Тема по самообразованию. Дорохова Т.П.
«Формирование личности младшего школьника через создание и развитие классного коллектива»
Цель работы по формированию классного коллектива:
- формирование личности младшего школьника через создание и развитие классного коллектива.
Главная воспитательная задача — создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка, их совершенствование в условиях школьного образовательного процесса.
И каким бы ученик не был в учёбе - отличником или «серым» троечником - он, для нас, яркая, индивидуальная школьная личность, здесь в школе его место для самовыражения и самореализации.
Сегодня все говорят о гуманизации и демократизации школы, которые должны привести к новому качеству воспитания. Что стоит за словами — новое качество воспитания? За этими словами стоит иной подход к содержанию воспитания. Возникает вопрос: «А каким должно быть «новое» воспитание, от чего он зависит?» Ответ простой - от психофизических качеств, присущих каждому возрасту.
Воспитание – это процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели.
Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет так же хорошо и уютно, как в семье, так и в школе. Нужно приложить все усилия, чтобы ребенок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут любят.
Самое высокое творчество – это раскрытие и реализация каждым учеником своих потенциальных возможностей. Поэтому моя педагогическая позиция заключается в принятии ребенка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое Я. Основная задача классного руководителя – быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении.
Моя задача как классного руководителя – обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребенка и с уважением отнестись к ее самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности, полезности и необходимости развития его индивидуальности.
Период младшего школьного возраста является наиболее благоприятным для воспитания, для развития способностей детей, для закладки основ духовного, физического и нравственного здоровья. Младшие школьники очень любят творить, исследовать. В процессе творческой деятельности можно формировать в ребенке все нравственные и духовные ценности, прививать культурные навыки, всесторонне развивать личность ребенка. Мне, как педагогу и классному руководителю, хотелось бы видеть своих питомцев духовно богатыми, уважающими традиции своего народа, любящими свою Родину, родителей, семью, культурными. Все это воспитывается и приобретается не за один год и только соответствующей воспитательной среде, которая создается в союзе с родителями и учителями.
Начальная школа - подходящий период, когда еще впереди целых четыре года работы, чтобы создать воспитывающую среду и заложить фундамент будущего.
Дети начинают лучше всего договариваться между собой примерно в семь лет. И если мы упустим момент, не станем это свойство ребенка на своих уроках сохранять и поддерживать, то потом, позже, детям будет гораздо сложнее договориться друг с другом, а нам, взрослым, сформировать у них это умение договариваться. Мы должны на своих уроках давать детям возможность нормальной жизни. Чтобы они могли двигаться договариваться, предполагать и располагать, и по-своему понимать. Чтобы сохранить каждого ребенка как человека говорящего (другим людям слушающего (других людей), действующего (вместе с другими). Чтобы он развивался вместе с коллективом, развивая и сам коллектив.
Ведь, как известно, всякое развитие проходит через свои этапы. Так и в развитии ученического коллектива можно выделить пять основных этапов:
1) «песчаная россыпь»,
2) «мягкая глина»,
3) «мерцающий маяк»,
4) «алый парус»,
5) «горящий факел»
Главная идея воспитания состоит в формировании человека самосовершенствующегося, обладающего чувством собственного достоинства, ценностного отношения к собственной жизни, способностью к самопознанию, самоопределению, самореализации, саморегуляции и объективной самооценке. А это представляется возможным только через творческое саморазвитие личности.
Актуальность и новизна данной программы в том, что она ориентирует на коллективное сотворчество, ставит учащихся перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других, осознавать чувства партнера, выражать свое понимание, т.е. программа направлена на формирование и развитие социальных компетенций.
Программа включает в себя четыре этапа обучения и воспитания младших школьников с 1 по 4 класс. В основе ее лежит система коллективного творческого дела.
Участники: учащиеся 1-4 классов, классный руководитель, педагоги, работающие в классе, родители учащихся.
Права участников:
-выбирать дело себе по душе
-участвовать в выборе, проведении и обсуждении КТД;
-высказывать свое мнение, смело отстаивать свои позиции;
-самостоятельно выбирать полянку развития для КТД;
-использовать КТД для воплощения своих идей;
-обращаться за помощью к взрослым, если в этом есть необходимость.
Обязанности участников:
-прилежно учиться, познавать окружающий мир;
-воспитывать в себе трудолюбие, честность, ответственность;
-уважать старших, учителей, родителей, с почтением относиться к пожилым;
-помогать младшим, передавать им свои знания;
-любить и уважать традиции коллектива, школы, страны, в которой ты живешь
1-й год (1-й класс): Основная цель: формирование качеств личности
Задачи:
- обеспечить успешную адаптацию учащихся на первом этапе образования;
- обеспечить положительный эмоциональный настрой учащихся к активной коллективной деятельности через проведение конкурсов, игр;
- создать психолого-педагогические условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса, для развития личности, самоутверждение каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных способностей;
- нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;
- формировать у детей способности стремиться к здоровому образу жизни;
- использовать разнообразные формы организации работы с детьми;
- привлечь родителей к реализации данной программы.
2-й год (2 класс): Основная цель: обучению коллективной деятельности:
Задачи:
- создать психолого-педагогические условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса, для развития личности, самоутверждение каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных способностей;
- воспитывать коммуникативную культуру школьника – умение работать в паре, минигруппе, коллективе;
- нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;
- формировать у детей способности стремиться к здоровому образу
жизни;
- использовать разнообразные формы организации работы с детьми.
3-й год (3-й класс): Основная цель: формирование культуры личности:
Задачи:
- совершенствовать познавательную активность учащихся;
- нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;
- воспитывать у учащихся потребность к расширению своего культурного кругозора;
- создавать условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса;
- формировать оргдеятельностные умения учащихся;
- использовать разнообразные формы организации работы с детьми.
4-й год (4 класс): Основная цель: формирование самосознания:
Задачи:
- обеспечивать устойчивую потребность у учащихся к совершенствованию способностей;
- поддерживать увлеченность учащихся различными видами внеурочной деятельности;
- обеспечивать формирование активной жизненной позиции через проведение внеурочных дел, участие класса в общешкольных мероприятиях.
Принципы построения воспитательной работы
Принцип открытости: классный руководитель планирует жизнь в классе совместно с ученическим коллективом.
Принцип привлекательности: классный руководитель должен увлекать учащихся конечным результатом выполняемого дела.
Принцип деятельности: желание учащихся участвовать во всех мероприятиях, проводимых в классе и в школе.
Принцип свободы участия: представление возможности выбора заданий с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей.
Принцип обратной связи: совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу участия в будущих делах класса.
Принцип сотворчества: в этом принципе объединяются два понятия: сотрудничество и творчество.
Принцип успешности: и взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет его отношение к окружающим людям, окружающему миру.
Ожидаемые результаты:
Результатом реализации программы является личность воспитанника, обладающая:
-комплексом знаний, умений, навыков в общении, познании себя
-потребностью в общении и саморазвитии
-способностью к творческому самовыражению и самоанализу
- развитым эмоционально-эстетическим отношением к народным традициям и культурным ценностям
-создание единого коллектива родителей, неравнодушных к жизни коллектива учащихся,
активно участвующих в учебном и воспитательном процессах.
По окончании реализации программы, обучающиеся должны:
- иметь понятия основных человеческих ценностей (честность, доброта, ответственность,
трудолюбие, отзывчивость, взаимоуважение);
- иметь устойчивую гражданскую позицию, положительное отношение к сверстникам,
родителям, обществу, малой родине и т.д.;
- овладеть первичными навыками самоуправления и здорового образа жизни;
быть мотивированы на дальнейшее развитие (саморазвитие) своих индивидуальных
способностей (творческих, интеллектуальных и др.).
Я хочу видеть своих воспитанников:
здоровыми,
интеллектуально образованными,
современно воспитанными,
уважающими нормы законов и знающими свои права,
уважающими традиции и обычаи своего народа;
патриотами своей Родины.
1 раздел: «Растим в себе человека» ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
Цель: оказание помощи учащимся в познании себя как личности, обучение учащихся пониманию межличностных отношений, передача им знаний, умений и навыков социального общения людей.
Задачи:
- составить социально-психологические портреты учащихся, а на их основе социально-психологическую картину ученического коллектива;
- формировать у учащихся культуру межличностных отношений;
- создать условия для проявления личностных качеств каждого учащегося;
- формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок»
Формы работы (1 класс)
1) изучение готовности будущих первоклассников к обучению в школе;
2) отслеживание динамики адаптации первоклассников к школьному обучению;
3) социометрическое исследование взаимоотношений в коллективе;
4) диагностика интеллектуального потенциала учащихся, изучение учебной мотивации;
6) консультации, индивидуальные беседы с учащимися и их родителями;
9) изучение уровня воспитанности.
Формы работы (2- 4 классы)
1) диагностика психического развития учащихся;
2) социометрическое исследование взаимоотношений в коллективе;
3) диагностика изучение учебной мотивации.
4) диагностика нравственной воспитанности учащихся;
5) консультации, индивидуальные беседы с учащимися и их родителями;
Совместная программа психолога и классного руководителя
САМОУПРАВЛЕНИЕ
Успешное развитие ученического коллектива невозможно без самоуправления, которое обеспечивает выработку таких личностных качеств и умений, как самостоятельность, ответственность, терпимость, активность, общительность, целеустремленность, умение управлять, анализировать.
Целью деятельности классного руководителя в этом направлении является становление воспитательной системы через формирование единого ученического коллектива.
Задачи:
- приобщить личность к общечеловеческим ценностям и социальным нормам через участие в общественной жизни класса и школы;
- создание условий для самовыражения, самоутверждения и реализации каждой личности через преставление широкого выбора направлений и видов деятельности;
- развивать творчество, инициативу, формировать активную жизненную позицию учащихся;
- довести до сознания учащихся, что общий успех, общая радость зависят от личного участия каждого.
Порядок работы Центров активности
Организует и направляет работу Центров активности командир класса. Командир выбирается большинством голосов из числа представленных кандидатур. Учащийся может стать командиром класса по собственному желанию либо, по предложению учащихся. Выборы командира проводятся в год один раз.
В начале каждой недели, на утреннем сборе, учащиеся выбирают центр, в котором они хотели бы «поработать». При выборе центров применяется процедура жеребьевки, которая проводится с использованием жетонов разных цветов, соответствующих центрам: красный- центр творчества; жёлтый - центр порядка; голубой - центр познания; зелёный - центр здоровья.
В Центрах учащиеся учатся выполнять обязанности ответственно, вырабатывают в себе привычку активно участвовать в выполнении общественного поручения. Классный руководитель стимулирует участие ребят в выполнении поручений, поощряет инициативу и самостоятельность.
Схема функционирования системы самоуправления в классе.
В течение всей недели учащиеся проводят работу, соответствующую функциям в Центрах. А в конце недели проходит презентация Центров, на которой учащиеся отчитываются о проделанной работе и выставляют себе оценку по следующей системе: «У меня получилось!» –зелёный , «Всё хорошо, но…»- жёлтый , «Надо постараться»- красный.
Деятельность ребят анализируется и фиксируется в экране учета деятельности «Наши дела». По результатам анализа методом голосования выбирается Звезда недели. Звездой может стать учащийся, наиболее активно участвующий в жизни класса в течение недели.
По результатам месяца выбирается Звезда месяца, по результатам четверти - Звезда четверти, Звезда года.
УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ
Цель: 1) формирование у детей вечных нравственных норм: доброты, любви к близким, терпимости к окружающим, осознание самосовершенствования
Задачи: 1) воспитание нравственных ценностей: гуманности, сознательной дисциплины и культуры поведения;
2) утверждение в душах детей уважения к человеку как высшей ценности бытия;
3) воспитание доброжелательного отношения к людям, дисциплинированности и культурного поведения;
4) выработка у учащихся активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу,
единства слова и дела;
5) ориентирование в системе нравственных ценностей на положительные примеры.
»: «Я - нравлюсь», «Я - способен», «Я - защищен»
№п\п | КТД | Содержание | Сроки реализации |
1 класс |
1 раздел: Общечеловеческие ценности |
1. | Добро. | Знание и содержание понятия. Добродетель. Милосердие. Добрый ли ты? | сентябрь |
2. | Совесть. | Правдивость. Справедливость. Честность. Правдивый ли ты? | октябрь |
3. | Любовь к близким | Любовь к матери, отцу, бабушке, дедушке, брату, сестре. | ноябрь |
4. | Любовь к друзьям и близким знакомым, к слабым, ко всем, кто в нас нуждается, ко всему живому. | декабрь |
5. | Любовь к природе (живой и неживой) как умение понимать, беречь и заботиться о природе. Кого и что ты любишь? | январь |
6. | Дружба и товарищество | Законы дружбы. Верность и самоотверженность в дружбе, бережное отношение к тем, кого мы«приручили». Твои друзья. Отношения мальчиков и девочек между собой. | февраль |
7. | Трудолюбие. | Посильный труд для себя и близких. Твоё отношение к труду. | март |
8. | «Золотое правило» нравственности. | Отражение нравственности в поведении человека в поступках, делах, деятельности.. | апрель |
9. | Подражание | Примеры для подражания | май |
2 класс |
1. | Я - культурный человек | Культура общения, культура внешности, культура быта, культура учебного труда. | сентябрь |
2. | Человек среди людей. | Формы приветствия. Формы обращения к разным людям. | октябрь |
3. | Знакомства | Формы знакомства и представления. | ноябрь |
2 раздел: Культура общения |
4. | Азбука беседы. | Способность выражать свои мысли. Способность слушать. Спор, но не ссора. Поведение во время разговора. | декабрь |
5. | Вежливая речь речь. | «Ты» и «Вы». Интонации вежливой речи. Извинение и отказ (несогласие). | январь |
6. | «У меня зазвонил телефон». | Этикет разговора по телефону. | февраль |
7. | Человек среди своих и чужих. | Поведение дома и в школе, на улице, в транспорте, в магазине. | март |
8. | Поведение в театре, в кино, на концерте, в музее, в библиотеке. | апрель |
9. | Поведение в гостях. Как приглашать в гости. | май |
3 класс |
3 раздел: Культура внешности. |
1. | Режим дня. | Твоё время и как его беречь. Точность – вежливость королей. Режим дня как средство воспитания воли и характера. | сентябрь |
2. | Смотрим в зеркало | Внешний облик. Секреты красоты. Чистота и красота. Здоровье и красота. Гигиена - союзница красоты и здоровья. Взгляд на себя со стороны. | октябрь |
3. | Одежда. | Немного истории о нашей одежде. Виды и назначения одежды. Уход за одеждой | ноябрь |
4. | Осанка и походка | Поза. Жесты и жестикуляция. | декабрь |
5. | Причёска | Здоровые волосы - красивые волосы. Уход за волосами. Головной убор. | январь |
6. | Обувь. | Уход за ногами. Красивая и удобная обувь. | февраль |
4 раздел: Культура быта |
7. | Наш дом. | От пещеры до квартиры. Дом. Мой дом - моя крепость. | март |
8. | Уют и красота в доме. | Вещи - друзья и помощники. Чистота, порядок, каждой вещи - своё место. | апрель |
9. | Твой уголок в доме. | Твоё рабочее место - предмет твоей особой заботы. Твои домашние обязанности. | май |
4 класс |
5 раздел: Культура учебного труда |
1. | Азбука учебного труда. | Главный труд ученика- учёба | сентябрь |
2. | Точность | Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня | октябрь |
3. | Повторенье - мать ученья | Сделал дело - гуляй смело. | ноябрь |
4. | Оптимальное чтение. | Кто много читает, тот много знгает | декабрь |
5.. | Правила: пять «надо»; пять «хорошо»; «этого делать нельзя» | | январь |
Обобщающая тема: На сцене нашего «Я» |
6. | Какие мы все разные | Наши разные роли – наши разные лица. | февраль |
7. | Неизменное в поведении | Воспитанность в любых ситуациях: вежливость, внимательность, чуткость, тактичность, доброта, честность, бережное отношение ко всему, что его окружает. | март |
8. | «Я - концепция» | Оформление портфолио ученика: «Я - примерный ученик», «Я- культурный человек», «Я и природа», «Я и мир вокруг», «Я и здоровье», «Я и моя семья» | апрель |
9. | май |
План - график реализации (1-4 класс)
Формы работы на уроках:
- решение проблемных ситуаций;
- уроки - презентации
Расти умным! ИНТЕЛЛЕКТ
Цель: оказание помощи ученикам в развитии способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Задачи:
определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития;
создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.
Формы работы:
- классные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений;
- интеллектуальные игры, марафоны, бои;
-школы интеллектуального развития;
- работа в группах;
- занятия в кружках, в секциях
- дни творческих проектов;
- школьные и районные предметные олимпиады.
(коллективные творческие дела - КТД)
Цель: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеурочной деятельности.
Задачи:
- создание условий для равного проявления учащимися класса индивидуальных способностей во внеурочной деятельности;
- использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям;
- развитие способностей адекватно оценивать свои достижения и достижения других, радоваться своим успехам и огорчаться в случае неудач других;
- использование досуговой деятельности как средства развития эстетических умений учащихся и становления эстетических понятий.
Формы работы
- Уроки- праздники, утренники;
- беседы с учащимися;
- гимнастика до занятий;
- прогулки, игры;
- экскурсии, походы в лес;
- викторины;
- Неделя семьи, Дни семьи;
- Классные часы;
- родительские собрания с приглашением медработника;
- спортивные мероприятия в классе и в школе;
- выпуск газет
- игры- путешествия;
- КВН ы;
Здоровый образ жизни
Цель: использование здоровьесберегающих технологий для демонстрации
учащимся значимости физического и психического здоровья человека;
воспитание понимания важности здоровья для самореализации личности.
Задачи: 1) овладение навыками общей физической культуры;
2) развитие двигательной активности;
3) ранняя профилактика различных заболеваний, отказ от вредных привычек, правильное рациональное питание;
4) ознакомление с правилами социальной безопасности;
5) обучение простейшим приёмам самозащиты.
Формы работы и план- график реализации
№ п\п | Темы занятий | Сроки реализации |
1. | Уроки здоровья (практической гигиены) | ежемесячно |
2. | Физкультминутки на уроках | ежеурочно |
3. | Гимнастика до занятий | ежедневно |
4. | Прогулки, игры на свежем воздухе | ежедневно |
5. | Беседы с учащимися о ЗОЖ | еженедельно |
6. | Экскурсии, походы в лес | в четверть один раз |
7. | Подвижные перемены | ежедневно |
8. | Дни здоровья | в четверть один раз |
9. | Родительские собрания с приглашением медработника; | в четверть один раз |
10. | Спортивные мероприятия в классе и в школе; | ежемесячно |
11. | Выпуск газет и бюллетеней на спортивную тематику | в четверть один раз |
12. | Игры- путешествия в страну Здоровья | в четверть один раз |
13. | Уроки- соревнования | в четверть один раз |
14. | Конкурсы, КВНы, утренники, классные часы | в четверть один раз |
Уроки здоровья (1 класс)
№ п\п | Темы занятий | Сроки реализации |
1. | Дружи с водой. | сентябрь |
2. | Забота о глазах | октябрь |
3. | Уход за ушами. | ноябрь |
4. | Уход за зубами | декабрь |
5. | Уход за руками и ногами | январь |
6. | Забота о коже. | февраль |
7. | Как следует питаться. Здоровая пища. | март |
8. | Как закаляться. Обтирание и обливание. | апрель |
9. | Как правильно вести на воде | май |
Уроки здоровья (2 класс)
№ п\п | Темы занятий | Сроки реализации |
1. | Что нужно знать о лекарствах. Домашняя аптека. | сентябрь |
2. | Как избежать отравлений | октябрь |
3. | Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте. | ноябрь |
4. | Огонь- друг, огонь и враг. | декабрь |
5. | Чем опасен электрический ток? | январь |
6. | Первая помощь при отравлении. | февраль |
7. | Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении. | март |
8. | Первая помощь при травмах. | апрель |
9. | Почему мы болеем? Как беречься от болезней? | май |
Уроки здоровья (3 класс)
№ п\п | Темы занятий | Сроки реализации |
1. | Как уберечься от порезов, ушибов, переломов? Травма. | сентябрь |
2. | Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос | октябрь |
3. | Вредные привычки. | ноябрь |
4. | Осанка - стройная спина. | декабрь |
5. | Сон- лучшее лекарство. | январь |
6. | Какие врачи нас лечат? | февраль |
7. | Как помочь сохранить себе здоровье? | март |
8. | Урок- соревнование. | апрель |
9. | Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья | май |
Уроки здоровья (4 класс)
№ п\п | Темы занятий | Сроки реализации |
1. | Что такое здоровье? Как помочь сохранить себе здоровье? | сентябрь |
2. | Что мы знаем о курении? | октябрь |
3. | Умей сказать «нет», как сказать «нет»? | ноябрь |
4. | Злой волшебник алкоголь. | декабрь |
5. | Чистота- залог здоровья. | январь |
6. | Урок- КВН «Наше здоровье» | февраль |
7. | Первая помощь при отравлении | март |
8. | Утренник: «Я здоровье берегу - сам себе я помогу» | апрель |
9. | Урок – соревнование | май |
Занятия по Правилам дорожного движения
1 класс
№ п\п | Темы занятий | Сроки реализации |
1 раздел: «Азбука города- с чем мы встречаемся на улице» |
1. | Мы идём в школу | сентябрь |
2. | Наша улица. Город, посёлок, деревня, где мы живём | октябрь |
3. | Движение пешеходов по улицам и дорогам | ноябрь |
4. | Общие правила перехода улиц и дорог | декабрь |
5. | Сигналы регулировщика | январь |
6. | Дорожные знаки | февраль |
7. | Где можно играть? | март |
8. | Мы - пассажиры | апрель |
9. | Обобщающее занятие. Настольные игры по ПДД | май |
2 класс
№ п\п | Темы занятий | Сроки реализации |
2 раздел: «Азбука города» |
1. | «А знаешь ли ты, что колесо может и умеет?» | сентябрь |
2. | «А знаешь ли ты, из чего сделана машина?» | октябрь |
3. | «А знаешь ли ты, что было бы, если бы машинам не нужен был бензин?» | ноябрь |
4. | «А знаешь ли ты, какой бывает транспорт?» | декабрь |
5. | «А знаешь ли ты, что такое Автозавод?» | январь |
6. | «А знаешь ли ты, что такое правостороннее движение?» | февраль |
7. | «А знаешь ли ты, что тротуар- дорога пешеходов?» | март |
8. | «А знаешь ли ты, что такое цвет- сигнал?» | апрель |
9. | Обобщающее занятие. Настольные игры по ПДД | май |
3 класс
№ п\п | Темы занятий | Сроки реализации |
«Школа пешехода приглашает в Автоград» |
1. | Основные правила поведения учащихся на улице, дороге. | сентябрь |
2. | Элементы улиц и дорог | октябрь |
3. | Движение пешеходов по улицам и дорогам | ноябрь |
4. | Правила перехода улиц и дорог | декабрь |
5. | Регулирование дорожного движения | январь |
6. | Дорожные знаки | февраль |
7. | Обязанности пассажиров | март |
8. | Презентация « Мы изучаем правила дорожного движения | апрель |
9. | Итоговое занятие. Игры и соревнования по ПДД | май |
4 класс
№ п\п | Темы занятий | Сроки реализации |
4 раздел: «Правила дорожного движения» |
1. | Экскурсия по городу Презентация «Светофор» | сентябрь |
2. | Виды транспортных средств | октябрь |
3. | Тормозной путь транспортных средств | ноябрь |
4. | Обязанности пассажиров, водителей, пешеходов | декабрь |
5. | Организация движения, технические средства регулирования движения | январь |
6. | Светофорное регулирование | февраль |
7. | Дорожные знаки | март |
8. | Железная дорога | апрель |
9. | Итоговое и практическое занятие занятие. Игры и соревнования по ПДД | май |
Семья. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Цель: максимальное сближение интересов родителей и классного руководителя по творческому саморазвитию и самореализации личности учащихся и создание единого воспитательного пространства.
Задачи:
- систематически и разносторонне знакомить родителей, как с основами теоретических знаний, так и с практической работой с учениками;
- привлекать родителей к активному участию к налаживанию интересной содержательной жизни детей в школе и дома;
- оказать психолого-педагогическую помощь семье в воспитании и обучении учащегося;
- формировать активную педагогическую позицию родителей, привлекать их к активному включению в учебный процесс, во внеурочную деятельность;
- обобщать и распространять положительный опыт семейного воспитания.
Формы работы:
Родительский лекторий, встречи с родителями, консультации
Психолого- педагогическое просвещение
Презентации семей, опыта родительского воспитания
Диспуты, вечера вопросов и ответов
День открытых двере
Конкурсы, соревнования
Экскурсии
Выставка работ детского и родительского творчества
Дежурство родителей
Помощь в ремонте и оформлении кабинетов
Благоустройство и озеленение класса, школьной территории
Работа с родителями
№ п\п | Тематика | Сроки реализации |
-
| Помощь родителей в подготовке класса к новому учебному году. | июнь, август |
-
| Посещение родительских собраний | ежемесячно |
-
| Заседание родительского комитета. | в четверть 1 раз |
-
| Участие родителей в турслёте. | май |
-
| Участие родителей в проведении классных часов, праздников, спортивных мероприятий | ежемесячно |
-
| Экскурсии | в четверть 1 раз |
-
| Выпуск газет | в четверть 1 раз |
-
| Выставка работ | апрель |
9 | Дежурство родителей | по графику |
10 | День открытых дверей | четверть 1 раз |
11. | Презентации семей, опыта родительского воспитания | в год 1 раз |
ТЕМАТИКА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ
1-Й КЛАСС
№ п\п | Тематика | Сроки реализации | Содержания |
1. | МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ | сентябрь | Характеристика физиологических особенностей младшего школьника. Развитие потребностей и форм общения с приходом ребенка в школу. Интересы, особенности развития воли и характера первоклассника. Чтобы воспитывать и обучать, надо знать индивидуальные особенности ребенка. (Заполнение социального паспорта семьи.) |
2. | КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ УЧИТЬСЯ | октябрь | Психология обучения младшего школьника. Особенность познавательных процессов младшего школьника. Особенности памяти и внимания (психолог). Содержание школьного образования в начальных классах. Индивидуальные трудности в усвоении учебного материала. |
3. | ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКА В СЕМЬЕ И ДОМА | декабрь | Естественный ритм жизни школьника и основы правильного режима. Режим дня первоклассника (чередование различных видов труда и отдыха). Приучение детей к самостоятельному выполнению режима дня. Роль подвижных игр на свежем воздухе в укреплении здоровья детей. Каждому занятию - определенный час. Памятка для детей и родителей «Делу - время, а потехе - час». |
4. | ИГРА И ТРУД В ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. | март | Игра и труд как виды деятельности младшего школьника. Педагогические требования к детскому труду в школе и дома. Особенности программы по трудовому обучению в 1-м классе. Труд школьников в семье. Их любимые занятия. Выставка рисунков, поделок учащихся |
5. | ИТОГОВОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ. | май | Чему мы научились за этот год. Достижения класса и отдельных ребят. Выставка рисунков, поделок и т. д. Награждения. Концерт |
2-Й КЛАСС
№ п\п | Тематика | Сроки реализации | Содержания |
1. | РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ ЗДОРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ. | сентябрь | Итоги медосмотра. Анализ состояния здоровья второклассников. Влияние учебной деятельности в школе на организм ребенка. Признаки утомления. Правильная посадка. Предупреждение развития близорукости у школьников. Режим питания в школе и дома |
2. | ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРИВЫЧЕК И КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ | октябрь | Методы и средства воспитания у младших школьников навыков и привычек культурного поведения в семье и школе. Пример родителей - основное условие успешного воспитания культуры поведения у детей. Культура речи ребенка. Недопустимость в семье грубых слов и выражений. Памятка детям «Как себя вести, чтобы тебе и другим было приятнее и лучше жить». |
3. | ДОРОГА В «ЧИТАЙ-ГОРОД» ИЛИ РОЛЬ ЧТЕНИЯ В РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. | декабрь | Место книги в жизни ребенка. Руководство чтением в семье и школе. Развитие интереса к чтению. Воспитание хорошего читательского вкуса. Особенности восприятия детьми прочитанных книг. Беседы родителей с детьми о прочитанных книгах. Помощь в накоплении словарного запаса ребенка. Обзор и краткая характеристика детских книг для второклассников. Принципы отбора книг для чтения. |
4. | СЕКРЕТНЫЙ МИР НАШИХ ДЕТЕЙ | март | Свободное время школьника. Анализ анкет. Ребенок на улице. «Интересные» места для игр. Почему дети строят «штаб» или «шалаш» и другое. (Вопросы психологии.) Как правильно организовать летний отдых детей. |
5. | ИТОГОВОЕ ПРАЗДНИЧНОЕ СОБРАНИЕ. | май | Подведение итогов года по учебной и внеклассной работе. Награждение учащихся и родителей. Концерт. Игры. Чаепитие |
3-Й КЛАСС
№ п\п | Тематика | Сроки реализации | Содержания |
1. | ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В РАЗЛИЧНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ. | сентябрь | Знание возрастных особенностей и индивидуальных различий детей -необходимое условие их воспитания в семье и школе (психолог). Воспитание привычек у детей. Подражательность, эмоциональность и впечатлительность учащихся младших классов. Учебные цели и задачи на новый учебный год. |
2. | ВОСПИТАНИЕ КОЛЛЕКТИВИЗМА У ШКОЛЬНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ | октябрь | Психология отношений детей внутри класса. Формирование чувства коллективизма, воспитание дружбы и товарищества, чуткости и отзывчивости. Анализ анкет учащихся «Скажи мне кто твой друг...», сочинений «Друг - это тот, кто...» Взаимопомощь и взаимоуважение между младшими в семье и школе. |
3. | КОГДА В ОТВЕТЕ РОДИТЕЛИ, ИЛИ РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ. | декабрь | Воспитательный климат в семье. Влияние на детей материально-бытовых условий, взаимоотношений между родителями. Трудности и ошибки в семейном воспитании, их причины и пути устранения. (Психологические игры.) Памятка родителям «Заповеди для родителей». |
4. | КОГДА СЛОВО ВОСПИТЫВАЕТ. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ. | март | Убеждение и требование как средства организации жизни ребенка. Поощрение и наказание. Педагогические ситуации (игра). |
5. | ЧЕЛОВЕК ФОРМИРУЕТСЯ С ДЕТСТВА. | апрель | Особенности формирования характера у младших школьников. Особенности волевой деятельности и ее мотивации у детей младшего школьного возраста. Эмоционально-волевое воспитание. Программа по самовоспитанию на лето. Помощь родителей в реализации этой программы. |
6. | ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ И ШКОЛЕ. | май | Связь эстетического воспитания с умственным, трудовым и физическим воспитанием в школе. Роль родителей в приобщении детей к различным видам искусства. Занятость детей во внеурочное время. Наше творчество. Выступление ребят, занимающихся в школе искусств, кружках и студиях. |
4-Й КЛАСС
№ п\п | Тематика | Сроки реализации | Содержания |
1. | ПОСЛЕДНИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ | сентябрь | Воспитательные и образовательные задачи на новый учебный год. Современные взгляды на интеллектуальные возможности младшего школьника и его умственное развитие. Роль семьи в умственном воспитании учащихся. Методика контроля родителями выполнения детьми домашних заданий. |
2. | КАКИМ РАСТЕТ ВАШ РЕБЕНОК? (ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ) | октябрь | Психология обучения и воспитания. Индивидуальные особенности школьников. Нервные дети и их воспитание. Телевидение: за и против. Что смотрят наши дети, и как это отражается на их психике и общем самочувствии. |
3. | ОТЕЦ И МАТЬ - ПЕРВЫЕ ВОСПИТАТЕЛИ | декабрь | Союз любви и разума. Влияние личности родителей на воспитание детей. Роль матери в семье. Роль отца в семейном воспитании. Особенности влияния отца на сыновей и дочерей. Самовоспитание родителей - важнейшее условие совершенствования их личности. |
4. | ПРАЗДИЧНОЕ СОБРАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ «МАМА, ПАПА, Я -ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ. | март | Представление хобби родителей. Презентация фирменных семейных блюд. Совместные игры. Викторины. Чаепитие. |
5. | ИТОГОВОЕ ПРАЗДНИЧНОЕ СОБРАНИЕ «ПРОЩАЙ, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА». | апрель | Подведение итогов. Чему мы научились в начальной школе. Представление классного руководителя 5-го класса. Демонстрация фильма «Первые шаги в школе» (участие детей в классных и общешкольных мероприятиях). На долгую память (записи пожеланий первой учительнице в альбом «Летопись класса» родителями и детьми). |
Результаты:
1.Общественная познавательная активность за 3 года (рейтинговая сумма баллов).
2.Наши достижения .
Прогнозируемые результаты:
- организованный, сплоченный, дружный коллектив класса;
- все учащиеся умеют самостоятельно добывать знания; умеют мыслить, отвечать за свои поступки;
- актив класса – яркие, творческие личности;
- высокий уровень воспитанности учащихся;
- учащиеся любят школу, класс, учителей;
- коммуникативные;
- бережно относятся ко всему, что их окружает;
- уважают взрослых, не обижают младших;
- ведут здоровый образ жизни;
- активные родители, уважающие учителей и живущие рядом и вместе с детьми
Модель выпускника начальной школы
К концу 4 класса у детей сформированы:
- основы культуры общения в коллективе;
трудолюбие;
- понимание ценности личного здоровья;
осознание Природы как живого мира и бережное отношение к ней;
- уважение к Книге, Знаниям, Школе;
- уважительное отношение к ценностям семьи;
- умение самоопределяться в сфере дополнительного образования;
- умение работать по самопознанию и саморазвитию (самонаблюдение, самоанализ, самооценка)
Открытые урок:
13.11.2018г. Технология. Тема: История матрёшки. Изделие «Матрёшка».
20.12.2018г. Окружающий мир. Тема: Какой бывает транспорт.
23.01.2019г. Математика. Тема: Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой.
26.04.2019г. Русский язык. Тема: Что такое местоимение? Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи.