Формирование навыков исполнения на детских музыкальных инструментах. Составление простейших партитур для детского музыкального ансамбля
Методист, преподаватель
ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж»
Дорофеева Г.И.
- Цель: овладение теоретическими знаниями и практическим опытом проведения работы по обучению игре на детских музыкальных инструментах
- Задачи.
- формировать знания о методах и приемах развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроке Музыка ;
- формировать знания о содержании учебной дисциплины Музыка в начальном общем образовании в объеме, достаточном для осуществления профессиональной деятельности;
- формировать знания об элементах музыкальной грамоты и музыкальном репертуаре по программе начального общего образования
- формировать навыки находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимой для подготовки к урокам;
- формировать навыки использования различных средств, методов и форм организации учебной деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам (обучение игре на детских музыкальных инструментах)
- формировать навыки игры на детских музыкальных инструментах;
- Формируемые компетенции:
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.
- ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
В Государственном образовательном стандарте по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» указывается, что одной из главных типовых задач профессиональной деятельности будущего учителя начальных классов является формирование общей культуры учащихся, важной составляющей которой является музыкальная и художественная культура Выпускник, получивший квалификацию учителя начальных классов, должен владеть разными видами профессиональной деятельности, среди которых особое место занимает деятельность по художественному и музыкальному воспитанию детей. Учитель начальных классов – это человек, который пусть и не имеет высокого уровня подготовки в области музыкального искусства, какая есть у учителя музыки, тем не менее, как никто другой знает специфику работы с младшими школьниками. Одним из Ведущих компонентов музыкальной подготовки, обеспечивающим успешность последующей музыкальной деятельности будущего учителя начальных классов, явлеются практическое владение игрой на детских музыкальных инструментах, а также владение методикой организации обучения обучающихся младшего школьного возраста.
Формирование навыков исполнения на детских музыкальных инструментах.
Показ приема
Ознакомление с инструментом
Поэтапное освоение приема
Исполнение с музыкальным сопровождением
Освоение вариантов приема
Один из самых распространенных инструментов – ложки и они такие разные …
Учимся играть на ложках
Способ игры на двух ложках . Используется здесь только одна пара ложек.
Исполнитель держит две деревянные ложки одинакового размера в правой руке, зажав ручку одной из них между большим и указательным пальцами, второй между указательным и средним. Ложки повернуты друг к другу выпуклостями, но не касаются одна другой. Играют при такой постановке сидя.
В этом способе хлопки совершаются парой ложек о плечи, колени и ступни ног, о левую ладонь (с обеих сторон), о локоть левой руки.
Кроме хлопков существуют еще такие приемы игры как:
- большое и малое тремоло (малое- быстрое чередование ударов между пальцами рук, большое- быстрое чередование ударов между ладонью и ногой),
- тремоло между коленями,
- большие и малые дроби (скользящее чередование ударов от руки к правой ноге).
Варианты исполнения
Способ игры на трех ложках .
В игре этим способом участвуют три деревянные ложки.
В левую руку мы берем две ложки с таким расчетом, чтобы рукоятка одной из них поместилась между большим и указательным, а второй - между средним и безымянным пальцами; концы рукояток при этом направлены наружу.
Ложка, зажатая между большим и указательным пальцами, лежит на ладони выпуклостью вверх. Вторая ложка повернута тыльной стороной к выпуклости первой, а в углубление ее вкладываются пальцы: средний безымянный и мизинец.
Разжимая и сжимая пальцы, производят удары выпуклых полушарий одно о другое. В правой руке держат третью ложку, ее тыльной стороной вскользь ударяют по выпуклостям первых двух ложек. При игре стоя мы иногда вставляем три – четыре ложки за кушак. Удары одиночной ложкой чередуем как о пару ложек в левой руке, так и о ложки за кушаком. При игре сидя ложки можно дополнительно вставлять между колен с той же целью, что и при игре стоя.
Учимся играть на ложках – использование помощи профессионалов
https://kopilkaurokov.ru/muzika/prochee/uchiebnoie-posobiie-udarnyie-narodnyie-instrumienty
Немного о детских
музыкальных инструментах
Посмотрите видео-материал
и освойте 2 приемы игры
https://uaclips.com/video/P58cj-PD-Ps/%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B5-%D0%BD%D0%B0-%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BA%D0%B0%D1%85.html
Составление простейших партитур для детского музыкального ансамбля
Проблема
У нас мало музыкальных знаний…
Что такое партитура?
Как научить детей?
Решение!
- Использовать активно то, что знаешь, включая аналогии
- Расширять знания
- Для начала освоим алгоритм….
Что такое партитура?
Как составлять партитуру
Песня Г.А. Струве «Пестрый колпачок»
https://zaycev.net/pages/23148/2314879.shtml?spa=true&trackId=2314879
Алгоритм работы:
- Для составления партитуры выбирается вокальное произведение (детская, народная песня).
- Необходимым условием является то, что произведение должно быть знакомо или предварительно выучено. (Степень сложности выбранного произведения (ритмический рисунок, наличие пауз зависит от уровня подготовки учащихся).
Возьмем, к примеру, песню Г.Струве “Пестрый колпачок” .
2. Подбираем детские музыкальные инструменты.
Конечно же, прежде чем приступить к этой работе, необходимо знать:
- индивидуальные и технические возможности инструментов,
- владеть приемами игры на них.
- при выборе инструментов следует учитывать характер и настроение музыки.
Пусть в нашем случае их будет три из известных всем: деревянные ложки, треугольник, бубен.
Начинаем составлять партитуру:
1. Выписываем текст песни и отмечаем его ритм – короткие слоги короткими черточками, долгие слоги – более высокими черточками.
I I I I I I I
Раз си -дел ве – се - лый гном
I I I I I I
На пень - ке под ел- кой
Продолжаем составлять партитуру:
Записываем текст песни по фразам в тетради с пропусками, оставляя для каждого инструмента свою строчку.
- В начале каждой строки прописываем условные обозначения инструментов.
- Чтобы партитуру в дальнейшем удобнее было читать, инструменты следует располагать в определенном порядке.
I I I I I I I
I I I I I I I
Раз си -дел ве – се - лый гном
I I I I I I
I I I I I I
На пень - ке под ел- кой
4. Подбираем ритмический рисунок для каждого инструмента и записываем ритм, используя условные обозначения инструментов.
Придерживаемся на начальных этапах составления партитуры
следующих “правил”:
- Один из инструментов дублирует ритмический рисунок мелодии, играет по ритму песни (если опираться на текст, то получается - на каждый гласный звук).
- Строчку для записи ритма этого инструмента лучше оставлять сразу над строкой текста песни.
Варианты для других инструментов
- Исполнять пульс (метр)
- Исполнять сильные доли (ударные слоги)
- Исполнять в конце фраз
I
Продолжаем составлять партитуру:
3. Прописываем «задание» для остальных инструментов
Важно!
- При составлении партии для инструментов учитывать характер их звучания, так как их звук не должен заглушать основную мелодию;
- Шумовые ударные инструменты должны подчеркивать основные акценты(ударения) в музыке.
Так, например, треугольник может участвовать в начале исполнения, так как у него звенящий, достаточно протяжный характер звучания и частые удары по этому инструменту могут создать неприятный звенящий «шум». Громкий звенящий бубен может быть использован в конце фраз.
I
I
I I I I I I I
I I I I I I I
Раз си -дел ве – се - лый гном
I
I I
I I I I I I
I I I I I I
На пень - ке под ел- кой
Вам незнаком этот знак?
Пауза – знак молчания
На начальном этапе для удобства записи и работы с партитурой паузы можно прописать слогами или какими-либо другими условными обозначениями в строчке текста.
Например:
Раз си - дел ве – се - лый гном – играть «красные» слоги
Раз си - дел ве – се - лый гном
Раз си - дел ве – се – лый гном играть незачеркнутые слоги
Практическая деятельность такого рода позволяет:
- развивать и закреплять важные музыкальные представления учащихся о ритме, метре, строении музыкальной формы, средствах выразительности и т.д.
- Способствует формированию у учащихся музыкально – творческих способностей.
- Создает творческую позитивную атмосферу
Повторим алгоритм работы:
1. Для составления партитуры выбираем вокальное произведение (детская, народная песня).
2. Подбираем детские музыкальные инструменты.
3 . Записываем текст песни по фразам в тетради с пропусками, оставляя для каждого инструмента свою строчку.
4. Подбираем ритмический рисунок для каждого инструмента и записываем ритм, используя условные обозначения инструментов.
У Вас все получится и Вашим учащимся это ООООчень понравится!!