СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование наглядно – действенного мышления у младших школьников с интеллектуальными нарушениями»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Формирование наглядно – действенного мышления у младших школьников с интеллектуальными нарушениями»»

ДОКЛАД

Тема: «Формирование наглядно – действенного мышления у младших школьников с интеллектуальными нарушениями»

Подготовил: Поливцева Е.М.

Мышление является психологическим процессом познания, связанным с открытием субъективно нового знания, с расширением задач, с творческим преобразованием действительности.

Мышление - обобщение и опосредованное отражение существенных закономерностей и свойств реальности, процесс постановки и решения проблем.

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности.

Мышление неоднородно. Существуют разные его виды.

Они различаются по своему функциональному назначению, генезу, строению,, используемым средствам, познавательным возможностям.

Генетическая психология выделяет три вида мышления:

  • Наглядно-действенное

  • Наглядно-образное

  • Словесно-логическое.

В основе классификации лежит генетический принцип, а виды мышления отражают три последовательных уровня развития мышления.

  • Наглядно-действенное мышление  это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Первичный вид мышления, возникающий у ребенка.

Также широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.

  • Наглядно-образное мышление  это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти.

  • Словесно-логическое мышление -- вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

В своем выступлении я остановлюсь на формировании наглядно – действенного мышления.

Изучением наглядно-действенного мышления занимались многие зарубежные и отечественные ученые, такие как Г. Эббингауз, З. Фрейд, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский и другие.

Это один из видов мышления, характеризующийся тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов. Т.е., высокий уровень развития наглядно-действенного мышления будет способствовать успешной учебной деятельности младших школьников.

Данная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

  • Характеризуя мышление детей с интеллектуальной недостаточностью, можно отметить стереотипность, тугоподвижность этого процесса, его недостаточную гибкость. Именно поэтому применение имеющихся знаний в новых условиях вызывает у школьников затруднения и часто приводит к ошибочному выполнению задания.

  • Наглядно-действенные формы мышления наиболее доступны школьникам с интеллектуальной недостаточностью. Однако при выполнении заданий дети испытывают трудности. У таких детей недостаточно развиты практические действия, что связано с определенными трудностями, вызываемыми неполноценностью чувственного познания и нарушениями моторной сферы.

За первые три-четыре года учения в школе прогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным. От доминирования наглядно- действенного и элементарного образного мышления и бедного логического размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий.

Генетически наиболее ранняя форма мышления – это наглядно-действенное мышление, первые проявления которого у ребенка можно наблюдать в конце первого - начале второго года жизни, еще до овладения им активной речью Особенности наглядно-действенного мышления проявляются в том, что задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации, апробирования свойств объектов.

Начальный этап развития мышления человека связан с обобщениями. При этом первые обобщения ребенка неотделимы от практической деятельности, что находит свое выражение в одних и тех же действиях, которые он выполняет со сходными между собой предметами. Примитивная чувственная абстракция, при которой ребенок выделяет одни стороны и отвлекается от других, приводит к первому элементарному обобщению. В результате создаются первые, неустойчивые группировки предметов в классы и причудливые классификации.

Наглядно-действенный вид мышления есть и у взрослых, встречается в быту (применяют при перестановке мебели) и, когда заранее невозможно полностью предусмотреть результаты каких-нибудь действий (работа испытателя, конструктора).

Интенсивное развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте. Однако, дети с интеллектуальной недостаточностью, обычно мыслят конкретными категориями, опираясь при этом на наглядные свойства и качества конкретных предметов и явлений, поэтому у них преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, что предполагает активное включение в обучение моделей разного типа (предметные модели, схемы, таблицы, графики и т.п.)

Только на основе развития наглядно-действенного мышления формируется наглядно-образное и словесно-логическое.

Характерными особенностями наглядно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно.

Так решение задач с помощью наглядно-действенного мышления позволяет развить у учеников навыки управления своими действиями, осуществление целенаправленных, а не случайных и хаотичных попыток в решении задач.

Такая особенность этого вида мышления следствие того, что с его помощью решаются задачи, в которых предметы можно брать в руки, чтобы изменить их состояния и свойства, а так же расположить в пространстве.
Поскольку, работая с предметами, ребенку легче наблюдать за своими действиями по их изменению, то в этом случае и легче управлять действиями, прекращать практические попытки, если их результат не соответствует требованиям задачи, или наоборот заставлять себя довести попытку до конца, до получения определенного результата, а не бросить ее выполнение, не узнав результата.

С помощью наглядно-действенного мышления удобнее развивать у детей такое важное качество ума, как способность при решении задач действовать целенаправленно, сознательно управлять и контролировать своими действиями.

Об уровне развития наглядно-действенного мышления можно судить по тому, как обчющийся решает соответствующие данному виду мышления задачи. Так, если при решении легких задач - на практическое преобразование предметов, он плохо разбирается в их условии, путается и теряется при поиске их решения, то в этом случае считается, что у обучающегося первый уровень развития в соответствующем виде мышления.

Если обучающийся успешно решает легкие задачи, предназначенные для применения наглядно-действенного мышления, но затрудняется в решении более сложных задач, в частности из-за того, что ему не удается представить все это решение целиком, поскольку недостаточно развито умение планировать, то в этом случае считается, что у него второй уровень развития в соответствующем виде мышления.

И наконец, если обучающийся успешно решает и легкие и сложные задачи в рамках соответствующего вида мышления и даже может помочь другим детям в решении легких задач, объясняя причины допускаемых ими ошибок, а так же может придумывать сам легкие задачи, то этом случае считается, что у него третий уровень развития соответствующего вида мышления.

Опираясь на эти уровни в развитии мышления, учитель сможет более конкретно охарактеризовать наглядно-действенное мышление каждого ученика.
Уровни наглядно-действенного мышления у детей одного и того же возраста достаточно разные. Поэтому задача педагогов, психологов состоит в дифференцированном подходе к развитию мышления у школьников.



С целью развития наглядно-действенного мышления педагогам необходимо вести постоянную работу в этом направлении, а именно:

1. Использовать на уроках задания на:

- узнавание объектов на основе описания отдельных признаков (отгадай загадки);

- сочетание признаков разных предметов (метод фокальных объектов);

- нахождение общих и различающихся признаков объекта ("Лишнее слово", "Назови отличие", "Поиск общего", "Группировка слов");

- узнавание объекта по описанию возможных действий с ним (развитие умственных действий);

- поиск альтернативных способов действия;

- сравнение, умение делать логические выводы;

- умение находить действия, противоположные по значению и др.

2. Применять компьютерные программы, связанные с развитием наглядно-действенного мышления.

3. Использовать настольные игры (например, содержащие геометрические фигуры).

4. Использовать на уроках наглядный материал в виде различных предметов с целью дальнейшего оперирования с ним учащихся.

5. Следует одновременно развивать три основных вида мышления, так как они взаимосвязаны.

6. Необходимо проводить диагностику уровня наглядно-действенного мышления у младших школьников с целью коррекции и дальнейшего развития у каждого ученика.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!