СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование мотивации к обучению хореографии в хореографической студии «Сударушка»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование мотивации к обучению хореографии в хореографической студии «Сударушка»»

Формирование мотивации к обучению хореографии

в хореографической студии «Сударушка»


Для детей - детство важный период, в котором важно общение, при котором он усваивает социальный опыт, накапливает внешние впечатления, реализует потребность в движениях. У него происходит развитие познавательных способностей, овладение разнообразными навыками и умениями.

Проблема мотивации в образовательном процессе является актуальной в педагогической теории и практике.

В современном мире, в системе дополнительного образования сложилась хорошая база по развитию творческого потенциала и мотивации детей на занятиях по хореографии.

Занятия по хореографии не перестают быть актуальными, так как и взрослые и дети удовлетворяют в танце свои потребности в движении и творческому развитию и соприкасаются с миром прекрасного. Следовательно, не перестает быть актуальным вопрос по формированию у воспитанников устойчивой мотивации к занятиям хореографией с использованием современных педагогических технологий. Останавливаясь на педагогических технологиях, хочется отметить, что их использование приводит к положительным результатам деятельности коллектива и хорошему качеству образования.

Родители приводят детей на занятия ритмикой ко мне в 5 – 6 лет. Прежде всего, это желание родителей, чтобы их ребёнок занимался, танцевал. Моя задача, как педагога, сделать так, чтобы в дальнейшем занятия ритмикой в частности и хореографией в целом стали для ребёнка важной частью его жизни. Любой педагог знает, что заинтересованный ребёнок занимается лучше, интерес играет важную роль в формировании положительной мотивации к любой, в том числе и учебной деятельности.

Чтобы воспитать у ребёнка здоровое стремление к достижению намеченной цели, я сама испытываю искренний интерес к своей деятельности и объективно отношусь к успехам и неудачам воспитанников.

На формирование положительной, устойчивой мотивации к учебной деятельности влияют следующие педагогические факторы:

  • содержание учебного материала;

  • организация учебной деятельности;

  • стиль педагогической деятельности;

  • сравнение сегодняшних собственных результатов ребёнка с предыдущими и только затем с общими нормами.

Интересы, желания, намерения, задачи и цели играют инструментальную роль в системе мотивационных факторов. В формировании мотивации к занятиям хореографией, несомненно, особо значимым является интерес. Он служит необходимой предпосылкой обучения.

В психолого-педагогическом плане именно на развитие устойчивого познавательного интереса должна быть направлена образовательная программа.

Мной разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Танцевальная мозаика».


Цели и задачи программы

Основной целью данной программы является – формирование и развитие индивидуальных творческих возможностей и способностей учащихся посредством освоения танцевального творчества.

Обучающие задачи:

  • обучать приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;

  • обучать приемам актерского мастерства;

  • обучать навыкам правильного и выразительного движения в области классической, народной и детской хореографии;

Воспитательные задачи:

  • сформировать общую культуру личности ребенка, способной адаптироваться в современном обществе;

  • сформировать потребности здорового образа жизни;

  • воспитать патриотизм;

  • помочь в формировании художественного вкуса;

  • привить эстетический подход к внешнему виду и окружающей среде;

  • обеспечить социализацию детей в коллективе и способствовать возникновению уважительных отношений между учащихся;

  • способствовать формированию творческой личности.

Развивающие задачи:

  • развить физические данные, улучшить координацию движений;

  • развить музыкально-ритмические навыки;

  • развить активность и самостоятельность;

  • создать базу для творческого мышления средствами хореографии;

  • активизировать специфические виды памяти: моторную, слуховую и образную.


Формы организации образовательного процесса

Классификация творческих заданий (по областям искусства):

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Танцевальная мозаика» первого года обучения стартового уровня первого модуля состоит из 5 разделов, соответствующих основным направлениям занятий:

  • Музыкально-ритмическая деятельность (для 1 модуля);

  • Классический танец;

  • Народно-сценический танец;

  • Актерское мастерство;

  • Хореографические постановки (ансамбль).

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Танцевальная мозаика» первого года обучения базового уровня второго модуля состоит из 3 разделов, соответствующих основным направлениям занятий:

  • Классический танец;

  • Народно-сценический танец;

  • Творческая деятельность.

На практических занятиях дети осваивают основные элементы классического и русского народного танца. Большое внимание уделяется характеру, манере, танцевальности и музыкальности исполнения, как отдельных движений, так и танцевальных комбинаций. Необходимо из года в год совершенствовать технику исполнения, развивать эластичность и силу мышц, координацию движений и импровизацию.

  1. Хореография:

  • танцевальная импровизация;

  • постановочная работа (коллективная, индивидуальная);

  • моделирование взрослых отношений.

  1. История хореографии, этнография:

  • самостоятельный подбор теоретического материала (история танца, история костюма и т.д.);

  • придумывание сценических костюмов.

  1. Театральное искусство:

  • работа с образами;

  • постановка этюдов учащимся;

  • упражнения для развития воображения;

  • двигательная память;

  1. Изобразительное искусство:

  • составление эскизов костюмов;

  • рисование танца в цвете (упражнение на восприятие музыки, развитие творческого воображения).

5. Музыкальное искусство:

Работа с музыкальным материалом:

а) самостоятельный подбор материала;

б) прослушивание музыки и беседа:

  • определение характера музыки;

  • о чем говорит музыка;

  • какое настроение передает музыка;

  • какого цвета музыка;

  • какие образы рождаются во время прослушивания;

  • какой танец можно поставить на эту музыку;

  • какие персонажи могут участвовать в танце;

  • какие костюмы рисует воображение при прослушивании музыки.

Танцевальная импровизация под понравившуюся музыку способствует развитию у детей способность к творческому самовыражению, к актерскому мастерству, помогает избавиться от комплексов: стеснения и зажатости перед зрителем. Формирует умение передавать услышанный музыкальный образ в движении, рисунке танца.

Наиболее сложным и интересным вопросом в этой работе со студийцами является организация познавательной деятельности, направленной на развитие их интеллекта.

Изучение истории, особенностей танцев народов мира происходит с помощью следующих методов, приемов работы:

  • самостоятельный подбор теоретического материала детьми;

  • рассказ педагога с демонстрацией отдельных элементов танца;

  • использование технических средств обучения - видеозапись танцев, костюмов, прослушивание музыки;

  • использование наглядных пособий (образцы костюмов, атрибуты, фотографии, книги, журналы и т.д.).

Элементы классического и народного экзерсиса вводятся поэтапно. Каждое занятие начинается с поклона - приветствия педагога и заканчивается поклоном – прощанием, тем самым благодаря педагога за проведенный урок и полученные знания. Эти каноны формируют дисциплину у детей.


Практическая значимость программы

Участие в общем деле формирует у учащихся умение общаться, объективно оценивать свои действия, помогает осознать имеющиеся недостатки, как танцевальные, так и поведенческие;

  • специфика групповых занятий немало способствует тому, чтобы стеснительные, робкие, неуверенные в себе учащиеся, затрудняясь станцевать что-либо индивидуально, с удовольствием присоединялись к товарищам;

  • работая в группе, ученик формирует положительные личностные качества, необходимые для работы в коллективе - «чувство локтя», общей ответственности за дело;

  • совместно осваивая трудности, участвуя в коллективном исполнении, участники танца зачастую влияют друг на друга, способствуя активности восприятия, творческому отношению к занятиям.


Сохранность контингента имеет немаловажное значение для результативности образовательного процесса в любом творческом объединении. Для того, чтобы хореографический коллектив мог добиться успехов, его основной состав должен быть постоянным. Не секрет, что процесс становления хороших танцоров происходит не за один день. И вот тут перед педагогом встаёт главный вопрос, который и определяет весь смысл его работы: «Как заинтересовать ребёнка, чтобы, несмотря на все трудности, у него не пропало желание танцевать, чтобы эту любовь к танцу и стремление к творчеству он пронёс через всю жизнь.»

Знание и учет возрастных особенностей детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста позволяют правильно выстроить учебно-воспитательную работу в хореографическом объединении.

Огромное значение для творческого развития ребенка в этот период, важно общение, при котором он усваивает социальный опыт, накапливает внешние впечатления, реализует потребность в движениях. У него происходит развитие познавательных способностей, овладение разнообразными навыками и умениями.

Обучение основам хореографии лучше начинать с дошкольного возраста. Очень важна на этом этапе мотивация родителей. Провожу родительские собрания, где очень подробно объясняю значение хореографии не только для творческого, но и главное – для физического развития ребёнка. Поскольку каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок был здоров, это является очень важным аргументом в пользу занятий в танцевальном объединении. Регулярно беседую с родителями, интересуюсь состоянием здоровья, увлечениями ребёнка. Этот период можно назвать подготовительным на пути создания коллектива. Но его нельзя недооценивать, так как в этом возрасте для ребёнка очень важно мнение взрослых, их одобрение.

Теперь предстоит сохранить этот контингент. Для этого процесс получения знаний должен стать увлекательным и разнообразным по содержанию. Все дети любят играть. В процессе игры они познают окружающий мир, учатся общаться. При грамотном подходе именно игровое начало должно быть положено в основу обучения, сохранив тем самым интерес ребёнка к занятиям.

С маленькими детьми дошкольного возраста активно использую нетрадиционные формы проведения занятий (урок-сказка, урок-путешествие, урок-импровизация). Уровень мотивации на данном этапе обучения можно оценивать как начальный - неосознанный, на уровне любознательности. Хотя иногда интерес поддерживается самостоятельно, мотивация ещё не вполне устойчивая, связана в основном с результативной стороной процесса. Если удовлетворить любознательность ребёнка и его потребность в двигательной активности, то уровень мотивации неизменно начнёт повышаться.

Младший школьный возраст - это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Характерным является переход ребенка от игровой к учебной деятельности как ведущей. Основной деятельностью становится учение. И здесь важную роль играет личный мотив, направленный на получение одобрения педагога за старание на занятии. Необходимо педагогу стимулировать интерес к процессу обучения без осознания его значения, так как только после возникновения этого, формируется интерес к содержанию учебной деятельности и к приобретению знаний. Эта основа является благоприятной почвой для формирования у обучающегося младшего школьного возраста мотивов к хореографическим занятиям.

Для укрепления мотивации педагог использует:

  • – похвалу за хорошо выполненное задание;

  • – доверие самостоятельного проведения некоторых блоков упражнений;

  • – выбор лидера-старосты группы;

  • – выбор дежурного для проведения своей игры в конце занятия;

  • – на заданную музыку сочинение танца-этюда.

Средний школьный возраст — это переход от детства к юности. Он характеризуется глубокой перестройкой всего организма, приводящей к серьезным изменениям в жизни учащихся. У них наблюдается избирательность внимания, отклик на необычные, склонность к спорам и к творчеству. Важно педагогу быть внимательным к внутреннему миру учащегося. Учитывая эти особенности, педагог по-иному строит хореографические занятия, направленные осознанное отношение к занятиям. Укрепление мотивации происходит за счет:

  • – использования музыки, которую учащиеся подбирают сами;

  • – учет мнения учащихся при составлении репертуара, при пошиве костюмов;

  • – проведения конкурсов в качестве танцоров;

  • – интенсивности занятий;

  • – привлечения учащихся в качестве тьютеров в проведении занятий у учащихся младших групп;

  • – проведения соревнований и конкурсов.


Поощрение - действенный способ мотивации. Оно обязательно должно быть, подчеркнув тем самым значимость проделанной детьми работы. Причём поощрение не именно материального характера. Даже похвала в устной форме, положительная оценка руководителя является стимулом для дальнейших успехов. Награждение грамотой приобретает для ребёнка особый смысл, так как в этом возрасте мотивация становится всё более осознанной и устойчивой, признание заслуг ребёнка помогает добиваться ещё более высоких результатов. А если воспитанник успешен в какой-либо деятельности, он обязательно будет продолжать обучение. Успехи есть у каждого, просто их надо уметь видеть.

Педагог должен быть заинтересован в каждом ребёнке без исключения. Необходимо беседовать, советоваться с ними, обсуждать дела. Пусть дети почувствуют, насколько каждый из них важен для коллектива. И тогда им не захочется из него уходить!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!