СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование логических УУД у первоклассников на уроках технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование логических УУД у первоклассников на уроках технологии»

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    1. Сущность и структура универсальных учебных действий.

Приоритетной целью школьного образования вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) [1].

Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от усвоения знаний, умений и навыков к развитию личности учащегося. В широком значении "универсальные учебные действия" – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) "универсальные учебные действия" – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного усвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. [2, с. 299]

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

В основных требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом, выделяются универсальные учебные действия (УУД), на формирование которых обращается особое внимание.

Учебные действия – составная часть учебной деятельности. УУД – это действия разнообразного назначения, необходимые в организации и осуществлении учебной деятельности. Если ученик освоил УУД, можно говорить, что он овладел учебной деятельностью.

В ходе учебной деятельности происходит усвоение предметных и познавательных действий. Учебная деятельность (как и любая другая) состоит из отдельных компонентов – действий, операций, мотивов, задач.

Термин «универсальные учебные действия» является психологическим. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Развитие УУД – очень важная и нужная задача. Это не только формирование различных психологических процессов, которые необходимы человеку, но и развитие способности решать любые жизненные задачи, используя имеющиеся знания и умения, что способствует воспитанию человека. [3]

Выделение условий развития универсальных учебных действий в образовательном процессе позволило сформулировать общие рекомендации по формированию УУД в ходе образовательного процесса с учетом специфики учебных предметов, которые закреплены в следующих документах: «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения».

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

- смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? - и уметь на него отвечать.

- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

К ним относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

- оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

- саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные УУД включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные учебные действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. [4, с. 39]

    1. Формирование логических универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии

Особое значение учебной деятельности на уроках технологии в установлении взаимодействия учителя и учащихся: сотрудничество, совместная работа учителя и учеников, активное участие ребенка в каждом шаге учения. Психологическую составляющую этих результатов образуют логические универсальные учебные действия. Их разнообразие, специфика и доля участия в интеллектуальной деятельности положительно отражаются на качестве образовательного процесса.

Учебное действие состоит из отдельных мини-операций, необходимых для его выполнения. Знание учеником этих операций определяет возможность сделать логичным процесс решения учебной задачи.

В процессе решения учебных задач у детей формируются такие операции логического мышления как:

-анализ

-синтез

-сравнение

-обобщение

-классификация.

В свою очередь эти операции логического мышления входят в блок логических универсальных учебных действий.[5, с. 152]

На первых этапах обучения логическое учебное действие складывается как предметное и может применяться учащимся в любой ситуации. Например, младший школьник учится сравнивать объекты труда, виды швов, виды бумаги (в этом случае у него формируются предметные действия сравнения), но постепенно у обучающегося развивается интеллектуальная операция сравнения, то есть осознание того, что означает акт сравнения: сопоставление объектов, выделение общего, фиксация различного. Теперь ученик владеет универсальным учебным действием: он умеет применить его в любой ситуации, независимо от содержания.

Можно сделать вывод, что логические универсальные учебные действия формируют следующие мыслительные операции:

- сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов;

- выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;

- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку).

На уроках технологии в начальной школе стоит уделять большее значение формированию логических УУД, так как это способствует формированию логического мышления. Важно начать формирование начальных приемов логического мышления (анализ, сравнение, синтез).

Формирование новых для учащихся начальной школы универсальных учебных действий – логических – должно осуществляться с опорой на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление ребенка.

Подробнее остановимся на формировании таких логических мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение на уроках технологии в начальной школе. [6, 3-6]

Анализ – способ познания объекта посредством изучения его частей и свойств. Аналитическая деятельность для детей младшего школьного возраста достаточно сложна в силу возрастных особенностей их восприятия и мышления, но исследования психологов доказывают, что многие операции анализа им вполне доступны. В.А. Крутецкий, давая характеристику восприятия младшего школьника, отмечал: «Младшие школьники замечают такие детали, которые ускользают от внимания взрослого. Детям свойственна слабость углубленного, организованного и целенаправленного анализа при восприятии. Часто они выделяют случайные детали, на которые не обратит внимания взрослый, существенное же и важное при этом не воспринимается». Следовательно, дети не анализируют не потому, что к анализу они не готовы в силу возрастных особенностей своего развития, а потому что их этому никто целенаправленно не учит.

Урок технологии создает уникальную возможность для обучения детей операциям анализа, как никакой другой урок, так как ученикам приходится анализировать реальный объект: его можно подержать в руках, рассмотреть со всех сторон, снять или переместить отдельные детали, заглянуть внутрь. Мысленный анализ здесь может сочетаться с реальным разбором предмета на части. Таким образом, выделения в объекте главного, существенного, самого сложного или второстепенного, вспомогательного происходит значительно легче, так как мыслительные операции сочетаются с практическими действиями, позволяющими контролировать и уточнять данные, полученные путем абстрактных рассуждений. Обучение анализу с целью выделения существенных и несущественных признаков происходит не сразу. В первую очередь младший школьник воспринимает внешние признаки, которые могут быть несущественными, а просто яркими, привлекающими внимание.

В процессе обучения детей этого возраста анализу можно выделить две постепенно усложняющихся ступеней.

1 ступень. Обучение анализу в период, когда дети еще не умеют бегло читать. Следует начинать с рассмотрения и описания образца. Особенность в том, что дети не дают точную количественную характеристику рассматриваемого объекта (например, мячика), а только описывают его некоторые качества, например: большой, круглый, красный, резиновый, с гладкой блестящей поверхностью. Такая работа учит детей видеть предмет, замечать в нем важные, значимые качества. Однако анализом такую деятельность назвать нельзя, это скорее анализ на описательном уровне. Например на уроке лепки с натуры несложных форм, описывая яблоко первоклассники говорят: «Яблоко большое, желтое, но бочок у него розовый», «Яблоко круглое». Учитель уточняет: «Круг – плоская фигура, а разве наше яблоко плоское? На что оно похоже?» Ученики: «Нет, яблоко не плоское. Оно, как мячик. Как шарик». Учитель: «Правильно, оно не шар, но формой на шар похоже. А какое еще яблоко?». Ученики: «Яблоко блестящее, румяное, гладкое, вкусное». Так учитель помогает детям уяснить, что описать предмет – это не значит ответить на вопрос «Какой он?», а подробно выделить все признаки, как существенные, так и несущественные.

2 ступень. К рассмотрению и описанию добавляется анализ образца. Проанализировать образец – это значит уяснить для себя его устройство (конструкцию), то есть мысленно «разобрать» его на составляющие части и детали. На основе этого анализа в дальнейшем осуществляется планирование работы, внесение изменений в конструкцию, разработка вариантов изделия. Младшим школьникам при условии целенаправленного обучения и определенной подготовительной работе вполне доступен анализ реального объекта, в процессе которого они могут качественно выполнять 10 операций анализа:

  1. определение общей формы изделия;

  2. Выделение главных частей

  3. Определение назначения главных частей

  4. Выделение деталей

  5. Определение назначения главных деталей

  6. Определение самых сложных деталей

  7. Определение второстепенных деталей

  8. Определение материалов

  9. Определение вида соединения деталей и частей

  10. Определение способа соединения деталей и частей.

Данный вид анализа отражает логику, то есть определяет последовательное продвижение от общих признаков и свойств объекта к частным, особенным. На практике анализ образца – это всегда беседа учителя с учениками.

Анализ образца может проводиться в процессе сравнения двух объектов с целью определения их сходства и различия. На уроках технологии младшие школьники чаще определяют сходство объектов с тем, чтобы выполнить объект по аналогии. Например, определение главных частей в двух объектах, сравнение их по форме, определение основных деталей, сравнение их по форме, определение материалов и способа их соединения.

Таким образом, состав и общая структура учебного действия анализа объектов с целью выделения признаков, претерпевают существенные изменения в зависимости от условий его применения. Это ведет к формированию достаточно гибкого, динамичного действия, обладающего свойством универсальности. [7]

Синтез – это объединение выделенных анализом компонентов целого. В процессе синтеза происходит соединение, соотнесение тех элементов, на которые был расчленен познаваемый объект. Физиологическая основа синтеза – замыкание временных нервных связей в коре головного мозга. Развитие синтеза идет от простого, суммирующего, к более широкому и сложному. Когда части целого соединяются вместе, сопоставляя простую сумму признаков, это суммирующий синтез. Подлинный синтез дает качественно новый результат, новое знание действительности.

Синтезом называют логическую операцию объединения частей или элементов в некоторое сложное целое. Например: разрежь фольгу от шоколада, как показано на рисунке. Длинную полоску сложи в несколько слоев, один конец сделай поуже. Из коротких полос скрути четыре жгутика (лапки). В полоску с узкого конца крепко заверни жгутики - получится грудка с лапками. Другой конец преврати в брюшко паучка.[8, с. 59]

 Анализ и синтез всегда взаимосвязаны. В сравнении, анализ для младших школьников является более легким мыслительным процессом,  и развивается значительно быстрее, чем синтез. А. Валон по этому поводу пишет: «… ребенок показывает себя гораздо более способным отделить элементы от целого, которое дано ему сразу, чем объединить то, что встречалось в его опыте раздельным, и смело создать новую группировку!»

Анализ и синтез совершаются в единстве. Чем глубже анализ, тем полнее синтез. В свою очередь синтез оказывает влияние на качество анализа. Неразрывное единство между ними отчетливо выступает уже в познавательном процессе сравнения. [9, с. 510]

 Сравнение. На начальных этапах ознакомления с окружающим миром различные объекты познаются, прежде всего, путем сравнения. Начинается синтез. В ходе синтеза происходит анализ сравниваемых явлений, предметов, событий и т.д.- выделение в них общего и различного.

В ходе обобщения в сравниваемых предметах в результате их анализа выделяется нечто общее. Эти общие для объектов свойства бывают двух видов: 1) общие как сходные признаки

2) общие как различные признаки.

Сравнение-установление признаков сходства (сопоставления) и признаков различия (противопоставления) между предметами и явлениями. Например, на этапе объяснения нового материала: что вы можете сказать о размерах (формах) этих предметов? В чем сходство и различие этих предметов?

   Следовательно, всякое существенное свойство является вместе с тем и общим для данной группы однородных предметов, но не наоборот: не всякое сходное свойство является различным для данной группы объектов. Дети одного и того же возраста сравнивают по-разному одни и те же предметы. Одни при сравнении находят только различие, другие и различие, и сходство. Признаки также неодинаковые. Одни сравнивают по ярким, бросающимся в глаза признакам, которые больше размером, четкостью, простой формы. Другие не только по ярким, но и по менее заметным признакам, указывают мелкие детали изделия.

 Л.И. Румянцева на основе проведенных опытов делает вывод, что это относится к новым предметам, а при сравнении хорошо известных предметов дети находят значительно больше признаков сходства, чем различия. При этом обогащение опыта, развитие способности к наблюдению приводит к тому, что при повторном сравнении увеличивается количество упоминаний признаков сходства.

Особенностью сравнения младших школьников является то, что они часто подменяют сравнение простым рядоположением предметов. Особую трудность для них представляет сравнение предметов и явлений, с которыми нет возможности непосредственно действовать, а так же тех, которые обладают большим количеством признаков, или их признаки скрыты. Нередко младшие школьники затрудняются сравнивать предметы и явления потому, что они не могут самостоятельно составить план сравнения, поэтому необходимо вести целенаправленную работу по формированию у них приема сравнения. [10 с. 430]




    1. Педагогические технологии, применяемые для формирования логических УУД, на уроках технологии в начальных классах

Требования к современному образованию побуждают к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс.

Педагогическая технология — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.

Одной из основных задач в учебном процессе является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству. Данную задачу можно решить, применяя на уроке современные обучающие технологии в учебном процессе, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся.

Для формирования логических УУД, на уроках технологии в начальных классах, применяются следующие педагогические технологии:

  • Проблемное обучение;

  • Развивающее обучение;

  • Игровое обучение. [11, с. 428]

Таблица 1.

Педагогические технологии

Название технологии

Цель

Сущность

Механизм

Проблемное обучение

Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся

Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, позволяющих активно усваивать знания

Поисковые методы, постановка познавательных задач

Развивающее обучение

Развитие личности и ее способностей

Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию

Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности

Игровое обучение

Обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений

Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации

Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность


Проблемное обучение – это система методов и средств обучения, основой которых выступает моделирование творческого процесса за счёт создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы.

Задачами проблемного обучения являются:

1. Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.

2. Усвоение учащимися знаний, умений добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблемы.

3. Воспитание активной творческой личности, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

Одними из методов проблемного обучения являются проблемное изложение материала учителем на уроке, частично - поисковый и исследовательский методы обучения. Сущность проблемного обучения заключается в такой организации учебного процесса, который предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности школьников, что ведёт к развитию творческого потенциала личности и к повышению качества знаний. Это осуществляется через создание на уроке проблемных ситуаций. Проблемный урок отличается от других этапами введения и воспроизведения знаний. Суть проблемного урока можно охватить одной фразой: «творческое усвоение знаний». Это означает, что на уроке ученик проходит все звенья научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний.

Действия учащихся на уроке

Структура построения проблемного урока технологии


В проблемной ситуации особенно ярко проявляется детское удивление, любопытство, с которого начинается познание. В сознании детей такая ситуация проявляется в виде затруднения, для преодоления которой нужна интенсивная мыслительная деятельность. Активность познавательного интереса побуждает поисково-исследовательскую деятельность школьника, создаёт ситуацию творческого поиска.

Проблемное обучение является наиболее эффективным действенным способом активизации логического мышления учащихся. Основная задача учителя: заинтересовать, увлечь, обучающихся работой.

При поиске решения и при решении проблемы уместны следующие приемы:

Итак, использование проблемных ситуаций на уроках технологии способствует формированию логических УУД, создаёт положительную мотивацию учения, улучшает морально-психологические условия обучения младших школьников. Дети активно включаются в самостоятельную деятельность по осознанию проблемы и поиску её решения.[12, с. 32]

Развивающее обучение – это обучение, ориентированное на закономерности развития личности, в котором развивающий эффект является прямым результатом. Оно рассматривает ребенка как личность и создает максимум благоприятных условий для ее развития. Основные идеи развивающего обучения: развивать самостоятельное, логическое мышление ребенка, способность к его самообразованию и саморазвитию.

В развивающем обучении главное – это ориентация на включение учащихся в творческий процесс, когда они осознают важность этого процесса. Отсюда вытекает принцип понимания: зачем учащиеся изучают тот или иной материал, как помогут полученные знания в изучении смежных дисциплин. В развивающем обучении придерживаются основных методов: логические, проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы, поиск необходимого.  Педагогическая задача учителя – помочь ученику стать свободной и творческой личностью. На уроках технологии необходимо создавать атмосферу доброжелательности, комфортности, уважительного отношения к личности ребенка. Не надо избегать создания таких условий, когда ребенок высказывает свои гипотезы, необходимо поощрять в ребятах нестандартность мыслей, стремления знать больше. В ходе этого у детей формируется представление о характере и логике научного поиска, его трудностях, закономерностях. Проблемы способствуют развитию интуиции, воображения, умения нестандартно мыслить. 

Главное условие развивающего обучения – активная познавательная деятельность учащихся в процессе открытия новых знаний

Главный результат обучения – самостоятельное решение возникающих проблем (учебных и жизненных).

Показатель развития – умение использовать приобретенные знания и практические умения в новых условиях. [14, с. 205]

В возрасте 6,5- 7 лет основной формой деятельности является игра. На уроках технологии учитель может использовать технологию игрового обучения больше чем на других уроках. Игровое обучение (технология игрового обучения) - это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание воспитания и обучения, как компонент педагогической культуры, где изучаются формы и методы оптимизации игровой деятельности современного поколения, средство активизации психических процессов, средство диагностики, коррекции и адаптации к жизни, исследуются социальные эмоции, сопровождающие игровой феномен.

 Советский педагог  В.А. Сухомлинский  подчеркивал,  что  «игра  –  это

огромное светлое окно,  через  которое  в  духовный  мир  ребенка  вливается

живительный поток представлений, понятий об  окружающем  мире». [15, с. 45]

Для формирования логических УУД на уроках технологии наиболее часто применяют дидактические игры. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, мыслительных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи. Приведу примеры обучающих задач: формировать умение сравнивать предметы по внешним признакам, расположению в пространстве («Что изменилось», парные картинки), развивать глазомер и координацию мелких движений («Поймай рыбку», «Летающие колпачки»). Обучающая задача реализуется с помощью игровых действий, которые выполняют дети.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Данные педагогические технологии связаны между собой и направлены на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, они являются наиболее эффективными для формирования логических УУД на уроках технологии в начальной школе.[16, с. 70]

    1. Методики оценки сформированности

логических УУД учащихся 1класса

Сформированность логических УУД напрямую связана с уровнем развития таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение. Соответственно, для диагностики можно использовать психологические тесты, направленные на проверку сформированности мыслительных операций.

Технологическая карта формирования логических УУД 1 класс

Логические УУД: сравнивать предметы, объекты; находить общие признаки и различия; группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

  1. Сформированы операции обобщения, выделения существенных признаков.

Рекомендации: составление сообщений, где необходим анализ текстов, на предмет нахождения существенных признаков предметов, и объектов

  1. Частично сформированы операции обобщения, выделение существенных признаков

 Рекомендации: коррекционная работа по выявленным нарушениям

  1. Не сформированы операции выделения существенных признаков, операция сравнения затруднена

 Рекомендации: консультации специалистов; коррекционная работа по выявленным нарушениям.

Рассмотрим некоторые методики.[17]

Тест “Найди несколько различий?”

Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – анализ и сравнение.

Оцениваемое УУД:  логические универсальные учебные действия

Форма проведения: письменный опрос

Возраст:  6,5-7 лет (1 класс).

 Перед показом рисунков ребенку предлагают найти несколько различий м ежду двумя рисунками и отметить значком (V).

 

Оценка результатов теста

10 баллов - ребенок справился с заданием менее чем за 20 сек

8-9 баллов - ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек.

6-7 баллов - ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.

4-5 баллов - ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.

2-3 балла - время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.

0-1 балл - ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.

Выводы об уровне развития восприятия

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий

4-7 баллов - средний

2-3 балла - низкий

0-1 балл - очень низкий. [18]

Методика «ВЫДЕЛЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ»

Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – выделение существенных признаков.

Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия

Форма проведения: письменный опрос

Возраст: 6,5-7 лет

Критерии оценивания: высокий уровень – 6-7 правильных ответов

Средний уровень- 3-5 .

Низкий уровень 1-2 .

Один балл дается за два правильно выбранных слова, а 0,5 балла – за одно правильно выбранное слово.

Методика выявляет способность испытуемого отделять существенные признаки предметов или явлений от второ­степенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинако­вых по характеру выполнения, позволяет судить о после­довательности рассуждений испытуемого. Для исследования пользуются либо специальным блан­ком, либо экспериментатор предлагает испытуемому зада­чи. Предварительно даются инструкции.

Инструкция: «В каждой строчке вы найдете одно сло­во, стоящее перед скобками, и далее 5 слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два и под­черкните их».

Слова в задачах подобраны таким образом, что обсле­дуемый должен продемонстрировать свою способность уло­вить абстрактное значение тех или иных понятий и отка­заться от более легкого, бросающегося в глаза, но невер­ного способа решения, при которых вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.

Стимульный материал:

  1. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля).

  2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

  3. Города (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

  4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).

  5. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).

  6. Газета (правда, приложение, бумага, редактор).

  7. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).

Ключ

    1. Растение, земля.

    2. Берег, вода.

    3. Здание, улица.

    4. Крыша, стены.

    5. Глаза, печать.

    6. Бумага, редактор.

    7. Игроки, правила.

Результаты стоит обсудить с испытуемым, выяснить, упорствует ли испытуемый в своих неправильных ответах и чем объясняет свой выбор. [19]

1.5 Выводы

Изучив педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования можно сделать вывод о том что, образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, в том числе знаний по технологии.

В процессе изучения темы, в теоретической части работы, было раскрыто понятие «логические универсальные учебные действия», т.е. умение учащихся производить простые логические мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение).

Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьников.

Анализ научно-методической литературы позволил сделать вывод, что для формирования логических универсальных учебных действий младших школьников в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования требуются специальные методы обучения и приемы в учебно-воспитательном процессе начальной школы с помощью которых будут сформированы необходимые умения. Современная специализированная литература накопила огромный научный и методический опыт, который предлагает учителю ценный материал.

В частности на уроках технологии есть возможность эффективно организовать работу по формированию и развитию логических универсальных учебных действий.

Педагогические условия эффективности формирования логических УУД:

- Проблемное обучение;

- Развивающее обучение;

- Игровое обучение.











Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛОГИЧЕСКИХ УУД У УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ.

2.1 Выявление уровня сформированности логических УУД у учащихся 1 класса

Экспериментальная работа проводилась в период преддипломной практики с 19 апреля 2016 года по 16 мая 2016 года в 1 классе Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа р.п.им. В.И. Ленина" МО «Барышский район».

Психолого-педагогическая характеристика класса.

На 2015/2016 учебный год в классе обучается 25 человек (Кузнецов Егор находится на индивидуальном обучении): 13 мальчиков и 11девочек. Двое учащихся с 2007 года рождения, 20 человек с 2008 года, 3 человека с 2009 года рождения. В полных семьях воспитывается 18 человек, 7 детей из неполных семей. Из многодетных семей 5 учащихся. Максим Ш., Максим Л., Арина С. из социально – неблагополучных семей.

Большинство детей класса имеют благоустроенное жилье и им созданы условия для успешного воспитания и обучения. У большинства детей учащихся сформирована стойкая учебная мотивация, выраженная высокой активностью на уроках. Они с желанием ходят в школу. Хотят учиться лучше, стремятся выполнить все задания учителя, посещают кружки. Но есть дети, которые недостаточно трудолюбивы, пассивны. Родители недостаточно уделяют внимания учебе и воспитанию своих детей – школьников. В связи с этим и успеваемость детей низкая. Большинство же родителей заботятся о детях, волнуются за их учебу, интересуются достижениями своих детей в учебной и внеклассной деятельности.

У Анастасии И., Антона М. , Алексея И. наблюдается неустойчивое внимание, снижены работоспособность и познавательная активность, не сформированы навыки самостоятельной организации своих действий. Таких детей нужно вовлекать во внеурочные мероприятия, организовывать для них индивидуальные занятия по предметам.

Среди детей расширенным кругозором и повышенной любознательностью отличаются Полина З. , Роман К. , Андрей С., Софья Ш., Егор Б., Анастасия С. Эти ребята пользуются авторитетом в классе, к их мнению прислушиваются, с ними хотят дружить остальные ученики.

Ребята принимают активное участие в делах класса и общешкольных мероприятиях. С большим интересом и желанием участвуют в выступлениях.

Каждый ученик имеет индивидуальное поручение и старается ответственно выполнять его. Высший орган самоуправления – классное собрание, планирующее, обсуждающее и оценивающее работу. Такая организация дает возможность почувствовать каждому ребенку свою принадлежность к коллективу класса, учит самостоятельности и ответственности.

В предстоящем учебном году классному руководителю необходимо работать над развитием, сплочением детского коллектива, вести работу с неадаптированными детьми, а именно:

  1. Создать условия для успешной адаптации детей к школьным

условиям, снижению школьной тревожности.

  1. Формировать интерес к процессу и содержанию учебной деятельности.

  2. Создать условия для развития нравственных качеств личности.

  3. Формировать коммуникативные навыки, работать над созданием ученического коллектива.

  4. Создать условия для раскрытия творческого потенциала детей.

Учитель класса Трошина Елена Николаевна. Образование высшее, закончила, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова. Специальность: учитель начальных классов. Квалификационная категория – 1. Стаж педагогической деятельности – 28 лет. Должность, которую учитель занимает в школе: учитель начальных классов и руководитель методического объединения учителей начальных классов. Трошина Е.Н. преподает: русский язык, математику, окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство, технологию, а так же внеурочная деятельность по разным направлениям. Елена Николаевна проводит воспитательную работу по разным направлениям (векторам): духовно-нравственное;

общеинтеллектуальное;

общественно-патриотическое;

культурно-просветительское.

Таблица 2.

Темы работы учителя начальных классов Трошиной Е.Н.


п\п

Ф.И.О. учителя

Тема работы

1

Трошина Елена Николаевна

Воспитание активной жизненной позиции у первоклассников

2

 Экологическое воспитание первоклассников в рамках реализации ФГОС.

3

Развитие  и активизация речи у учащихся первого класса для реализации требований ФГОС.

4

Формирование и развитие у первоклассников навыков чтения

5

Развитие познавательной и творческо-поисковой активности учащихся первого класса

6

Развитие речи первоклассников на уроках русского языка и литературного чтения


Исследование проводилось в три этапа.

Констатирующий этап.

Цель констатирующего этапа: выявление уровня сформированности логических УУД у учащихся 1 класса.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

  1. Изучить приемы работы учителя начальных классов по формированию логических УУД у первоклассников;

  2. Выявить уровень сформированности логических УУД у первоклассников на констатирующем этапе эксперимента.

Для реализации первой задачи использовались методы: беседа с учителем начальных классов, наблюдение за работой учителя начальных классов.

В ходе беседы учителю заданы вопросы и получены следующие ответы:

В: - Какие задания, направленные на формирование мышления, вы используете? Демонстрируют ли дети способность обобщать имеющиеся знания?

О: - Да, дети умеют обобщать знания, но возникают незначительные затруднения у некоторых учащихся класса.

В: - Могут ли дети осуществлять классификацию предметов, слов, действий?

О: - Могут, но не все. В отличие от обобщения, классификация более сложный процесс, поэтому не все дети могут справиться с этой умственной операцией.

В: - Сколько учащихся могут связно рассказать о своей жизни?

О: - Все. Дети с удовольствием и энтузиазмом делятся информацией из своей жизни, рассказывают про своих родственников, про свои увлечения, про домашних животных.

В: - Ориентируются ли дети в основных понятиях времени (время года, месяц, число, дни недели)?

О: - Не все дети ориентируются в этих понятиях, у некоторых детей рассеянное внимание и они не могут определить эти понятия времени. Таких детей в классе 3 человека.

В: - Способны ли дети отделять существенные свойства предметов от несущественных; улавливать  главное в тексте;  понимать смысл пословиц и поговорок?

О: - Да. Большинство учащихся класса могут справиться с заданиями такого типа.

Исходя из услышанного, можно сделать вывод, что учителем класса ведется активная работа по формированию логических универсальных учебных действий. Трошина Е.Н. использует задания разных уровней сложности, направленные на формирование мышления. У многих учащихся сформированы операции логического мышления: анализ, синтез, сравнение.

Таким образом, при такой организации учебно-воспитательного процесса у обучающихся закладывается прочная основа для успешного формирования в основной школе: внутренняя потребность и мотивация к усвоению нового, умение учиться в условиях коллектива, вера в свои силы.   Эффективное стимулирование познавательной деятельности учащихся в значительной мере обеспечивается за счет расширения сферы использования поискового, частично-поискового, проблемного методов изучения нового учебного материала. У ребенка есть возможность реализовать свои способности, он учится жить в  обществе.

В ходе наблюдения были посещены следующие уроки:

  • Русский язык «Твердые и мягкие согласные в начале и в середине слова. Правило переноса слов»;

  • Математика «Вычитание однозначных чисел из 10»;

  • Окружающий мир «С лукошком за грибами»;

  • Изобразительное искусство «В мире красоты - упражнения в рисовании элементов цветочного узора в хохломской росписи»;

  • Физическая культура «Ведение и бросание баскетбольного мяча».

Посещенные уроки показали, что учитель в системе проводит работу по формированию общеучебных умений и навыков: выделения главного, умения сравнивать, давать полные ответы на поставленные вопросы, анализировать. На уроках формировалась активная учебная деятельность, развивалось самостоятельное мышление, познавательные интересы. Учитель активно работает с учащимися группы риска. Учитель учитывает возрастные особенности обучающихся. При проведении опроса и закреплении нового материала требует от обучающихся точных формулировок. Эффективно используется наглядность на уроке. Учитель использует разные формы работы: беседа, работа с материалом учебника, взаимный опрос обучающихся по теме, построение логических цепочек. Обучение ведется на базовом уровне, учитель использует на уроках много дополнительного материала, приучают обучающихся использовать различные источники для получения информации. При проведении уроков прослеживается межпредметная связь. Ученики дают развернутые ответы, дополняют ответы одноклассников, делают выводы, анализируют свои ответы.

Из анализа увиденного, сделаны выводы: уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьников.

Для реализации второй задачи - выявления исходного состояния уровня сформированности логических универсальных учебных действий учащихся использовалась методика: «Выделение существенных признаков».

Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – выделение существенных признаков.

Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия

Форма проведения: письменный опрос

Возраст: 6,5-7 лет (см. Приложение № 1)

Количественная обработка результатов показала следующие итоги. Полученные результаты представлены в таблице 2 и гистограмме.

Таблица 3.

Уровни сформированности логических УУД у учащихся 1 класса


Список учащихся

Уровни сформированности логических УУД

Низкий

Средний

Высокий

Егор Б.



˅

Саша Г.

˅



Вика Е.

˅



Полина З.



˅

Алексей И.


˅


Настя И.


˅


Лиза К.



˅

Рома К.



˅

Максим Л.


˅


Антон М.

˅



Дима М.

˅



Полина П.



˅

Даша П.



˅

Андрей С.



˅

Жанна С.

˅



Настя С.



˅

Арина С.


˅


Рафаэль С.

˅



Юлия Ф.



˅

Илья Ч.


˅


Вадим Ч.



˅

Софья Ш.



˅

Рома Н.


˅


Таким образом, на высоком уровне логические универсальные учебные действия у 11 детей – 46% на высоком уровне, на среднем - у 6 детей – 27% и на низком уровне у 6 детей –27%.

Рис.1 Показатель уровня сформированности логических УУД первоклассников

на констатирующем этапе

Таким образом, диагностика уровня сформированности логических универсальных учебных действий у учащихся 1 класса показала, что у половины класса высокий уровень сформированности логических УУД. На среднем уровне - у 6 детей, это дети с неустойчивым вниманием. На низком уровне - у 6 детей, это дети группы риска.

Констатирующий этап эксперимента показал, что учащиеся 1 класса обладают навыками усвоения универсальных учебных действий.

На уроках необходимо продолжить работу над формированием логических УУД, систематизировать разнообразие приемов и методов обучения, способствующих формированию логических универсальных учебных действий с учетом класса и уровня знаний школьников.

2.2 Описание работы по формированию логических УУД первоклассников на уроках технологии

Формирующий этап.

Цель формирующего этапа: проведение работы по формированию логических УУД первоклассников на уроках технологии.

Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:

  1. Изучить программы технология УМК «Перспективная начальная школа» для 1 класса автора Т.М. Рогозиной.

  2. Разработать и провести учебные занятия по технологии с использованием заданий и методических приемов, направленных на формирование логических УУД первоклассников.

В ходе реализации первой задачи был проведен анализ программы по технологии: УМК «Перспективная начальная школа» автор Т.М. Рогозина.

Целью данного курса является развитие личности ребенка и раскрытие его творческого потенциала в процессе обучения теории и практики трудовой деятельности на основе педагогической поддержки его индивидуальности. Цель обучения и значение предмета выходит далеко за рамки усвоения учащимися конкретных технологических операций. Предмет «Технология» является опорным в проектировании универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности – целеполагание, планирование, ориентировка в задании, преобразование, прогнозирование, умение предлагать способы решения, оценка изделия и т.д. – предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для обучающихся.

Программа по технологии в соответствии с требованиями стандартов предусматривает решение следующих задач:

  • развитие сенсорики и моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера, умений работать с различными источниками информации;

  • освоение содержания, раскрывающего роль трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий; – овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми и конструкторско-технологическими умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно-значимых объектов и общественно значимых предметов труда, способами планирования и организации трудовой деятельности, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

  • воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникативной деятельности, формирование рефлексивной способности оценивать собственное продвижение и свой вклад в результаты общей деятельности и умений делового сотрудничества;

  • развитие коммуникативной компетентности, формирование мотивации успеха и достижений, умений составлять план действий и применять его для решения практических задач.

Планируемые результаты изучения курса «Технология»

1-й класс

Личностными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих умений:

- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки

зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных

ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как

хорошие или плохие;

- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых

произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения,

возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.

Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью

учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по

предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью

шаблона (средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности);

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке (средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов).

Познавательные УУД

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия,

художественные образы.

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение чувствовать мир, искусство.

Коммуникативные УУД

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках,

доступных для изготовления изделиях;

- слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. [20]

Анализ календарно-тематического планирования помог выявить темы, для разработки технологических карт учебных занятий по технологии, в период преддипломной практики. Спланировать и разработать задания, направленные на формирование логических УУД. Подобрать целесообразные методические приёмы. Таблица 4.

Таблица 4.

Анализ календарно-тематического планирования

п/п

Тема

Цель

Формируемые логические УУД

Методические приемы

Задания

1.

Аппликация из ткани. Дерево.

способствовать формированию у учащихся представления о тканях растительного происхождения,  первоначальных умений обработки ткани: разметки, раскроя, приклеивания, изготовления бахромы.

Анализ, выделение существенных и несущественных признаков, сравнение, синтез

Беседа подготовительная, рассказ, демонстрация

Изучение ткани «В гостях кукла Катя»

Эксперимент «Сравнение свойств ткани и бумаги»

Анализ образца «Аппликация из ткани. Дерево»

2.

Текстильные материалы. «Игольница». Раскрой деталей.

формирование у учащихся знаний и умений по технологии, обработки ткани, раскроя деталей игольницы

Синтез

Беседа сообщение новых знаний, рассказ, демонстрация

Планирование предстоящей деятельности «Восстанови последовательность»

3.

Игольница. Изучение шва «вперед иголку».


формирование умений работать с тканью; формирование навыка ручного шитья швом вперед иголку.

Анализ, сравнение

Беседа подготовительная, рассказ, показ, демонстрация

Показ техники выполнения шва

«Посмотри и повтори»

4.

Игольница. Сборка всех деталей.


научить учащихся изготавливать игольницу; формировать у учащихся умения качественно выполнять трудовые операции (сборка и оформление игольницы).

синтез

Рассказ, показ

Повторение шва «Вперед иголку»

«Собери игольницу»


Для решения второй задачи были разработаны и проведены учебные занятия по технологии с использованием методических приемов и заданий, направленных на формирование логических УУД первоклассников.


Тема: «Аппликация из ткани. Дерево»

Цель: способствовать формированию у учащихся представления о тканях растительного происхождения,  первоначальных умений обработки ткани: разметки, раскроя, приклеивания, изготовления бахромы.

Планируемые результаты:

Познавательные

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

Тип урока: открытие новых знаний (см. приложение № 2)

Таблица 5.

Методический анализ урока


п/п

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Деятельностно-операционный

1.Закрепление изученного

2.Лабораторная работа


3.Анализ образца




Проведено закрепление нового материала «В гостях кукла Катя»

Предложил провести эксперимент «Сравнить свойства ткани и бумаги»

Перед началом практической работы была дана характеристика задания, проведен анализ образца.

Изучают ткани, из которых шьют одежду

Проводят эксперимент сравнивают ткань и бумагу

Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение

Выполняют практическую работу

Данные задания формируют логические УУД, а именно: анализ, сравнение.

Итогово-рефлексивный

1.Подведение итога урока



Выставка детских работ





Проводят анализ проделанной работы и своего изделия



Анализ


Тема: Текстильные материалы. «Игольница». Раскрой деталей.

Цель: формирование у учащихся знаний и умений по технологии, обработки ткани, раскроя деталей игольницы.

Планируемые результаты:

Познавательные

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия,  художественные образы.

(см. Приложение № 3)

Таблица 6.

Методический анализ урока

п/п

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

2.Деятельностно-операционный

5.Практическая работа



Перед началом практической работы проведён инструктаж и показ трудовых приёмов (объяснение и демонстрация)


Повторили правила т/б при работе с иглой и ножницами (беседа, работа в тетрадях)


Практическая работа (с использованием инструкций в тетрадях)



Внимательно слушают и смотрят




Отвечают на вопросы, выполняют задания в тетрадях, доказывают или опровергают мнение


Выполняют практическую работу

Данные задания формируют логические УУД, а именно: синтез.


Тема: Игольница. Изучение шва «вперед иголку».

Цель: формирование умений работать с тканью; формирование навыка ручного шитья швом вперед иголку.

Планируемые результаты:

Познавательные

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы (см.приложение № 4)

Таблица 7.

Методический анализ урока


п/п

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Деятельностно-операционный

1.Актуализация знаний


4.Практическая работа



Актуализация знаний детей полученных на предыдущем уроке (эвристическая беседа)


Перед началом практической работы была дана характеристика задания. Проведен сравнение разных видов швов и выявление отличительных признаков «Шва вперед иголка» (объяснение и показ)



Рассказывают о том, что изучили на предыдущем уроке, отвечают на вопросы.


Выполняют сравнение разных видов швов, выявляют признаки, выполняют «Шов вперед иголку»

Данные задания формируют логические УУД, а именно: синтез, анализ



Тема: Игольница. Сборка всех деталей.

Цель: научить учащихся изготавливать игольницу; формировать у учащихся умения качественно выполнять трудовые операции (сборка и оформление игольницы).

Планируемые результаты:

Познавательные

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

(см. приложение № 5)

Таблица 8.

Методический анализ урока

п/п

Деятельность учителя

Деятельность учителя

Формируемые УУД

2.Деятельностно-операционный

1.Акктуализация знаний



4.Практическая работа



Анализ образца



Актуализация знаний детей полученных на предыдущем уроке беседа «Что я знаю, могу, умею?»


Практическая работа изготовление игольницы по алгоритму, планирование деятельности детей работа по рабочей тетради.

Анализ готового изделия (подготовительная беседа перед сборкой всех деталей вводный инструктаж)



Выделяют знания, которые получены на предыдущих уроках, отвечают на вопросы

Выполняют практическую работу, планируют свою деятельность с помощью алгоритма в рабочей тетради

Отвечают на вопросы

Данные задания направлены на формирование логических УУД, а именно: анализ, синтез



    1. Оценка результативности проделанной работы

Контрольно-итоговый этап.

Цель контрольно-итогового этапа: выявить уровень сформированности логических УУД первоклассников на контрольно-итоговом этапе.

Для реализации данной цели, поставлены следующие задачи:

  1. Провести диагностику сформированности логических УУД первоклассников;

  2. Сравнить результаты констатирующего этапа и контрольно-итогового, сделать выводы.

Для реализации первой задачи были проведены следующие диагностики:

Тест “Найди несколько различий?”

Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – анализ и сравнение.

Оцениваемое УУД:  логические универсальные учебные действия

Форма проведения: письменный опрос

Возраст:  6,5-7 лет (1 класс). (см. Приложение № 6)

Для реализации второй задачи сравнивали результаты первого и третьего этапов.

На этапе контрольного эксперимента были проведены методики «Найди несколько различий».

Полученные результаты я представила в таблице 8 и гистограмме.

Таблица 8.

Уровни сформированности логических УУД у учащихся 1 класса на контрольно-итоговом этапе


Фамилия, имя

Уровни сформированности логических УУД

Низкий Средний Высокий

Егор Б.



˅

Саша Г.


˅


Вика Е.

˅



Полина З.



˅

Алексей И.


˅


Настя И.



˅

Лиза К.



˅

Рома К.



˅

Максим Л.


˅


Антон М.


˅


Дима М.


˅


Полина П.



˅

Даша П.



˅

Андрей С.



˅

Жанна С.


˅


Настя С.



˅

Арина С.



˅

Рафаэль С.

˅



Юлия Ф.



˅

Илья Ч.


˅


Вадим Ч.



˅

Софья Ш.



˅

Рома Н.


˅



Таким образом, на высоком уровне логические универсальные учебные действия у 13 детей – 55%, на среднем у 8 детей – 30% и на низком уровне у 2 детей –15%.

Рис 2. Показатель уровня сформированности логических УУД первоклассников на контрольно-итоговом этапе


Как показали результаты нашего исследования, в начале эксперимента на этапе констатации по первой методике на высоком уровне логические универсальные учебные действия у 11 детей – 46%, на среднем у 6 детей – 27% и на низком уровне у 6 детей –27%. При повторном исследовании у 13 детей – 55%, на среднем у 8 детей – 30% и на низком уровне у 2 детей –15%.

В результате проделанной работы по формированию логических УУД первоклассников на формирующем этапе, показатели уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у первоклассников, значительно улучшились и на контрольно-итоговом этапе составили: у 13 детей – 55%, на среднем у 8 детей – 30% и на низком уровне у 2 детей –15%.



Таблица 9.

Сравнительные результаты констатирующего и контрольно-итогового этапов эксперимента


Уровни

Констатирующий этап

Контрольно-итоговый этап

Низкий

6 – 27%

Количество детей с низким уровнем сформированности логических УУД уменьшилось на 4 человека

2 – 15%

Средний

6– 27%

Количество детей со средним уровнем сформированности логических УУД увеличилось на 2 человека

8 – 30%

Высокий

11 – 46%

Количество детей с высоким уровнем сформированности логических УУД увеличилось на 2 человека

13 – 55%

Динамика роста показателей сформированности логических универсальных учебных действий у младших школьников:

Рис. 3 Сравнительный анализ результатов диагностики сформированности логических УУД констатирующего и контрольно-итогового этапов исследования












ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Модернизация российского образования ставит перед учителем школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.

В данной работе был рассмотрен комплекс средств, которые при системном подходе, позволят обеспечить достижение поставленной перед учителем цели. Особенно актуально это в период внедрения Федеральных государственных стандартов второго поколения в начальной общеобразовательной школе. Уже сегодня учителя должны осваивать и применять, исследуя практические результаты своей деятельности, современные средства формирования универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия обозначают умение учиться или другими словами способность ребенка к самосовершенствованию и саморазвитию через сознательное и активное усвоение предоставляемого опыта. Развитие системы УУД в составе регулятивных, личностных, коммуникативных и познавательных действий, которые определяют становление психологических способностей личности, происходит в рамках норм возрастного развития ребенка и его познавательной сферы.

Развитие логического мышления учащихся на всех уроках – одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество современного образования. Мыслительные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая в себе определенные навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Они должны научиться рассуждать, выделять главное, анализировать разные факты и точки зрения, сопоставлять и сравнивать их, задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать ответы на них. Поэтому целесообразно начинать обучение логическим действиям с формирования соответствующих элементарных умений, постепенно усложняя задания. Логические упражнения, игры позволяют на доступном детям материале, с опорой на жизненный опыт строить правильные суждения без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики.

Уроки технологии способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; дают предпосылки для развития логического мышления учеников, обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли.

Согласно новым стандартам, обучающиеся начальной школы должны овладеть такими элементами логических универсальных учебных действий, как: сравнение, анализ и синтез.

Формирование логических УУД младших школьников на уроках технологии будет более эффективным, если с учетом требований ФГОС НОО внедрить в практику современной начальной школы методические рекомендации по формированию логических УУД у младших школьников, основанные на:

- овладение наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учить детей учиться;

- выработка умения применять свои знания в практической деятельности;

- обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал;

- ориентация каждого ученика на творческую деятельность с самого начала усвоения учебной дисциплины;

- учить работать с разного вида таблицами, схемами и инструкционными картами; учить составлять схемы.

- использовать игры, направленные на развитие памяти, воображения, мышления. Гипотеза исследования подтверждена.

В процессе формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников самое важное - научить ребят делать пусть маленькие, но собственные открытия. Ученик должен уже в младших классах решать задачи, которые требуют от него не простого действия по аналогии (копирование действий учителя), а таят в себе возможность для “умственного прорыва”. Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями.
























Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2 поколения - [Текст]

  2. Бордовская, Н. В. Педагогика [Текст] учебное пособие для вузов: Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - Гриф МО. - СПб.: Питер, 2008. - 299 с.

  3. Бордовская, Н. В. Педагогика [Электронный ресурс]: учеб. для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2000.

  4. Зак А.З. Как развивать логическое мышление? [Текст]: / А.З.Зак. – Москва.: Аркти, 2001г. -39 с.

  5. Как проектировать учебные действия в начальной школе. [Текст]: От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2013. – 152 с.

  6. Кузнецов, А. А. О школьных стандартах второго поколения [Текст]: / А. А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2.- С. 3-6.

  7. Моргунова И.Г. Возможности уроков технологии в формировании логических универсальных учебных действий [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-uroka-tehnologii-v-formirovanii-logicheskih-universalnyh-uchebnyh-deystviy-u-mladshih-shkolnikov

  8. Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н. В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. [Текст]: – 2011. - № 11. – С. 59.

  9. Педагогика: теории, системы, технологии: [Электронная библиотека]: / И. Б. Котова ; под ред. С. А. Смирнова. - 8-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 510 с.

  10. Педагогика: учеб. пособие [Текст]: / Б. З. Вульфов [и др.]; под ред. П. И. Пидкасистого. - Гриф УМО. - М.: Юрайт, 2009. - 430 с.

  11. Педагогика: учебник для вузов / Л. П. Крившенко [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. - Гриф МО. - М.: Проспект, 2010. - 428 с.

  12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. [Текст]: – М.: Просвещение, 2011. – 32 с.

  13. Орлова Е.В., Воровщиков Сергей, Каюда Г.П. «Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников» [Тест]: Издательство: ЗНАНИЯ, 2008г. -205 с.

  14. .Яшина Н.Ю,.Овсянникова В.И «Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка»[Текст]: - НИРО,2006г.-45 с.

  15. Л.Ф.Тихомирова. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников. [Текст]: – Ярославль, 2000г. -70 с.

  16. Л.Н. Вахрушева. Методы выявления познавательных интересов у детей 6–8 лет//Начальная школа, 2012г., №9 -12 с.

  17. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.metod kopilka.ru/diagnostika_i_monitoring_universalnyh_uchebnyh_deystviy_v_nachalnoy_shkole-50389.htm

  18. Электронный ресурс. Режим доступа: http://nsportal.ru /nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/07/18/metodiki-dlya-monitoringa-urovnya

  19. Эктронный ресурс. Режим доступа: https://infourok.ru/ metodiki_dlya_diagnostiki_poznavatelnyh_uud-299197.htm

  20. Рабочая программа по «Технологии» для 1 класса автора Т.М. Рогозиной УМК «Перспективная начальная школа».








Приложение №1

Методика «ВЫДЕЛЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ»

Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – выделение существенных признаков.

Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия

Форма проведения: письменный опрос

Возраст: 6,5-7 лет

Критерии оценивания: высокий уровень – 6-7 правильных ответов

Средний уровень- 3-5 .

Низкий уровень 1-2 .

Один балл дается за два правильно выбранных слова, а 0,5 балла – за одно правильно выбранное слово.

Методика выявляет способность испытуемого отделять существенные признаки предметов или явлений от второ­степенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинако­вых по характеру выполнения, позволяет судить о после­довательности рассуждений испытуемого. Для исследования пользуются либо специальным блан­ком, либо экспериментатор предлагает испытуемому зада­чи. Предварительно даются инструкции.

Инструкция: «В каждой строчке вы найдете одно сло­во, стоящее перед скобками, и далее 5 слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два и под­черкните их».

Слова в задачах подобраны таким образом, что обсле­дуемый должен продемонстрировать свою способность уло­вить абстрактное значение тех или иных понятий и отка­заться от более легкого, бросающегося в глаза, но невер­ного способа решения, при которых вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.

Стимульный материал:

  1. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля).

  2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

  3. Города (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

  4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).

  5. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).

  6. Газета (правда, приложение, бумага, редактор).

  7. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).

Ключ

    1. Растение, земля.

    2. Берег, вода.

    3. Здание, улица.

    4. Крыша, стены.

    5. Глаза, печать.

    6. Бумага, редактор.

    7. Игроки, правила.

Результаты стоит обсудить с испытуемым, выяснить, упорствует ли испытуемый в своих неправильных ответах и чем объясняет свой выбор.


















Приложение № 6

Тест “Найди несколько различий?”

Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – анализ и сравнение.

Оцениваемое УУД:  логические универсальные учебные действия

Форма проведения: письменный опрос

Возраст:  6,5-7 лет (1 класс).

 Перед показом рисунков ребенку предлагают найти несколько различий м ежду двумя рисунками и отметить значком (V).

 

Оценка результатов теста

10 баллов - ребенок справился с заданием менее чем за 20 сек

8-9 баллов - ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек.

6-7 баллов - ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.

4-5 баллов - ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.

2-3 балла - время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.

0-1 балл - ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.

Выводы об уровне развития восприятия

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий

4-7 баллов - средний

2-3 балла - низкий

0-1 балл - очень низкий.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!