СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование навыков самостоятельной работы учащихся на уроках географии»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Формирование навыков самостоятельной работы учащихся на уроках географии»»

«Формирование навыков самостоятельной работы учащихся на уроках географии»

 

В традиционной методике самостоятельная работа на уроках географии занимает в среднем от 5 до 10 минут. Направлена такая работа, как правило, на дублирование мысли учителя или автора учебника, т.е. характер самостоятельной работы - это работа по образцу, это отсутствие продуктивной деятельности ученика. В основном это работа с учебником: ответы на вопросы, комментарии к тексту, рисункам, фотографиям или работа с картой.  Опыт показывает, что такая информационная перегрузка ведет к снижению мотивации обучения и ухудшению здоровья учащихся, а обучение ориентировано на получение формальных результатов, а не на развитие личности.

            Сегодня остро встаёт необходимость формирования умения и навыков самообразования учащихся, развития их способностей самостоятельного приобретения знаний, быстрого реагирования на всё новые «вызовы» жизни.         

               Самостоятельная работа на моих уроках представляет собой особый вид учебной деятельности: она осуществляется под моим руководством, но без моего непосредственного вмешательства. Самостоятельная работа в моём понимании - это, прежде всего, умение, необходимая мотивация и сильная воля. Это наличие творческих начал, присущих каждому ребёнку, это радость открытий.  Я применяю самостоятельную работу на уроке на различных его этапах: при подготовке к восприятию нового материала; при изучении новых знаний и формировании определённых навыков и умений; при обобщении и систематизации знаний.

Учебный процесс определяется в первую очередь его содержанием. Наибольшие трудности возникают у учащихся при усвоении теоретических знаний, выполнении самостоятельных работ, поэтому мне хотелось бы остановиться на теоретических вопросах, касающихся самостоятельных работ.

Мною задействованы следующие виды самостоятельных работ:

  • работа со школьным учебником (прием и составление плана, рассказ по плану;

  • ответы на вопросы, связь текста с иллюстрациями, составление вопросов к иллюстрациям);

  • установление взаимосвязей и причин явлений;

  • задание на пути формирования какого-либо понятия (индуктивный или дедуктивный) и т. д.

Наиболее трудными приемами самостоятельной работы у многих учащихся являются: выявление состава знаний, пути формирования понятий, работа с учебником, картами и контурными картами одновременно.

Одной из главных задач самостоятельных работ является обучение учащихся использованию различных источников знаний, поэтому перечисленные выше основные источники географических знаний определяют виды используемых в общении географии самостоятельных работ.

Для работы с каждым источником знаний используется несколько разновидностей заданий, отражающих различные приемы работы учащихся. Остановлюсь на нескольких видах самостоятельных работ: работа с географической картой, с учебником.

Географическая карта

Самостоятельная работа с географической картой имеет большое значение для развития познавательной активности школьников.

Например, рассмотрим прием определения географического положения реки при изучении темы "Гидросфера" в курсе 6-го класса.

Первый уровень усвоения знаний.

Ученики усваивают и воспроизводят готовую информацию, т.е. вместе с учителем дети описывают реку и записывают в тетрадь (объяснительно-иллюстрированный; метод).

Второй уровень усвоения знаний.

Ученики применяют знания и умения по образцу в знакомой учебной ситуации, т.е. дети уже вместе с учителем работали по описанию по физической карте РФ, а теперь им дается задание самостоятельно определить географическое положение другой реки по плану (это репродуктивный метод).

План.

1. Название (назвать и показать реку).

2. Географическое положение:

а) на материке (на каком материке и в какой его части, между какими меридианами и параллелями);

б) относительно других объектов (положение относительно форм рельефа; где начинается, в каком направлении течет, куда впадает; примерная длина, к бассейну какой реки относится).

Третий уровень усвоения знаний.

Ученики творчески применяют знания и умения в новой ситуации, т.е. также самостоятельно по плану, но уже не по физической карте РФ, и по физической карте полушария (это частично поисковый или исследовательский метод).

Таким образом, дети от совместной работы с учителем переходят к самостоятельной работе.

Итак, работа с географическими картами является сильным стимулятором умственного развития, воображения, памяти, логического мышления, умения сравнивать, сопоставлять.

Работа со школьным учебником.

Правильная организация работы с учебником географии служит не только целям приобретения новых знаний и закрепления их, но и целям формирования у учащихся умения самостоятельно работать с книгой, географическим текстом. Это умение очень важно, так как является важнейшим средством самообразования.

Некоторые самостоятельные работы по учебнику:

1 .Самостоятельная работа по выявлению состава знаний с целью формирования понятия. Состав знаний включает: факты - понятия - явления – процессы

  • задания на нахождение и выявление из текста части состава знаний (процессы и явления)

  • задания на пути формирования понятия (дедуктивный - от определения понятия к его изложению, индуктивный - от изложения содержания понятия к его определению)

  • задания на установление взаимосвязей и причин явлений.

Таким образом, самостоятельную работу по выявлению состава знаний с целью формирования понятия можно проводить различными способами. В процессе такой работы ребята научатся выбирать из текста основные понятия, устанавливать взаимосвязи, выявлять черты сходства и различия географических понятий

2. Самостоятельная работа на выписывание из текста фактов, подтверждающих, например, географические закономерности, отрицательное и положительное воздействие человека на природу и т.д.



        Критерии к определению явления самостоятельности разнообразны:

  1. наличие руководства учителя, который осуществляет необходимую помощь и контроль результатов работы;

  2. отсутствие инструктажа, который лишь сковывает инициативу ученика;

  3. внесение учеником в выполнение задания нового по отношению к образцу;

  4. собственное побуждение к выполнению работы и осознание её цели и смысла;

  1. готовность к самостоятельности и преодолению трудностей;

  2. соединение собственных мыслей с действием;

  3. проявление инициативы и творчества.

         Под самостоятельностью можно рассматривать как организационно-техническую сторону процесса, так и познавательную и практическую деятельность. Но более всего для развития самостоятельности учащихся имеет значение познавательная сторона, а не организационная. А именно –  наблюдения, выводы, творческое применение знаний.

Самостоятельность - это качество личности; выражающееся в умении ставить перед собой определённые цели и добиваться их достижения собственными силами.

         Результаты самостоятельной работы обязательно обсуждаются и оцениваются в классе. Индивидуально проработанный материал можно обсудить в парах, в фронтальной беседе в классе; опережающее индивидуальное творческое задание можно предложить для рецензирования с последующим обсуждением в группах или всем классом; общее групповое задание делится на индивидуальные, итоги которого обсуждаются группой или всем классом вместе с учителем. Показателем моей работы в решении поставленной проблемы является увеличение времени, отводимого на самостоятельную деятельность, до 70%, что приводит к его уменьшению на выполнение домашнего задания. И домашняя работа действительно может стать самостоятельной.       

Ожидаемые результаты моей деятельности

Как и любому учителю, мне в повседневном труде хочется добиться того, чтобы звонок с урока не прекратил дальнейшей работы мысли каждого из моих учеников. Хочу, чтобы каждый ребёнок ждал новой встречи с моими уроками, чтобы жаждал новых знаний и был счастлив оттого, что может их получить. В рамках использования здоровьесберегающих технологий на своих уроках использую приёмы психологической и эмоциональной разгрузки, стараюсь создать для детей комфортные условия обучения.

Широко применяю разноуровневый подход. Для этого провожу диагностику познавательных способностей учащихся, составляю индивидуальные задания, анализирую динамику качественных изменений в интеллектуальном развитии школьников. В содержание анкет, которые регулярно провожу в конце и в начале учебного года обязательно включаю такие вопросы: какие затруднения ты испытываешь в процессе обучения географии, чему ты научился за прошедший учебный год, чему бы ты хотел научиться в следующем году и т. д.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!