СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование креативного мышления на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья посвящена развитию креативного мышления на уроках биологии. Будет полезна для учителей разных предметов

Просмотр содержимого документа
«Формирование креативного мышления на уроках биологии»



Формирование креативного мышления

у учащихся 8-9 классов

на уроках биологии







Подготовили: - Житниковская Ольга Александровна,

учитель биологии, химии и географии

МБОУ ОЦ №3 Майкопского района



Поляшенко Ирина Юрьевна,

учитель биологии и географии,

МБОУ ОЦ №3 Майкопского района







2022 г., Майкопский район

Темп сегодняшней жизни диктует качественный пересмотр методов и приемов обучения детей. Учитель давно перестал быть источником информации, он обучает искать способы её получения. Но в настоящее время в условиях формирования функциональной грамотности учащихся встает острая необходимость развития не только критического мышления, но и креативного подхода её восприятия.

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать…» Л.Н. Толстой

Современный мир наполнен огромным количеством информации. Ребёнок хочет, или нет, но воспринимает её. Креативное мышление помогает «не утонуть в этом море». Это тот самый спасательный круг, который позволяет не только воспринять информацию, но и выстраивать пути постановки целей, поиску нестандартных решений задач.

Креативное мышление позволяет подходить к выполнению заданий творчески, используя имеющиеся знания зачастую по разным предметам. Развитие воображения, образность и генерация новых идей – вот это и есть уход от шаблонного мышления, стереотипов решения заданий.

Американский психолог и исследователь креативности Эллис Пол Торренс выделил составляющие творческого мышления. Он занимался изучением уровней и критериев оценки креативности.

Критерии креативности по Торренсу

Беглость — способность с большой скоростью выдавать большое количество разнообразных идей. При высоких показателях беглости человек способен за минуту придумать двадцать способов использования какого-либо предмета, например, обычного карандаша.

Гибкость — способность оценивать проблему со всех сторон и применять различные стратегии при её решении. Гибкость помогает быстро улавливать связи между разными явлениями, устанавливать закономерности, находить общее в самых разных вещах и событиях.

Оригинальность — способность генерировать нестандартные или неожиданные идеи, отступать от общепринятого шаблона. Оригинальность помогает с успехом выходить из нештатных ситуаций.

Разработанность — способность не просто генерировать идеи, но и углублять, детализировать их. Высокий уровень детализации отличает изобретателей и конструкторов.

Сопротивление замыканию — умение постоянно воспринимать новую информацию, не ограничиваясь какой-то одной её стороной или аспектом, даже если он кажется наиболее подходящим. Сопротивление замыканию способствует расширению кругозора и накоплению полезных данных для придумывания оригинальных решений.

Благодаря развитию высокого уровня креативности человек становится более успешным, достигает высоких результатов в любой сфере деятельности. Творческое мышление находится на третьем месте в десятке важнейших гибких навыков человека в списке, составленном на экономическом форуме в Давосе. 

Мы можем утверждать, что творческое мышление является главным двигателем прогресса. Оно позволяет расширить взгляд на проблему, найти новые подходы к решению задач и стать первооткрывателем — предложить нечто более ценное тому, что есть сейчас.

Чтобы перестать рассуждать шаблонно и начать воспринимать окружающую действительность свежо, нужно регулярно покидать зону комфорта своих мыслей — использовать специальные технологии развития креативного мышления.

Классическая методика развития креативного мышления

В психологии и методике преподавания биологии выделяют несколько методов развития и совершенствования креативности: «Мечтатель, реалист и критик»,  «Шесть шляп», «Кроссенс», «Корзина понятий», «Черный ящик и волшебная коробка» и многие другие. Можно отметить, что почти все они направлены на развитие критического мышления учащихся. Но в этом и заключается суть креативности. Давайте рассмотрим несколько из них. Оба способа помогают ускорить поиск интересных идей, начать мыслить творчески и поступать более предусмотрительно.

Метод «Мечтатель, реалист и критик» Автором разработки данного метода является американский художник-мультипликатор Уолт Дисней.

Предлагается ролевая игра, при которой нужно решить конкретную проблему, рассмотрев её с трех разных позиций — мечтателя, реалиста и критика. В первом случае вы входите в образ энтузиаста-воображалы и предлагаете самые несуразные идеи. Во втором — становитесь прагматиком, составляете четко последовательный план действий по решению проблемы и обдумываете его несколько раз. В третьем — рассуждаете как привереда, вычисляете критические моменты и находите ошибки в предложенном. Роли можно распределять между несколькими людьми или примерять каждую из них на себя.

Метод «Шесть шляп» Автор разработки - британский психолог Эдвард де Боно.

Для решения определенной задачи необходимо поочередно «надеть» 6 шляп разного цвета. В белой — внимательно и беспристрастно проверить все факты, в черной — отыскать недостатки, в желтой — проанализировать преимущества, в зеленой — прикинуть еще несколько идей, в красной — эмоционально отреагировать, а в синей — подытожить проделанную работу.

Эдвард де Боно советует избегать клише, чаще сомневаться, обобщать альтернативы и быть смелее в идеях.

Метод «Мозгового штурма»

 Данный метод был изобретен Алексом Осборном — одним из основателей крупной сети рекламных агентств BBD&O. О том, как использовать творческий подход в решении задач, он рассказал в своей книге «How to “Think Up”», написанной в 1942 году.

При проведении Мозгового штурма создается банк идей, возможных решений проблемы. Принимаются любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Преимущества данного метода в том, что принимается коллективное решение проблемы. У каждого участника есть возможность высказать свое мнение и принять чужое, найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое, используя имеющиеся ресурсы.

Прием «Чёрный ящик» или «Волшебная коробка»

Данный прием активизирует внимание всех учащихся. Его можно использовать на стадии вызова во время проведения урока.

В коробке может быть что угодно: от каких-то макетов, моделей, продуктов (например, при изучении витаминов), до элементов одежды (во время проведения занятий по временам года).

Прием «Случайное слово»

Можно применять как в группе, так и индивидуально.

  • Сформулируйте проблему.

  • Скажите любое слово, которое первым придёт в голову.

  • Попробуйте связать его с проблемой.

Чем больше слов получится связать с поставленной задачей, тем выше будет уровень вашей креативности. Лучше, чтобы слова были как можно меньше связаны с сутью проблемы.



Метод «Выход за рамки»

Зачастую мы не можем решить проблему или задачу, потому что ограничиваем себя рамками объективных обстоятельств или нашими представлениями о действительности. Метод «выхода за рамки» предполагает отказ от этих ограничений. Учащимся предлагается решить задачу на тех условиях, когда всё, что им нужно для решения имеется. Нет никаких лимитов.

  • Сформулируйте проблему.

  • Представьте, как можно решить её, имея неисчерпаемые ресурсы и возможности.

  • Рассмотрите каждую идею, которая пришла вам в голову, и оцените, можно ли воплотить её целиком или частично в имеющихся условиях.





Прием «Кроссенс»

Остановиться немного подробнее хотелось бы на таком приеме, как кроссенс.

Кроссенс – сравнительно новый метод, который можно отнести как технологии критического мышления, так и к технологии развивающегося и креативного обучения. Его можно использовать на любом этапе и уроке биологии.

Само слово «Кроссенс» означает «пересечение смыслов» и придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд». Он представляет собой стандартное поле из девяти квадратиков, в которых помещены изображения. Всего картинок в кроссенсе девять. Ваша задача – объяснить кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. Девять изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная - объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае - это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.

Читать кроссенс можно одним из следующих способов: слева направо (как правило чтения в русском языке) и сверху вниз, далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом получается цепочка, завернутая «улиткой»;

Начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5. По желанию автора, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе.

Например: Задание, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений:


Пример данного кроссенса показывает, насколько легко и быстро можно закрепить материал по теме «Природные сообщества» или «Цепи питания». Несмотря на одинаковый раздаточный материал, ответы учащихся будут отличаться и началом рассказа, и содержанием. В этом заключается основной смысл использования кроссенса – развитие креативного мышления, способности мыслить неординарно и нестандартно.

Хотелось бы отметить, что данный метод позволяет ребенку легко справиться с заданиями ЕГЭ и ОГЭ, по биологии, где необходимо составить свободный ответ.

Этот метод имеет свой качественный рост. Сначала картинки, т.е. сам кроссенс готовит учитель. Но можно предлагать его создание и ученикам. При таком подходе на «выходе» получаем настолько разнообразный «продукт», что не остается сомнений в важности использования этого метода при развитии креативного мышления.


Заключение

Упражнения для развития креативности помогают активизировать работу мозга и настроиться на эффективное решение проблем. Однако умение создавать новые идеи и делать неожиданные ходы — это ещё и привычка. Каждый день ставьте перед собой творческие задачи, ищите новые варианты решения интеллектуальных и бытовых вопросов — и креативность мышления станет для вас привычной и естественной.

Творческий человек находит удовольствие не только в достижении результата, но в процессе продвижения к цели — ему нравится думать, перебирать варианты, искать и находить разные варианты выхода из ситуации. Задача обучения – научить обучающихся при столкновении с новыми задачами или неожиданными трудностями, воспринимать их как не как проблемы, а как вызов творческим способностям.









Список литературы и источников

  1. Л.А. Гурик, Педагогические технологии в теории и практике. Ростов – на – Дону. Феникс. 2009.

  2. И.О. Загашев, С.И. Заир – Бек. Критическое мышление. Технология развития. Пособие для учителя. – СП Альянс «Дельта» -2003.

  3. Л.А. Цветкова Активизация познавательной деятельности на уроках биологии (текст)/ Л.И. Цветкова// Молодой ученый. – 2011.- №5. Т.2

Интернет-источники

  1. https://infourok.ru/metod-krossens-kak-priyom-razvitiya-kreativnogo-myshleniya-na-urokah-biologii-4162938.html

  2. https://media.foxford.ru/creativity-lifehacks/










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!