Формирование навыков самообслуживания на уроках технологии
План:
Введение. Предмет технология.
Цели и задачи обучения.
Особенности формирования навыков.
Основные проблемы, возникающие во время обучения.
1) Технология – это предмет учебной программы, который имеет преемственность. Дети начинают осваивать навыки самообслуживания ещё в детском саду, затем развивают эти навыки в начальной школе через творчество и познавательный интерес.
В среднем звене добавляется эффективное трудовое воспитание и усвоение трудовых умений и навыков, что способствует профориентационному выбору учащихся, сознательному выбору трудового пути в 10-11 классе.
В связи с этим я выбрала тему для саморазвития: «Формирование навыков самообслуживания на уроках технологии как средство активизации познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся»
Технология самообслуживания - работы, связанные с обустройством быта (мелкий ремонт одежды, азы кулинарии, владение различными инструментами и т.п) выполняются вручную и должны быть освоены детьми. Чем большими технологиями овладеет ученик, тем шире будут его возможности в выборе профессии, тем будет легче ему приспособиться к различным условиям жизни в обществе.
Модернизация школьного образования привела к появлению новых стандартов в образовании. От школы сегодня требуется подготовка мыслящих людей, способных учиться, т.е добывать те знания, которые им в данный момент необходимы, а на базе этих знаний самостоятельно формировать умения и навыки для продуктивной деятельности и творчества. Приходя в этот мир, ребёнок учится получать и обрабатывать информацию.
2) В основе новых стандартов лежит системно- деятельный подход, который прослеживается по предмету технология на протяжении всего курса, поэтому целеполагание по предмету совпадает с целями современного образования и должно давать ответ на вопрос: ДЛЯ ЧЕГО УЧИТЬ?
Цели обучения:
- Учить, чтобы „ научить учиться”
- Учить, чтобы „научить зарабатывать на жизнь”
- Учить, чтобы „научить организовывать свой быт”
- Учить, чтобы „научить общению”
Основные задачи обучения:
- Организовать условия, инициирующие детское действие
- Формирование самостоятельных трудовых умений и навыков , необходимых для выполнения профессиональных функций
- Формирование положительного отношения к трудовой деятельности
- Формирование трудовой дисциплины и ответственного выполнения своих обязанностей на рабочем месте
- Развитие потребности к самовыражению и самореализации учащихся посредством творчества
- Формирование необходимых коммуникативных качеств.
3) Формирование навыков самообслуживания по ФГОС продолжается на уроках технологии, благодаря знакомству девочек с потребностями людей и поэтому для общего развития им предлагаются следующие разделы:
- Культура дома- это направление даёт знания об устройстве современной кухни, позволяет обучающимся освоить навыки использования бытовой техники, определять набор безопасных для здоровья моющих и чистящих средств для мытья посуды и кухни (кабинета), воспитание эстетического вкуса к оформлению интерьера кухни.
- Кулинария - где обучающиеся овладевают навыками личной гигиены при приготовлении и хранении пищи, учатся подготавливать посуду и инвентарь к приготовлению пищи, составлять индивидуальный режим питания и дневной рацион, получать навыки в определении вкусовых сочетаний продуктов при приготовлении бутербродов, салатов и блюд из яиц, навыки в осуществлении органолептической оценки продуктов и готовых блюд, навыки при выполнении кулинарной механической и тепловой обработке овощей и фруктов, нарезку овощей, художественное украшение салатов. Осваивают навыки безопасных приёмов при обработке продуктов. Учатся готовить блюда, используя технологические карты (рецепты) приготовления, подбирать столовое бельё, сервировать стол, складывают салфетки.
- Создание изделий из текстильных и поделочных материалов – осваивают навыки по изучению свойств текстильных материалов, учатся распознавать ткани, переплетения тканей, снимая мерки с фигуры, знакомятся с размерными признаками, учатся выполнять конструкцию швейного изделия, самостоятельно работать на швейной машине, выполнять ручные и машинные швы, проводить ВТО, изготавливать изделия, осуществлять самоконтроль, анализировать ошибки, выполнять образцы вышивки, овладевать безопасными приёмами труда.
Формы работы, которые можно использовать на уроках технологии, это индивидуальная и групповая.
Индивидуальная работа полезна при изучении нового материала, обучающиеся ищут самостоятельно информацию об продуктах питания, которые они впоследствии учатся самостоятельно обрабатывать (первичная и тепловая обработка продуктов), самостоятельно находят рецепты блюд и учатся составлять технологическую последовательность приготовления блюда. Занимательные задания способствуют этому. Девочки с удовольствием включаются в работу, когда речь идёт о красивом оформлении блюд. Индивидуально они работают в рабочих тетрадях при проверке усвоенного материала.
Очень важна групповая форма работы на уроке с использованием творческих заданий. Эта форма используется на уроках кулинарии во время практических занятий по кулинарии. При таком обучении работают в силу своих способностей даже не очень старательные ученицы, т.к это им становится интересно. Ведь они работают сообща и вместе со своими одноклассницами. От них не требуют непосильной мыслительной деятельности, они выполняют то, что могут. Кроме этого творческая работа помогает раскрыться, через творческое воображение и работу в группе, дети могут реализовывать учебную задачу. Многие получают удовлетворение от процесса работы, от общения, от атмосферы в классе и от результатов собственного труда.
Очень помогает реализации требований ФГОС метод проектов, который используется на уроках технологии. Метод проектов позволяет обучающимся создавать проект как индивидуально, так и в группе. Работа над проектом создаёт условия для формирования общих учебных навыков, навыков самообслуживания, самоконтроля и самооценки, способствует формированию личностных качеств (аккуратность, внимательность, взаимопомощь и т.д)
Основная особенность методов и форм на уроках технологии заключается в том, что предпочтение отдаётся проблемно-поисковой и творческой деятельности школьников. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность учеников понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать результат, учитывается индивидуальная особенность детей, их интересы и склонности.
Оценивание работы на уроках технологии можно осуществлять не только по бальной системе, можно оценить работу и формирующей оценкой, т.е дать словесное описание работе, произнося похвальные слова или заменив текущий инструктаж при работе, тактично указать на недостаток, повышая мотивацию и давая творческий толчок на будущее.
Уже с 5 кл. девочки начинают знакомиться с миром профессий. На занятиях по кулинарии они знакомятся с профессиями занятыми в пищевой промышленности и т.д.
На уроках технологии есть возможность на практике применять и объединять знания, полученные на всех предметах- использование различных материалов, преобразование энергии, использование интернет ресурсов, основы черчения, графики, дизайна. Для развития системного мышления и технологической культуры, необходимо показывать связь раздела с историей развития цивилизации, науки и техники.
4) Основные проблемы, возникающие во время обучения:
- Мотивация обучения детей снижена. Они ещё не понимают, что это им точно пригодиться в жизни, ведь они пока находятся под опекой родителей, которым проще сделать всё самим за ребёнка, чем иметь терпение и научить детей.
- Мотивация привития навыков самообслуживания со стороны родителей отсутствует. Им не хватает времени, мудрости, терпения и опыта для передачи необходимых навыков самообслуживания.
- Поведенческая проблема, связанная с нежеланием подчиняться общим правилам. Редко, но все же встречаются дети, которые отказываются выполнять общую и индивидуальную работу на практических занятиях по технологии. Приходиться с этим ребенком работать индивидуально, выяснять и направлять в определении той или иной деятельности.