СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование навыков исполнения на детских музыкальных инструментах. Составление простейших партитур для детского музыкального ансамбля Дорофеева Г.И.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из Ведущих компонентов музыкальной подготовки, обеспечивающим успешность последующей музыкальной деятельности будущего учителя начальных классов, является практическое владение игрой на детских музыкальных инструментах, а также владение методикой организации обучения обучающихся младшего школьного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков исполнения на детских музыкальных инструментах. Составление простейших партитур для детского музыкального ансамбля Дорофеева Г.И.»

Формирование навыков исполнения на детских музыкальных инструментах.  Составление простейших партитур  для детского музыкального ансамбля Методист, преподаватель ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж» Дорофеева Г.И.

Формирование навыков исполнения на детских музыкальных инструментах. Составление простейших партитур для детского музыкального ансамбля

Методист, преподаватель

ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж»

Дорофеева Г.И.

  • Цель: овладение теоретическими знаниями и практическим опытом проведения работы по обучению игре на детских музыкальных инструментах
  • Задачи.

- формировать знания о методах и приемах развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроке Музыка ;

- формировать знания о содержании учебной дисциплины Музыка в начальном общем образовании в объеме, достаточном для осуществления профессиональной деятельности;

- формировать знания об элементах музыкальной грамоты и музыкальном репертуаре по программе начального общего образования

- формировать навыки находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимой для подготовки к урокам;

- формировать навыки использования различных средств, методов и форм организации учебной деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам (обучение игре на детских музыкальных инструментах)

- формировать навыки игры на детских музыкальных инструментах;

  • Формируемые компетенции:
  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
  • ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  • ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.
  • ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

В Государственном образовательном стандарте по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» указывается, что одной из главных типовых задач профессиональной деятельности будущего учителя начальных классов является формирование общей культуры учащихся, важной составляющей которой является музыкальная и художественная культура Выпускник, получивший квалификацию учителя начальных классов, должен владеть разными видами профессиональной деятельности, среди которых особое место занимает деятельность по художественному и музыкальному воспитанию детей.  Учитель начальных классов – это человек, который пусть и не имеет высокого уровня подготовки в области музыкального искусства, какая есть у учителя музыки, тем не менее, как никто другой знает специфику работы с младшими школьниками. Одним из Ведущих компонентов музыкальной подготовки, обеспечивающим успешность последующей музыкальной деятельности будущего учителя начальных классов, явлеются практическое владение игрой на детских музыкальных инструментах, а также владение методикой организации обучения обучающихся младшего школьного возраста.

Формирование навыков исполнения на детских музыкальных инструментах. Показ приема Ознакомление с инструментом Поэтапное освоение приема Исполнение с музыкальным сопровождением Освоение вариантов приема

Формирование навыков исполнения на детских музыкальных инструментах.

Показ приема

Ознакомление с инструментом

Поэтапное освоение приема

Исполнение с музыкальным сопровождением

Освоение вариантов приема

Один из самых распространенных инструментов – ложки и они такие разные …

Один из самых распространенных инструментов – ложки и они такие разные …

Учимся играть на ложках Способ игры на двух ложках . Используется здесь только одна пара ложек. Исполнитель держит две деревянные ложки одинакового размера в правой руке, зажав ручку одной из них между большим и указательным пальцами, второй между указательным и средним. Ложки повернуты друг к другу выпуклостями, но не касаются одна другой. Играют при такой постановке сидя. В этом способе хлопки совершаются парой ложек о плечи, колени и ступни ног, о левую ладонь (с обеих сторон), о локоть левой руки. Кроме хлопков существуют еще такие приемы игры как: - большое и малое тремоло (малое- быстрое чередование ударов между пальцами рук, большое- быстрое чередование ударов между ладонью и ногой), - тремоло между коленями, - большие и малые дроби (скользящее чередование ударов от руки к правой ноге).

Учимся играть на ложках

Способ игры на двух ложках . Используется здесь только одна пара ложек.

Исполнитель держит две деревянные ложки одинакового размера в правой руке, зажав ручку одной из них между большим и указательным пальцами, второй между указательным и средним. Ложки повернуты друг к другу выпуклостями, но не касаются одна другой. Играют при такой постановке сидя.

В этом способе хлопки совершаются парой ложек о плечи, колени и ступни ног, о левую ладонь (с обеих сторон), о локоть левой руки.

Кроме хлопков существуют еще такие приемы игры как:

- большое и малое тремоло (малое- быстрое чередование ударов между пальцами рук, большое- быстрое чередование ударов между ладонью и ногой),

- тремоло между коленями,

- большие и малые дроби (скользящее чередование ударов от руки к правой ноге).

Варианты исполнения

Варианты исполнения

Способ игры на трех ложках .  В игре этим способом участвуют три деревянные ложки. В левую руку мы берем две ложки с таким расчетом, чтобы рукоятка одной из них поместилась между большим и указательным, а второй - между средним и безымянным пальцами; концы рукояток при этом направлены наружу. Ложка, зажатая между большим и указательным пальцами, лежит на ладони выпуклостью вверх. Вторая ложка повернута тыльной стороной к выпуклости первой, а в углубление ее вкладываются пальцы: средний безымянный и мизинец. Разжимая и сжимая пальцы, производят удары выпуклых полушарий одно о другое. В правой руке держат третью ложку, ее тыльной стороной вскользь ударяют по выпуклостям первых двух ложек. При игре стоя мы иногда вставляем три – четыре ложки за кушак. Удары одиночной ложкой чередуем как о пару ложек в левой руке, так и о ложки за кушаком. При игре сидя ложки можно дополнительно вставлять между колен с той же целью, что и при игре стоя.

Способ игры на трех ложках .

В игре этим способом участвуют три деревянные ложки.

В левую руку мы берем две ложки с таким расчетом, чтобы рукоятка одной из них поместилась между большим и указательным, а второй - между средним и безымянным пальцами; концы рукояток при этом направлены наружу.

Ложка, зажатая между большим и указательным пальцами, лежит на ладони выпуклостью вверх. Вторая ложка повернута тыльной стороной к выпуклости первой, а в углубление ее вкладываются пальцы: средний безымянный и мизинец.

Разжимая и сжимая пальцы, производят удары выпуклых полушарий одно о другое. В правой руке держат третью ложку, ее тыльной стороной вскользь ударяют по выпуклостям первых двух ложек. При игре стоя мы иногда вставляем три – четыре ложки за кушак. Удары одиночной ложкой чередуем как о пару ложек в левой руке, так и о ложки за кушаком. При игре сидя ложки можно дополнительно вставлять между колен с той же целью, что и при игре стоя.

Учимся играть на ложках – использование помощи профессионалов https://kopilkaurokov.ru/muzika/prochee/uchiebnoie-posobiie-udarnyie-narodnyie-instrumienty  Немного о детских музыкальных инструментах Посмотрите видео-материал и освойте 2 приемы игры  https://uaclips.com/video/P58cj-PD-Ps/%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B5-%D0%BD%D0%B0-%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BA%D0%B0%D1%85.html

Учимся играть на ложках – использование помощи профессионалов

https://kopilkaurokov.ru/muzika/prochee/uchiebnoie-posobiie-udarnyie-narodnyie-instrumienty

Немного о детских

музыкальных инструментах

Посмотрите видео-материал

и освойте 2 приемы игры

https://uaclips.com/video/P58cj-PD-Ps/%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B5-%D0%BD%D0%B0-%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BA%D0%B0%D1%85.html

Составление простейших партитур  для детского музыкального ансамбля

Составление простейших партитур для детского музыкального ансамбля

Проблема  У нас мало музыкальных знаний… Что такое партитура? Как научить детей? Решение! - Использовать активно то, что знаешь, включая аналогии - Расширять знания - Для начала освоим алгоритм….

Проблема

У нас мало музыкальных знаний…

Что такое партитура?

Как научить детей?

Решение!

- Использовать активно то, что знаешь, включая аналогии

- Расширять знания

- Для начала освоим алгоритм….

Что такое партитура?

Что такое партитура?

Как составлять партитуру Песня Г.А. Струве «Пестрый колпачок» https://zaycev.net/pages/23148/2314879.shtml?spa=true&trackId=2314879

Как составлять партитуру

Песня Г.А. Струве «Пестрый колпачок»

https://zaycev.net/pages/23148/2314879.shtml?spa=true&trackId=2314879

Алгоритм работы: Для составления партитуры выбирается вокальное произведение (детская, народная песня).  - Необходимым условием является то, что произведение должно быть знакомо или предварительно выучено. (Степень сложности выбранного произведения (ритмический рисунок, наличие пауз зависит от уровня подготовки учащихся). Возьмем, к примеру, песню Г.Струве “Пестрый колпачок” . 2. Подбираем детские музыкальные инструменты. Конечно же, прежде чем приступить к этой работе, необходимо знать: индивидуальные и технические возможности инструментов, владеть приемами игры на них. при выборе инструментов следует учитывать характер и настроение музыки. Пусть в нашем случае их будет три из известных всем: деревянные ложки, треугольник, бубен.

Алгоритм работы:

  • Для составления партитуры выбирается вокальное произведение (детская, народная песня).

- Необходимым условием является то, что произведение должно быть знакомо или предварительно выучено. (Степень сложности выбранного произведения (ритмический рисунок, наличие пауз зависит от уровня подготовки учащихся).

Возьмем, к примеру, песню Г.Струве “Пестрый колпачок” .

2. Подбираем детские музыкальные инструменты.

Конечно же, прежде чем приступить к этой работе, необходимо знать:

  • индивидуальные и технические возможности инструментов,
  • владеть приемами игры на них.
  • при выборе инструментов следует учитывать характер и настроение музыки.

Пусть в нашем случае их будет три из известных всем: деревянные ложки, треугольник, бубен.

Начинаем составлять партитуру: 1. Выписываем текст песни и отмечаем его ритм – короткие слоги короткими черточками, долгие слоги – более высокими черточками. I I I I I I I Раз си -дел ве – се - лый гном  I I I I I  I На пень - ке под ел- кой

Начинаем составлять партитуру:

1. Выписываем текст песни и отмечаем его ритм – короткие слоги короткими черточками, долгие слоги – более высокими черточками.

I I I I I I I

Раз си -дел ве – се - лый гном

I I I I I I

На пень - ке под ел- кой

Продолжаем составлять партитуру: Записываем текст песни по фразам в тетради с пропусками, оставляя для каждого инструмента свою строчку. - В начале каждой строки прописываем условные обозначения инструментов. Чтобы партитуру в дальнейшем удобнее было читать, инструменты следует располагать в определенном порядке. I I I I I I I I I I I I I I Раз си -дел ве – се - лый гном I I I I I I  I I I I I  I На пень - ке под ел- кой

Продолжаем составлять партитуру:

Записываем текст песни по фразам в тетради с пропусками, оставляя для каждого инструмента свою строчку.

- В начале каждой строки прописываем условные обозначения инструментов.

  • Чтобы партитуру в дальнейшем удобнее было читать, инструменты следует располагать в определенном порядке.

I I I I I I I

I I I I I I I

Раз си -дел ве – се - лый гном

I I I I I I

I I I I I I

На пень - ке под ел- кой

4. Подбираем ритмический рисунок для каждого инструмента и записываем ритм, используя условные обозначения инструментов. Придерживаемся на начальных этапах составления партитуры следующих “правил”:  Один из инструментов дублирует ритмический рисунок мелодии, играет по ритму песни (если опираться на текст, то получается - на каждый гласный звук).  Строчку для записи ритма этого инструмента лучше оставлять сразу над строкой текста песни. Варианты для других инструментов  Исполнять пульс (метр)  Исполнять сильные доли (ударные слоги)  Исполнять в конце фраз

4. Подбираем ритмический рисунок для каждого инструмента и записываем ритм, используя условные обозначения инструментов.

Придерживаемся на начальных этапах составления партитуры

следующих “правил”:

  • Один из инструментов дублирует ритмический рисунок мелодии, играет по ритму песни (если опираться на текст, то получается - на каждый гласный звук).
  • Строчку для записи ритма этого инструмента лучше оставлять сразу над строкой текста песни.

Варианты для других инструментов

  • Исполнять пульс (метр)
  • Исполнять сильные доли (ударные слоги)
  • Исполнять в конце фраз
I Продолжаем составлять партитуру:  3. Прописываем «задание» для остальных инструментов Важно! При составлении партии для инструментов учитывать характер их звучания, так как их звук не должен заглушать основную мелодию; Шумовые ударные инструменты должны подчеркивать основные акценты(ударения) в музыке. Так, например, треугольник может участвовать в начале исполнения, так как у него звенящий, достаточно протяжный характер звучания и частые удары по этому инструменту могут создать неприятный звенящий «шум». Громкий звенящий бубен может быть использован в конце фраз. I I I I I I I I I I I I I I I I Раз си -дел ве – се - лый гном I I  I I I I I I I  I I I I I  I На пень - ке под ел- кой

I

Продолжаем составлять партитуру:

3. Прописываем «задание» для остальных инструментов

Важно!

  • При составлении партии для инструментов учитывать характер их звучания, так как их звук не должен заглушать основную мелодию;
  • Шумовые ударные инструменты должны подчеркивать основные акценты(ударения) в музыке.

Так, например, треугольник может участвовать в начале исполнения, так как у него звенящий, достаточно протяжный характер звучания и частые удары по этому инструменту могут создать неприятный звенящий «шум». Громкий звенящий бубен может быть использован в конце фраз.

I

I

I I I I I I I

I I I I I I I

Раз си -дел ве – се - лый гном

I

I I

I I I I I I

I I I I I I

На пень - ке под ел- кой

Вам незнаком этот знак?  Пауза – знак молчания На начальном этапе для удобства записи и работы с партитурой паузы можно прописать слогами или какими-либо другими условными обозначениями в строчке текста. Например: Раз си - дел ве – се - лый гном – играть «красные» слоги Раз си - дел ве – се - лый гном Раз си - дел ве – се – лый гном играть незачеркнутые слоги

Вам незнаком этот знак?

Пауза – знак молчания

На начальном этапе для удобства записи и работы с партитурой паузы можно прописать слогами или какими-либо другими условными обозначениями в строчке текста.

Например:

Раз си - дел ве – се - лый гном – играть «красные» слоги

Раз си - дел ве – се - лый гном

Раз си - дел ве – се – лый гном играть незачеркнутые слоги

 Практическая деятельность такого рода позволяет:  развивать и закреплять важные музыкальные представления учащихся о ритме, метре, строении музыкальной формы, средствах выразительности и т.д.  Способствует формированию у учащихся музыкально – творческих способностей.  Создает творческую позитивную атмосферу

Практическая деятельность такого рода позволяет:

  • развивать и закреплять важные музыкальные представления учащихся о ритме, метре, строении музыкальной формы, средствах выразительности и т.д.
  • Способствует формированию у учащихся музыкально – творческих способностей.
  • Создает творческую позитивную атмосферу
 Повторим алгоритм работы: 1. Для составления партитуры выбираем вокальное произведение (детская, народная песня). 2. Подбираем детские музыкальные инструменты. 3 . Записываем текст песни по фразам в тетради с пропусками, оставляя для каждого инструмента свою строчку. 4. Подбираем ритмический рисунок для каждого инструмента и записываем ритм, используя условные обозначения инструментов.

Повторим алгоритм работы:

1. Для составления партитуры выбираем вокальное произведение (детская, народная песня).

2. Подбираем детские музыкальные инструменты.

3 . Записываем текст песни по фразам в тетради с пропусками, оставляя для каждого инструмента свою строчку.

4. Подбираем ритмический рисунок для каждого инструмента и записываем ритм, используя условные обозначения инструментов.

У Вас все получится  и Вашим учащимся это ООООчень понравится!!

У Вас все получится и Вашим учащимся это ООООчень понравится!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!