СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование национального самосознания младших школьников средствами изучения основ декоративно- прикладного искусства в рамках регионального курса «азбука смоленского края»

Нажмите, чтобы узнать подробности

К  одной  из  самых  острых  проблем  нашего  времени принадлежит проблема  формирования  национального  самосознания. Национальное самосознание включает в себя принадлежность к данной общности, любовь к родному языку, национальной культуре, приверженность к национальным ценностям, осознанное чувства национальной гордости и осознание общности интересов.

Просмотр содержимого документа
«Формирование национального самосознания младших школьников средствами изучения основ декоративно- прикладного искусства в рамках регионального курса «азбука смоленского края»»

Борискина Оксана Викторовна,

учитель начальных классов,

Лучина Анна Александровна,

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя школа №33»

города Смоленска



ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНОГО КУРСА «АЗБУКА СМОЛЕНСКОГО КРАЯ»



"Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это – самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые и школьники ".

Д.С. Лихачев

К одной из самых острых проблем нашего времени принадлежит проблема формирования национального самосознания. Национальное самосознание включает в себя принадлежность к данной общности, любовь к родному языку, национальной культуре, приверженность к национальным ценностям, осознанное чувства национальной гордости и осознание общности интересов.

Младший школьный возраст - это период интенсивного формирования самосознания личности. Воспитание детей с позиций национальных, духовно- нравственных ценностей может предотвратить

возможное их отчуждение от отечественных и национальных идеалов.

Региональный курс «Азбука Смоленского края» способствует развитию национального самосознания младших школьников. В задачи курса входит формирование у каждого учащегося системы знаний о своеобразии родного края, знакомство с богатством народной культуры, художественными традициями, приобщение к народному искусству на фоне сведений о культуре других народов.

Одно из средств развития национального самосознания является изучение основ декоративно - прикладного искусства, которое обладает познавательной, нравственной и эстетической ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений, способствует глубокому воздействию на мир ребенка. Народное искусство - это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена духовная энергия народа, хранящая и развивающая нравственный потенциал этноса.[1] Курс «Азбука Смоленского края» является хорошей основой для изучения декоративно- прикладного искусства своей малой Родины.

Программа регионального курса "Азбука Смоленского края " предназначена для духовно-нравственного развития личности младшего школьника, которая углубляет и расширяет знания обучающихся об истории и культуре своего края, о народных традициях и промыслах. [2]

Модуль «Мир культуры» знакомит младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием Смоленского края. Изучая жилища наших предков, предметы быта, особенности одежды и украшений с их символикой, традиции, дети узнают о роли и значении народного декоративного искусства. Данный материал пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности обучающихся.

Знакомясь с разделом «Как одевались в старину?», младшие школьники учатся:

  • выявлять особенность одежды на Руси;

  • различать одежду детскую и взрослую, праздничную и будничную;

  • анализировать украшения женщин;

  • выяснять, почему одежду для детей шили из одежды для взрослых;

  • объяснять чем и почему украшалась детская одежда.

Учебное пособие «Мир культуры» знакомит ребят с одеждой наших предков, зачем и как украшали одежду, обращая внимание на традиционный костюм с вышивкой на мужской рубахе, женском сарафане, переднике, поневе. В ходе работы обучающиеся читают подробный материал, рассматривают яркие иллюстрации, данные на страницах учебника. На таких уроках наблюдается высокий интерес детей к истории и традициям своих предков, родного края.

С целью формирования национального самосознания обучающихся при изучении темы «Как одевались в старину» нами было предложено школьникам расширить и углубить свои знания в области декоративно – прикладного искусства. Мы познакомились с символикой орнамента в народной резьбе и вышивке, а также изучили историю своей семьи, связанную с традициями использования русского полотенца.

Свою работу мы начали с выполнения задания, данного в учебнике: «Посетите свой районный краеведческий музей. Узнайте, что носили жители вашей местности в прошлом.»[3] Мы побывали в музее «Русская изба» («Хохловская СШ») и в доме-музее А.Т.Твардовского (Хутор Загорье, Починковский район). Ребята познакомились с предметами народного декоративного искусства, видами старинной одежды. По материалам экскурсии учащиеся охарактеризовали образцы вышивки представленных музейных экспонатов, объясняя технику и символику рисунка.

Такая форма работы, предложенная в учебном пособии, наиболее интересна детям младшего школьного возраста, потому что включает не только познавательные статьи, но и предлагает детям выполнить посильные творческие работы и исследования, совершить экскурсии.

Следующим этапом работы было изучение истории русского полотенца (рушника). Тема полотенца была выбрана не случайно. Изучая материалы учебника, дети столкнулись с непонятными для них словами и выражениями «Красный Угол», «Божница» и «набожник». В процессе изучения темы оказалось, что в семьях наших учеников ещё хранят вышитые рушники, как домашнюю реликвию. Ребята стали приносить полотенца в школу и проявлять большой интерес к знакомству с видами рушников, к процессу их создания, традициям использования. Дети узнали, что полотенце - это предмет обыденного и ритуального назначения. В обрядах выступает в качестве дара, оберега, покрывала, украшения, символа праздника, имеет знаковую и оповестительную функцию. Рушник используется на похоронах, свадьбе, родинах и крестинах, в обрядах народного календаря, в народной магии, при лечении. Им украшают иконы, его вешают на кресты могил, окна, двери, ворота, дружку и молодых на свадьбе. Региональные отличия, касающиеся рушников, сохранялись при переселении в другие местности. [4] После такого исследования учащиеся могли самостоятельно объяснить значения ранее непонятных выражений. Ребята сделали выводы, что декоративно- прикладное искусство для наших предков носило более глубокий, сокровенный смысл. Например, каждая вышивка на полотенце, каждый ее элемент имел свое значение.

Получив теоретические знания, дети с интересом исследовали домашние рушники. Беседуя со старшим поколением, учащиеся раскрывали секреты вышивки и предназначения своих реликвий. Итогом такой работы были детские сочинения «Семейная реликвия. История моего полотенца».

Результатом проделанной работы, объединяющим и систематизирующим полученные знания было выступление обучающихся на тему «Великое пространство бытия» (Русское полотенце). Работа была представлена на школьном Дне науки и на областной научной конференции «Шаг в науку», получив высокую оценку и призовое место. Такой опыт в самостоятельной научной деятельности позволяет школьникам окунуться в мир открытий, приобщиться к национальной культуре, расширить свои знания в области декоративно-прикладного искусства.

Таким образом, изучение регионального курса «Азбука Смоленского края» способствует гармоничному развитию личности младшего школьника, формирует национальное самопознание, прививая любовь к своему родному краю.

Знакомство с декоративно-прикладным искусством своего края, его глубинными корнями помогло обучающимся лучше изучить и понять национальную культуру Смоленской области. Через бытовые предметы, бережно хранимые в семьях, дети прикоснулись к истории своего рода.

В результате углубленного изучения основ декоративно – прикладного искусства в рамках регионального курса «Азбука Смоленского края» у учащихся сформировалось чувство гордости за свой народ, за национальную культуру и традиции Смоленской области. Школьники стали проявлять неподдельный интерес к истокам своей малой Родины.




Список литературы

  1. Рондели Д. Л. Народное декоративно-прикладное искусство, - М.: Просвещение, 1984. -146 с.

  2. Болотова С.А. Программа регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края» / С.А. Болотова.– Изд. 2-е, исправ. и доп. – Смоленск: Издательство «Ассоциация ХХI век», 2006. – 38 с.

  3. Болотова С. А., Довгий Т. П., Сибиченков О. В. Азбука Смоленского края: Учебное пособие по краеведению для выпускного класса начальной школы.- Ч. 3- Смоленск: Русич, 2008. – 184 с.

  4. Васильева Л. К. Народные орнаменты,- М.: Просвещение, 1991г.


2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!