СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование музыкальной культуры у обучающихся ОВЗ по зрению с использованием цифровых образовательных технологий.»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание ребенка в традициях отечественной народной культуры ,формирование бережного отношенияи любви к ней с использованием цифровых и образовательных технологий.

Просмотр содержимого документа
««Формирование музыкальной культуры у обучающихся ОВЗ по зрению с использованием цифровых образовательных технологий.»»

«Формирование музыкальной культуры у обучающихся ОВЗ по зрению с использованием цифровых образовательных технологий.»

Цель: 

Воспитание ребенка в традициях отечественной народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней с использованием цифровых образовательных технологий.

Как воспитать в сегодняшних детях бережное отношение к русской культуре, народным традициям, как вернуть утраченные ценности?  

В первую очередь, нужно обратиться к истокам народного творчества, к нашим корням, обычаям, традициям и обрядам. Воспитать интерес к устному народному творчеству, рассказать в доступной форме, о чем мечтали, как трудились и веселились русские люди.

   Русский фольклор вобрал в себя не только особенности языка, но и лучшие качества человека, такие как доброта, трудолюбие, храбрость, верность. Фольклор увлекает своими яркими поэтическими образами, вызывает положительные эмоции, укрепляет светлое жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, что дурно, что красиво, а что не красиво.

Народная культура, фольклор – это бесценный дар памяти поколений, своеобразная копилка народных знаний о жизни, о человеке, о красоте и любви, об известных проблемах борьбы добра и зла, света и тьмы. Перед дополнительным образованием и педагогом стоит задача помочь воспитаннику сформировать интерес к миру традиционной русской культуры. Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Для этого необходимо обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору.

На своих занятиях, наряду с упражнениями для развития музыкальности детей с ОВЗ, я использую ряд дополнительных упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития мышечного чувства. Особое внимание уделяю речевым играм, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, постановке голосового аппарата; ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве. Основными видами деятельности на занятиях по творческой деятельности является: пение, речевое, исполнение, игра на детских музыкальных-шумовых инструментах, танец, импровизированное движение, озвучивание стихов и сказок. Речевое исполнение начинается с игр с фонемами, фонемными слогами. Из опыта известно, что дети с воодушевлением воспринимают звуковую бессмыслицу. Речевые упражнения незаменимы для развития у детей с ОВЗ чувства ритма и интонационного слуха. Ритм, заключённый в словах, фразах, ощущается детьми естественно и «извлекается» без всякого труда: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты и т.п. Первым инструментом для детей конечно же является, как известно его собственное тело. Звучащие жесты – это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить исполнение в отсутствие любых других инструментов. Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы, щелчки и т.д. Народное исполнение с аккомпанементом звучащих жестов целесообразно уделять в работе особо важное внимание с самого начала. Звучащие жесты являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека, что очень важно для наших детей с ОВЗ. Дети с воодушевлением включаются в игру, открывая новые способы извлечения звуков на собственном теле, оживляя декламируемые стихи. Некоторые тексты дети постарше придумывают сами. Игра со звуками своего тела – это верный путь к началу импровизации детей.

Детский коллектив ансамбль народной песни «Веселка» был создан в 2009 году. В «Веселке» первого состава было всего пять человек. У коллектива появились свои традиции и богатая творческая жизнь. Дети изучают фольклор на углубленном уровне, отрабатывают навыки и умения в области народного песенного исполнительства. Теоретическая подготовка, подкрепляемая практикой концертных выступлений, создает прочный фундамент совершенствования профессионального мастерства для детей и подростков. Концерты ансамбля «Веселки» - всегда запоминающееся событие. Хоровая народная группа дает сольный годовой творческий отчетный концерт для педагогов, детей и родителей с тематической программой. Наш ансамбль участвовал в краевом вокальном конкурсе в Хабаровском Институте искусств и культуры где ансамблю присвоили Дипломант 1 степени Фестиваля –конкурса творчества детей «Путь к успеху». Так же ансамбль «Веселка» участвовал в краевом конкурсе концертных программ «Центр развития творчества детей и юношества «с народной сольной песней в инструментальном исполнении. В нашей школе был организован концерт совместно со студентами Педагогического института Тихоокеанского государственного университета где ансамбль «Веселка» вместе со студентами исполняли фольклорные обрядовые песни.

27.04.2023 в школе –интернат КГБОУ ШИ 2 прошел краевой смотр-конкурс концертных программ «Ступенька к успеху!“, среди образовательных организаций детских домов и школ-интернатов Хабаровского края.  «Создание ситуации успеха для каждого ребенка», - вот девиз, под которым я работаю на своих занятиях. Я помогаю детям обрести уверенность в своих силах и способностях, развивая нравственную культуру каждого воспитанника.

Организация педагогического процесса на занятиях в народном ансамбле строится с опорой на следующие принципы:

  • Принцип воспитывающего обучения, который предполагает уважительное отношение к личности обучаемого и одновременно разумную требовательность к нему;

  • Принцип доступности обучения, определяющий построение учебного процесса таким образом, чтобы у детей появилось желание преодолеть трудности и пережить радость успеха, достижения;

  • Принцип сознательности и активности, который основывается на формировании у воспитанников мотивации, внутренней потребности к необходимости изучения того или иного материала, устойчивом интересе к изучаемому материалу;

  • Принцип «интеграции». Данный принцип обучения позволяет мне использовать на занятии по фольклору несколько видов жанров одновременно:

- вокальное мастерство;

- элементы русского народного танца;

- элементы актерского мастерства;

- обучение игре на музыкально-шумовых инструментах;

- посещение концертов, выставок, музеев, связанных с русской культурой и фольклором;

- знакомство с народными промыслами;

- изучение народного календаря и обрядов.

  • Принцип индивидуального подхода, когда ребенок добивается максимального успеха при обнаружении его собственных моделей учения, т.е. наиболее эффективных именно для него;

Принцип наглядности, который предполагает использование на занятиях технических средств, демонстрация кино – и видеофильмов и других средств наглядности.

Так же на своих фольклорных занятиях провожу конкурсное исполнение – «кто лучше споет» (о чем можно судить, к примеру, не только по реакции класса, но и по баллам, выставляемым компьютером). Кроме того, караоке позволяет проводить такие мероприятия, как «Угадай мелодию», «Народное исполнение» и т.д. В этих случаях к названным стимулирующим факторам прибавляется еще и положительные влияния игровой ситуации, а также состязательности, что в конечном итоге, интенсифицирует процесс музыкального развития детей.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!