СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие мотивационного компонента учебной деятельности у детей с дизорфографией

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного этапа – создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы.

Задачи:

  • формирование социальных, познавательных мотивов учения;
  • формирование положительных, устойчивых эмоций к учению;
  • развитие и стимулирование психических познавательных процессов личности (памяти, внимания, мышления);
  • формирование метапознавательных навыков по ориентировке действий;
  • создание благоприятных психологических и эмоциональных условий для формирования положительной учебной мотивации.

Просмотр содержимого документа
«Развитие мотивационного компонента учебной деятельности у детей с дизорфографией»

Совершенствование мотивационного компонента учебной деятельности у школьников с дизорфографией

Цель данного этапа – создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы.

Задачи:

  • формирование социальных, познавательных мотивов учения;

  • формирование положительных, устойчивых эмоций к учению;

  • развитие и стимулирование психических познавательных процессов личности (памяти, внимания, мышления);

  • формирование метапознавательных навыков по ориентировке действий;

  • создание благоприятных психологических и эмоциональных условий для формирования положительной учебной мотивации.

Планирование работы по реализации проекта.

Данный проект реализовывался в четыре этапа:

I этап – подготовительный: сентябрь 2021года.

II этап – практический: октябрь 2021 гг.

III этап – аналитический: ноябрь 2022 г.

I этап. Составление плана; подбор и адаптация методов и приемов формирования мотивационного компонента учебной деятельности.

Создание банка информации и материально-технического оснащения: программы, игры, презентации.

II этап – практический: октябрь-май 2021-2022 гг.

Организация логопедических занятий по формированию мотивационного компонента учебной деятельности, вовлечение в работу детей, анализ результатов реализации поставленных задач, корректировка содержания деятельности.

Повышение интереса детей к занятиям;

улучшение качества коррекционного воздействия на развитие орфографического навыка письма и высших психических функций.

III этап – аналитический: май 2022г.

Анализ результатов работы, формулирование выводов по формированию мотивационного компонента учебной деятельности в работе с детьми с дизорфографией.

Анализ эффективности выполненной работы

Развитие познавательной и речевой активности дошкольников;

закрепление сформированности мотивационного компонента учебной деятельности; повышение уровня профессионального мастерства логопеда.

Ожидаемые результаты:

Количественные:

  1. повышение качества коррекционно-образовательного процесса;

  2. увеличение числа младших школьников, выпущенных из логопедического пункта со сформированным орфографическим навыком письма;

  3. увеличение числа младших школьников со сформированным мотивационным компонентом учебной деятельности.

Качественные:

1.Сформированность мотивов к учебной деятельности;

2.Высокий уровень учебно-познавательного интереса;

3.Наличие стремления к завершению учебных действий.

4. Повышен показатель смыслообразующих и побудительных мотивов.

Система контроля качества и результативности реализации проекта:

Методики диагностики: М.Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок – И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой, Г.Н. Казанцевой, Г.В. Репкиной, Е.В. Заики, Фридмана Л. М., Пушкиной Т. А., Каплунович И. Я..

В случае успешной реализации проекта, он может быть использован другими образовательными учреждениями различных типов и видов города, края, страны в качестве руководства по формированию мотивационного компонента учебной деятельности в рамках коррекционно-логопедического процесса.

1. Приемы, актуализирующие потребности, связанные с результатом учебной деятельности:

  • Создание интриги, загадочности ситуации, то есть создание условий, вызывающих у школьников непроизвольный интерес (необычное оформление класса, интересные темы для беседы, ввод игрового момента, приглашение гостей, моделирование какой-либо интересной ситуации и др.);

  • Формирование благоприятного отношения к уроку (занятию), появлению положительного настроения, уверенности школьников в успехе за счет примера поведения педагога (эмоциональный подъем, воодушевление, вдохновение при предъявлении материала);

  • «Переживание» школьниками прошлого учебного опыта представляет собой установление взаимосвязи между уже «пережитыми» обучающимися положительными эмоциями по поводу достигнутого результата и новым предметом деятельности;

  • Указание на общественную и личную значимость изучаемой проблемы в рамках темы.

2. Приемы, направленные на развитие умений преодолевать препятствия в выполнения учебных задач:

  • Приемы, направленные на оценку собственных возможностей, требуемых усилий, объективной сложности задания для успешного решения учебных задач;

  • Упражнения на формирование умения ставить близких и отдаленные цели для развитие у школьников умения подчинять промежуточные цели конечной и удерживать ее на протяжении всей деятельности;

  • Формирование у обучающихся умения анализировать возможные трудности (препятствия) до начала выполнения учебных заданий как профилактика ошибок;

  • Оказание индивидуальной помощи школьнику при его столкновении с трудностями на этапе начала решения задач;

  • Кратковременное переключение обучающегося на интересующую его деятельность в случае резкого снижения его работоспособности, возникновению негативных реакций.

3. Приемы формирования положительного отношения школьников к результату своей деятельности.

  • Организация выставки работ обучающихся, которые способствуют удовлетворению у школьников потребности в самоутверждении, положительной оценке, соревновательной потребности;

  • Положительная оценка (подкрепление) успехов обучающихся с целью укрепления силы возникшего мотива;

  • Раскрытие положительной мотивационной перспективы – то есть указание на ценность и значимость будущих результатов учебной деятельности школьников на последующих уроках (занятиях).

Положительный эмоциональный фон необходимо создавать в самом начале занятия, сопровождая его сюрпризными или игровыми моментами для того, чтобы нацелить детей с нарушениями письменной речи на восприятие учебного материала на протяжении всего занятия. В ходе занятия необходимо избегать критических замечаний по отношению к ребёнку; указав на ошибку, нужно объяснить, как можно её исправить. Такие позитивные высказывания учителя-логопеда как: «Я рада, что ты справился с этим заданием», «Я знала, что ты можешь пересказать эту сказку», «Посмотри, как ты стал красиво писать», — помогают детям с проблемами письменной речи.

Заинтересовать ребёнка на логопедических занятиях помогают разнообразные дидактические игры, например, использование на занятии словесного домино способствует развитию всех компонентов речи, а также благоприятно влияет на познавательную деятельность детей.

Применение словесных игр в коррекционном процессе способствует формированию устной и письменной речи детей, являясь значимым звеном в коррекционном процессе.

В настоящее время учителя-логопеды имеют возможность использовать различные компьютерные технологии, которые помогают вносить в ход занятия элемент новизны, например, использование компьютерных игр: «Уроки мудрой совы», «Дельфа-142», придаёт занимательность коррекционному процессу.

Виды заданий разнообразны «Восстанови предложение», «Составь предложение», «Вставь пропущенное слово», «Выбери форму слова», «Вставь предлог», «Вставь предлог (для отличников)», «Вставь союз», «Вставь союз (сложное)», «Вставь союз (для отличников)», «Закончи предложение» предназначены для развития лексико-грамматической стороны речи. Они на разном материале тренируют детей в установлении смысловых и грамматических связей между словами в предложении.

Работая с такими заданиями, дети учатся быть внимательными. Любое логопедическое занятие начинается с организационного момента («разминки для ума»). В них входят загадки и ребусы.

Особый интерес у детей с письменными нарушениями речи вызывают мультимедийные презентации по изученным темам. Эти презентации включают яркий наглядный материал, схемы слов и предложений, тексты для прочтения, карточки с заданиями, который вызывает интерес у детей, а значит повышается мотивация к учебной деятельности.

Эффективность коррекционного обучения также может быть существенно повышена при использовании на занятии речевых игр. Данные игры способствуют интеллектуальному развитию, формируют у детей лексико-грамматические навыки, которые, посредством речевых игр, закрепляются легко и непринужденно.

Ученики привыкают к тому, что каждое предлагаемое учителем-логопедом задание требует от них самоконтроля и самооценки, активного внимания, мыслительной и речевой деятельности. Игровые ситуации увлекают детей, снимают напряжение и усталость.

При организации учебной деятельности необходимо учитывать следующие компоненты:

1) этапы формирования мотивации на отдельных этапах занятия. Традиционно выделяется 3 этапа: возникновение мотивации, подкрепление и усиление возникшей мотивации, мотивация завершения.

На этапе возникновение мотивации происходит фиксация мотивов предыдущих достижений у обучающихся («мы хорошо поработали над предыдущей темой»), мотивов относительной неудовлетворенности («но не усвоили еще одну важную сторону этой темы»). Далее происходит работа по усилению мотивов ориентации на предыдущую деятельность («это вам понадобится в некоторых ситуациях»).

На следующем этапе чередуются различные виды деятельности, предъявление материала различной степени сложности и оценивание (это вызывает положительные эмоции, удовлетворенность и неудовлетворенность результатом решения учебных задач). На этапе подкрепления и усиления возникшей мотивации происходит активизация познавательного интереса школьников через их деятельность по поиску новой информации, работа по организации оценивания и взаимооценивания учебных результатов.

На третьем этапе (мотивации завершения) оценочная деятельность школьников усиливается благодаря дифференцированной оценки педагога.

Эффективнее всего считается демонстрация школьникам их ошибок, «слабых мест» с целью формирования у них реальных представлений о своих возможностях. Это делает их мотивацию более адекватной и действенной. Вышеперечисленные этапы можно назвать «мотивационным циклом», позволяющим педагогу наполнить психологическим содержанием каждый этап занятия.

2) формирование целеполагания у школьников.

формирование целеполагания у школьников является одним из важнейших условий повышения мотивационного компонента учебной деятельности. Способность к целеполаганию – один из важнейших волевых компонентов мотивационной составляющей обучающихся. Возможность поставить цели деятельности и подчинить им собственное поведение придает человеку определенную нравственную устойчивость.

Для формирования мотивации педагог специально вводит школьников в ситуацию противоречия между знакомыми и незнакомыми явлениями, для разрешения которых у них не хватает знаний о способах решения данной задачи. В этом случае учитель-логопед создает такие условия, которые включают каждого обучающегося в процесс целеполагания.

Деятельность школьника становится мотивированной и целенаправленной в условиях, когда школьник осознает смысл и значимость учебной задачи.

3) использование приемов самоконтроля и взаимоконтроля

Неотъемлемым компонентом организации учебной деятельности с целью формирования мотивационного компонента учебной деятельности является введение ситуации самоконтроля и взаимоконтроля на уроках. Самоконтроль заключается в обнаружении совершенных ошибок, а также профилактике их появления. Самоконтроль способствует обеспечению самостоятельной деятельности обучающихся, формированию учебной деятельности.

По формам организации работы школьников проверку можно разделить на фронтальную, индивидуальную и взаимную. При фронтальной проверке проводится коллективный разбор правильности выполнения упражнения (или другого задания) в группе или дома. Индивидуальный контроль включает в себя все виды самоконтроля, проводимого на различных этапах учебной деятельности.

Взаимоконтроль – форма контроля, проводимая при проверке письменных работ (а также при рецензировании устных ответов и сообщений), когда обучающийся объективно оценивает работу одноклассника, группы школьников. Здесь важно научить обучающихся оценивать работу качественно, с возможностью обоснования своей оценки. Взаимоконтроль способствует углублению знаний и умений школьников в рамках логопедических занятий, развитию внимания, ответственного отношения к учебной деятельности, формированию навыка самоконтроля.

Алгоритм взаимопроверки может быть следующим: педагог просит обучающихся обменяться тетрадями и проверить выполненное задание друг у друга, при этом важно не просто исправить ошибки и поставить отметку, но и обосновать свой «вердикт» – объяснить правило и условия его применения. Поэтому предварительной работой коллективная проверка заданий вместе с педагогом. Это приводит к запоминанию обучающимися алгоритма действий по взаимоконтролю, к формированию объективности и справедливости оценивания.

Таким образом, можно сделать вывод, что методы средства формирования и развития мотивационного компонента учебной деятельности очень разнообразны. Для того, чтобы получить наиболее полный эффект, необходимо применять их совместно и на постоянной основе.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!