СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование новых тенденций развития литературы в период Перестройки: натуралистическая (Л. Габышева, С. Каледин), «сенсации наших дней» (А. Рыбаков, М. Шатров, Ю. Трифонов), публицистическая (А. Вознесенский, В. Астафьев). Дискуссии.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование новых тенденций развития литературы в период Перестройки: натуралистическая (Л. Габышева, С. Каледин), «сенсации наших дней» (А. Рыбаков, М. Шатров, Ю. Трифонов), публицистическая (А. Вознесенский, В. Астафьев). Дискуссии.»

Формирование новых тенденций развития литературы в период Перестройки: натуралистическая (Л. Габышева, С. Каледин), «сенсации наших дней» (А. Рыбаков, М. Шатров, Ю. Трифонов), публицистическая (А. Вознесенский, В. Астафьев). Дискуссии.


Кардинальные перемены в политической организации общества, начавшиеся в 1985 году, принесли с собой долгожданную свободу слова. Утверждение атмосферы гласности стало первым и наиболее бесспорным достижением развернувшейся в стране "перестройки".

На рубеже 1980-90-х годов самым живым и общественно значимым участком литературного процесса оказалась так называемая возвращенная литература. На страницах журналов появились произведения, созданные в прежние шесть десятилетий (20-70-е годы), но неизвестными широкому советскому читателю. Полностью и окончательно вернулись к отечественному читателю М. Булгаков, А. Платонов, М. Цветаева, О. Мандельштам, эмигрантский И. Бунин и другие опальные художники, чьи книги частично издавались уже в 60-е годы. Одной из характерных черт литературного процесса конца 80-х - начала 90-х годов стало усиление интереса писателей к исторической теме. Непосредственно это было связано со спецификой переживаемого страной исторического поворота, когда резко возросла потребность общества в переоценке исторического пути, пройденного Россией, во внимательном освоении ее исторического опыта. Актуальными для современных писателей оказались исторические уроки недавнего прошлого.

Традиционно Каледина принято относить вместе с Л.Петрушевской, О.Габышевым к «натуральному» течению «другой прозы», восходящему к жанру классического физиологического очерка. Писатели-натуралисты последней четверти двадцатого столетия, как и их предшественники, прежде всего осваивали «темные углы» жизни, описание которых долгое время считалось запретным, исследовали психологию людей «дна» и, как правило, воздерживались от оценок ужасающей обыденности и жестокости повседневных отношений, ограничиваясь констатацией фактов. Все эти особенности ярко проявились в повести «Смиренное кладбище», герой которой, кладбищенский подсобник Лешка Воробей, мальчишкой убежал от мачехи и отца, жестоко избивавшего умирающую от рака мать. Попал в колонию. После колонии долго скитался, в конце концов завел семью, пристроился работать на кладбище, но все это не означало наступления эпохи хотя бы относительного благополучия. Лешка пил, пила его жена, брат, пили друзья и подруги. После того, как, «набравшись до бессознательного состояния, родной брат проломил Лехе череп, он почти перестал видеть и слышать». Каледин скрупулезно собрал мельчайшие подробности существования своего героя: подробно описал процесс рытья могил, установки памятников, сооружения цветников. Он создал картину мира, в котором «отменены» нормы человеческого общежития и действуют свои особые законы. Критика неоднократно обращала внимание на символичность финальной сцены (в день своего 30-летия Лешка Воробей взбирается на колокольню), усматривая в этом жесте героя пусть не осознанное, но стремление человека «дна» подняться над «мерзостями» собственной жизни. Л.Аннинский называл Каледина «первооткрывателем, смелым разведчиком», заглянувшим «в такие углы, в какие до него литераторы не рисковали соваться».

Роман «Дети Арбата» Рыбакова, написанный ещё в 60-х годах и опубликованный только в 1987 году, был одним из первых о судьбе молодого поколения тридцатых годов, времени больших потерь и трагедий, роман воссоздает судьбы этого поколения, стремясь раскрыть механизм тоталитарной власти, понять «феномен» Сталина и сталинизма. Роман «Дети Арбата» автобиографический, в образе главного героя Саши Панкратова немало реалий судьбы самого писателя. Рыбаков обмолвился, что путь Саши – это его, Рыбакова, путь, только Саша лучше, чем его прототип. В романе можно выделить следующие темы: История и философия власти; Роль школьного товарищества в жизни человека; Мужество советских людей, глубина их убеждений, верность долгу; Материнская любовь. Но основная тема произведения - историческая и художественная правда о трагическом периоде в развитии нашего общества. Проблема - воссоздать пласты недавней живой истории - как неотъемлемую часть духовной и социальной экологии. Раскрыть взаимосвязи между политикой и нравственностью - главный конфликт времени. Идея романа - через историю семерых самых разных по характеру и социальному положению людей, переживших 34-й год, «обозначить кольца роковых лет, стягивавшие горло нашей общей судьбы». Сюжет - в основе его - жизнь героев на фоне строительства социализма в двух планах: на воле и в заточении. Сюжетные линии существуют параллельно, не пересекаясь. Яростное столкновение мировоззрений происходит и в том, и в другом планах. Спор полярных этических установок происходит между людьми, внешне никак между собой не связанными. Группировка образов в романе - помогает раскрыть идею произведения: герои распадаются на две противостоящие оппозиции, во главе которых Сталин и Панкратов. Писатель впервые смело, бесстрашно взялся за проблему ответа: какова же роль И. В. Сталина. Очевидно, что одна из главных задач романа «Дети Арбата» – показать, как утверждался культ Сталина. Сталин в романе – исторический деятель, который смог подчинить своей воле миллионы людей, определить путь развития огромной страны. Писатель стремился постичь внешне противоречивую логику действий тирана. Сталин в романе Рыбакова глубоко одинок. Он сознательно ставит себя вне человеческих отношений. Сталину не нужны друзья и родные. Нужны исполнители его воли. Исполнители, которые будут со временем заменены другими, когда откажутся выполнять его указания или возомнят о себе слишком много. Книга не просто открывает глаза на тягостную реальность недавней истории – она не позволяет больше отводить их в сторону от этой реальности; бередит душу, рассказывая правду о Сталинской эпохе. Рыбаков написал роман о Сталине и о Саше Панкратове, потому что в противостоянии этих двух личностей он увидел главный конфликт времени. Молодые люди, выросшие в московских арбатских переулках и вошедшие в возраст ответственности к середине тридцатых годов, воспитаны на одной идее – с какой радостной надеждой вступают они в мир. Панкратов – один из главных неисторических героев романа – по-настоящему хороший и честный человек, который никогда не поступает против своей совести, им всегда движет чувство справедливости. Саша – человек с ярко выраженным социальным темпераментом. Сам по себе такой темперамент может принимать и опасные формы. Шарок вспоминает, как при приёме в комсомол Саша отказался голосовать за него, коротко бросив: «Не верю». Легко представить, как такие люди в атмосфере тридцатых годов бросали своё «не верю» не только таким, как Шарок. Но есть у Саши одно качество, которое и делает его уязвимым. Мораль для него – это человеческая ценность, которая стоит превыше всего. Он не может, к примеру, лжесвидетельствовать против заместителя директора института Криворучко. У него есть возможность выбора: Саша может предать Криворучко, сказав о нём то, что требуют, и тем самым спасти свою судьбу. Но он не желает хитрить, лавировать, притворяться, скрывать мысли и чувства. Ведь Саша – сильный духом, высоконравственный человек, истинно русский интеллигент. «Дети Арбата» - это художественное осмысление пережитого народом, это роман о правде жизни, это история семерых из поколения молодых людей пореволюционной и предвоенной эпохи.

Евгений Евтушенко говорил: "После этого романа невозможно будет оставить те же учебники по истории в библиотеках и школах". Немало критиков встретили роман в штыки – развенчивался умело и убедительно их кумир. В Чебоксарах, например, местные власти противились переводу книги на чувашский язык.

В 1985-1986 годах в центральных журналах были опубликованы три произведения, сразу же оказавшиеся в фокусе общественного внимания: "Пожар" В. Распутина, "Плаха" Ч. Айтматова и "Печальный детектив" В. Астафьева. Общим в этих произведениях разной стилистики было обращение к материалу современной жизни и невиданная для литературы предшествующих лет активность, даже резкость в выражении авторской позиции. Публицистический накал трех указанных произведений предвещал общий процесс стилистической эволюции перестроечной литературы: она стала быстро наращивать удельный вес злободневности в тематике и полемичности в выражении авторских взглядов.

Эти содержательные особенности содействовали расцвету публицистических жанров в литературе второй половины 80-х годов. Публицистика на экологические, исторические, экономические и нравственно-психологические темы на некоторое время заняла главенствующее место в литературной жизни России.

В «Пожаре» ландшафт не играет столь же значительной роли, как в предыдущих повестях Распутина, хотя и здесь чувствуется стремление писателя ввести его в мир героев, а героев показать через природу. Но в том-то и дело, что природа на глазах исчезает: леса вырубаются под корень, - и в душах героев происходит такое же опустошение. Эта повесть, как никакая другая у Распутина, публицистична, и это объяснимо тревогой писателя не только за судьбу природных богатств Сибири, но и, прежде всего, за судьбу человека, здесь живущего, утрачивающего свой корни. Валентин Распутин говорит о «Пожаре» так: «Повесть по размеру небольшая, а вместить хотелось много... Но я не считал себя вправе растягивать повествование, его должно было хватить на столько, сколько горя склады. Для меня это имеет значение – соотносимость длительности рассказа с длительностью события». Тем самым писатель признаёт следование определённым законам именно публицистических жанров. В «Пожаре» Распутин впервые выделил в самостоятельную линию супружеские отношения, придавая им тем особое внимание. В это же время тема современной семьи, воспитания детей, ответственности друг перед другом звучит и в его газетных публикациях. Однако уже самим фактом единственности Алёны как положительного женского образа в повести Распутин говорит о затухании в современных хранительницах очага женских начал, без которых жизнь теряет гармонию, в душе убывает крепость. Крепкая связь, теснейшее переплетение биографии и творчества, конкретных реалий и художественных образов. Это характерно для Распутина, точно так же как и то, что художественная ткань, настолько плотна, ситуация настолько драматична и психологична, что кажется – возьми он просто факт из жизни, всё было бы тусклее. Распутин от главы к главе будет заставлять читателя переводить тревожный взгляд с одного пожара (в душе Егорова) на другой (на складах) и до последней страницы, до завершающей строки не даст передыху, не снизит напряжения, ибо всё важно.

Ко времени появления «Пожара» в печати разве только «Печальный детектив» Виктора Астафьева из современных произведений вызвал такую лавину статей, споров, дискуссий, обсуждений. Причина такой заинтересованности кроется, прежде всего, в том, что Распутин одним из первых поднял именно в художественном произведении архиважные проблемы, на которые много лет подряд в порыве розового оптимизма закрывали глаза.

Критики отмечали в «Пожаре» черты «учительской прозы» Л. Толстого, проявляющиеся в ориентации на моральный суд и самосуд, на моральную исповедь добра, гражданских и семейных ценностей. С этой традицией были связан упреки писателю в излишней публицистичности его творчества.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!