Формирование мотивации к обучению хореографии
в хореографической студии «Сударушка»
Для детей - детство важный период, в котором важно общение, при котором он усваивает социальный опыт, накапливает внешние впечатления, реализует потребность в движениях. У него происходит развитие познавательных способностей, овладение разнообразными навыками и умениями.
Проблема мотивации в образовательном процессе является актуальной в педагогической теории и практике.
В современном мире, в системе дополнительного образования сложилась хорошая база по развитию творческого потенциала и мотивации детей на занятиях по хореографии.
Занятия по хореографии не перестают быть актуальными, так как и взрослые и дети удовлетворяют в танце свои потребности в движении и творческому развитию и соприкасаются с миром прекрасного. Следовательно, не перестает быть актуальным вопрос по формированию у воспитанников устойчивой мотивации к занятиям хореографией с использованием современных педагогических технологий. Останавливаясь на педагогических технологиях, хочется отметить, что их использование приводит к положительным результатам деятельности коллектива и хорошему качеству образования.
Родители приводят детей на занятия ритмикой ко мне в 5 – 6 лет. Прежде всего, это желание родителей, чтобы их ребёнок занимался, танцевал. Моя задача, как педагога, сделать так, чтобы в дальнейшем занятия ритмикой в частности и хореографией в целом стали для ребёнка важной частью его жизни. Любой педагог знает, что заинтересованный ребёнок занимается лучше, интерес играет важную роль в формировании положительной мотивации к любой, в том числе и учебной деятельности.
Чтобы воспитать у ребёнка здоровое стремление к достижению намеченной цели, я сама испытываю искренний интерес к своей деятельности и объективно отношусь к успехам и неудачам воспитанников.
На формирование положительной, устойчивой мотивации к учебной деятельности влияют следующие педагогические факторы:
содержание учебного материала;
организация учебной деятельности;
стиль педагогической деятельности;
сравнение сегодняшних собственных результатов ребёнка с предыдущими и только затем с общими нормами.
Интересы, желания, намерения, задачи и цели играют инструментальную роль в системе мотивационных факторов. В формировании мотивации к занятиям хореографией, несомненно, особо значимым является интерес. Он служит необходимой предпосылкой обучения.
В психолого-педагогическом плане именно на развитие устойчивого познавательного интереса должна быть направлена образовательная программа.
Мной разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Танцевальная мозаика».
Цели и задачи программы
Основной целью данной программы является – формирование и развитие индивидуальных творческих возможностей и способностей учащихся посредством освоения танцевального творчества.
Обучающие задачи:
обучать приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;
обучать приемам актерского мастерства;
обучать навыкам правильного и выразительного движения в области классической, народной и детской хореографии;
Воспитательные задачи:
сформировать общую культуру личности ребенка, способной адаптироваться в современном обществе;
сформировать потребности здорового образа жизни;
воспитать патриотизм;
помочь в формировании художественного вкуса;
привить эстетический подход к внешнему виду и окружающей среде;
обеспечить социализацию детей в коллективе и способствовать возникновению уважительных отношений между учащихся;
способствовать формированию творческой личности.
Развивающие задачи:
развить физические данные, улучшить координацию движений;
развить музыкально-ритмические навыки;
развить активность и самостоятельность;
создать базу для творческого мышления средствами хореографии;
активизировать специфические виды памяти: моторную, слуховую и образную.
Формы организации образовательного процесса
Классификация творческих заданий (по областям искусства):
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Танцевальная мозаика» первого года обучения стартового уровня первого модуля состоит из 5 разделов, соответствующих основным направлениям занятий:
Музыкально-ритмическая деятельность (для 1 модуля);
Классический танец;
Народно-сценический танец;
Актерское мастерство;
Хореографические постановки (ансамбль).
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Танцевальная мозаика» первого года обучения базового уровня второго модуля состоит из 3 разделов, соответствующих основным направлениям занятий:
На практических занятиях дети осваивают основные элементы классического и русского народного танца. Большое внимание уделяется характеру, манере, танцевальности и музыкальности исполнения, как отдельных движений, так и танцевальных комбинаций. Необходимо из года в год совершенствовать технику исполнения, развивать эластичность и силу мышц, координацию движений и импровизацию.
Хореография:
танцевальная импровизация;
постановочная работа (коллективная, индивидуальная);
моделирование взрослых отношений.
История хореографии, этнография:
самостоятельный подбор теоретического материала (история танца, история костюма и т.д.);
придумывание сценических костюмов.
Театральное искусство:
работа с образами;
постановка этюдов учащимся;
упражнения для развития воображения;
двигательная память;
Изобразительное искусство:
составление эскизов костюмов;
рисование танца в цвете (упражнение на восприятие музыки, развитие творческого воображения).
5. Музыкальное искусство:
Работа с музыкальным материалом:
а) самостоятельный подбор материала;
б) прослушивание музыки и беседа:
определение характера музыки;
о чем говорит музыка;
какое настроение передает музыка;
какого цвета музыка;
какие образы рождаются во время прослушивания;
какой танец можно поставить на эту музыку;
какие персонажи могут участвовать в танце;
какие костюмы рисует воображение при прослушивании музыки.
Танцевальная импровизация под понравившуюся музыку способствует развитию у детей способность к творческому самовыражению, к актерскому мастерству, помогает избавиться от комплексов: стеснения и зажатости перед зрителем. Формирует умение передавать услышанный музыкальный образ в движении, рисунке танца.
Наиболее сложным и интересным вопросом в этой работе со студийцами является организация познавательной деятельности, направленной на развитие их интеллекта.
Изучение истории, особенностей танцев народов мира происходит с помощью следующих методов, приемов работы:
самостоятельный подбор теоретического материала детьми;
рассказ педагога с демонстрацией отдельных элементов танца;
использование технических средств обучения - видеозапись танцев, костюмов, прослушивание музыки;
использование наглядных пособий (образцы костюмов, атрибуты, фотографии, книги, журналы и т.д.).
Элементы классического и народного экзерсиса вводятся поэтапно. Каждое занятие начинается с поклона - приветствия педагога и заканчивается поклоном – прощанием, тем самым благодаря педагога за проведенный урок и полученные знания. Эти каноны формируют дисциплину у детей.
Практическая значимость программы
Участие в общем деле формирует у учащихся умение общаться, объективно оценивать свои действия, помогает осознать имеющиеся недостатки, как танцевальные, так и поведенческие;
специфика групповых занятий немало способствует тому, чтобы стеснительные, робкие, неуверенные в себе учащиеся, затрудняясь станцевать что-либо индивидуально, с удовольствием присоединялись к товарищам;
работая в группе, ученик формирует положительные личностные качества, необходимые для работы в коллективе - «чувство локтя», общей ответственности за дело;
совместно осваивая трудности, участвуя в коллективном исполнении, участники танца зачастую влияют друг на друга, способствуя активности восприятия, творческому отношению к занятиям.
Сохранность контингента имеет немаловажное значение для результативности образовательного процесса в любом творческом объединении. Для того, чтобы хореографический коллектив мог добиться успехов, его основной состав должен быть постоянным. Не секрет, что процесс становления хороших танцоров происходит не за один день. И вот тут перед педагогом встаёт главный вопрос, который и определяет весь смысл его работы: «Как заинтересовать ребёнка, чтобы, несмотря на все трудности, у него не пропало желание танцевать, чтобы эту любовь к танцу и стремление к творчеству он пронёс через всю жизнь.»
Знание и учет возрастных особенностей детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста позволяют правильно выстроить учебно-воспитательную работу в хореографическом объединении.
Огромное значение для творческого развития ребенка в этот период, важно общение, при котором он усваивает социальный опыт, накапливает внешние впечатления, реализует потребность в движениях. У него происходит развитие познавательных способностей, овладение разнообразными навыками и умениями.
Обучение основам хореографии лучше начинать с дошкольного возраста. Очень важна на этом этапе мотивация родителей. Провожу родительские собрания, где очень подробно объясняю значение хореографии не только для творческого, но и главное – для физического развития ребёнка. Поскольку каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок был здоров, это является очень важным аргументом в пользу занятий в танцевальном объединении. Регулярно беседую с родителями, интересуюсь состоянием здоровья, увлечениями ребёнка. Этот период можно назвать подготовительным на пути создания коллектива. Но его нельзя недооценивать, так как в этом возрасте для ребёнка очень важно мнение взрослых, их одобрение.
Теперь предстоит сохранить этот контингент. Для этого процесс получения знаний должен стать увлекательным и разнообразным по содержанию. Все дети любят играть. В процессе игры они познают окружающий мир, учатся общаться. При грамотном подходе именно игровое начало должно быть положено в основу обучения, сохранив тем самым интерес ребёнка к занятиям.
С маленькими детьми дошкольного возраста активно использую нетрадиционные формы проведения занятий (урок-сказка, урок-путешествие, урок-импровизация). Уровень мотивации на данном этапе обучения можно оценивать как начальный - неосознанный, на уровне любознательности. Хотя иногда интерес поддерживается самостоятельно, мотивация ещё не вполне устойчивая, связана в основном с результативной стороной процесса. Если удовлетворить любознательность ребёнка и его потребность в двигательной активности, то уровень мотивации неизменно начнёт повышаться.
Младший школьный возраст - это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Характерным является переход ребенка от игровой к учебной деятельности как ведущей. Основной деятельностью становится учение. И здесь важную роль играет личный мотив, направленный на получение одобрения педагога за старание на занятии. Необходимо педагогу стимулировать интерес к процессу обучения без осознания его значения, так как только после возникновения этого, формируется интерес к содержанию учебной деятельности и к приобретению знаний. Эта основа является благоприятной почвой для формирования у обучающегося младшего школьного возраста мотивов к хореографическим занятиям.
Для укрепления мотивации педагог использует:
– похвалу за хорошо выполненное задание;
– доверие самостоятельного проведения некоторых блоков упражнений;
– выбор лидера-старосты группы;
– выбор дежурного для проведения своей игры в конце занятия;
– на заданную музыку сочинение танца-этюда.
Средний школьный возраст — это переход от детства к юности. Он характеризуется глубокой перестройкой всего организма, приводящей к серьезным изменениям в жизни учащихся. У них наблюдается избирательность внимания, отклик на необычные, склонность к спорам и к творчеству. Важно педагогу быть внимательным к внутреннему миру учащегося. Учитывая эти особенности, педагог по-иному строит хореографические занятия, направленные осознанное отношение к занятиям. Укрепление мотивации происходит за счет:
– использования музыки, которую учащиеся подбирают сами;
– учет мнения учащихся при составлении репертуара, при пошиве костюмов;
– проведения конкурсов в качестве танцоров;
– интенсивности занятий;
– привлечения учащихся в качестве тьютеров в проведении занятий у учащихся младших групп;
– проведения соревнований и конкурсов.
Поощрение - действенный способ мотивации. Оно обязательно должно быть, подчеркнув тем самым значимость проделанной детьми работы. Причём поощрение не именно материального характера. Даже похвала в устной форме, положительная оценка руководителя является стимулом для дальнейших успехов. Награждение грамотой приобретает для ребёнка особый смысл, так как в этом возрасте мотивация становится всё более осознанной и устойчивой, признание заслуг ребёнка помогает добиваться ещё более высоких результатов. А если воспитанник успешен в какой-либо деятельности, он обязательно будет продолжать обучение. Успехи есть у каждого, просто их надо уметь видеть.
Педагог должен быть заинтересован в каждом ребёнке без исключения. Необходимо беседовать, советоваться с ними, обсуждать дела. Пусть дети почувствуют, насколько каждый из них важен для коллектива. И тогда им не захочется из него уходить!