщества

3 этап ( 4 – 5 классы)

Переходный от начальной к основной школе

(рефлексивный этап)

- определение того, что будет проверяться (типология заданий);

- составление проверочных заданий (в т.ч. заданий с «ловушками»);

- выделение сложности заданий;

- создание образца для проверки;

- характеристика ошибок и выдвижение гипотезы об их причинах

- сравнение двух картинок, нахождение различий;

- сравнение и повторение движений (в игре);

- сопоставление двух действий;

- сопоставление письменной работы с образцом;

- сравнение двух решений между собой

- составление задачи, подобной данной;

- выделение из группы заданий того, которое отличается по способу решения;

- выбор из комплекта задач наиболее близких по способу решения;

- прогнозирование, какие ошибки можно допустить при решении

- умение формулировать требования к проверочным заданиям;

- умение определять границы своих возможностей;

- умение устанавливать возможные причины ошибок;

- умение выделять критерии для оценки;

- умение определять готовность к предъявлению результата своей работы

- умение сопоставлять свои действия с заданным образцом;

- умение обнаруживать совпадение, сходство, различие;

- умение договариваться о

выборе образца для сопоставления

- выход на полный цикл контроля и оценки;

- сформированность самоконтроля и самооценки как индивидуальных способностей;

- сформированность основ учебной самостоятельности для основной школы

Ретроспективная оценка - при которой самооценка ученика предшествует учительской оценке. Рефлексивная оценка. Основой рефлексивной самооценки – знания о собственном знании и не знании, о собственных возможностях и ограничениях – являются две способности: способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной; способность анализировать собственные действия.

Ретроспективная оценка - при которой самооценка ученика предшествует учительской оценке.

Рефлексивная оценка. Основой

рефлексивной самооценки – знания о

собственном знании и не знании, о собственных возможностях и ограничениях – являются две способности: способность видеть себя со стороны,

не считать свою точку зрения единственно возможной; способность анализировать

собственные действия.

К концу 1 класса учащиеся могут: сравнить действие и результат с готовым образцом;  по заданным критериям оценить свои действия и соотнести свою оценку с оценкой учителя; предъявить на оценку свои  достижения по заданному критерию;  отделить известное от неизвестного  в знаниях.

К концу 1 класса учащиеся могут:

  • сравнить действие и результат с готовым образцом;
  • по заданным критериям оценить свои действия и соотнести свою оценку с оценкой учителя;
  • предъявить на оценку свои

достижения по заданному критерию;

  • отделить известное от неизвестного

в знаниях.

 Приведем только некоторые педагогические приемы, которые помогают учителю формировать учебные действия контроля и оценки у младших школьников в начальной школе: прием «волшебные линеечки» ( изобретение оценочных шкал школьниками);  прием «прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения той или иной задачи);  - прием «задания-ловушки» (готовые «ловушки» на рефлексию освоения способа действия); прием «составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);  прием «сопоставление своих действий и результата с образцом» (умение вычленять операциональный состав действия);  прием «составление задачи, подобной данной» (направлены на вычленение существенного в представленной задачи);  прием «классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа действия»);  - прием «составление задачи по чертежу» (умение переходить от графического языка к словесному описанию);

Приведем только некоторые педагогические приемы, которые помогают учителю формировать учебные действия контроля и оценки у младших школьников в начальной школе:

  • прием «волшебные линеечки» ( изобретение оценочных шкал школьниками);
  • прием «прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения той или иной задачи);

- прием «задания-ловушки» (готовые «ловушки» на рефлексию освоения способа действия);

  • прием «составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);
  • прием «сопоставление своих действий и результата с образцом» (умение вычленять операциональный состав действия);
  • прием «составление задачи, подобной данной» (направлены на вычленение существенного в представленной задачи);
  • прием «классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа действия»);

- прием «составление задачи по чертежу» (умение переходить от графического языка к словесному описанию);

  • прием «обнаружение причин ошибок и способы их устранения» (умение учащихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации);
  • прием «создание «помощника» для проверки работы» (умение найти или изготовить себе «помощника» с помощью которого можно точно проверить выполненное задание. Другими словами, куда нужно посмотреть, чтобы точно сказать, что я выполнил это задание правильно);
  • прием «составление проверочных заданий» (работа над выделением критериев и на их основе разработка проверочных заданий);
  • прием «обоснованный отказ от выполнения заданий» (умение обнаруживать границу своих знаний, обнаруживать задания с недостающими условиями, например, методика «диктант для робота»);
  • прием «многоступенчатый выбор» (умение работать со столом «заданий»);
  • прием « орфографические или математические софизмы» (умение обнаружить и опровергнуть псевдологичное рассуждение при решении той или иной задачи);
  • прием «разноцветные поправки» (умение работать над совершенствованием своего текста (работы), формирует потребность у учащихся к неоднократному возврату за продолжительный отрезок времени);

- прием «умные вопросы» (умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос учителю: « я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю…»).

Проверочная работа в 1-м классе (первое полугодие), которая ориентирована не только  на проверку знаний учащихся программного материала, но и на начало формирования действий контроля и оценки учащихся:   1. Выдели в тексте отдельные высказывания:   Проходитжаркоелетоднистановятсякорочелистьяосыпа-ютсяптичкиулетают.   2. Напиши по одной строчной и заглавной букве, которые ты уже умеешь писать правильно и красиво 3. Правильно ли разделено слово на слоги ? Если есть ошибки, исправь их.     4. Определите мягкость или твердость согласных в следующих схемах:  5. Первоклассники написали первый свой диктант из 6 имен:    Алена, Люся, Никита, Леня, Лена, Андрюша    По каким трем показателям (критериям) ты можешь оценить эту работу.   1) ____________________ 2) _____________________ 3) ___________________   6. Придумай слово, в котором 1 слог, 2 согласных и 2 гласных звука  

Проверочная работа в 1-м классе (первое полугодие), которая ориентирована не только

на проверку знаний учащихся программного материала, но и на начало формирования

действий контроля и оценки учащихся:

 

1. Выдели в тексте отдельные высказывания:

 

Проходитжаркоелетоднистановятсякорочелистьяосыпа-ютсяптичкиулетают.

 

2. Напиши по одной строчной и заглавной букве, которые ты уже умеешь писать правильно и красиво

3. Правильно ли разделено слово на слоги ? Если есть ошибки, исправь их.

 

  4. Определите мягкость или твердость согласных в следующих схемах:

5. Первоклассники написали первый свой диктант из 6 имен:

 

Алена, Люся, Никита, Леня, Лена, Андрюша

 

По каким трем показателям (критериям) ты можешь оценить эту работу.

 

1) ____________________ 2) _____________________ 3) ___________________

 

6. Придумай слово, в котором 1 слог, 2 согласных и 2 гласных звука

 

Педагогические средства, направленные на решение задачи контрольно-оценочной самостоятельности:  а) работу с «картой знаний» учащихся б) разновозрастное сотрудничество учащихся 1-5-х классов . Работа в позиции «учителя» развивает учебную самостоятельность школьников, основанную на способности, удерживая точку зрения незнающего, помочь ему занять новую точку зрения, но уже не из позиции сверстника, а из позиции «учителя». в) место и время для предъявления личных достижений учащихся и класса. Один из принципов безотметочной системы оценивания является принцип «ситуации успеха». На оценку выносится учащимся только то, что он считает для себя готовым для публичной оценки. г)организация самостоятельной работы учащихся . Подобная работа учащихся в начальной школе ставит своей целью заложить потребность и основу работы младших школьников вне урока по собственной инициативе, решая прежде всего задачи коррекции своих знаний и умений, а также возможности выхода за пределы учебного материала класса.

Педагогические средства, направленные на решение задачи контрольно-оценочной самостоятельности:

а) работу с «картой знаний» учащихся

б) разновозрастное сотрудничество учащихся 1-5-х классов . Работа в позиции «учителя» развивает учебную самостоятельность школьников, основанную на способности, удерживая точку зрения незнающего, помочь ему занять новую точку зрения, но уже не из позиции сверстника, а из позиции «учителя».

в) место и время для предъявления личных достижений учащихся и класса. Один из принципов безотметочной системы оценивания является принцип «ситуации успеха». На оценку выносится учащимся только то, что он считает для себя готовым для публичной оценки.

г)организация самостоятельной работы учащихся . Подобная работа учащихся в начальной школе ставит своей целью заложить потребность и основу работы младших школьников вне урока по собственной инициативе, решая прежде всего задачи коррекции своих знаний и умений, а также возможности выхода за пределы учебного материала класса.

д) организация и проведение учебных занятий  Учебные занятия прежде всего в начальной школе становятся местом, где разворачивается работа по освоению каждым учащимся приемов и техник контроля и оценки. На этом этапе обучения учащиеся работают: над операциональным контролем по заданному алгоритму, образцу;  -над выделением критериев оценки выполнения отдельных заданий и на основе заданных эталонов с помощью «волшебных линеечек»; над взаимоконтролем и взаимооценкой;  над умением фиксировать и предъявлять свои достижения, трудности и проблемы; над умением работать со столом «помощников» и столом «заданий» и т.п.   Таким образом, организация учебного занятия дает больше возможностей для становления индивидуальных способов понимания и индивидуального стиля учебной работы, помогает не только освоить приемы и техники самоконтроля и самооценки, но и позволяет их применять для самодвижения школьника в учебном материале.

д) организация и проведение учебных занятий

Учебные занятия прежде всего в начальной школе становятся местом, где разворачивается работа по освоению каждым учащимся приемов и техник контроля и оценки. На этом этапе обучения учащиеся работают:

  • над операциональным контролем по заданному алгоритму, образцу;

-над выделением критериев оценки выполнения отдельных заданий и на основе заданных эталонов с помощью «волшебных линеечек»;

  • над взаимоконтролем и взаимооценкой;
  • над умением фиксировать и предъявлять свои достижения, трудности и проблемы;
  • над умением работать со столом «помощников» и столом «заданий» и т.п.

Таким образом, организация учебного занятия дает больше возможностей для становления индивидуальных способов понимания и индивидуального стиля учебной работы, помогает не только освоить приемы и техники самоконтроля и самооценки, но и позволяет их применять для самодвижения школьника в учебном материале.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!