СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование лексических навыков на уроках немецкого в аспекте требований ФГОС.

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование лексических навыков на уроках немецкого в аспекте требований ФГОС.»


Формирование лексических навыков на уроках немецкого в аспекте требований ФГОС.

Сообщение для МО учителей гуманитарного цикла.

Подготовила Толмачева В.И.


Формирование коммуникативной компетентности, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка - основное назначение иностранного языка. Обучение иностранному языку, в том числе немецкому, рассматривается как одно из приоритетных направлений в модернизации средней общеобразовательной школы. Задачи обучения в начальной школе обусловлены подготовкой младшего школьника к активному, грамотному и творческому участию в социальной деятельности. Важным фактором такого участия выступают приобретаемые знания, навыки и умения в пользовании родным языком и, в определенной мере, иностранным

Для овладения немецким языком в объеме программы учащийся должен приобрести определенный запас слов и научиться свободно им пользоваться.

Важная задача учителя иностранного языка в начальной школе - создать богатый лексический запас учащихся, ведь лексика – это основной строительный материал нашей речи. Слова, которые человек использует в своей речевой практике, устной и письменной, составляют его активный словарный запас. Чем больше словарный запас, которым владеет учащийся, тем богаче его речь, тем более умело и свободно пользуется он ею в своей повседневной практике, при выражении своих мыслей, тем лучше он понимает речь собеседника, тем глубже и правильнее он воспринимает читаемую им литературу

На практике учитель сталкивается с тем, что лексический запас детей очень ограничен, дети с трудом пользуются словами, изученными ранее, и часто вскоре совершенно забывают их. Хотя на изучение и закрепление иноязычной лексики, по словам Т.Б Клементьевой, уходит около 70% учебного времени.

Чтобы слова вошли в активный словарь учащихся, необходимо : их введение, дальнейшая активизация лексики и закрепление.

Итак, задача учителя иностранного языка - создать богатый лексический запас учащихся. Работа над лексикой начинается с ознакомления и первичного закрепления лексического материала с использованием наглядности, игровых моментов, упражнений на подстановку, на поиск. Присутствие на уроке разнообразных видов и приёмов, направленных на автоматизацию лексического материала, способствует его усвоению.

Подготовка учителя к объяснению новой лексики сводится к следующему:

1) приводится анализ новой лексики с целью определения трудностей (формы, значения, употребления) и, соответственно, их группировка по трудностям;

2) определяется дозировка новых слов и форма организации ознакомления с ними;

3) определяются способы семантизации лексики и пути ее предъявления – индуктивный или дедуктивный;

4) составляется комментарий (объяснение) для каждого отдельного слова и подбирается иллюстративный материал.

При введении лексики учитель может использовать переводные или беспереводные методы. Но, выбирая тот или иной метод, он должен руководствоваться:

–  характером слова;

–  уровнем обученности детей;

–  этапом обучения.

Беспереводные и переводные методы введения лексики

таблица 1.1.

Беспереводный способ

Переводной способ

  • Демонстрация предметов, жестов, действий картин, рисунков.

  • Толкование слов на иностранном языке:

  • определения (дефиниции);

  • перечисления;

  • синонимы, антонимы;

  • контекстуальная догадка;

  • определение значения слова на основе его внутренней формы.

  • Перевод слова на русский язык.

  • Перевод – толкование(groß – большой, означает величину, размер).

Достоинства

  • Развивает языковую догадку.

  • Увеличивает практику в языке.

  • Создает опоры для запоминания.

  • Усиливает ассоциативные связи.

  • Экономичен во времени.

  • Универсален в применении.

Недостатки

  • Требует больше времени.

  • Не всегда обеспечивает точность понимания.

  • Увеличивает возможность межъязыковой интерференции.


При обучении иностранному языку большое внимание уделяется активному использованию изученного лексического материала в речи учащихся. Для активизации познавательной и практической деятельности учащихся на уроках иностранного языка можно использовать разнообразные приёмы, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса.  Активизация лексики - одно из важней­ших направлений словарной работы на уроках, поэтому задача учителя — помочь учащимся овладеть сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в актив­ный словарный запас учащегося. Слово счита­ется активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз в пересказах, расска­зах, диалогах и т.д.

Приемы работы могут быть разнообразны: игровые формы деятельности при введении и закреплении новой лексики, использование игрушек, активизация речевой деятельности с помощью разнообразного дидактического и раздаточного материала, создание  компьютерной анимации и слайдов, озвученных на иностранном языке.
Применение ролевой игры предполагает самостоятельное языковое поведение, выбор лексики, интонаций и стиля поведения в заданной ситуации. Учащиеся выбирают роли, обыгрывая жизненные ситуации. Применима  деловая игра и  дискуссия. 

В настоящее время отмечается повышенный интерес к различного рода играм - это, в первую очередь, отход от традиционных форм и методов обучения. Игровая  деятельность, являясь одним из методов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность, позволяет использовать все уровни усвоения знаний. Следовательно, не случаен интерес к использованию на уроках иностранного языка игровых технологий.      С методической точки зрения в игре отрабатывается обычно определенный объем материала, обеспечивается многократное его повторение. Это повторение может осуществляться либо в неизмененном виде (точно повторяется игровое упражнение с участием каждого ребенка), либо материал отрабатывается в новом варианте игры при сохранении общей направленности, что предпочтительнее, так как поддерживает длительный интерес детей к игре. Таким образом, для учителя игра – это аналог упражнения, в котором обеспечивается многократное повторение материала, необходимое для его усвоения. В то время как для детей игра – это интересное, увлекательное взаимодействие с учителем и сверстниками, в процессе которого создание высказывания диктуется внутренними потребностями и сопровождается положительными эмоциями, что способствует успешному усвоению материала.     В современной методике обучения иностранным языкам описано огромное количество лексических игр.

Главным действующим лицом в процессе обучения какому-либо предмету является ученик, сам процесс обучения - это приобретение знаний и умений учащихся, следовательно, все происходящее на уроках, включая и контрольные мероприятия, должно соответствовать целям самого ученика. Обучение без контроля знаний невозможно. Контроль позволяет всем сторонам выделить самое важное, что необходимо для дальнейшего развитя.

Контроль должен восприниматься учащимися не как что-то, нужное лишь учителю, а как этап, на котором ученик может оценить свои знания.

Контроль знаний учащихся открывает большие возможности для совершенствования процесса обучения, поскольку проверка как действенное средство борьбы за прочные и осознанные знания учащихся позволяет лучше изучить учеников, их индивидуальные особенности. Наиболее точно и качественно оценивать знания учащихся позволяет разнообразие видов и форм контроля. 

Текущий контроль используется после каждого урока для оценивания уровня усвоения материала классом. Периодический контроль используется по итогам изучения отдельной темы. Итоговый контроль осуществляется по итогам четверти, полугодия, года. Остановимся на некоторых формах контроля учащихся.
Устный опрос:

Устную проверку считают эффективной, если она направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся.

Контрольная работа:

Контрольные работы проводятся с целью определения конечного результата в обучении по данной теме или разделу, контролировать знания одного и того же материала неоднократно. Целесообразно проводить контрольные работы различного вида. С помощью промежуточной контрольной работы учитель проверяет усвоение учащимися материала в период изучения темы. Итоговая контрольная работа проводится с целью проверки знаний и умений учащихся по отдельной теме, курсу.

Творческий отчет:

Творческий отчет - создаёт для учащихся новый стимул к учению, повышает интерес учащихся к иностранному языку, воспитывает самостоятельную, творческую личность. Ученикам предлагается создать творческие группы по интересам и выбрать проблему для разработки. Возможна и индивидуальная деятельность. На смотр и защиту учащиеся могут представить проект, стенд, слайды, видеоролики и т.д.

Тест:

Тест (от англ. test – «испытание») – проверка на пригодность к выполнению каких-либо функций. Тестирование ставит всех участников в равные условия. Поэтому такой метод проверки знаний, с одной стороны, более справедливый, чем традиционная проверка знаний. С другой стороны, существует элемент случайности, когда учащийся может просто угадать ответ.

Что касается младших школьников, то наиболее эффективными формами контроля можно считать задания игрового характера. Игровые методы являются одним из самых эффективных методов контроля знаний по иностранному языку, так как для младших школьников психолого-педагогической основой является игровая деятельность, которая вносит большой вклад в психическое развитие личности.

При проведении контроля, каждый учитель должен ответить на вопрос: какие именно знания и умения учащихся целесообразно проверить на данном этапе. Ответ очевиден: следует проверить те знания и умения учащихся, которые изучались ими в данной теме или в течение конкретного цикла.

К формам контроля относят: устную проверку, контрольную работу, творческий отчет, тест.

Таким образом, работа с лексикой  в школе,  занимает одну из ведущих позиций, так как лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности. Это определяет её важное место на каждом уроке иностранного языка, и формирование лексических навыков постоянно находится в поле зрения учителя.




Список  литературы

1.Бим, И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку/ И.Л. Бим. - М.: Просвещение, 1998. - 256 с.

2.Волкова, И.Н. Обучение младших школьников иноязычной лексике с учетом системы хранения лексических единиц/ И.Н. Волкова // Methods of teaching.- 2011. - №11

3.Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник / Гез Н.И, Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др. – М.: Высш. Школа, 1998. – 220 с.

4.Пассов, Е.И. Формирование лексических навыков / Е.И. Пассов. – М.: «Интерлингва» 2002. – 40 с.



Скачать

© 2023, 90 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!