СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование мировоззрения школьников на основе приобщения их к национальным традициям русского изобразительного искусства»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Формирование мировоззрения школьников на основе приобщения их к национальным традициям русского изобразительного искусства»»

«Региональный этап Всероссийского конкурса ’’Учитель года России - 2018”»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

города Алексина, Тульской области






Номинация конкурса:

«Образовательный проект».


Авторская образовательная программа

«Формирование мировоззрения школьников на основе приобщения их к национальным традициям русского изобразительного искусства»






Автор:

учитель изобразительного искусства

высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ № 1»

Киселева Мария Валериевна









Алексин , 2018год



Содержание



Паспорт проекта………………………………………………………………3


Аналитическое обоснование…………………………………………………5


Этапы реализации проекта…………………………………...........................6


Ожидаемые результаты ……………………………………………………..17


Перспективы развития проекта……………………………………………...17


Список используемой литературы…………………………………………..18






























Паспорт проекта


Название проекта

«Формирование мировоззрения школьников на основе приобщения их к национальным традициям русского изобразительного искусства»

ФИО автора проекта, место работы, должность

Киселева Мария Валериевна, город Алексин, МБОУ «СОШ № 1», учитель изобразительного искусства.

Команда проекта

Учащиеся начальной школы под руководством Киселевой М.В.

Обоснование актуальности проекта

Формирование личности ребенка является одной из важнейших задач современной школы. Формирование личности – это, прежде всего, формирование её мировоззрения. Актуальность формирования мировоззрения школьника подчеркивается во всех документах, которые регламентируют введение федеральных государственных стандартов всех уровней образования, а также в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации».

Большую роль в решении данной проблемы играет изобразительное искусство. С точки зрения воспитательных возможностей искусство способствует духовному, нравственному, патриотическому воспитанию учащихся. У каждого народа есть свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколения. Воспитательный потенциал народных традиций актуален и в настоящее время. Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют собой уникальную возможность освоения культурного наследия страны и региона, позволяет раскрыть самобытность русского народа. Воспитание у школьников патриотических качеств, формирование художественно-эстетического вкуса способствует своевременному приобщению к национальным традициям.


Цель проекта

Воспитание творчески развитой личности через активизацию познавательной деятельности учащихся на основе приобщения детей к истокам русской национальной культуры.

Задачи проекта:

  • Формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к Родине на основе изучения народных промыслов России. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к культуре, русским традициям и промыслам, мастерам народного творчества.

  • Познакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства, с прекрасными творениями народных умельцев.

  • Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства. 

Целевая аудитория

Проект разработан для учащихся начальной школы и реализуется в рамках во внеурочной деятельности.

Кадровое обеспечение

Учитель ИЗО, родители.

Ресурсное обеспечение

ПК, проектор, изделия декоративно – прикладного искусства и народных промыслов, иллюстрационный материал, справочники и др. литература.

Материалы для художественной деятельности:

краски акварельные, гуашевые, бумага белая и цветная, фломастеры, восковые мелки, пастель, сангина, уголь, кисти разных размеров беличьи и щетинные, банки для воды, стеки (набор), пластилин/глина, клей, ножницы, рамы для оформления работ.

География проекта

Алексин, Тульская область

Сроки реализации 4 года

Аналитическое обоснование

Многогранность проблемы всестороннего развития личности ребенка отражена в ФГОС второго поколения и затрагивает вопросы обучения, воспитания, формирования богатого внутреннего мира, нравственного становления детей. В стране  возрос интерес к традициям и истории народов России. Это связано, прежде всего, с глубинными изменениями, которые постепенно привели к снижению культурного и интеллектуального уровня нации,  преемственности художественного мастерства поколений и поэтому  необходимо возрождение традиционных духовно-нравственных ценностей.

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: «Наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки?».

Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в её возрождении; реализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и всё что связано с народной культурой.

Начальная школа в жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают ребёнка со своим народом, своей страной. Маленьким детям ещё недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребёнка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны. В   народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Не преувеличивая, можно сказать, что любовь к Родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период развития ребёнка, который отличается особой восприимчивостью.

Воспитывающее влияние народного творчества очень многообразно и, несомненно, плодотворно. Богатство и многообразие природы, труд и быт народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества.

В народном промысле отражен разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведёт ребёнка в мир животных, людей, в мир фантазии. Подходя к предметам народного творчества с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребёнка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера. Знакомство с мастерством русского изобразительного искусства и с фольклором позволит нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Этапы реализации проекта

  1. Организационно-подготовительный

  • Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора;

  • Определение цели и задач проекта;

  • Подбор литературы, пособий, атрибутов;

  • Обсуждение вопросов, связанных с проведением проекта;

  • Разработка дополнительной общеразвивающей программы

  1. Основной

  • Реализация дополнительной общеразвивающей программы

Первый год обучения (33 часа)

№ п/п

Наименование тем

Кол-во часов

1-2

Наша родина – Россия в произведениях изобразительного искусства. Летнее раздолье…

2

3

 Беседа на тему «Знакомство с народными промыслами».

1

4

Узоры, которые создали люди.

Рисование орнамента.

1

5

В гостях у народной мастерицы. Русская глиняная игрушка.

1

6

Золотые травы России. Ритмы травного узора хохломы.

1

7

Беседа о русских народных сказках.

1

8

Тематическое рисование. Иллюстрация к сказке «Три медведя».

1

9

«У Лукоморья дуб зелёный …». Дерево — жизни украшение. Образ дерева в искусстве.

2

10

Какого цвета страна родная. Пейзаж в живописи.

1

11-12

Краски природы в наряде русской красавицы. Народный костюм.

1

13

«Сказочные странички». Знакомство с литературным материалом (песни, сказки, небылицы).

1

14

Защитники земли Русской. Образ богатыря.

1

15

«Элементы цветочного узора Городца».

1

16

Любят наши детушки бывать у бабы, дедушки. «Русская изба».

1

17

Знакомство с промыслами. Гжель.

1

18 - 19

Тематическое рисование «Новогодний праздник».

2

20

Моделирование фигуры Снегурочки из соленого теста с помощью вспомогательных форм.

1

21

Замок Снежной королевы. Образ здания.

1

22

Декоративная работа «Русский валенок».

1

23

Кружево. Зимние узоры.

1

24

Русские тряпичные куклы. 

1

25

Полхово – Майдан «Веселые узоры».

1

26

«С чего начинается Родина».

1

27

Птицы родного края. (Изображение и реальность)

1

28

«Филимоновское чудо».

1

29

Народный узор в украшении посуды, ткани, одежды и других предметов декоративно-прикладного искусства

1

30

«Сказочная страна». Создание панно.

1

31

Дымковская игрушка

1

32

Глиняные и керамические  изделия.

1

33

Выставка творческих работ учащихся

1

К концу первого года обучения   

Должны знать /понимать:

  • названия семи цветов спектра (красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, голубой);

  • элементарные правила смешения основных цветов (красный и синий дают в смеси фиолетовый, синий и жёлтый – зелёный и т.д)

  • о деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей события;

  • с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.).

Уметь:

  • правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш;

  • свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

  • передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;

  • правильно работать акварельными красками – разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);

  • выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);

  • применять приёмы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома);

  • рассказать, устно описать изображённые на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т. д.); выразить своё отношение;

  • пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);

  • выполнять простейшие композиции – аппликации.

Второй год обучения (34 часа)

№ п/п

Наименование тем

Кол-во часов

1

Цветочная поляна.

1

2

Игрушечные промыслы.

1

3 - 4

Матрешка. Создание эскиза. Роспись матрёшки.

2

5

Вышивка и кружевоплетение. Узоры.

1

6

Знакомство с работами Палехских мастеров.

1

7

Сказочные птицы. Коллаж «Мастера Палеха».

1

8

Знакомство с традиционными материалами: береста, соломка, лыко, лоза и др. 

1

9 - 10

Иллюстрирование русской народной сказки «Гуси – лебеди»

2

11

Красота цветов. Жостово. 

1

12

Линия и пятно. Силуэт и контур. Уголь

1

13

Батик – искусство росписи ткани.

1

14

«Солнечный платок для мамы»

1

15

Украшение и реальность. Паутинка.

1

16 -17

Узор в квадрате

Фантастические цветы. Составление уравновешенной композиции в квадрате. Развитие фантазии и воображения. 

2

18

Мезенская роспись. История возникновения и развития росписи. Элементы росписи, отработка приемов росписи.

1

19

Декоративная тарелочка (аппликация). Работа в парах. 

1

20

Роспись токарного изделия (пасхальное яйцо, лопаточка)

1

21

Натюрморт “Яблоко и чайник” 

1

22

Работа в технике коллаж. Рисование, аппликация. Акварель, цветная и журнальная бумага.

1

23

Пейзаж «Мой край». Рисование полосками картона

1

24

Мозаика. Кошка.

1

25

Подсолнухи. (Тычкование).

1

26

Скульптура как вид изобразительного искусства.

1

27

Знакомство с техникой рисования печатью предметами. Развитие воображения.

1

28

Маленькие шедевры природы. Насекомые.

1

29

Декор в стилизованном изображении.

1

30

Хозяева неба — птицы (наброски)

1

31

Холодный батик. Сказочная птица.

1

32

Композиция из геометрических форм. Сочетание цвета.

1

33

Платок «Русские мотивы».

1

34

Виртуальное путешествие в Третьяковскую галерею.

1

Учащиеся должны знать/понимать:

  • основные жанры и виды произведений изобразительного искусства

уметь:

  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

  • узнавать отдельные произведений выдающихся отечественных художников (В.М. Васнецов, И.И. Левитан и др.)

  • использовать художественные материалы (цветные карандаши, акварель, бумага);

  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению.), в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям и музыки;

  • создавать творческие работы на основе собственного замысла;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для самостоятельной творческой деятельности;

  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок

Третий год обучения (34 часа)



№п/п

Наименование тем

Кол-во часов

1

Пейзаж в графике.

Графические материалы (уголь, сангина, пастель, ручка, карандаши, тушь, перо). Передача состояния природы.

1

2

Натюрморт. Основные и дополнительные цвета.

1

3

Виды изобразительного искусства.

Выставка работ учащихся по видам изобразительного искусства. Викторина по видам изобразительного искусства.

1

4

«Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика»

1

5

Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Творчество великих художников.

1

6

«Изображать можно в объёме». Превратить комок пластилина в птицу. Лепка.

1

7

«Моя мама». Творческая работа. Беседа с показом детских работ, иллюстраций по иконописи.

1

8

Рисование узора для русской вышивки.

1

9

Беседа: Сказка в произведениях русских художников.

1

10-11

Иллюстрирование "Сказки о царе Салтане».

2

12

Фигура человека в движении.

1

13

Русская изба.

1

14

«Цветы и травы». Декоративная роспись. Ассиметричная композиция.

1

15- 16

Создаем хохломской узор для посуды.

2

17

Кукольный антураж. Роспись ткани для кукольного платья. Орнамент. Работа над образом.

1

18

Цветоведение. Несложные цветы из ткани. Оформление цветка в композиции. Связь с флористикой, батиком.

1

19

Откуда пришла Матрёшка. Техника исполнения – Полхов-майдан.

1

20

Беседа «Голубая сказка Гжели».

1

21-22

Роспись пасхального яйца.

2

23

Изготовление открытки к 8 Марта.

1

24

Любимые детские герои в изображении народных мастеров

1

25

«Волшебная сказка Городца».

1

25

Тематическое рисование «Весна в моем городе».

2

27

Натюрморт в искусстве. Рисование натюрморта из предметов быта.

1

28

Экспериментируем с графическими материалами.

1

29

Тушь и перо

1

30

Рисование с натуры «Цветы».

1

31

Тематическое рисование «Моя семья».

1

32

«Разноцветный зоопарк».

1

33

Игра «Составь узор».

1

34

Искусствоведческая викторина.

1

К концу 3 года обучения

Знать:

  • основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

  • известные центры народных художественных ремесел России;

  • ведущие художественные музеи России;

Уметь:

  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных худож­ников, называть их авторов;

  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декора­тивно-прикладного искусства);

  • использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для самостоятельной творческой деятельности;

- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусств;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства и народного творчества.

Четвертый год обучения (34 часа)

№ п/п

Наименование тем

Кол-во часов

1

Беседа «Красота родной природы в творчестве русских художников». Тематическое рисование «Летний день».

1

2

Приемы работы различными видами кистей и пером. Материалы и инструменты.

1

3

Рисуем узоры по мотивам дымки.

1

4

Искусство натюрморта. Рисование натюрморта ваза с яблоками.

1

5

История и рождение. Филимоновской игрушки.

1

6

Образ человека в искусстве. Рисование фигуры человека. Взрослый и ребенок.

1

7

Декоративное рисование Народный орнамент.

1

8-9

Рисование «Жостовские подносы»

2

10

Мир новых идей. Эскизы. Бумажная пластика.

1

11

Рисование «Кружева, как белые ромашки распустили лепестки свои»

1

12

Разнообразие мира искусств. Хохлома, гжель.

1

13

Орнамент. Декоративная композиция «Узоры на посуде».

1

14

Лепка «Богородский медведь».

1

15

Работа над творческим проектом «Роспись новогодней игрушки».

1

16-17

Иллюстрирование «сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.

2

18

Знакомство с техникой папье-маше. Блюдце.

1

19

Лепка фигурок животных. Пластилин.

1

20

Увлекательный космос.

1

21

Крупнейшие художественные музеи страны.

1

22

Пейзаж в изобразительном искусстве. Тематическое рисование «Закат солнца».

1

23

Рисование полевых цветов.

1

24

Оформление в технике декупаж.

1

25

Архитектурные достопримечательности.

1

26

«Русский народный костюм»

1

27

Народные промыслы родного края.

1

28

Богатства Российских недр. Знакомство с  обработкой камней и  минералов.

1

29

Мезенская роспись по дереву. 

1

30

Керамика  и фарфор. 

1

31

Коллективное панно «Славится Русь мастерами!».

1

32

Олень. Роспись по элементам каргопольской игрушки. 

1

33

Мастера гончарного промысла. Беседа.

1

34

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 

1

К концу 4 года обучения

Знать

  • о композиции, цвете, приёмах декоративного изображения

  • о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре

  • о художественной росписи по дереву (Полхов – Майдан, Городец), по фарфору (Гжель), о глиняной народной игрушке (Дымково), о декоративной росписи из Сергиева Посада, Семёнова

  • об основных цветах солнечного спектра, о главных красках (красная, жёлтая, синяя)

  • об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками

  • правила смешения цветов(красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и жёлтый – зелёный, жёлтый и красный – оранжевый и. д.)

Уметь

  • выражать отношение к произведению

  • чувствовать сочетание цветов в окраске предметов их форм

  • сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом

  • изображать форму, строение, цвет предметов

  • соблюдать последовательное выполнение рисунка

  • определять холодные и тёплые цвета

  • выполнять эскизы декоративных узоров

  • использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге

  • применять приёмы народной росписи

  • расписывать готовые изделия по эскизу

  • применять навыки оформления в аппликации, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек

  1. Заключительный

  • Обобщение результатов работы;

  • Анализ деятельности;

  • Презентация;

  • Оформление выставки творческих работ «Как у настоящих мастеров».


Ожидаемые результаты

  • Формирование системы взглядов учащихся на национальную культуру как основу духовного развития общества.

  • Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю и  народным традициям и жизни и быту русского народа.

  • Формирование чувств национального достоинства.

  • Развитие познавательной активности,  любознательности.


Перспективы развития проекта

Перспективы развития проекта связаны с дальнейшей его реализацией на уровне основного общего образования.




















Список используемой литературы:


1. Князева, Л.Д., Маханева, М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 1998,-304с.

2. Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2004, -226с.
3. Ильинская к народным художественным традициям как механизм формирования эстетических чувств младших школьников. Начальная школа.// 2010. – № 2 – с. 3-8.

4. О профессионализме и народности декоративно прикладного искусства. Ж. Советское декоративное искусство. М., Советский художник, 2004г.,с.212-213.

5. «Новое педагогическое мышление». Под ред. . 2007г./ «Пути очеловечивания школы». 

6. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт.-сост. Натарова В. И. и др. — Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.



28



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!