ДОКЛАД
Тема: «Формирование наглядно – действенного мышления у младших школьников с интеллектуальными нарушениями»
Подготовил: Поливцева Е.М.
Мышление является психологическим процессом познания, связанным с открытием субъективно нового знания, с расширением задач, с творческим преобразованием действительности.
Мышление - обобщение и опосредованное отражение существенных закономерностей и свойств реальности, процесс постановки и решения проблем.
Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности.
Мышление неоднородно. Существуют разные его виды.
Они различаются по своему функциональному назначению, генезу, строению,, используемым средствам, познавательным возможностям.
Генетическая психология выделяет три вида мышления:
Наглядно-действенное
Наглядно-образное
Словесно-логическое.
В основе классификации лежит генетический принцип, а виды мышления отражают три последовательных уровня развития мышления.
Наглядно-действенное мышление — это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Первичный вид мышления, возникающий у ребенка.
Также широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.
Наглядно-образное мышление — это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти.
Словесно-логическое мышление -- вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
В своем выступлении я остановлюсь на формировании наглядно – действенного мышления.
Изучением наглядно-действенного мышления занимались многие зарубежные и отечественные ученые, такие как Г. Эббингауз, З. Фрейд, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский и другие.
Это один из видов мышления, характеризующийся тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов. Т.е., высокий уровень развития наглядно-действенного мышления будет способствовать успешной учебной деятельности младших школьников.
Данная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Характеризуя мышление детей с интеллектуальной недостаточностью, можно отметить стереотипность, тугоподвижность этого процесса, его недостаточную гибкость. Именно поэтому применение имеющихся знаний в новых условиях вызывает у школьников затруднения и часто приводит к ошибочному выполнению задания.
Наглядно-действенные формы мышления наиболее доступны школьникам с интеллектуальной недостаточностью. Однако при выполнении заданий дети испытывают трудности. У таких детей недостаточно развиты практические действия, что связано с определенными трудностями, вызываемыми неполноценностью чувственного познания и нарушениями моторной сферы.
За первые три-четыре года учения в школе прогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным. От доминирования наглядно- действенного и элементарного образного мышления и бедного логического размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий.
Генетически наиболее ранняя форма мышления – это наглядно-действенное мышление, первые проявления которого у ребенка можно наблюдать в конце первого - начале второго года жизни, еще до овладения им активной речью Особенности наглядно-действенного мышления проявляются в том, что задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации, апробирования свойств объектов.
Начальный этап развития мышления человека связан с обобщениями. При этом первые обобщения ребенка неотделимы от практической деятельности, что находит свое выражение в одних и тех же действиях, которые он выполняет со сходными между собой предметами. Примитивная чувственная абстракция, при которой ребенок выделяет одни стороны и отвлекается от других, приводит к первому элементарному обобщению. В результате создаются первые, неустойчивые группировки предметов в классы и причудливые классификации.
Наглядно-действенный вид мышления есть и у взрослых, встречается в быту (применяют при перестановке мебели) и, когда заранее невозможно полностью предусмотреть результаты каких-нибудь действий (работа испытателя, конструктора).
Интенсивное развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте. Однако, дети с интеллектуальной недостаточностью, обычно мыслят конкретными категориями, опираясь при этом на наглядные свойства и качества конкретных предметов и явлений, поэтому у них преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, что предполагает активное включение в обучение моделей разного типа (предметные модели, схемы, таблицы, графики и т.п.)
Только на основе развития наглядно-действенного мышления формируется наглядно-образное и словесно-логическое.
Характерными особенностями наглядно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно.
Так решение задач с помощью наглядно-действенного мышления позволяет развить у учеников навыки управления своими действиями, осуществление целенаправленных, а не случайных и хаотичных попыток в решении задач.
Такая особенность этого вида мышления следствие того, что с его помощью решаются задачи, в которых предметы можно брать в руки, чтобы изменить их состояния и свойства, а так же расположить в пространстве.
Поскольку, работая с предметами, ребенку легче наблюдать за своими действиями по их изменению, то в этом случае и легче управлять действиями, прекращать практические попытки, если их результат не соответствует требованиям задачи, или наоборот заставлять себя довести попытку до конца, до получения определенного результата, а не бросить ее выполнение, не узнав результата.
С помощью наглядно-действенного мышления удобнее развивать у детей такое важное качество ума, как способность при решении задач действовать целенаправленно, сознательно управлять и контролировать своими действиями.
Об уровне развития наглядно-действенного мышления можно судить по тому, как обчющийся решает соответствующие данному виду мышления задачи. Так, если при решении легких задач - на практическое преобразование предметов, он плохо разбирается в их условии, путается и теряется при поиске их решения, то в этом случае считается, что у обучающегося первый уровень развития в соответствующем виде мышления.
Если обучающийся успешно решает легкие задачи, предназначенные для применения наглядно-действенного мышления, но затрудняется в решении более сложных задач, в частности из-за того, что ему не удается представить все это решение целиком, поскольку недостаточно развито умение планировать, то в этом случае считается, что у него второй уровень развития в соответствующем виде мышления.
И наконец, если обучающийся успешно решает и легкие и сложные задачи в рамках соответствующего вида мышления и даже может помочь другим детям в решении легких задач, объясняя причины допускаемых ими ошибок, а так же может придумывать сам легкие задачи, то этом случае считается, что у него третий уровень развития соответствующего вида мышления.
Опираясь на эти уровни в развитии мышления, учитель сможет более конкретно охарактеризовать наглядно-действенное мышление каждого ученика.
Уровни наглядно-действенного мышления у детей одного и того же возраста достаточно разные. Поэтому задача педагогов, психологов состоит в дифференцированном подходе к развитию мышления у школьников.
С целью развития наглядно-действенного мышления педагогам необходимо вести постоянную работу в этом направлении, а именно:
1. Использовать на уроках задания на:
- узнавание объектов на основе описания отдельных признаков (отгадай загадки);
- сочетание признаков разных предметов (метод фокальных объектов);
- нахождение общих и различающихся признаков объекта ("Лишнее слово", "Назови отличие", "Поиск общего", "Группировка слов");
- узнавание объекта по описанию возможных действий с ним (развитие умственных действий);
- поиск альтернативных способов действия;
- сравнение, умение делать логические выводы;
- умение находить действия, противоположные по значению и др.
2. Применять компьютерные программы, связанные с развитием наглядно-действенного мышления.
3. Использовать настольные игры (например, содержащие геометрические фигуры).
4. Использовать на уроках наглядный материал в виде различных предметов с целью дальнейшего оперирования с ним учащихся.
5. Следует одновременно развивать три основных вида мышления, так как они взаимосвязаны.
6. Необходимо проводить диагностику уровня наглядно-действенного мышления у младших школьников с целью коррекции и дальнейшего развития у каждого ученика.