«Региональный этап Всероссийского конкурса ’’Учитель года России - 2018”»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
города Алексина, Тульской области
Номинация конкурса:
«Образовательный проект».
Авторская образовательная программа
«Формирование мировоззрения школьников на основе приобщения их к национальным традициям русского изобразительного искусства»
Автор:
учитель изобразительного искусства
высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ № 1»
Киселева Мария Валериевна
Алексин , 2018год
Содержание
Паспорт проекта………………………………………………………………3
Аналитическое обоснование…………………………………………………5
Этапы реализации проекта…………………………………...........................6
Ожидаемые результаты ……………………………………………………..17
Перспективы развития проекта……………………………………………...17
Список используемой литературы…………………………………………..18
Паспорт проекта
Название проекта
«Формирование мировоззрения школьников на основе приобщения их к национальным традициям русского изобразительного искусства»
ФИО автора проекта, место работы, должность
Киселева Мария Валериевна, город Алексин, МБОУ «СОШ № 1», учитель изобразительного искусства.
Команда проекта
Учащиеся начальной школы под руководством Киселевой М.В.
Обоснование актуальности проекта
Формирование личности ребенка является одной из важнейших задач современной школы. Формирование личности – это, прежде всего, формирование её мировоззрения. Актуальность формирования мировоззрения школьника подчеркивается во всех документах, которые регламентируют введение федеральных государственных стандартов всех уровней образования, а также в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации».
Большую роль в решении данной проблемы играет изобразительное искусство. С точки зрения воспитательных возможностей искусство способствует духовному, нравственному, патриотическому воспитанию учащихся. У каждого народа есть свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколения. Воспитательный потенциал народных традиций актуален и в настоящее время. Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют собой уникальную возможность освоения культурного наследия страны и региона, позволяет раскрыть самобытность русского народа. Воспитание у школьников патриотических качеств, формирование художественно-эстетического вкуса способствует своевременному приобщению к национальным традициям.
Цель проекта
Воспитание творчески развитой личности через активизацию познавательной деятельности учащихся на основе приобщения детей к истокам русской национальной культуры.
Задачи проекта:
Формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к Родине на основе изучения народных промыслов России. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к культуре, русским традициям и промыслам, мастерам народного творчества.
Познакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства, с прекрасными творениями народных умельцев.
Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства.
Целевая аудитория
Проект разработан для учащихся начальной школы и реализуется в рамках во внеурочной деятельности.
Кадровое обеспечение
Учитель ИЗО, родители.
Ресурсное обеспечение
ПК, проектор, изделия декоративно – прикладного искусства и народных промыслов, иллюстрационный материал, справочники и др. литература.
Материалы для художественной деятельности:
краски акварельные, гуашевые, бумага белая и цветная, фломастеры, восковые мелки, пастель, сангина, уголь, кисти разных размеров беличьи и щетинные, банки для воды, стеки (набор), пластилин/глина, клей, ножницы, рамы для оформления работ.
География проекта
Алексин, Тульская область
Сроки реализации 4 года
Аналитическое обоснование
Многогранность проблемы всестороннего развития личности ребенка отражена в ФГОС второго поколения и затрагивает вопросы обучения, воспитания, формирования богатого внутреннего мира, нравственного становления детей. В стране возрос интерес к традициям и истории народов России. Это связано, прежде всего, с глубинными изменениями, которые постепенно привели к снижению культурного и интеллектуального уровня нации, преемственности художественного мастерства поколений и поэтому необходимо возрождение традиционных духовно-нравственных ценностей.
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: «Наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки?».
Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в её возрождении; реализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и всё что связано с народной культурой.
Начальная школа в жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают ребёнка со своим народом, своей страной. Маленьким детям ещё недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребёнка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны. В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Не преувеличивая, можно сказать, что любовь к Родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период развития ребёнка, который отличается особой восприимчивостью.
Воспитывающее влияние народного творчества очень многообразно и, несомненно, плодотворно. Богатство и многообразие природы, труд и быт народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества.
В народном промысле отражен разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведёт ребёнка в мир животных, людей, в мир фантазии. Подходя к предметам народного творчества с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребёнка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера. Знакомство с мастерством русского изобразительного искусства и с фольклором позволит нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Этапы реализации проекта
Организационно-подготовительный
Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора;
Определение цели и задач проекта;
Подбор литературы, пособий, атрибутов;
Обсуждение вопросов, связанных с проведением проекта;
Разработка дополнительной общеразвивающей программы
Основной
Первый год обучения (33 часа)
№ п/п | Наименование тем | Кол-во часов |
1-2 | Наша родина – Россия в произведениях изобразительного искусства. Летнее раздолье… | 2 |
3 | Беседа на тему «Знакомство с народными промыслами». | 1 |
4 | Узоры, которые создали люди. Рисование орнамента. | 1 |
5 | В гостях у народной мастерицы. Русская глиняная игрушка. | 1 |
6 | Золотые травы России. Ритмы травного узора хохломы. | 1 |
7 | Беседа о русских народных сказках. | 1 |
8 | Тематическое рисование. Иллюстрация к сказке «Три медведя». | 1 |
9 | «У Лукоморья дуб зелёный …». Дерево — жизни украшение. Образ дерева в искусстве. | 2 |
10 | Какого цвета страна родная. Пейзаж в живописи. | 1 |
11-12 | Краски природы в наряде русской красавицы. Народный костюм. | 1 |
13 | «Сказочные странички». Знакомство с литературным материалом (песни, сказки, небылицы). | 1 |
14 | Защитники земли Русской. Образ богатыря. | 1 |
15 | «Элементы цветочного узора Городца». | 1 |
16 | Любят наши детушки бывать у бабы, дедушки. «Русская изба». | 1 |
17 | Знакомство с промыслами. Гжель. | 1 |
18 - 19 | Тематическое рисование «Новогодний праздник». | 2 |
20 | Моделирование фигуры Снегурочки из соленого теста с помощью вспомогательных форм. | 1 |
21 | Замок Снежной королевы. Образ здания. | 1 |
22 | Декоративная работа «Русский валенок». | 1 |
23 | Кружево. Зимние узоры. | 1 |
24 | Русские тряпичные куклы. | 1 |
25 | Полхово – Майдан «Веселые узоры». | 1 |
26 | «С чего начинается Родина». | 1 |
27 | Птицы родного края. (Изображение и реальность) | 1 |
28 | «Филимоновское чудо». | 1 |
29 | Народный узор в украшении посуды, ткани, одежды и других предметов декоративно-прикладного искусства | 1 |
30 | «Сказочная страна». Создание панно. | 1 |
31 | Дымковская игрушка | 1 |
32 | Глиняные и керамические изделия. | 1 |
33 | Выставка творческих работ учащихся | 1 |
К концу первого года обучения
Должны знать /понимать:
названия семи цветов спектра (красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, голубой);
элементарные правила смешения основных цветов (красный и синий дают в смеси фиолетовый, синий и жёлтый – зелёный и т.д)
о деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей события;
с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.).
Уметь:
правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш;
свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
правильно работать акварельными красками – разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);
выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);
применять приёмы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома);
рассказать, устно описать изображённые на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т. д.); выразить своё отношение;
пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
выполнять простейшие композиции – аппликации.
Второй год обучения (34 часа)
№ п/п | Наименование тем | Кол-во часов |
1 | Цветочная поляна. | 1 |
2 | Игрушечные промыслы. | 1 |
3 - 4 | Матрешка. Создание эскиза. Роспись матрёшки. | 2 |
5 | Вышивка и кружевоплетение. Узоры. | 1 |
6 | Знакомство с работами Палехских мастеров. | 1 |
7 | Сказочные птицы. Коллаж «Мастера Палеха». | 1 |
8 | Знакомство с традиционными материалами: береста, соломка, лыко, лоза и др. | 1 |
9 - 10 | Иллюстрирование русской народной сказки «Гуси – лебеди» | 2 |
11 | Красота цветов. Жостово. | 1 |
12 | Линия и пятно. Силуэт и контур. Уголь | 1 |
13 | Батик – искусство росписи ткани. | 1 |
14 | «Солнечный платок для мамы» | 1 |
15 | Украшение и реальность. Паутинка. | 1 |
16 -17 | Узор в квадрате Фантастические цветы. Составление уравновешенной композиции в квадрате. Развитие фантазии и воображения. | 2 |
18 | Мезенская роспись. История возникновения и развития росписи. Элементы росписи, отработка приемов росписи. | 1 |
19 | Декоративная тарелочка (аппликация). Работа в парах. | 1 |
20 | Роспись токарного изделия (пасхальное яйцо, лопаточка) | 1 |
21 | Натюрморт “Яблоко и чайник” | 1 |
22 | Работа в технике коллаж. Рисование, аппликация. Акварель, цветная и журнальная бумага. | 1 |
23 | Пейзаж «Мой край». Рисование полосками картона | 1 |
24 | Мозаика. Кошка. | 1 |
25 | Подсолнухи. (Тычкование). | 1 |
26 | Скульптура как вид изобразительного искусства. | 1 |
27 | Знакомство с техникой рисования печатью предметами. Развитие воображения. | 1 |
28 | Маленькие шедевры природы. Насекомые. | 1 |
29 | Декор в стилизованном изображении. | 1 |
30 | Хозяева неба — птицы (наброски) | 1 |
31 | Холодный батик. Сказочная птица. | 1 |
32 | Композиция из геометрических форм. Сочетание цвета. | 1 |
33 | Платок «Русские мотивы». | 1 |
34 | Виртуальное путешествие в Третьяковскую галерею. | 1 |
Учащиеся должны знать/понимать:
уметь:
различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
узнавать отдельные произведений выдающихся отечественных художников (В.М. Васнецов, И.И. Левитан и др.)
использовать художественные материалы (цветные карандаши, акварель, бумага);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению.), в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям и музыки;
создавать творческие работы на основе собственного замысла;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для самостоятельной творческой деятельности;
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок
Третий год обучения (34 часа)
№п/п | Наименование тем | Кол-во часов |
1 | Пейзаж в графике. Графические материалы (уголь, сангина, пастель, ручка, карандаши, тушь, перо). Передача состояния природы. | 1 |
2 | Натюрморт. Основные и дополнительные цвета. | 1 |
3 | Виды изобразительного искусства. Выставка работ учащихся по видам изобразительного искусства. Викторина по видам изобразительного искусства. | 1 |
4 | «Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика» | 1 |
5 | Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Творчество великих художников. | 1 |
6 | «Изображать можно в объёме». Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. | 1 |
7 | «Моя мама». Творческая работа. Беседа с показом детских работ, иллюстраций по иконописи. | 1 |
8 | Рисование узора для русской вышивки. | 1 |
9 | Беседа: Сказка в произведениях русских художников. | 1 |
10-11 | Иллюстрирование "Сказки о царе Салтане». | 2 |
12 | Фигура человека в движении. | 1 |
13 | Русская изба. | 1 |
14 | «Цветы и травы». Декоративная роспись. Ассиметричная композиция. | 1 |
15- 16 | Создаем хохломской узор для посуды. | 2 |
17 | Кукольный антураж. Роспись ткани для кукольного платья. Орнамент. Работа над образом. | 1 |
18 | Цветоведение. Несложные цветы из ткани. Оформление цветка в композиции. Связь с флористикой, батиком. | 1 |
19 | Откуда пришла Матрёшка. Техника исполнения – Полхов-майдан. | 1 |
20 | Беседа «Голубая сказка Гжели». | 1 |
21-22 | Роспись пасхального яйца. | 2 |
23 | Изготовление открытки к 8 Марта. | 1 |
24 | Любимые детские герои в изображении народных мастеров | 1 |
25 | «Волшебная сказка Городца». | 1 |
25 | Тематическое рисование «Весна в моем городе». | 2 |
27 | Натюрморт в искусстве. Рисование натюрморта из предметов быта. | 1 |
28 | Экспериментируем с графическими материалами. | 1 |
29 | Тушь и перо | 1 |
30 | Рисование с натуры «Цветы». | 1 |
31 | Тематическое рисование «Моя семья». | 1 |
32 | «Разноцветный зоопарк». | 1 |
33 | Игра «Составь узор». | 1 |
34 | Искусствоведческая викторина. | 1 |
К концу 3 года обучения
Знать:
основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
известные центры народных художественных ремесел России;
ведущие художественные музеи России;
Уметь:
различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусств;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства и народного творчества.
Четвертый год обучения (34 часа)
№ п/п | Наименование тем | Кол-во часов |
1 | Беседа «Красота родной природы в творчестве русских художников». Тематическое рисование «Летний день». | 1 |
2 | Приемы работы различными видами кистей и пером. Материалы и инструменты. | 1 |
3 | Рисуем узоры по мотивам дымки. | 1 |
4 | Искусство натюрморта. Рисование натюрморта ваза с яблоками. | 1 |
5 | История и рождение. Филимоновской игрушки. | 1 |
6 | Образ человека в искусстве. Рисование фигуры человека. Взрослый и ребенок. | 1 |
7 | Декоративное рисование Народный орнамент. | 1 |
8-9 | Рисование «Жостовские подносы» | 2 |
10 | Мир новых идей. Эскизы. Бумажная пластика. | 1 |
11 | Рисование «Кружева, как белые ромашки распустили лепестки свои» | 1 |
12 | Разнообразие мира искусств. Хохлома, гжель. | 1 |
13 | Орнамент. Декоративная композиция «Узоры на посуде». | 1 |
14 | Лепка «Богородский медведь». | 1 |
15 | Работа над творческим проектом «Роспись новогодней игрушки». | 1 |
16-17 | Иллюстрирование «сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. | 2 |
18 | Знакомство с техникой папье-маше. Блюдце. | 1 |
19 | Лепка фигурок животных. Пластилин. | 1 |
20 | Увлекательный космос. | 1 |
21 | Крупнейшие художественные музеи страны. | 1 |
22 | Пейзаж в изобразительном искусстве. Тематическое рисование «Закат солнца». | 1 |
23 | Рисование полевых цветов. | 1 |
24 | Оформление в технике декупаж. | 1 |
25 | Архитектурные достопримечательности. | 1 |
26 | «Русский народный костюм» | 1 |
27 | Народные промыслы родного края. | 1 |
28 | Богатства Российских недр. Знакомство с обработкой камней и минералов. | 1 |
29 | Мезенская роспись по дереву. | 1 |
30 | Керамика и фарфор. | 1 |
31 | Коллективное панно «Славится Русь мастерами!». | 1 |
32 | Олень. Роспись по элементам каргопольской игрушки. | 1 |
33 | Мастера гончарного промысла. Беседа. | 1 |
34 | Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. | 1 |
К концу 4 года обучения
Знать
о композиции, цвете, приёмах декоративного изображения
о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре
о художественной росписи по дереву (Полхов – Майдан, Городец), по фарфору (Гжель), о глиняной народной игрушке (Дымково), о декоративной росписи из Сергиева Посада, Семёнова
об основных цветах солнечного спектра, о главных красках (красная, жёлтая, синяя)
об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками
правила смешения цветов(красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и жёлтый – зелёный, жёлтый и красный – оранжевый и. д.)
Уметь
выражать отношение к произведению
чувствовать сочетание цветов в окраске предметов их форм
сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом
изображать форму, строение, цвет предметов
соблюдать последовательное выполнение рисунка
определять холодные и тёплые цвета
выполнять эскизы декоративных узоров
использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге
применять приёмы народной росписи
расписывать готовые изделия по эскизу
применять навыки оформления в аппликации, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек
Заключительный
Обобщение результатов работы;
Анализ деятельности;
Презентация;
Оформление выставки творческих работ «Как у настоящих мастеров».
Ожидаемые результаты
Формирование системы взглядов учащихся на национальную культуру как основу духовного развития общества.
Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю и народным традициям и жизни и быту русского народа.
Формирование чувств национального достоинства.
Развитие познавательной активности, любознательности.
Перспективы развития проекта
Перспективы развития проекта связаны с дальнейшей его реализацией на уровне основного общего образования.
Список используемой литературы:
1. Князева, Л.Д., Маханева, М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 1998,-304с.
2. Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2004, -226с.
3. Ильинская к народным художественным традициям как механизм формирования эстетических чувств младших школьников. Начальная школа.// 2010. – № 2 – с. 3-8.
4. О профессионализме и народности декоративно прикладного искусства. Ж. Советское декоративное искусство. М., Советский художник, 2004г.,с.212-213.
5. «Новое педагогическое мышление». Под ред. . 2007г./ «Пути очеловечивания школы».
6. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт.-сост. Натарова В. И. и др. — Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
28