СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование мотивации учебной деятельности как основное условие успешного обучения школьников.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любая деятельность, включая учебно – познавательную, стимулируется мотивами, которые основаны на потребностях (духовных и материальных). Проблема мотивации представляет собой – проблему формирования познавательного интереса - ведущего мотива учения. Между способностями и интересом существует теснейшая взаимосвязь.

Просмотр содержимого документа
«Формирование мотивации учебной деятельности как основное условие успешного обучения школьников.»


Формирование мотивации учебной деятельности как основное условие успешного обучения школьников


Всякая познавательная деятельность, всякий мыслительный процесс, взятый в реальной конкретности, совершается одновременно на разных уровнях многопланово.

/С.Л. Рубинштейн/


Модернизация образования предполагает ориентацию не только на усвоение каждым обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных способностей. Любая деятельность, включая учебно – познавательную, стимулируется мотивами, которые основаны на потребностях (духовных и материальных). Проблема мотивации представляет собой – проблему формирования познавательного интереса - ведущего мотива учения. Между способностями и интересом существует теснейшая взаимосвязь. Различные способности развиваются в учебно - познавательной деятельности, которая стимулирует мотивами учения и интересом к предмету.

Важнейший путь формирования мотивации – это использование познавательных заданий в учебной деятельности.

Многочисленное психологические исследования показали, что если содержание предмета учитель преподносит учащимся не как готовое задание, а как систему познавательных задач, решая которые обучаемые самостоятельно формулируют теоретические положения, то у них формируется внутренняя, достаточно устойчивая мотивация к учению.

С целью формирования познавательных мотивов в обучении я использую различные формы познавательных заданий: тесты разного уровня, составление алгоритмов, дидактические игры, экспериментальное и расчетные задачи, химические стихи, сочинения, рисунки и др.

В качестве основных методов формирования мотивации в обучении химии мне хочется выделить следующие:

  • формирование приемов целеобразования

  • осознание рождение нового мотива

  • актуализация сложившихся мотивов

  • придание мотиву новых характеристик

  • анализ мотивов и целей учения

1. Формирование приемов мотивированного целеобразования эффективно при использовании занимательных опытов.

В восьмом классе на первых уроках химии использую химический опыт «Вулкан» с целью формирование у обучаемых первоначальных понятий о признаках и условиях протекания химических реакций, так же познавательного интереса к химии. Перед опытом ориентирую учащихся на установление ими условий и признаков данной реакции. Готовлю их к пониманию дидактической цели химического опыта (формирование химических понятий, демонстрация техники химического эксперимента), затем даю учащимся возможность самим сформулировать личностно значимые цели, адекватные обучающей цели учителя ( овладение химическими понятиями “признаки” и “условия протекания химических реакций»” и др.). Благодаря занимательности химического опыта личностно значимые цели обучаемых могут постепенно перерасти в мотив учения – познавательный.

2. Осознание рождения нового мотива.

Вначале, у большинства обучаемых нет направленности на овладение способами решения тех или иных познавательных задач. Но после неоднократных и успешных решений (т.е. после успешного достижения учебных целей) у них может возникнуть новая мотивационная направленность. Для ее создания могут быть использованы занимательные дидактические игры “Третий лишний”, “Третий не лишний”, “Найти соотношения”, “Установить закономерность” и т.д. Успешное выполнение многочисленных подобных заданий может вызвать у учащихся новое побуждение (выполнить более трудное задание). Так рождается новый мотив. В подобной ситуации необходимо поддержать обучаемого и простимулировать мотивацию своим одобрением.


3. Актуализация сложившихся мотивов.

Этот метод реализуется при выполнении учащимися различных, познавательных заданий (химических диктантов, тестов, алгоритмических предписаний и т.п.). На протяжении всего курса химии можно применять алгоритмические предписания по составлению химических формул, уравнений, решению задач, проведению химического эксперимента.

Работа с алгоритмическими предписаниями предполагает выполнение в определенной последовательности учебных действий, побуждаемых уже сложившимися мотивами. Так, при составлении бинарных соединений, соединений органических веществ, определение валентности, степени окисления и др. с использованием предложенного алгоритмического предписания у обучаемых актуализируются сложившиеся мотивы ( “надо”, “ интересно”, “успех” и др.). Но учебно - познавательная деятельность обучаемых, не получившая достаточных мотивационных стимулов, обречена на низкую результативность.


4. Придание мотиву новых характеристик (силы, устойчивости, самостоятельности, доминирования, действенности). Поскольку “новорожденный” мотив может развиваться только в процессе многократного и успешного выполнения различных упражнений, то в образовательном процессе часто используют: графические диктанты, задачи, тесты и др.

Выполнение тестовых заданий сопровождается теми или иными эмоциями, что придает мотиву новые характеристики ( устойчивость, самостоятельность и др.)

Тесты (от англ. test – испытание, проверочная работа) – познавательное задание стандартной формы, дидактическое назначение которого заключается в установлении обратной связи, закреплении, повторении, систематизации, контроле знаний и умений учащихся, а также формирование у них мотивации учения. Тесты могут быть разного типа:

Тесты группировки могут быть использованы с целью мотивации учения уже на первых стадиях обучения химии.

Задание. Выписать в отдельные столбцы названия тел и названия веществ: медь, сахар, медный колокол, капля воды, сера, уксусная кислота …

Тесты напоминания формулируют в виде прямого вопроса, на который учащиеся должны дать однозначный ответ, выраженный словом, числом, формулой и т.п.

Задание. Ответьте на вопрос. Как называется процесс распада электролита на ионы при растворении его в воде или расплавлении.


5. Анализ мотивов и целей учения. Как показывают психолого предписания – педагогические исследования, личностная значимость мотивов и целей учения хорошо осознается обучаемыми, если обучать их анализировать мотивы (почему?) и цели своей учебной деятельности(что нужно сделать?), соотносить мотивы и цели. Я стараюсь обучить школьников анализировать свои мотивы и цели учения, формулируя цели учебных занятий. Например, по теме: «Соединения хрома» цель: экспериментально изучить взаимопревращение соединений хрома, имеющий разный цвет в зависимости от его степени окисления и среды раствора.

Обучаемые выполняют задание: объясните, какие изменения происходят с соединениями хрома в процессе проведения опыта? Для работы им выдается эвристическое предписание. В нем обозначены осознанные действия, должны совершать обучаемые, и ситуации поиска (отмечены знаком вопроса).

С помощью эвристического предписания можно не только анализировать побудительные причины (мотивы) изучения химии, но и актуализировать сложившиеся положительные мотивы (“ интересно”, а может быть, “надо” и др.) и эмоции.

Для изучения мотивации могут быть использованы различные методы:

  • педагогическое наблюдение за поведением обучаемых и их деятельностью;

  • анкетирование (открытого и закрытого типа), позволяющее быстро собрать материал о мотивах, смыслах, целях обучения;

  • беседы с обучаемыми, предусматривающие выяснение состояния мотивационной сферы;

  • письменные работы, в которых обсуждаются специально подобранные ситуации, позволяющие изучить мотивационной сферы обучаемых;

  • систематичность учета знаний и умений обучаемых;

  • определение форм и методов изложения учебного материала

  • внимание к работе учащихся.

В процессе обучения положительные эмоции могут быть связаны со школой в целом и с пребыванием в ней. Эти эмоции обусловлены ровными деловыми взаимоотношениями школьника с учителями и товарищами, отсутствием конфликтов с ними; участием в жизни классного и школьного коллектива; связаны с осознанием каждым учеником своих потенциальных возможностей в достижении успехов в учебной работе и преодолении трудностей. Сюда же могут быть отнесены эмоции от положительных результатов своего ученического труда, эмоции удовлетворения от справедливо поставленной отметки, положительные эмоции от «столкновения» с но­вым учебным материалом (от эмоций любопытства и позднее любознательности до устойчивого эмоционально-познавательного отношения к предмету, характеризующего увлеченность учащихся этим предметом). Положительные эмоции у учащихся могут возникать при овладении приемами самостоятельного добывания знаний, новыми способами совершенствования своей учебной работы, приемами самообразования. Важность всех названных эмоций заключается в том, что они образуют атмосферу эмоционального комфорта в процессе учения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!