Формирование научного мировоззрения.
Преподаватель: Бобаева З.М
План:
- Понятие о формах организации обучения.
- Эмпирическая типологизация средств обучения.
- Классно-урочная система как основная форма организации обучения.
- Классификация уроков как форм обучения.
Мировоззрение - это
- система
- устойчивых взглядов человека
- на мир и
- свое место в нем
Для мировоззрения характерны следующие черты:
- активная форма знания
- определяющая жизненную позицию и программы деятельности человека
- целостност ь:
- человек - мир - отношения между ними
всеобщность –
- на формирование мировоззрения влияет все, чем живет и что окружает человека (пресса, художественная литература, научная информация…)
Исторические типы мировоззрения :
- Мифологическое
- Религиозное
- Философское
- Житейское
- Повседневно-практическое
Структурные элементы мировоззрения :
- Знания - информация о реальности
- Ценности – личностная, социальная, культурная значимость объектов и явлений
- Убеждения - личностная форма знаний, определяющих его позицию , поступки, отношения
- Идеалы - высшая норма нравственной личности
Возрастные возможности овладения учащимися научным мировоззрением
- Мировоззрение возникает в раннем возрасте
- Стихийный, практический характер
- Составляющие: ощущения, чувства, желания, потребности, интересы, воля, побуждения, неосознанные стремления
- Представления о смене времен года, отношениях между людьми, материальности мира
Младший школьный возраст (от 7 до 10—11 лет)
- Житейские понятия – нижний понятийный уровень
- Начальные научные понятия
- Основы теоретического мышления
Подростковый (от 11-12 до14-15 лет) возраст
- Рациональное мышление
- Система идеалов, целей и ценностей
Изучая систематические курсы основ наук, подростки:
- совершают анализ предметов и явлений реальной действительности, находят в них взаимную причинно-следственные связи устанавливают закономерности общественно-исторического процесса, приходят к самостоятельным мировоззренческим выводам
- совершают анализ предметов и явлений реальной действительности,
- находят в них взаимную причинно-следственные связи
- устанавливают закономерности общественно-исторического процесса,
- приходят к самостоятельным мировоззренческим выводам
Юношеский возраст (от 14-15 до 17-18 лет)
Готовность к усвоению научного мировоззрения во всем его объеме :
- формирование твердых взглядов и убеждений
- профессиональное самоопределение
- морально-психологическая готовность к трудовой, общественной деятельности
- поиск смысла жизни
Формирование мировоззрения зависит от воздействия на :
- интеллект
- эмоции личности
- волю
Зависит от
- активной практической деятельности
- социальной и профессиональной позиции педагога
Интеллектуальный компонент
- не разрозненные знания,
- а система современного научного знания
- Знания должны проникать в сферу чувств и переживаний личности
- Знания У беждения
- Воспитание Воли
- Действия Поступки
Сфера практических действий учащихся:
- учебно-трудовая общественная деятельность социальные отношения, опытом общения
- учебно-трудовая
- общественная деятельность
- социальные отношения, опытом общения
Социальная и профессиональная позиции педагога
- "Это идеальное юношеское верование, — отмечал, — облегчает действия учителя и делает его пример благотворным... Но горе учителю, который неосторожным своим поведением, проявлением своих страстей перед учениками разрушил то обаяние, которым он был окружен в их глазах... Как только нравственное доверие потеряно или поколебалось хоть несколько, тотчас же и слово учителя теряет свою силу".
Н. А. Добролбюов
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!